--> Студия DV-PRO. Главная страница

Путешествие по Улсу и Вишере

О Вишере мы знали уже давно. Знали, что река эта течет на севере Пермского края, славится своими удивительными скалами, часто в литературе называется "Алмазная Вишера", и добраться до нее из наших мест непросто и недешево. Наверное, поэтому, мы не спешили туда попасть, но мечтали, а пока путешествовали по уральским рекам, что поближе. Но вот настал момент, когда все наиболее интересные и доступные реки были нами пройдены, дошла очередь и до неизведанной Вишеры.

Река Вишера поразила нас своей суровой красотой и отдаленностью от большой земли, там особенно чувствовалось, что она более северная. Вокруг дремучие еловые леса, местами непроходимые. А таких скал, как здесь, мы не видели больше нигде. Даже широко известная Чусовая не может сравниться с Вишерой, с ее великолепными, огромными Камнями - Писаный, Говорливый, да один Ветлан чего стоит!

Множество исторических мест в окрестностях Вишеры тоже прибавляет ей очарования. По берегам заброшенные деревни и села, раньше довольно людные, а сейчас пустые и тихие. То и дело видишь древние бревна, которыми были укреплены берега, остатки пристаней и мостов, загадочные намеки на просеки в лесах - следы работы лесорубов, рудокопов... И более свежие исторические перемены - старые паромные переправы, замененные теперь железными мостами.

На Вишере мы прожили несколько дней нашей жизни - насыщенных, интересных и спокойных. Прошли мы по ней около 130 километров, по самому популярному участку от Усть-Улса до Красновишерска. Жилых деревень на этом участке Вишеры немного - Вая, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха и Романиха. Вишера полноводная, большая река, и сплавляться по ней можно в любое теплое время года. Места для стоянок проблемы не составляют, отмелей достаточно. Питьевая вода на всем протяжении реки - из впадающих ручьев и речушек. Дно реки каменистое, потому вода прозрачная. Она теплее, чем в Улсе, так что всякие утки, цапли уже встречаются, а вот рыбы немного, хоть местные рыбаки и говорят, что и щуки водятся. Приглянулась нам Вишера, не зря мы о ней мечтали, все ожидания оправдались, и хочется когда-нибудь еще раз туда вернуться.

Это заключительная часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Вишера

День 16. Прощай, Вишера, последний переход, с тележкой по Красновишерску, автобус до Перми, паровоз до Екатеринбурга

23 августа мы проснулись по будильнику в восемь часов, хотя уснули поздно и с трудом - у Ветлана вовсю орала музыка, слышно было, что туда подтягиваются все новые компании на машинах. Моторки продолжали гонять туда-сюда. А часа в четыре утра громкую музыку включили еще и со стороны Красновишерска. Сразу понятно, люди в этом городе живут не в меру веселые, отрывные, готовые ночь напролет колбаситься. Зато порадовала температура - тепло, даже спальник не застегивали.

Утром, еще в густом тумане, мы моментально сделали зарядку, умылись и позавтракали. В этом молоке прошла к городу первая моторка - и как не боятся, здесь же бревна везде торчат... А музыка у Ветлана все так же орала... Когда стали собирать вещи, из-под сумки от лодки вытряхнулась ящерица, еще меньше вчерашней. Мы ее отнесли подальше, и думали, что уже все хорошо. Первые лучи солнца просушили нам тент. Мы все упаковали, приготовили еду в дорогу, сели в лодку и поплыли, уже при свете солнца и без тумана.

По длинной протоке без поворотов мы шли примерно час. Сам город начался уже метров через 500 по левому берегу - деревенские домики, огороды, лодочные сараи. Встречались и коттеджи, неясного назначения - то ли для сдачи, то ли это мини-турбазы, то ли дома состоятельных горожан. Везде стояли машины и моторные лодки. Попадались иногда и палатки. А с правого берега тянулась старая улочка Заречная. Вишера посередине была очень мелкая, мы протиснулись вдоль левого берега.

Наблюдали картину, как несколько нетрезвых граждан пытались грести в лодке шестом и заводить мотор. Было забавно. Мы еще издали заметили, что на левом берегу стоит небольшая толпа, похожая на очередь. Нам показалось, что они ждут лодку, чтобы переправиться на правый берег. Да, действительно, к ним подплывали моторки, они договаривались с хозяином и отплывали. Одна уже загрузилась и отчалила, а во вторую сели те самые пьяные люди.

Мотор что-то не хотел заводиться, они стали отталкиваться шестом. Но в руках у одного была банка пива, расставаться с ней он не желал, поэтому выронил шест. И этого даже не заметил. Сказал - все, поехали! А мотор опять не заводится. Лодочник просит толкаться шестом - а нечем! Шест отплывает, они плывут за ним, тот, кто упустил его наклоняется к воде и рукой подманивает гребную снасть. Даже грести рукой пытался…

Но досматривать спектакль до конца мы не стали, поплыли дальше. Прошли мимо чего-то, похожего на затопленную баржу слева, а справа была старая пристань метра два высотой из бревен. Может, раньше это была паромная переправа.

Дальше потянулись одноэтажные жилые дома, за ними виднелась асфальтированная дорога. Вдалеке уже маячили трубы целлюлозно-бумажного комбината. Вот слева показалась большая заводь, в которой пришвартованы два больших судна - речной кораблик и старый паром. И несколько машин недалеко. Вот здесь мы и решили пристать к удобной отмели. Там надо было помыть и сдуть лодку, просушить ее, и отправляться на автостанцию.

Мы разгрузились, спросили у парня, где тут автовокзал, и он порадовал нас, ответив, что до него километр или полтора. Наврал. Когда стали укладывать вещи, из лодочной сумки выпало еще две ящерицы. Видимо, их целью было любой ценой покинуть надоевший остров, вот они и рванули с нами. Я отнесла безбилетников к огромному сухому бревну, в котором было множество дыр и щелей. Думаю, им на новом месте понравится.

Только мы теперь опасались, что дома, разбирая рюкзаки, мы еще столкнемся со всякими лягушками, пауками и ящерицами. Пока собирались, по реке проплыл вверх по течению тот большой катер. На его палубе сидели явно отдыхающие - видно, поехали на прогулку.

Мы попрощались с Вишерой, поблагодарили ее за наше путешествие, вышли на асфальт, и двинулись в сторону автостанции. Прошли мимо стада коров, лениво развалившихся на травке. Прохожие подтверждали, что идем мы правильно, только идти еще очень далеко, советовали сесть на автобус. Но понятие "далеко" у нас было разное, так что мы спокойно дошли по улице Дзержинского до автовокзала. По пути видели несколько магазинов, даже достаточно крупных.

Городок был сонный, милый, зеленый. У одного дома люди красили самодельную детскую площадку. Только Саша страдал от жары, особенно когда вез тележку с лодкой. Нас обогнали два байкера с бородищами, в черных кожаных штанах и жилетках на голое тело. У одного на мотоцикле сзади стояли черные кожаные клепаные сундуки. Это смотрелось забавно. Местная молодежь, когда байкеры зашли в магазин, стали быстро фотографироваться на фоне мотоциклов.

Вот по левой стороне показалась автостанция, там стоял автобус до Соликамска, сидела пара людей. Потом оказалось, что это были водитель автобуса и кондуктор. Я сходила посмотреть расписание и как работает касса. Она открывалась лишь через полчаса, так что мы сели ждать. Решили брать билеты сразу до Перми, на 14.50. Через 6 часов, в 20.50 должны были уже приехать в столицу Пермского края. А пока я попросила у водителя телефон - звякнуть маме, он даже денег с меня не взял. Мама обрадовалась, что мы живы и здоровы, и завтра уже будем дома.

Купили мы билеты, на себя и багаж, потом я зашла в магазин, пополнила запас продуктов в дорожку - творожные булочки, плавленый сыр, ветчину. Мы пообедали. Автобус в Соликамск уехал, наш из Перми приехал и встал рядом. Выглядел вполне респектабельным. Я еще успела сгонять в центр города за газетой, еле нашла киоск - на площади возле администрации. Там был даже фонтан, изображавший героев сказов Бажова, вокруг - зеленый газоны и клумбы, все достаточно ухоженное.

Недалеко был еще Дом культуры и рядом - памятник Ленину. Дома, в основном, стояли все двухэтажные, в том числе барачного типа, облупленные. Но были и пятиэтажки. Видели и памятник защитникам Отечества, и торговый центр, и рынок. А за всем этим угадывается Вишера, до нее совсем близко.

Ну а пока мы ждем отправления, расскажу немного о городе Красновишерск, чем он примечателен. Некогда, еще в советское время, это был, можно сказать, богатый город. Люди тут жили в достатке, потому как была работа. Здесь были такие крупные предприятия, как целлюлозно-бумажный комбинат и Уралалмаз. Но в начале 2000-х годов, после всяких приватизаций, эти предприятия попали в частные руки, а владельцы не хотели вкладывать деньги в производство, а только выжимали последнее. Да и от государства поддержка прекратилась. Поэтому потихоньку все умирало, как и тысячи других фабрик и заводов. В итоге: то, что имеем - страна деградирует благодаря предприимчивым руководителям...

Ну и еще можно добавить, что с местами этими связана судьба Варлаама Шаламова, который был политическим узником и отбывал срок в этих местах. У него есть рассказы о тех временах, можете в интернете найти, почитать...

Но вот мы сели в автобус, и поехали в обратный путь. Как только автобус поехал, водитель зачем-то включил по телевизору сериал (кажется, "Небесные родственники"), и потом всю дорогу он бубнил, никому не нужный. Я не заметила, чтобы кто-то из пассажиров его смотрел. Поехали мы в сторону закрытого целлюлозно-бумажного комбината, то есть в противоположную от нашей высадки на реке. Красновишерск не баловал красивыми видами, все темные бараки. Но в одном месте, уже на выезде из города, строились сразу несколько кирпичных трехэтажек, место называлось "Сангородок".

Выехали за пределы города, и стали смотреть в окно. За окном потянулись болотистые места с торчащими сухими стволами, бывшие вырубки, поросшие мелким частым сосняком, где совсем не было травы, встречались дорожки в лес, проделанные грибниками. Какие-то дороги вели с трассы к соседним деревням, на этих перекрестках сидели местные жители, торговавшие черникой и разными грибами - белыми, красноголовиками, лисичками. Видимо, здешние места богаты на эти лесные дары.

Наш путь лежал через Соликамск, а дальше мимо Березников в Пермь. По пути проехали несколько рек, достаточно крупных - Язьва, Косьва и Яйва. По любой из них можно было сплавляться уж не хуже, чем по Улсу. Мы, кстати, на Косьве тоже побывали, и порог "Медвежьи головы" прошли, и самого медведя встретили, и на гору Ослянка пытались забраться, и много других приключений было. Если интересно, читайте в рассказе «Путешествие по реке Косьва».

В Соликамске, проехав большие отвалы, остановились на автостанции возле большой площади и каких-то церквей или монастыря с зелеными куполами. Стояли всего пять минут. Потом из окна автобуса осмотрели пробегающий мимо Соликамск - маленький, убогий городок, довольно серый.

Мимо Березников проехали без остановок, вставали на десять минут только дальше, у придорожного кафе. У дороги тоже торговали грибами-ягодами. Да, богат этот край на лесные дары... В кафе мы есть не стали - дорого, и небезопасно. Так что поели в автобусе, пока стояли.

В Пермь мы приехали на час раньше, чем в расписании, посмотрев по пути Камское водохранилище с пароходиками и длинный мост через него. На въезде в город приятно порадовали чистые подстриженные газоны. Проезжали довольно-таки чистые и ухоженные скверики, в которых гуляли люди. В городе высадились на автовокзале, от него надо было добираться до ж.д. станции "Пермь-2". Так что мы по подземному (очень грязному) переходу перешли на другую сторону, сели в автобус 1-го маршрута, практически пустой, что было очень кстати, и всего за 13(!) рублей доехали до вокзала.

Из окна автобуса видели людей в масках и карнавальных костюмах - это нефтяная компания проводила какой-то праздник. Видели всякие интересные скульптуры и фонари в скверах, особенно мне понравилась триумфальная арка в виде четырехсторонней буквы "П" из настоящих бревен, хаотично наваленных друг на друга. Видимо, она символизировала лесные богатства - основу благосостояния Пермского края. Еще в том же сквере был памятник навозному жуку-скарабею, катящему шар метров 5 в высоту.

Но в остальном город проигрывал Екатеринбургу - он был еще грязнее! Чисто было только в скверах в центре. Тротуары, вокзалы, трамваи - все старое и ветхое, заметили только несколько новых троллейбусов, ну, и автобусы были нормальные. Толпа людей какая-то чужая - и одеты по-другому, и лица "не наши". Кстати, было много женщин-мусульманок в платках-хеджабах и длинной одежде со штанишками, намного больше, чем у нас. А я-то думала, что все гастарбайтеры съехались в Екатеринбург. Нет, в Перми их вроде еще больше.

Доехали мы до вокзала, и Александр пошел узнавать расписание и наличие билетов, а я осталась ждать с вещами на улице. Пока он ходил, в небе низко пролетели два пассажирских самолета, видимо, рядом был аэропорт. Александр вернулся быстро с радостной вестью, до ближайшего поезда было полтора часа, билеты в наличии. Вот только до Екатеринбурга поезд идет слишком быстро, пять с половиной часов, так что в городе мы будем в половине четвертого ночи. Но мы решили, что просто вызовем такси, а доспим уже дома.

Саша сначала ушел за билетами, потом в магазин за булочками и водичкой в дорогу, покупать в привокзальных киосках не хотелось. А когда он вернулся, поезд уже стоял на платформе. По темноватому тоннелю с деревянными лестницами мы вышли к поезду, и стали ждать, когда прицепят наш второй вагон (он пермского формирования).

Наконец, вагон прицепили, мы занесли вещи и разместились на двух боковушках. Лодку пришлось отвязывать от тележки и проносить через вагон боком, иначе она не проходит. В течение часа еще поужинали салом с лавашем и булками, умылись, расстелили коврики (постель мы брать не стали), и улеглись поспать пару часов. За окном уже стемнело.

Я спала как сурок, крепко и сладко, а вот Саше было не очень-то удобно на боковушке - рост не позволял вытянуть ноги. За полчаса до прибытия прозвенел мой будильник, мы без спешки собрались и вышли с вещами в тамбур, чтобы не толкаться с другими пассажирами. За окном было темно, и шел дождь - мы поняли, что прибыли на Урал. Но пока доехали до вокзала, дождь кончился, так что нам повезло.

Вышли из вагона - жизнь кипит, люди ходят, в лужах отражаются огни фонарей и цветной рекламы... Непривычно. Зато свежо после только что прошедшего дождя. По пути от вокзала позвонили в такси, машина подъехала быстро, только возникли проблемы с размещением нашего багажа - у водителя в багажнике было детское автокресло. До дома доехали очень скоро, поднялись в квартиру. Там выпили чайку, я еще нашла силы помыться в душе, и мы легли спать.

Еще одно прекрасное путешествие в край чистых рек и нетронутых лесов окончилось.


Как вернуться с Вишеры на большую землю

О том, как добраться до Вишеры, написано в первой части, где мы плыли по реке Улс. Также есть информация о заброске в верховья реки в другом рассказе про Вишеру, читайте. Тут я скажу, как сняться с реки.

Заканчивать сплав по Вишере лучше в городе Красновишерск. Железной дороги там нет, но есть автостанция, и можно на автобусе доехать до Перми или других крупных городов Пермской области.

Железная дорога в тех местах идет от Соликамска через Яйву, Кизел, Губаху, город Чусовой, и далее через Тагил до Екатеринбурга. Это самый удобный вариант, в пути 15 часов. Там, где проезжает автобус, можно сделать пересадку. Если на этот паровоз мест нет, то можно добраться на электричке от станции Калийная до Чусового, и там будут другие варианты. Либо в Пермь, там рейсов побольше.

На автобусе от Красновишерска до Соликамска 100 километров, это примерно 2 часа, до Перми - 320 км, в пути около 6 часов.

Вид на Вишеру со скалы Ветлан

Вид на Вишеру со скалы Ветлан

Карта реки Вишера

Фрагмент из фильма о путешествии по Улсу и Вишере

Остальные фрагменты из путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества