--> Студия DV-PRO. Главная страница

Полевской - Лавровка - Ревда

Велосипед - замечательная вещь для путешествий. Он дает возможность пройти маршрут, который пешком преодолевать намного дольше и труднее, да и физически это намного легче, ведь рюкзак едет не на плечах, а на велобагажнике. И поэтому на моем сайте есть довольно много рассказов именно о путешествиях на велосипеде.

На этой странице я предлагаю Вашему вниманию рассказ об одном из таких путешествий по маршруту: Косой Брод - Полевской - Зюзельский - гора Азов - Лавровка - Краснояр - Мариинск - Ревда. Несмотря на то, что в километрах это немного, всего около ста, маршрут интересен тем, что по пути много любопытных объектов. В некоторых пунктах я уже бывал, например, в Лавровке, о поездке можно прочитать в рассказе «До Лавровки, или зайцы атакуют».

Также я ходил пешком от Полевского до горы Азов, об этом тоже есть рассказ. Места эти связаны с жизнью и творчеством писателя Павла Бажова, в сказах которого воспеты и Полевской, и Мраморский, и гора Азов, и где-то в этих краях он разместил свой "Синюшкин колодец"...

Ну а о маршруте: до станции Косой Брод легко доехать на электричке, и также на ней вернуться от Ревды в Екатеринбург. Процентов 80 всего маршрута - хорошие дороги с асфальтовым или твердым грунтовым покрытием. Единственный сложный участок - последние семь километров от Зюзельского перед Лавровкой, там сплошные колеи в глине, грязь и лужи. Так что лучше для поездки выбирать сухую погоду.

Это вторая часть рассказа. Начало тут

Велопутешествие по маршруту
Косой Брод - Полевской - Зюзельский - гора Азов - Лавровка - Краснояр - Мариинск - Ревда

День 2

Утром мы проснулись в хорошем самочувствии. Будильник прозвенел в 6.30, я его выключила, и подремала еще полчаса. Александр сказал, что ночью я его постоянно толкала. Когда вышли наружу, там было чудесно. Небо синее, воздух чистый и прозрачный, на скалах от солнца золотятся деревья, создавая нежный контур. На полянке солнца еще не было, но все равно тепло. Кусачих насекомых нет, Саша в восторге!

Костер за ночь весь прогорел, в нем остался только рыхлый пепел. Наши пакеты с продуктами на деревьях никто не тронул. Все в порядке. Александр уже делал зарядку, а я сначала решила сложить все в палатке. Потом тоже присоединилась к утренней гимнастике. Со стороны Полевского иногда доносился какой-то неясный гул, вроде как от работы техники. Я нарезала бутерброды, и мы сели завтракать, не переставая удивляться, до чего прекрасная погода, и как здесь хорошо.

После завтрака мы убрали палатку, сложили рюкзаки, и вместе с велосипедами спрятали их в некотором отдалении от поляны в тайном месте. А сами отправились вокруг скал Малого Азова. Особо выдающегося там ничего не было, но несколько интересных и довольно эффектных мест все же встретилось. Были отдельно стоящие, похожие на кубы, скалы. Был крутой склон из курумника, ведущий на высокие вершины. Мы туда взобрались, и оттуда замечательно было видно Полевской, лучше, чем с той скалы, куда мы вечером забирались.

Спускаться вниз мы не стали, а прошли по хребту. И там нашлось даже местечко, где можно палатку поставить, и туда вело несколько тропок. Саша сделал несколько снимков. Правда, в самый разгар лета многое скрывали деревья и кусты. Всего я насчитала на Малом Азове 4 крупных скальных выхода, и штуки три поменьше. Все они были разбросаны по довольно большой площади. В конце хребта мы спустились к поляне. Достали велосипеды, сделали наши фотографии на поляне, попрощались со стоянкой, и отправились к дороге.

В самом начале спуск был такой крутой, что надо было все время жать на тормоза, чтобы велосипед не утащил за собой вниз, но потом тропа стала пологой, ровной, и земля на ней упругая, так что идти было удобно и приятно. Дошли до дороги мы очень быстро, всего-то 700 метров. Там было солнечно и красиво. Теперь надо было ехать, внимательно глядя по сторонам - мы хотели найти ручей или озерцо, где можно умыться.

Сначала миновали два пересохших ручья, и долго пыхтели в горку. Александр еще искал поворот налево, на карьер. И вот нашелся ручеек, а напротив как раз какая-то своротка. Это оказалась речка, а не ручей, называлась Полевая. Это в честь нее Полевской назван. Мы прислонили велосипеды к столбикам у дороги, и по очереди спускались к речке умываться и чистить зубы. Там были удобно положены в воду три больших камня, а вода была чистая и очень холодная.

На другой стороне дороги, там, где речка разливался, было написано "пожарный водоем", и в нем плавали мелкие рыбешки. На дороге в этом месте кружились красивые бабочки, а еще летали бесстрашные мухи, с брюшком будто из лакированного картона коричневого цвета. Они ходили по нам пешком совершенно спокойно. И одна бабочка у Саши на руке посидела, а потом и на моей... А вот дорожка налево скоро заканчивалась, и на карьер не вела. Мы поехали дальше.

Асфальт пока не кончался. И вот налево еще одно ответвление, с каменным основанием. Но ехать надо было в горку, так что мы просто оставили велосипеды в лесу, и пошли пешком искать карьер. Одна часть дороги утыкалась в заросшую вырубку. Тогда мы пошли по той части, что правее. Метров через 600 впереди замаячило открытое пространство. Вот и карьер. Ну, если это можно так назвать. Две небольшие ямы, где что-то добывали, уже залитые водой. Кругом, естественно, все разворочено, булыжники всякие... Но зато вода чистая и прозрачная, только на дне местами зеленые водоросли.

Глубина в одном водоеме по пояс, в другом может и по грудь. Не знаю, можно ли здесь искупаться, но руки-ноги сполоснуть точно получится. Стояла самодельная скамейка, было видно, что костер иногда здесь жгут. А если пройти мимо этих карьерчиков, попадешь на обширную поляну с короткой травкой. Вот здесь можно и палатку ставить. И рядом лежит здоровенная куча досок на дрова. Мы взяли это место на заметку для возможной ночевки. Вернулись к велосипедам и вышли на дорогу.

Дальше было под горку, и мы бодро неслись, обдуваемые ветерком. Тут заметили, что асфальт с левой стороны отчего-то грязный... Я предположила, что это означает скорый конец асфальтированного участка. Машины просто несут грязь с грунтовки. И оказалась права. Твердое покрытие резко закончилось, и начался полный трэш. Глинистые колдобины, глубокие колеи, ямы с водой и грязью... Местами даже встречалась старая гать с раздолбанными бревнами, как по пути на Платониду, когда мы от Мариинска ездили.

Мы моментально уделались глиной. Все налипло на колеса, тормоза, кроссовки... Скорость упала почти до нуля. Я почти везде шла пешком, чтобы не рисковать упасть в грязь с велорюкзаком. Тянулось это приключение километра четыре, наверное. В одном месте нас обогнал мотоциклист. А вообще от конца асфальта до Лавровки было 6,5 километров. Вот странно, зачем такая длинная, прекрасная дорога, если в конце все равно утыкаешься в непролазную грязь? Не могли уж до конца доделать?

Наконец грязища закончилась, пошла просто грунтовка. Слева стояли какие-то строения за забором, новенькие, обшитые синим и желтым сайдингом. Их раньше не было здесь, когда Александр проезжал, и не было на снимках со спутника. Так что построили это совсем недавно. То ли ферма животноводческая, то ли что-то лесоперерабатывающее... Меня трудная дорога доконала. К тому же я хотела есть, да и Саша тоже. Было около часа дня. Мы решили сесть на обочину, и пообедать.

Поели пирожков, курицу и болгарский перец. Закусили шоколадом, глядя на большое поле, поросшее иван-чаем. Жаль, он уже почти весь отцвел, только отдельные кисточки розовели там и тут. По краю росли молодые сосенки и тянулись столбы - электричество в Лавровку. Мы даже немного озябли, сидя на теневой стороне, да еще ветер дул свежий. Так что говорить на диктофон перешли на солнечную сторону дороги, погреться.

В 13.45 мы выдвинулись дальше, до Лавровки. Вроде впереди больших луж и грязи уже не ожидалось. Плохо было то, что эти ожидания не оправдались, и мне приходилось периодически слезать с велосипеда, и обходить засадные места. Хорошо хоть Александру ехать нравилось - для него такая дорога не в тягость, кругом красота, двигаемся не спеша... И погода теплая. Вот только мне отчего-то было холодно - видно, давление упало совсем...

Проезжали мы большие, широкие поля, где цвели цветы и порхали бабочки. Их часто обрамляли пышные кусты и трава... И вот доехали до перекрестка, где направо была Лавровка. Там Александр предложил мне остаться отдохнуть и посторожить рюкзаки, пока он съездит на карьеры в сторону Кенчурки, примерно с километр. Я согласилась, потому что ехать у меня не было сил.

Мы завернули за полосу деревьев на поле, там я постелила коврик и легла на солнышке. Александр уехал. Я разделась, легла, голову накрыла белым полотенцем, чтобы не напекло. До этого выпила таблетку. Но голове становилось все хуже, я уже и лежать не могла, мне стало очень жарко. Вернулся Саша, тоже разделся, и прилег позагорать. А я решила переместиться в тень, вдруг это поможет. Замотала бедра ветровкой, накинула на плечи полотенце, и вышла прямо босиком на перекресток. Там села в тени на камень, и вроде мне даже со временем стало полегче.

Посидела я еще немного, окончательно замерзла, и вернулась к Александру. Он предложил ехать до Лавровки, чтобы там отлеживаться в более удобном месте, не на жаре. А еще рассказал, что видел на карьере. Он знал о нем давно, но в прошлый раз времени не было туда заглянуть. От перекрестка он увидел дорогу, и сейчас она выглядела совсем не так - раньше там были жуткие глубокие колеи, даже на велосипеде не проедешь. А теперь все стало ровно, и это было странно. Ведь от Лавровки до Кенчурки практически никто не ездит... Сверху дорогу засыпали крупным щебнем, укатали машинами, и колеи пропали. Так что ехать было можно.

К этому времени наши велосипеды все были уляпаны грязью, особенно у Александра, ведь он тяжелее. Так что все тормоза и педали уделаны. Поэтому они скрипели и хрустели. Проехал Саша с полкилометра, была пара мест, где в колеях стояла вода, но ничего криминального. Доехал до карьера, он оказался примерно таким, куда мы заезжали перед Лавровкой. Ямы уже успели зарасти молодыми сосенками, в некоторых ямах стояла вода. И было открытое пространство без травы и кустов. Саша сделала несколько фотографий, и поехал обратно. Вся поездка заняла минут сорок.

И вот мы поехали к Лавровке, но уткнулись в абсолютно непроходимую дорогу с диким количеством грязи и луж. На наше счастье за полосой деревьев было поле, и мы поняли, что там есть объезд. Перешли туда, там можно было относительно удобно ехать. Отсюда уже виднелась в просветы между деревьями лесочка синева воды - Лавровский пруд. Но до самой деревни пришлось пилить еще полтора километра, и я ужасно страдала, причем не только от головной боли, а еще от того, что она мешала мне лицезреть окружающую красоту - живописные поля, симпатичные лесные участки, всякие мелочи вроде цветов, бабочек, птичек...

И вот, наконец, мы въехали в Лавровку. Слева дорога продолжалась в сторону Краснояра, а нам надо было направо, к пруду. Двинулись по улице Зеленой, миновали большой дом и тщательно уложенную обширную поленницу, она прямо поражала количеством аккуратно складированных поленьев. Еще справа стояла водонапорная вышка, или бак на ножках. Был дом, и рядом с ним скромный обелиск, но мы не рассмотрели, чему он посвящен.

Слева был магазин "Смешанные товары", высокое отдельно стоящее дерево... Это уже был центр деревни. Дальше виднелась маленькая будка, оказалось потом, что внутри нее колонка. А направо через проулок уже был виден Лавровский пруд на реке Ревда. Шлагбаум перекрывал въезд на дамбу пруда. Вот там мы и решили остановиться - ехать дальше я не могла, надо было срочно отлеживаться. Александр прислонил к шлагбауму наши велосипеды с рюкзаками так, чтобы они создавали тень, и я улеглась туда на коврик, спрятав от солнца голову и плечи.

Саша в это время отъехал в деревню - хотел отдать фотографию тетушке, которую сфотографировал несколько лет назад на улице, она несла на коромысле две корзинки с продуктами, кажется. Вообще, людей в Лавровке найти было непросто, половина домов заперты. Так что спрашивал он о женщине у двух местных жителей, мужчины лет 50 и старушки с плохим зрением. Наконец нашел он на улице Лесников, второй в деревне, только ее сына, а сама тетушка уже умерла, к сожалению. Погоревал, что долго собирался, не успел. Сыну отдал фото. В палисаднике его дома бродили куры.

Мужчина поведал, что два раза в неделю приезжает автолавка с продуктами, свиноферма, кажется, уже на ладан дышит, и свиней там почти не осталось. А до Краснояра дорога плохая, но проехать можно, луж не так много. Потом Саша вернулся, посмотрел, что я лежу, и отправился к дамбе, мыть велосипед. Там на водосбросе стояло две бетонные плиты, где можно было примоститься. Еще успел сходить за водой на колонку, помыл мой велосипед...

Я краем глаза видела большой, красивый пруд, по нему на лодке плавал рыбак, на другом краю березки зеленеют... Поляна, прилегающая к берегу, была ровная, покрытая мягкой зеленой травкой, будто подстриженной - это козы и коровы постарались. Через дамбу уходила в дальний лесок желтоватая дорожка. Просто хоть картину пиши! С плотины доносился шум вытекающей речки. В небе кружились ласточки, целые стаи, и они на лету пили воду с поверхности пруда.

Александр тем временем высушил наши велосипеды, побрызгал цепи маслом, чтоб веселее ехалось. И вот мы собрались и поехали. По центральной улице бродило большое стадо пушистых упитанных овечек. Саша притормозил, чтобы сделать снимки, а я поехала тихонько по дороге к Краснояру. Хорошо, что дорога была твердой, и шла под уклон, так что надо было только смотреть, чтоб на камень не наехать. В какой-то момент Саша меня догнал, и мы поехали вместе. Справа тянулся длинный деревянный загон свинофермы, но ни одного животного мы там не увидели. Только вдалеке человека и пару телят.

Потом загон кончился, и пошли просто молодые елочки по обочинам. Мы въехали в тень, и мне скоро стало зябко, но я решила не обращать на такие мелочи внимания. Луж было мало, обходить их пешком приходилось нечасто. Но вот большие булыжники на дороге мешали. И еще мы некоторые участки дороги объезжали по дублерам - полевым дорогам, там было значительно ровнее. Миновали речку Разбойничья, но вокруг было тихо, никого.

Так проехали километров пять, и Александр сказал, что надо остановиться, поужинать. Мы нашли небольшой пятачок, куда падало солнце, и присели там. Поужинали колбасой, пирожками, огурцом и луком. Закусили мармеладными червячками... Потом поехали дальше. По карте скоро должна была быть речка Медвежка. Километра через полтора мы ее увидели - она текла под дорогой в гигантской трубе. Но места для стоянки здесь не нашлось, даже тропы к воде не было. Так что мы проехали еще полкилометра, забраковав пару мест - они были маленькие, в тени и сырости.

И вот мы увидели, что от основной дороги вправо отходит очередной дублер, а слева - большая открытая поляна, и уходит дорога в лес. Видно было, что ездят там крайне редко, вот здесь мы и решили остановиться. Саша сказал, что в километре отсюда фермерское хозяйство, и оттуда доносился иногда лай собак. Мы поставили палатку метрах в 20 от дороги. Я в нее забралась, разложила все вещи. Александр в это время сделал треногу для костра, собрал дровишек.

Когда он стал колоть дрова, вдалеке снова залаяли собаки, видимо услышали звуки. Я налила воды в котелок, стала следить за костром. Допила чай из термоса с кусочком батона с сыром. Мимо нас в сторону фермерского хозяйства проехали самосвал и трактор, а потом к Лавровке - УАЗик. Ни мошек, ни комаров не было, стало только к вечеру сыровато и прохладно, и даже выпала роса.

Мы сложили вещи под тент, и отправились спать. Было около 10 вечера, практически полностью стемнело. От начала пути мы проехали 69 километров, а за сегодня 33. Костерок наш еще горел... Кстати, на горе ночевать было гораздо теплее, лес и скалы нас загораживали от ветра, и сырости не было.

Продолжение рассказа


Интересная информация о названиях поселков на маршруте

Косой Брод - еще до появления поселка, в этих местах был брод через реку Чусовая. Брод был наискосок, так и пошло.

Полевской - название произошло от речки Полевая, в которой мы умывались на второй день. Саму речку назвали, как мне кажется, из-за полей, покосов...

Зюзельский - одно из преданий такое: раньше в этих местах были болота, а по местному, болото - жижа, или жижелка. Затем, скорее всего башкиры, это название переделали на свой лад, и "ж" заменили на "з". Получилось зюзя - зизя - зизелка, ну а дальше понятно. Вторая версия - это название реки Зюзелька, которая в этих местах протекает. Она совсем маленькая, и даже не на всех картах отмечена. Ну а кто реку так назвал, уж и неизвестно.

Лавровка - сначала это поселение называлось Полевское, в 1965 году его переименовали в Лавровку. Затем недалеко от Лавровки возникли домики не то лесозаготовителей, не то животноводов, и этот хуторок стали называть Малая Лавровка, ну а Лавровку соответственно Большой. Малая Лавровка в конце восьмидесятых сгинула, ну а Большая так и осталась. Кстати, старожилы мне рассказывали, что в Лавровке бывал Ельцин, и он там уху ел.

Краснояр - ну тут все просто, красный - значит красивый.

Мариинск - тут без Демидовых не обошлось. На реке Ревда был основан завод, принадлежащий некой Марии Демидовой, не то жене, не то дочери какого-то из Демидовых. Кстати, остатки заводской плотины из лиственницы тех времен еще можно посмотреть в Мариинске.

Карта нашего велопутешествия от Полевского до Ревды через Лавровку

Что интересного мы видели в этом путешествии

Храм в поселке Косой Брод
Скульптурная композиция
возле Северского пруда
Северский трубный завод
В поселке Зюзельский
Храм в Зюзельском
Синюшкин колодец
Озеро Церковное
Достопримечательности горы Азов
Пересохший родник на горе
Вид на Полевской
"Зуб" на Малом Азове
Малый Азов не хуже брата
Чудесная стоянка возле скал
Время крошит горы
Вершины Малого Азова
Карьерчик по пути в Лавровку
Последние 7 км. до Лавровки
Маленькая Большая Лавровка
Лавровский пруд
Наша солнечная полянка
Речка Ик
Храм в Мариинске
Обмелевший Мариинский пруд
Мариинская усадьба
Приглашение к путешествию

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества