Путешествие по Улсу и Вишере

О Вишере мы знали уже давно. Знали, что река эта течет на севере Пермского края, славится своими удивительными скалами, часто в литературе называется "Алмазная Вишера", и добраться до нее из наших мест непросто и недешево. Наверное, поэтому, мы не спешили туда попасть, но мечтали, а пока путешествовали по уральским рекам, что поближе. Но вот настал момент, когда все наиболее интересные и доступные реки были нами пройдены, дошла очередь и до неизведанной Вишеры.

Река Вишера поразила нас своей суровой красотой и отдаленностью от большой земли, там особенно чувствовалось, что она более северная. Вокруг дремучие еловые леса, местами непроходимые. А таких скал, как здесь, мы не видели больше нигде. Даже широко известная Чусовая не может сравниться с Вишерой, с ее великолепными, огромными Камнями - Писаный, Говорливый, да один Ветлан чего стоит!

Множество исторических мест в окрестностях Вишеры тоже прибавляет ей очарования. По берегам заброшенные деревни и села, раньше довольно людные, а сейчас пустые и тихие. То и дело видишь древние бревна, которыми были укреплены берега, остатки пристаней и мостов, загадочные намеки на просеки в лесах - следы работы лесорубов, рудокопов... И более свежие исторические перемены - старые паромные переправы, замененные теперь железными мостами.

На Вишере мы прожили несколько дней нашей жизни - насыщенных, интересных и спокойных. Прошли мы по ней около 130 километров, по самому популярному участку от Усть-Улса до Красновишерска. Жилых деревень на этом участке Вишеры немного - Вая, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха и Романиха. Вишера полноводная, большая река, и сплавляться по ней можно в любое теплое время года. Места для стоянок проблемы не составляют, отмелей достаточно. Питьевая вода на всем протяжении реки - из впадающих ручьев и речушек. Дно реки каменистое, потому вода прозрачная. Она теплее, чем в Улсе, так что всякие утки, цапли уже встречаются, а вот рыбы немного, хоть местные рыбаки и говорят, что и щуки водятся. Приглянулась нам Вишера, не зря мы о ней мечтали, все ожидания оправдались, и хочется когда-нибудь еще раз туда вернуться.

Это пятнадцатая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Вишера

День 15. Камень Ветлан, чудный вид со скалы, заброшенная деревня Петруниха, последняя стоянка у Ветлана

То, что палатка наша была высоко над рекой, уберегло нас от холода, а все компании к ночи уехали обратно в город, так что все было тихо, и спать нам никто не мешал. Снова был туман, и сквозь молочную пелену выступали сюрреалистичные очертания ледоломов. И лес вокруг нас тоже выглядел схематично. Когда я спустилась к воде умыться, вспугнула аж восемь птиц - тут были и вороны и вороны, они возмущенно кричали, улетая. А в кустах стаями порхали синицы-московки.

В лесу шел настоящий дождь - со всех веток капало. Все было затянуто паутиной, и росло такое многообразие цветов, что вспоминались тропики. И летали пчелы, толстые, сытые шмели, осы, стрекозы. Ну, и мошки, конечно, куда от них деться? А еще много мелких безобидных, но надоедливых мух. Так что Александр облачился в весь боекомплект - носки, штаны, кофта и накомарник. Поснимал лес, восторгаясь картинами, утреннюю Вишеру, снял и моторку, плывущую в тумане.

Мы позавтракали, стали быстро собираться, подгоняемые мошками. Перетаскали вещи через грязь в лодку, и погребли к Ветлану. Подплыли к дороге, где стояли палатки, и сидела женщина в ожидании своих, ушедших на скалу. Мы спросили у нее, где подъем наверх. Она объяснила. Там как раз был припаркован наш знакомый катамаран. Мы переставили лодку немного дальше, и Александр собрался в очередное восхождение. А высота была нешуточная - 140 метров! Как думаете, сколько это этажей? И длина почти два километра.

Мы радовались, что сняли Ветлан на видео вчера вечером, когда он был ярко освещен, потому что сейчас солнце светило прямо из-за камня, и он был темный. А сегодня снимем красивые виды сверху, оттуда и Полюдов камень видно, и Красновишерск, и Вишерогорск, наверное. В общем, я осталась ждать у реки, а Саша пошел. Я просила быть осторожнее, если лестница в плохом состоянии, идти лучше просто по тропе в обход. Но, судя по скорости, с которой он оказался на вершине, с лестницей все было в порядке.

Я слышала, как кричали той женщине у палаток со скалы ее дети, обещая остаться там жить. А через некоторое время смотрю - появилась крошечная фигурка Александра, он помахал рукой, я помахала в ответ. Пока он поднимался, я рассматривала сам Ветлан. Это монолитная стена, местами разбитая на отдельные блоки, разделенные трещинами. Высота почти везде одинаковая - те самые 140 метров. Все выглядит как закругленные замковые башни, непрерывно соединенные между собой. А в центральном блоке башни треугольные в сечении. До середины скалы поросли сосновым лесом.

Вдоль камня по берегу Вишеры идет дорога. Рядом с нашей лодкой стоит деревянный навес с полиэтиленовой пленкой от дождя. Хорошо видна вдалеке гора Полюдов Камень с двумя вышками сотовой связи и небольшими строениями на вершине. Напротив Ветлана тянется поляна от нежилой деревни Петруниха, мы ночевали как раз рядом с ней. А над всем этим - огромное голубое небо с легкими перистыми облачками - как раз для съемки.

Пока я ждала возвращения героя с вершины, на берег подъехала машина, где были папа, мама, дочка и дед за рулем. Они выгрузили из прицепа уже надутую лодку с транцем под мотор, установили сам мотор, покидали кое-какие вещи и отправились всей семьей на рыбалку, только дед сел в машину и уехал назад в город, пообещав их забрать вечером. После этой компании в воздухе остался стойкий запах бензина и термоядерного табака от папирос, выкуренных дедулей.

Через несколько минут показался и Александр - абсолютно счастливый и веселый. Он в приказном тоне произнес "Ну все, надевай кроссовки, и ступай на гору". Я напрасно отказывалась и говорила, что мне не хочется. Надо. Я надела кроссовки на босу ногу, повязала платочек, и пошла. Буквально через пару сотен метров я дошла до начала лестницы.

По описанию я ее представляла чем-то страшным и трудно проходимым, думала, она вьется по отвесной стене или что-то в этом роде. Все оказалось гораздо прозаичнее - широкие ступеньки, перила, примерно как в старых бараках. И даже если там нет 5-6 ступенек, это место можно просто пройти по земле и снова забраться на лестницу, а можно прямо по перилам идти. Лестница была построена пролетами - один налево, другой направо, и ощущения высоты совсем не возникало.

Скажу больше, на Ветлан можно было бы подняться и без лестницы. Перед началом подъема я видела, как к лестнице подъехала машина, и ее пассажиры, две женщины и мужчина, морально готовились к подъему. Кажется, это они сказали мне, что в лестнице 700 ступенек. Ну, если раньше и было столько, сейчас гораздо меньше. И перила участками уже кто-то оторвал или спилил. От лестницы отходили в разных направлениях тропинки - видно, люди гуляют не только по вершине Ветлана. А сама лестница густо исписана названиями городов, откуда приезжали сюда туристы.

Нас с Александром эта привычка людей писать о своем визите на всем, что попало, раздражает. Особенно, когда пишут прямо на скалах, безнадежно портя их вид. Ведь кроме слабоумия это ничего не показывает. Не обошлось на Ветлане и без другой идиотской традиции - вязать на деревья и ветки цветные лоскутки тряпок. Это, мало того, что не красиво и не уместно, так и деревьям уже вредно.

С подъемом наверх становилось все теплее - там же солнце светит. В конце лестницы я прошла по тропинке налево и оказалась на краю скалы на вершине Ветлана. Ну что, ощущение сильное - почти как на вершине мира. Чувство высоты и полета еще усиливалось от прекрасной солнечной погоды. Вокруг стоял густой аромат смолистых сосен и кедров. Впереди на многие километры расстилался зеленый лес, видно изрядный кусок реки Вишеры - от Романихи до пригорода Красновишерска, который называется Набережный. Очень эффектно смотрелась гора Полюдов Камень.

Внизу напротив скалы виднелись развалины домов деревни Петруниха, их было немного. Вишера просматривалась на ярком солнце до дна, со всеми затопленными бревнами и лесами из водорослей. По центру тянулась цепочка зеленеющих ледоломов, очень украшая общий вид. Иногда по реке резво пробегали моторки, оставляя недолгий след. Саша внизу сидел на лодке, малюсенький до изумления. Он, кажется, махал мне лапками...

Понаблюдав за его движениями, я поняла, что он хочет снять на камеру, как я машу ему в ответ. Я помахала. И пошла прогуляться на соседние скалы, тропинок было множество. В одном месте стояли стол и скамейки, видно было, что людей здесь бывает много, даже очень, но мусора, что радовало, особо не было видно - то ли его уносят с собой, то ли есть кому убирать. Я напоследок еще вышла полюбоваться просторами, особенно поляной у Романихи, в той стороне, откуда мы приплыли - она была такой ровной, зеленой, и как будто мягкой. И пошла обратно.

Навстречу мне попались те трое, которые долго собирались совершить восхождение. Они удивились, что я уже иду обратно - сами-то поднимались довольно медленно, так как были достаточно упитанными. Я лишним весом не страдаю, и то ближе к вершине немного запыхалась, все-таки солидная высота, гораздо выше скал на Чусовой! Подошла я к лодке, переобулась, и мы отчалили.

Пока выгребали на середину реки, решали, что делать. Была уже половина второго, так что двигать в обратный путь было поздновато. Да и не хотелось, честно говоря, так здесь было хорошо! Так что и этот день мы пожелали провести на Вишере. Стали осматриваться, где бы это сделать.

Местечко быстро нашлось - в череде островков-ледоломов попался один, к которому прилепился настоящий островок с отмелью, Бахаревский. Мы осмотрели оба острова, нам все понравилось, и мы стали обустраиваться. Костровище там уже было, отмель высокая с мелкой галькой, кусты есть, дрова есть - просто прелесть. Ну, а уж вид перед нами - совершенно королевский - Ветлан во всей красе.

Поставили мы готовиться обед - тушеную картошку с мясом, а сами занялись палаткой. Травки под нее нарезали-постелили. Пока возились, поспел обед. Вкусная оказалась штука - консервы "Картошка с грибами и говядиной", я туда еще свежей картошки добавила, да лука - объедение. И много, целый котелок, так что и на ужин осталось. А на десерт, по просьбам трудящихся, сварила я кисель.

После обеда наступило счастливое безделье - плыть больше никуда не надо, загорай себе! Мы и почитали, и семечек погрызли... Я периодически вязала, постирала, а Александр помыл лодку и полез на ледолом, прилепившийся с краю нашей отмели. А я снимала это на камеру.

Наверху ничего особо интересного не оказалось - просто внутри оболочки из бревен, сложенных наподобие сруба, была насыпана рыхлая галька, ее уже занесло землей, и там выросла трава и кусты. Сами бревна были иногда трухлявы до состояния бумаги - нога в них свободно проваливалась. Еще торчали местами железные ржавые тросы. Наверное, лет через 50 ледоломов на Вишере уже не останется, разметает их весной ледоход, размоет вода.

Еще мы рассортировали вещи, чтобы завтра было удобно их укладывать в дорогу домой. Солнце светило весь день. Я, грешным делом, даже пожалела об этом - ведь если бы погода была пасмурной, не было бы так обидно покидать эти волшебные места. Единственное, что портило нам отдых, были моторные лодки. Ходит их здесь дикое количество. А так как по воде звук распространяется дальше, то рев мотора уходящей лодки плавно перетекал в вой мотора приближающейся. Это иногда походило на пытку - до головной боли, честное слово.

Мне трудно даже представить, как живется людям вдоль берега реки, где вот так гоняют моторки. Наверное, они зимы ждут, как праздника. Это нельзя даже сравнить с шумом машин, звук от лодки гораздо противнее. Кстати, машины здесь тоже проезжали, по дороге на Ветлан. И мотоциклы, и велосипеды, и люди пешком… Короче, место очень посещаемое. Я просто радовалась, что мы на острове далеко от берега.

А еще вдоль кромки воды иногда бродили рыбаки - кто с удочкой, кто с "корабликом". Но что-то больших уловов было незаметно. И все, кто мимо нас проплывал, удивленно говорили друг другу - "О, смотри, где палатку поставили!" Видно, такое бывает тут нечасто. Под Ветланом все стоянки были заняты. Это объяснялось просто - пятница и прекрасная погода. Под вечер прямо толпа собралась, хорошо, что далеко от нас.

В какой-то момент из соседней, дальней от скалы, протоки, послышались странные звуки - треск, плеск и хлопанье. Оказалось, рыбак вспугнул стаю уток, и они удирают по воде во все лопатки. Еще мы кормили мальков, они такие же бесстрашные, как на Чусовой. Котелки вымывают дочиста! А если спокойно постоять минуту в воде, начинают, как гарра руфо, делать педикюр - очень приятно пощипывая пальцы и ступни. Вот, чем Вишера не курорт со спа-процедурами.

И так нам понравилось здесь, на острове, что мы чувствовали себя, как дома. И даже завелось у нас домашнее животное в палатке. Саша подозвал меня, предупредив, что не надо шуметь и мелькать тенью. Я заглянула в палатку, и увидела, что под тентом, на стенке палатки, лазает крохотная, сантиметров 5-7, ящерка. Она деловито щелкала языком мошек. Сама почти черная, очень изящная, как будто выточенная из камня, гибкая, пальцы на лапках длинные и растопыренные. Ящерка долго исследовала все стенки палатки.

Потом Саша перенес ее в палатку, аккуратно посадив на руку, поснимал на камеру. А затем я ее взяла и унесла к кустикам, но она долго не хотела уходить с моей руки. Пока я не хлопнула легонько ей по хвостику, она не слезла. И там уже сидела на камушке, вертела головой. Вот так прошел наш последний день на реке, исключительно летний, с золотыми пчелами, пузатыми шмелями, кружащими над цветами, с жарой, с водной свежестью…

Вот когда мы после ужина забрались в палатку отдыхать, на небо набежали тучки. Мы даже испугались, как бы дождь не пошел. Но они скоро рассеялись. Александр еще помылся в последних лучах солнца. А потом мы пили кофе с сушками и сухариками. И Александр созрел, наконец, для решительного шага. Он расстался со старой зеленой футболкой. Торжественно сжег ее на костре, поблагодарив за долгую службу и воздав разные почести.

До Красновишерска нам оставалось плыть километров шесть, за час-полтора мы рассчитывали утром добраться до места высадки. Ложась спать, мы заметили, что над рекой уже начинает клубиться туман.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как вернуться с Вишеры на большую землю

О том, как добраться до Вишеры, написано в первой части, где мы плыли по реке Улс. Также есть информация о заброске в верховья реки в другом рассказе про Вишеру, читайте. Тут я скажу, как сняться с реки.

Заканчивать сплав по Вишере лучше в городе Красновишерск. Железной дороги там нет, но есть автостанция, и можно на автобусе доехать до Перми или других крупных городов Пермской области.

Железная дорога в тех местах идет от Соликамска через Яйву, Кизел, Губаху, город Чусовой, и далее через Тагил до Екатеринбурга. Это самый удобный вариант, в пути 15 часов. Там, где проезжает автобус, можно сделать пересадку. Если на этот паровоз мест нет, то можно добраться на электричке от станции Калийная до Чусового, и там будут другие варианты. Либо в Пермь, там рейсов побольше.

На автобусе от Красновишерска до Соликамска 100 километров, это примерно 2 часа, до Перми - 320 км, в пути около 6 часов.

Знаменитый Камень Ветлан

Карта реки Вишера

Фрагмент из фильма о путешествии по Улсу и Вишере
"Камень Ветлан"

Остальные фрагменты из путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе