Путешествие по Улсу и Вишере

Поскольку наше путешествие по Вишере начиналось с реки Улс, мы решили и о ней рассказать свои впечатления. Надо заметить, что со стороны Свердловской области на Вишеру попасть можно только через Улс, иначе никак. Или заезжать уже со стороны Пермского края. Улс - река небольшая, узкая и мелкая, причем настолько, что для сплава по ней надо выбирать время весенней большой воды, либо после обильных дождей. Иначе Вам придется большую часть пути шлепать по руслу пешочком. До места начала сплава добираются по дороге от Североуральска на Жигаланские водопады. Но учтите, дорога эта в плохом состоянии, а ехать далеко, так что заброска обойдется недешево.

Улс выглядит как настоящая таежная река, берега ее близко друг от друга и покрыты густым лесом. Первые 10-15 километров встречаются рыбаки, потому что есть там лесные дороги. А вот дальше - уже никого, полная глушь, до самой Золотанки. Удобных мест для ночевки на реке хватает - это и отмели, и рыбацкие стоянки. Вдоль Улса встречается немало охотничьих изб, и прямо на берегу, и поодаль. Вода в реке отменно чистая и прозрачная, к тому же в Улс впадает много мелких речек и ручьев, стекающих с гор, так что с питьевой водой проблем нет. Наиболее крупные впадающие реки - Жигалан, Сурья, Лямпа, Кутим, на которой стоял когда-то Кутимский железоделательный завод.

Дно реки из некрупной гальки, больших валунов нет. Течение быстрое, так что, когда позволяет глубина, можно даже не грести особо - само несет. Отсутствие скал по берегам с лихвой искупается тем, что со многих мест Улса открываются величественные виды Уральских гор - вершин хребта Кваркуш. Вода в Улсе холодная, и рыбы, кроме хариуса, никакой практически не водится, да и водоплавающей птицы не встретишь - ни уток, ни цапель. А еще Улс знаменит своим завалом - копился он, видно, десятки лет, и, как бы мы ни старались его описать, все равно это будет далеко от реальности, это надо видеть... Целый участок реки, около сотни метров, просто исчез под толстым слоем намертво перепутанных бревен, веток, пней и корней. Но не волнуйтесь, по берегу есть тропа для обхода.

Нужно обязательно учитывать, что Улс совершенно оторван от цивилизации, и возможности схода с маршрута просто нет. Нет ни магазинов, ни медпунктов, ни почты или телефона. Если что - Вам в любом случае придется добираться до единственной жилой точки на Улсе - Золотанки, где есть турбаза со спутниковым телефоном и дорога на Красновишерск. Как раз своей дикостью Улс нам и понравился, и еще великолепными горными видами и хрустальной быстрой водой.

Это четвертая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Улс

День 4. Стоянка у Крестовки, знакомство с местной флорой, дыня в тайге

Ночью Александр выглянул из палатки - проверить обстановку, а там в полнеба сияет огромная полная луна, вся в окружении жемчужных облаков... Видно и реку, и гору, и лес... Он разбудил и меня полюбоваться, очень романтично. Как только заснули после этого, проснулись от капель дождя, и снова выползли - застегнуть двери палатки. Под шум дождя спали прекрасно, но Саше было жарковато в его спальнике, он зимний взял.

В 7 утра я проснулась и вышла наружу - было холодно, небо затянуто тучами, но пара маленьких клочков голубого неба вселяла оптимизм. Уже то, что не было дождя, радовало. Пока делали зарядку, решили сделать дневку, раз и стоянка удобная, и лес рядом. Ветер поменял направление к Вогульскому Камню от Североуральска, потеплело, облаков становилось все меньше. Мы позавтракали бутербродами и чаем из термоса. А после этого я решила сходить в лес - по грибы, по ягоды. Нарядилась в кроссовки и куртку, брызнулась от комаров на всякий случай, взяла ведерко, нож - и отправилась за добычей.

Сначала хотела пойти по тропинке вниз по течению, мимо стоянки, которую видел Александр, но тропинка скоро уткнулась в канаву с водой, соединявшуюся с Улсом, а разуваться мне не хотелось. Так что я вошла на стоянку и стала искать выходы в лес оттуда. Первая попытка не удалась, я забрела в заросли высокой влажной травы. А вот в направлении нашей отмели обнаружились тропинки, а вдоль них - о, чудо! - земляника! Я даже не думала, что она в этих местах, да в такое время года растет. И вот, лазая по окрестностям этой стоянки, я набрала половину ведерка земляники, и половину ведерка черники, кроме того, нашла несколько грибов - три опенка и обабок. На грибной супец для вкуса уже хватит!

А вот лес, по которому я бродила, заслуживает отдельного описания. Он совсем не такой, как на Урале под Екатеринбургом. Здесь дикие дебри, тайга. Кругом поваленные стволы, некоторые так прогнили, что можно сквозь них провалиться. Всюду какие-то кочки, иногда высотой в полметра, ямы и ямки с водой, мох глубиной выше щиколотки, все ветки затянуты паутиной.

А сколько всего растет! Я такого разнообразия растений давно не видела - черника, голубика, брусника, костяника, земляника, шиповник, смородина - это только ягоды. А других цветов и трав еще великое множество. Кусты, деревья самых разных видов. Елочки, как будто сухие, мертвые - а смотришь - пара веток зеленые и живые. А запах! Дивный. Тут и еловая смола, и травы, и свежесть, и мед... Просто сказочный лес. Ходить по нему, конечно, непросто, но уходить не хочется. В конце концов, вышла на берег Крестовки, и вдоль нее вернулась на нашу стоянку.

Александр все это время пытался рыбачить, а потом мылся в речке. Он решил опробовать новые мушки, которые купил перед отъездом в надежде выловить хариуса. Но мушки оказались негодными - сделаны тяп-ляп слепыми китайцами. Покидал спиннинг для тренировки, и понял, что клюнуть на такую наживку может только если рыбы вокруг будет немерено, потому что мушку абсолютно не видно в воде, на каком она расстоянии.

Он убрал спиннинг и стал мыться, а тут и я пришла. Я показала ему свой улов, он сказал, что грибов на суп маловато. Так что пришлось мне идти снова в лес. Теперь я решила перейти Крестовку, и поискать в другой части берега. По камням аккуратно перешла, и направилась вверх по течению Улса. Стала смотреть, что здесь есть. Увидела вылущенные кедровками шишки, причем они их разделывают интересно - не вынимая орешки из шишки, а просто отстригая половину скорлупы. Кое-где отдельно валяются чешуйки от кедровых шишек. А сами кедровки метрах в 50-100 от меня орали-надрывались, я даже подумала, не медведь ли там ходит.

По всему было видно, что ягодки собирали, не то человек, не то зверь общипал - стебельки торчат, а ягодок нет. Но мне ягод тоже хватило. Кое-где встречались и другие следы пребывания народа - какие-то обломки, обрывки веревки... А в одном месте под большущей старой березой стояло пластиковое ведро из-под краски литров на 12, в ствол был вбит железный желоб, наверное, здесь добывали березовый сок по весне.

Так я бродила, собирала чернику, грибов попалось всего две штуки. И еще я наступила на поваленный ствол дерева, выглядевший вполне надежным, а он оказался трухлявым, и я ногой насквозь провалилась в него, и даже под него - в яму с водой. Кроссовок промочила, штаны запачкала. Потом я вышла на берег, совсем недалеко от нашей стоянки, увидела Сашу и попросила его принести мне сланцы, а то переходить холодную речку по скользким камням не слишком-то заманчиво.

Тапки Александр перекинул мне через поток, а сам отправился туда, где я только что была, чтобы поснимать лес. Там ему попадалось множество мелких птичек, вылетавших отовсюду из окрестных кустов, цветы местные поснимал, виды островка, берега речки Крестовки, но недалеко, чтобы не промочить в траве одежду. Я села на лодку переобувать кроссовки и снимать мокрые носки, и тут выглянуло такое жаркое солнце, что я немедленно сняла майку и стала блаженно загорать. Это было всего минут 10, зато приятно. Потом солнышко спряталось за облака, но и оттуда проникало его тепло.

Саша вернулся. Я как раз прополоскала носки-кроссовки, штаны повесила сушить, и стала резать салат. Еще надо было пирожки доесть и курицу. Вот это мы и съели. А на закуску была вкуснейшая дыня "колхозница", купленная в Североуральске. Землянику и чернику оставили на завтра на перекусы. Саша пошел на прогулку в сторону стоянки горнозаводцев, а я почитала журнал, сидя на лодке, потом стало прохладно, и я забралась в палатку, там валялась и смотрела в окно на реку.

Потом и Александр присоединился ко мне, и поделился впечатлением о непроходимости местного леса, чтобы там передвигаться, надо иметь крепкую одежду, непромокаемую обувь и много терпения. Столько там кустов, валежника и болотин, и все заросло высокими травами и мхом. И только вдоль самой кромки реки почти везде есть тропинка, звериная наверное, иногда всего сантиметрах в тридцати от воды. Да и та пересекается многочисленными ручейками и лужами.

Мы полюбовались бегущей водой в Улсе, а затем забрались в спальники. Я мгновенно уснула, да и Саша скоро задремал, и проспали мы до самого ужина. Я проснулась от того, что показалось - по палатке барабанят мелкие капли. Они действительно были, но совсем мелкие, как пыль. Мы быстренько встали, накрыли вещи лодкой. Я предложила, раз погода такая неустойчивая, скорее развести костер и сварить горяченький грибной суп. Александр немедленно помчался разжигать огонь - супчика-то хочется!

Хватило двадцати минут, чтобы сварить его, и еще успели накипятить чая. А дождь только попугал нас, так что ужинали мы супом и дыней на улице перед палаткой. А уже сильно похолодало, надо сказать. Ветер гнал по небу черные клочки туч, а между ними чуть-чуть голубого неба. Мне хотелось скорее снова в палатку. Кстати, Саша старательно обтер палатку и тент - на них оказалось столько воды! Я еще потусовалась до вечернего чая у костра, поворачиваясь к нему то передом, то окорочками. Понятно было, что пропахну дымом, но греться-то надо. А то мы весь день закалялись - сновали от палатки до костра и обратно через холодную Крестовку. Ну, зато не болеем!

Выпили мы чаю с мятными пряниками, сидя на лодке, собрали вещи под лодку и тент. Я почистила зубы, умылась и нырнула в палатку греться, а Саша еще долго ходил туда-сюда по отмели, что-то там делал. Ну, наконец, и он пошел спать, и сразу начался дождь. Мы немного почитали, да и отошли ко сну часиков в десять. Сквозь сон я слышала, что дождь усилился. Он лил всю ночь. Потом лил все утро. Весь день. Кончился он лишь в половине четвертого следующего дня, то есть шел 18 часов, причем все время сильный.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как добраться до реки Улс

Со стороны Свердловской области до реки Улс можно добраться через Североуральск. Если Вы едете на своем транспорте, то после Североуральска двигаетесь на Покровск-Уральский, и далее по дороге мимо горы Золотой Камень, в сторону Вогульского Камня и Жигаланских водопадов, это довольно популярное место.

Дорога грунтовка, но на всем протяжении вся в ямах, поэтому ехать придется медленно и долго. Расстояние от Североуральска до реки Улс составляет примерно 80 км, мы ехали около пяти часов. До моста можно доехать практически на любом автомобиле.

Если Вам нужно нанимать машину, то для начала рекомендую познакомиться с моей статьей «Заброска туристов». Можете искать машину с помощью интернета, можете читать объявления в Североуральских газетах, либо просто голосовать на выезде из Североуральска на Баяновку. Этот способ подойдет, если Вы путешествуете один, большую компанию вряд ли подберут.

Впадение Крестовки в Улс

Карта реки Улс

Фрагменты из фильма о путешествие по Улсу и Вишере

Остальные фрагменты из нашего путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе