Путешествие по Улсу и Вишере

О Вишере мы знали уже давно. Знали, что река эта течет на севере Пермского края, славится своими удивительными скалами, часто в литературе называется "Алмазная Вишера", и добраться до нее из наших мест непросто и недешево. Наверное, поэтому, мы не спешили туда попасть, но мечтали, а пока путешествовали по уральским рекам, что поближе. Но вот настал момент, когда все наиболее интересные и доступные реки были нами пройдены, дошла очередь и до неизведанной Вишеры.

Река Вишера поразила нас своей суровой красотой и отдаленностью от большой земли, там особенно чувствовалось, что она более северная. Вокруг дремучие еловые леса, местами непроходимые. А таких скал, как здесь, мы не видели больше нигде. Даже широко известная Чусовая не может сравниться с Вишерой, с ее великолепными, огромными Камнями - Писаный, Говорливый, да один Ветлан чего стоит!

Множество исторических мест в окрестностях Вишеры тоже прибавляет ей очарования. По берегам заброшенные деревни и села, раньше довольно людные, а сейчас пустые и тихие. То и дело видишь древние бревна, которыми были укреплены берега, остатки пристаней и мостов, загадочные намеки на просеки в лесах - следы работы лесорубов, рудокопов... И более свежие исторические перемены - старые паромные переправы, замененные теперь железными мостами.

На Вишере мы прожили несколько дней нашей жизни - насыщенных, интересных и спокойных. Прошли мы по ней около 130 километров, по самому популярному участку от Усть-Улса до Красновишерска. Жилых деревень на этом участке Вишеры немного - Вая, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха и Романиха. Вишера полноводная, большая река, и сплавляться по ней можно в любое теплое время года. Места для стоянок проблемы не составляют, отмелей достаточно. Питьевая вода на всем протяжении реки - из впадающих ручьев и речушек. Дно реки каменистое, потому вода прозрачная. Она теплее, чем в Улсе, так что всякие утки, цапли уже встречаются, а вот рыбы немного, хоть местные рыбаки и говорят, что и щуки водятся. Приглянулась нам Вишера, не зря мы о ней мечтали, все ожидания оправдались, и хочется когда-нибудь еще раз туда вернуться.

Это четырнадцатая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Вишера

День 14. Вишерогорск, понтонный мост, Заговоруха, Камень Говорливый, Романиха, Южанинова, Камень Ветлан

21 августа, переночевав у Вишерогорска, встали туманным утром, но из палатки выходить не торопились. Ну, потом все-таки сделали зарядку, накипятили чай на сухом горбыле, позавтракали. Вот только умыться не удалось - по поверхности воды колыхалась радужная бензиновая пленка и плавал мусор. Рядом где-то впадала река Большой Колчим, но ее было незаметно. Отчалили мы, и сначала плыли вдоль нежилой окраины, даже стали побаиваться - а вдруг весь поселок такой заброшенный. Но вскоре начались люди и жилье. И даже большое стадо коров бродило по берегу.

Мы пристали, я узнала, где здесь магазин, взяла пакет с мусором, и отправилась в поселок. Надо было пройти налево по улице, подняться в горку, и там был магазин "Вишера". В нем я купила все что надо, и на обратном пути отметила, что в поселке есть и детский сад, и даже Дом культуры! И по пятницам-субботам дискотека. Еще были закрытое здание столовой, фельдшерско-акушерский пункт и почта.

Александр тем временем сидел на деревянном причале, свесив ножки. Когда я вернулась, он взял видеокамеру, и понес ее заряжать в тот же магазин. Не было его довольно долго, я и позагорала, и газету почитала. Полюбовалась на ласточек, видела пару людей на лодке. Местные рыбаки ловили на удочку рыбешек сантиметров по 15, может, и хариусы.

Попробовала позвонить в Екатеринбург, но связи так и не было. А рядом парень говорил по сотовому. И тут до меня дошло - я же сама отключила как-то функцию роуминга в своем телефоне. Так что не судьба дать родным весточку о себе. Придется просить телефон у кого-то.

Появился Саша, как всегда, эффектно - неся в руках половину большой дыни! И предложил отобедать здесь, на пирсе. Мы достали баночку фасоли в томатном соусе, и сжевали содержимое с остатками сырокопченой колбасы, которая проплавала с нами все это время, и осталась при этом свежей. А закусили сладкой дыней. Буржуи.

За обедом Саша рассказал, что его удивил разнообразный ассортимент магазина - было даже шампанское. Только все продукты дорогие, кроме хлеба. Хороший квас, например, 118 рублей за 2 литра, у нас максимум 80. Думаю, люди ездят за продуктами в Красновишерск на оптовую базу.

По большой дуге мы проплыли вдоль Вишерогорска, уже начался лес, и тут мы заметили впереди не то мост, не то понтонную переправу - издали не видно. Подошли ближе - там справа даже большие катера стоят, уже просто как настоящие корабли. А кое-кто их них уже почему-то на берегу. Только два на воде. Видно, пришли сюда весной по высокой воде, и остались до следующей навигации.

Это оказался действительно деревянный мост на понтонах (круглых металлических бочках). Проплыть под ним было нельзя, так что мы убрали из лодки рюкзаки, и спустили ее у берега на веревке, там высота позволяла. Я ловила внизу, а Александр шел позади лодки, удерживая ее.

За мостом мы уселись в лодку и поплыли дальше, отметив, что от этого места Вишера уже не та. Вода мутная, в бензиновых разводах, ибо моторок здесь рыскает множество, на дороге у моста куча машин, воняет горючим. Потом вроде стало почище, и рыбы побольше. Но по-прежнему, Александру рыба не давалась, несмотря на смену наживки. Только, как в насмешку, за приманкой-воблером, похожим на рыбку, при каждом броске увязывалось 3-4 хариуса, и они плыли за коллегой подолгу, только метрах в трех от лодки понимая, что он ведет куда-то не туда, уплывали на глубину.

Мы прошли какой-то островок, вышли в длинную протоку, и ахнули - какие впереди скалы! Они напоминали Титаник, переломившийся посередине на волнах. А по правому берегу перед скалами стояла деревушка Усть-Говорливое (Заговоруха), и впадала речка Говорливая (Говоруха). А по навигатору где-то впереди числилось еще нежилое Заговорухино (Говорливое). Людей в деревне было мало, изредка лаяли собаки. А наши взгляды притягивал этот огромный Камень.

Мы подошли к нему близко, прочитали название на табличке - Говорливый. Отсюда он просто подавлял размерами и величием. И при этом тянулся далеко за поворот, опять на километр, не меньше. Поверхность его была светлой, построенной из ровных ярусов - красотища! И Александр на смог побороть соблазн забраться на вершину, до которой около 60 метров. Мы пристали к маленькому галечному пятачку, и он с видеокамерой полез наверх. А я пока оглядывала окрестности, сидя на борту лодки.

Ниже по течению виднелся остров и гряды камня, он тянулся почти на два километра. Водная гладь Вишеры была изумительно ровной, наверное, вода спала, и течение стало медленнее. И погода сегодня радовала жарким солнцем и ясным синим небом с живописными кучевыми облаками. Просто классика летней погоды, хоть и осень близко. И еще в этих местах стало как-то меньше хвойных деревьев, все больше березы-осины, ивняк, луга…

Вернулся Александр, и стал делиться впечатлениями от камня. Пойти на вершину его побудила мысль - а вдруг я сюда больше не попаду никогда. А камень-то знатный. Тропинка туда была достаточно крутой, но большой трудности не составляла - можно было держаться за корни и ветки. Пахло там чудесно - хвойным лесом, смолой. На высоте этажа четвертого у нашего скалолаза устали ноги, ослабевшие за время долгого сидения в лодке целыми днями, так что пришлось ему сбавить ход.

Вскоре он пришел на первую вершину - она же самая удобная для обзора, хоть и чуть ниже остальных. С нее открывался крутой обрыв к Вишере, широкая ее лента в оба конца. Вид на Усть-Говорливое - очень уютный и милый - скошенные луга, старые, но ухоженные домишки. Под скалой впадала речка Говорливая, и сверху было видно все дно, освещенное солнцем. Дно было усеяно досками, бревнами и кустами водорослей.

Напротив камня была стоянка, как и у камня Писаный, очень похоже. Засняв все на видео, Саша отправился обратно вниз, к лодке. Всего он пробыл на скале минут пятнадцать. Переобул кроссовки снова на сланцы, и мы поплыли дальше. За поворотом реки открылась третья секция камня, также очень внушительных размеров и высоты.

Когда она кончилась, началось нечто вроде стены высотой с 4-5 этажей, и тянулась она далеко, а над ней простиралась большая поляна, где раньше тоже стояла деревня. Здесь посередине Вишеры был остров, и мы решили обходить его слева. Только мы вошли в протоку, обернулись, и увидели над каменной стенкой в начале поляны белую каменную церковь. Церковь явно не была заброшенной, побелка почти не облупилась, вокруг была оградка, стоял сарайчик.

В Вишерогорске продавец в магазине сказала, что у этой церкви есть святой источник, так что люди туда приезжают. И на полянке виднелись домики - совсем мало, но, кажется, жилые. Подплыть к церквушке нам не удалось - нас разделял остров, и выгребать против течения, чтобы его обогнуть был не вариант, так что мы просто сняли ее издалека. Попутно разглядели, что там, где каменная стенка сходит на нет, виднеются за деревьями жерди, видно, чтобы коровы в воду не падали.

После Говорливого дно Вишеры изобиловало затопленными бревнами, а некоторые торчали над поверхностью воды или близко к ней. Это было небезопасно, к тому же участок реки, по которому мы плыли, был в тени, и по контрасту с солнцем впереди дорогу высматривать нам было нелегко. По широкой и длинной протоке мы гребли долго. Обогнули на повороте слева большой остров, из-за которого не сразу увидели достаточно большую деревню Романиха. Уже когда оглянулись на остров, заметили на дальнем пологом склоне горы ее дома, выкошенные поляны, дорогу.

Тут мы увидели слева отмель и выход на покос. Вот там и решили поужинать салатом и гусиным паштетом, а на десерт - снова дыня. Потом я поднялась на покос - большую зеленую лужайку. Там к дереву были приделаны бутылки для умывания, лежанка для косарей, стояли стога сена. Своим ужином мы поделились с мальками, которые дочиста вымыли нашу миску.

И снова потянулась протока, в конце ее на правом берегу приткнулись несколько домиков и длинных изгородей деревни Южанинова, и река повернула налево. И с этого поворота далеко впереди слева маячил еще один огромный камень, освещенный солнцем. Я предположила, что это знаменитый Ветлан. Но Саша засомневался, до него еще, вроде, далеко…

По навигатору 4,5 километра до деревни Петруниха, напротив которой он стоит. Но этот пролет примерно и был такой длины. Нам хотелось встать на стоянку где-то здесь, в этой протоке, но до самого камня ничего так и не попалось. По одной стороне тянулись кусты, по другой - лес и новая каменная стенка, очень ровная, как руками сложенная, этажа два высотой.

Посередине Вишеры, начиная от Говорливого, тянулись примерно на равном расстоянии друг от друга островки-ледоломы, построенные из бревен, засыпанные галькой, и заросшие травой и кустами. Некоторые напоминали клумбу с цветами, другие - полуразвалившуюся избу, один - корабль с мачтами, еще один - просто горка с двумя березами, разнообразие дизайна просто поражало. Это было увлекательное зрелище, было их очень много. Сколько же труда люди вложили в их постройку!

Плохо было, что появились рыбаки на моторках, они гоняли по всей реке, ревом разрывая мирную тишину, гнали волны, и нестерпимо воняли бензином. Странно, в городе мы этого аромата вовсе не замечаем, а здесь он просто не давал дышать, настолько он был неуместен. Да и шум от моторок неприятно резал обострившийся в лесу слух.

Катамаран, шедший впереди, заметил стоянку по левому берегу, и повернул туда. Мы стали следить, подойдет ли она им, вдруг нет - тогда мы ее займем. Саша пока при ярком солнце снимал Ветлан, это оказался именно он. Катамаранщики долго думали, ходили по берегу, все осматривали, вроде раздумали высаживаться, но потом стали разгружать вещи. Мы поплыли дальше.

У Камня Ветлан стоянки были, но даже издали мы разглядели, что там везде куча народа, и услышали громкую музыку, так что даже если и найдется свободное местечко, покоя все равно не будет. Поэтому мы стали присматриваться к правому берегу. Он был неказистый, весь в траве и кустах, но в одном месте виднелся выход. Подплыли - да, выход-то есть, но очень плохой.

Там нормальное галечное дно, но с покоса в воду спускается черная земля, которую десятки ног вымесили до состояния густой сметаны. Кое-где были положены камешки, веточки, но положения это не спасало. Я кое-как перебралась на разведку на берег, поскользнулась, чуть не упала. А вот наверху оказалась очень милая и удобная полянка - места много, костровище есть, все хорошо. К лодке я спустилась другой дорогой, не такой растоптанной, и решили мы здесь обосноваться.

Александр положил доску, вещи носить стало немного удобнее. Перетаскали все, поставили палатку. Я действовала на автопилоте, потому что за полчаса до высадки у меня заболела голова, и я мечтала только выпить таблетку и лечь. Хорошо, что мы нашли эту стоянку, а то Александр уже приготовился ночевать посреди луга и травы. Да, пока ставили палатку и все обустраивали, услышали шум мощного мотора. К нам что-то приближалось.

Сначала было непонятно, то ли по лесу тарахтит трактор, то ли по реке плывет большой пароход. Саша приготовил камеру и вышел на берег. Я тоже встала столбиком у палатки, глядя на реку. Это оказался большой катер. Мотор у него гудел глуше и ниже моторок, от него все вокруг вибрировало. Катер был похож на те, что стояли у Вишерогорска. Плыл довольно быстро. (Между прочим, часа через два, сделав свои дела, он протарахтел мимо нас обратно). Я подумала, что это хорошо, что мы во время встречи были на берегу, а то пришлось бы от волн где-то прятаться.

Чай пришлось пить в палатке, потому что вокруг хватало мошкары. Обсудили план на завтра - быстро собраться, переплыть на сторону Ветлана, подняться на него, видимо, только Александру - не оставишь же вещи в таком скопище людей. А их здесь было множество - и под скалой, и на скале, они бродили, перекликались, играла музыка (хорошо, что мы на другом берегу). С Ветлана все махали руками и орали приветствия друзьям внизу. Выглядели они на вершине, даже не как муравьи, а как блохи - так высоко!

Такое скопление народа объясняется просто - до города Красновишерск всего километров 5-7, и есть дорога. Так что приезжают сюда на машинах, мотоциклах, велосипедах... Обычные жители Красновишерска, не туристы. С пивом, музыкой, сигаретами и т.п.

Очень, очень жаль, что такой высокий и красивый камень находится в доступном месте, потому что многие наши быдловатые соотечественники совершенно не ценят чудес природы, и используют их как место для банальной пьянки. Вот и напротив нас на берегу стоит пара компаний, радует, что хоть музыку вырубили вечером. Но спокойной ночи мы не ждали - они и без музыки шумно себя ведут.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как вернуться с Вишеры на большую землю

О том, как добраться до Вишеры, написано в первой части, где мы плыли по реке Улс. Также есть информация о заброске в верховья реки в другом рассказе про Вишеру, читайте. Тут я скажу, как сняться с реки.

Заканчивать сплав по Вишере лучше в городе Красновишерск. Железной дороги там нет, но есть автостанция, и можно на автобусе доехать до Перми или других крупных городов Пермской области.

Железная дорога в тех местах идет от Соликамска через Яйву, Кизел, Губаху, город Чусовой, и далее через Тагил до Екатеринбурга. Это самый удобный вариант, в пути 15 часов. Там, где проезжает автобус, можно сделать пересадку. Если на этот паровоз мест нет, то можно добраться на электричке от станции Калийная до Чусового, и там будут другие варианты. Либо в Пермь, там рейсов побольше.

На автобусе от Красновишерска до Соликамска 100 километров, это примерно 2 часа, до Перми - 320 км, в пути около 6 часов.

Камень Говорливый на реке Вишера

Карта реки Вишера

Фрагмент из фильма о путешествии по Улсу и Вишере
"Вишерогорск"

Остальные фрагменты из путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе