Путешествие по Улсу и Вишере

О Вишере мы знали уже давно. Знали, что река эта течет на севере Пермского края, славится своими удивительными скалами, часто в литературе называется "Алмазная Вишера", и добраться до нее из наших мест непросто и недешево. Наверное, поэтому, мы не спешили туда попасть, но мечтали, а пока путешествовали по уральским рекам, что поближе. Но вот настал момент, когда все наиболее интересные и доступные реки были нами пройдены, дошла очередь и до неизведанной Вишеры.

Река Вишера поразила нас своей суровой красотой и отдаленностью от большой земли, там особенно чувствовалось, что она более северная. Вокруг дремучие еловые леса, местами непроходимые. А таких скал, как здесь, мы не видели больше нигде. Даже широко известная Чусовая не может сравниться с Вишерой, с ее великолепными, огромными Камнями - Писаный, Говорливый, да один Ветлан чего стоит!

Множество исторических мест в окрестностях Вишеры тоже прибавляет ей очарования. По берегам заброшенные деревни и села, раньше довольно людные, а сейчас пустые и тихие. То и дело видишь древние бревна, которыми были укреплены берега, остатки пристаней и мостов, загадочные намеки на просеки в лесах - следы работы лесорубов, рудокопов... И более свежие исторические перемены - старые паромные переправы, замененные теперь железными мостами.

На Вишере мы прожили несколько дней нашей жизни - насыщенных, интересных и спокойных. Прошли мы по ней около 130 километров, по самому популярному участку от Усть-Улса до Красновишерска. Жилых деревень на этом участке Вишеры немного - Вая, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха и Романиха. Вишера полноводная, большая река, и сплавляться по ней можно в любое теплое время года. Места для стоянок проблемы не составляют, отмелей достаточно. Питьевая вода на всем протяжении реки - из впадающих ручьев и речушек. Дно реки каменистое, потому вода прозрачная. Она теплее, чем в Улсе, так что всякие утки, цапли уже встречаются, а вот рыбы немного, хоть местные рыбаки и говорят, что и щуки водятся. Приглянулась нам Вишера, не зря мы о ней мечтали, все ожидания оправдались, и хочется когда-нибудь еще раз туда вернуться.

Это тринадцатая часть рассказа о нашем путешествии. Рекомендую начать с первой

По реке Вишера

День 13. Бывшие деревни Велгур и Щугор, скалы Столбы, Камень Дыроватый

Ночь на этой чудесной отмели прошла спокойно, только было холодновато - ведь палатка стояла совсем рядом с водой, и сырость проникала к нам свободно. Проснулись, как всегда, по будильнику. Слышно было, как соседи на противоположном берегу уже рубят дрова для костра - видно, дети спозаранок кушать просят. Потом готовили завтрак под бренчание гитары, пели - веселые люди. А Вишера вся утопала в тумане, не видно было ни начала, ни конца, ни берега напротив. Но при этом светило солнце и уверенно нагревало воздух.

Мы сделали зарядку, заварили на завтрак кашку, и сжевали с баранками. Быстренько собрались и поплыли. Задача была в районе обеда доплыть до нежилого поселка Мартино. Вода совершенно гладкая, даже течения не заметно. Потому дивной красоты отражение неба и берегов вокруг нас радовали взгляд. Попадались стайки уток, с одной из стоянок взлетели три цапли и несколько ворон. Мы искали речки, где набрать воды, но в двух попавшихся снова она была мутной. Но вот на правом берегу Саша заметил небольшой ручеек, где мы смогли пополнить запас воды, чистой и прозрачной.

И скалы симпатичные видели. Сначала по правому берегу очень оригинальные скалы Столбы, а через пару километров увидели еще одну скалу. На ней белел плакатик с надписью "Камень Дыроватый". Мы поначалу мимо проплыли, но разглядели, что в нем всякие дырки-пещерки, да и тропинки на берегу есть, значит, люди туда ходят. Решили пристать, поглядеть.

С воды камень сняли на видео, с трудом выгребли против течения немного назад, и высадились. Укрепили лодку, чтоб не снесло, и пошли по тропе. Метров через десять она повернула наверх, а чтобы пройти ко входу в пещеру, надо было спуститься в узкую расщелину. К счастью, мы не страдаем лишним весом, так что протиснулись успешно.

Пещера оказалась знатной - у нее был центральный вход, высокий, почти на всю высоту скалы, и он вел довольно далеко вглубь, но метров через 7-8 сужался так, что пройти уже было нельзя. Поверхность стен здесь была неровная, а глубокими бороздами с острыми краями, покрытыми сероватым налетом. Внутри было холодно. И еще имелись вход направо и налево. Правый ход еще разделялся на два, и был довольно глубок. Александр там тоже поснимал. А левый ход, совсем узкий, вел насквозь в соседнюю пещеру. Туда мы не полезли, чтоб ничего об камни не порвать.

Потом я вернулась к лодке, а Саша захотел еще забраться наверх камня, чтобы снять панораму. Оказалось, что тропа вся завалена, грязная, и ведет большой петлей. А вид сверху открывался только на пройденный участок реки да поляну, где когда-то стояла деревня Мартино, и гора рядом с ней, на которой явно видны были следы урагана - местами все деревья были повалены, поломаны, торчали половины берез, зеленела трава.

После камня Дыроватый мы прошли мимо бывшей деревни, и в конце ее заметили удобную маленькую отмель с выходом наверх. Там и решили пообедать. Порезали салатику, хлеба-сала, и поели. В реке снова было много мальков. От деревни, кстати, вообще ничего не осталось...

Дальше шли большой и прямой протокой, по левую сторону от которой стояла в некотором отдалении от реки стена камней. Нам показалось, что там есть еще небольшой рукав Вишеры. Камни эффектно поднимались из леса, похожие на древние крепостные стены. Видимо это был остров Кущеровский и одноименная скала. Через 4 километра от места нашего обеда должен был быть поселок Велгур. Мы не знали, жилой он или нет, но по пути нам попался рыбак, и мы решили, что поселок вполне может оказаться обитаемым. Но мы ошиблись...

Поляна с остатками домов Велгура (кстати, многие неплохо сохранились, наверное, он заброшен недавно), находилась прямо на изгибе реки. Но вот выйти на берег можно было только в самом начале, у кладбища, но там выход не радовал удобством. Мы проплыли уже мимо поселка, мимо скал напротив него, прошли петлю, окаймленную густым ивняком. Течения совсем не было. И вот заметили выход на берег - на покос, вероятно. Там на поляне стояла кровать с панцирной сеткой и стол, и Саша отправился осматривать остатки Велгура, одевшись как следует, поскольку все вокруг заросло крапивой, и она была по грудь.

А я ждала рядом с лодкой, наговаривая на диктофон последние события и впечатления. А впечатления самые приятные и сильные - Вишера бесподобно красивая река - все эти разливы, монументальные скалы, цветущие луга, бескрайние леса просто завораживали. Пока ждала, стал накрапывать мельчайший дождик, я даже не стала доставать тент и укрывать вещи. Небо сегодня было затянуто дымкой, но очень тепло, и даже приятно отдохнуть иногда от солнышка, а то во второй половине дня оно нещадно слепит, когда плывем в его направлении.

Тут вернулся наш любитель старины, и рассказал, что видел. Трава по дороге иногда была ему по плечи, он дошел до домов, поснимал их. Рядом росли кусты смородины, даже с ягодками. Под ногами валялись доски, некоторые с гвоздями, а он в сланцах. Через окно Саша влез в домик, он оказался большим, и разделен на три помещения.

По центру комната побольше, и окно у нее больше, а справа-слева - комнатки поменьше, с небольшими оконцами, железной кроватью, печкой-голландкой, а вниз, в подпол вела лесенка, но вход был уже провален. А внутри стены были покрашены синей краской, в предыдущих избах были просто бревна. До крайних изб Александр решил не ходить - далеко.

Дождик немного усилился, поэтому мы решили плыть, накрывшись тентом, чтобы не ждать, когда осадки кончатся. Где-то в половине пятого вечера мы отчалили от Велгура. Собирались сделать сегодня побольше километров, то есть поужинать где-нибудь, и плыть еще пару часов. Все равно в дождь на стоянке особо делать нечего, а плыть он не сильно мешал. Справа от Велгура прошли странный камень - как бетонная стена, наклоненная сверху вниз слева направо.

Нам казалось, что такая крупная скала должна иметь название, и, увидев у подножия синий щит, подплыли прочитать его. Но оказалось, что там название не скалы, а реки, впадающей в Вишеру рядом - "Река Щугор". Река была немаленькая. Рядом на обоих берегах находились ровные поляны с остатками домов деревень Щугор и Большой Щугор. Слева, на пригорке виднелся белый объект - то ли будка, то ли стела памяти героев войны… Мы знали, что на Большом Щугоре в 60-х годах добывали драгой алмазы, и драгой перекопали всю реку.

Справа тоже стояли нежилые дома, причем даже со стеклами. А возле одного из них был построен новый сарай, туда вела наезженная дорога, тропинки вились. А дальше вообще кто-то строил дом. Между деревнями реку разделял остров, за которым что-то шумело - наверное, это впадал Большой Щугор.

Потом река делала некрутой поворот, и Вишера дальше далеко просматривалась. Нам попадались протоки с сильным течением, где нас быстро несло, а местами течение пропадало вовсе, тогда приходилось работать веслами. Уже хотелось поужинать, и мы выглядывали подходящую отмель, чтобы можно было развести костер.

Такая быстро нашлась - пляж с туристической баней, выход наверх между двух горочек. Наверху оказалась скамейка, костровище с дровами и надпись "Мусор на земле не растет. Мы сеем его сами". Мы приготовили на костре, несмотря на мелкий дождь, пюре с тефтельками, и с удовольствием поели горячего. Только Саша снова экипировался от мошек, в траве их тут много.

Поскольку шел дождь, мы поплыли дальше, чтоб не ставить палатку в сырости. И тут Александр заметил на самом повороте, что у кустов в воде кто-то, или что-то стоит. Похоже было на крупное копытное - лося или оленя. Далековато было, но мы разглядели, что он коричневый с более светлой попой, стоял, топтался, поворачивался. И вдруг исчез. А после этого из-за поворота вышла моторка - она его и вспугнула, видимо.

Проплыли мы дальше, видели острова, съели по мандаринке, Саша спиннинг покидал, опять безрезультатно. Впереди была прямая протока в несколько километров. Дождь прекратился, остался туманчик. Но стоянок снова не было. В одном месте по правому берегу бродил рыбак с "корабликом". И ходил уже по тому месту, где раньше стояла деревня Долгое Плесо. Там через гору вела дорога в следующую деревню Арефа. Мимо Арефы мы прошли, и рыбаков становилось все больше.

У нас закралось подозрение, что Вишерогорск уже совсем рядом, хоть мы и предполагали, что сегодня до него не доплыть. Через всю поляну, оставшуюся от Арефы, шли две дороги, и по той, которая подальше от реки, ехала большая машина-вахтовка, а за ней идет маленький трактор и тащит большой жилой вагончик. Машины шли медленно, но ревели и рычали на всю Вишеру. И вдоль дороги были кучами разложены хлысты - стволы сосен. Вероятно, на этом месте решил кто-то строить дома, иначе объяснить появление здесь этой древесины не получается. А вагончик, наверное, чтобы жить тут во время строительства.

В поисках стоянки мы прошли мимо бывшей Арефы, но ничего стоящего не нашли. Было одно местечко, но там так намусорено, и вся земля в кочках, так что мы не остановились. Дальше виднелась небольшая отмель и дорога, уходящая в горку. Мы высадились. Александр проверил, где проходит дорога - оказалось, не рядом, а за лесочком. По берегу же вилась узкая дорожка, только для мотоциклиста впору.

Мотоциклистов мы сегодня уже видели. Плыли мимо - глядим - мужчина моет резиновую лодку-одноместку. А потом свернул ее, сунул в полотняный мешок, сел на мотоцикл - и уехал. Удобно так на рыбалку ездить. А другой мотоциклист проезжал в другую сторону, от Вишерогорска... В общем, решили мы здесь и встать. Разгрузили лодку, сложили вещи, накрыли лодку тентом, сполоснулись. Мне что-то было прохладно, и хотелось уже в палатку, да и комары-мошки донимали.

Чай пили уже внутри. Кстати, когда поставили палатку, обнаружили дальше по правому берегу какие-то строения. Нежилые, подумали мы. Посмотрели по навигатору - как бы ни так! Это окраина Вишерогорска оказалась, всего 500 метров до нее. Ну, это было неплохо. Мы как раз хотели в магазин зайти, да и попробовать домой позвонить - ведь всю дорогу связи не было! А еще стали закрадываться в голову мысли, что скоро путешествию нашему конец, и снова надо возвращаться в город… Это наводило тихий ужас. Думать о пробках, пыли и толпах народу не было желания совсем. А здесь, на Вишере, даже в дождь хорошо…

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере

Как вернуться с Вишеры на большую землю

О том, как добраться до Вишеры, написано в первой части, где мы плыли по реке Улс. Также есть информация о заброске в верховья реки в другом рассказе про Вишеру, читайте. Тут я скажу, как сняться с реки.

Заканчивать сплав по Вишере лучше в городе Красновишерск. Железной дороги там нет, но есть автостанция, и можно на автобусе доехать до Перми или других крупных городов Пермской области.

Железная дорога в тех местах идет от Соликамска через Яйву, Кизел, Губаху, город Чусовой, и далее через Тагил до Екатеринбурга. Это самый удобный вариант, в пути 15 часов. Там, где проезжает автобус, можно сделать пересадку. Если на этот паровоз мест нет, то можно добраться на электричке от станции Калийная до Чусового, и там будут другие варианты. Либо в Пермь, там рейсов побольше.

На автобусе от Красновишерска до Соликамска 100 километров, это примерно 2 часа, до Перми - 320 км, в пути около 6 часов.

Скалы Столбы на реке Вишера

Карта реки Вишера

Фрагмент из фильма о путешествии по Улсу и Вишере
"Заброшенная деревня Велгур"

Остальные фрагменты из путешествия по рекам Улс и Вишера
Вы можете посмотреть на ютубе