--> Студия DV-PRO. Главная страница

Лавровка - Кенчурка

Первая часть рассказа о путешествии на велосипеде по глухим дорогам Урала

На Урале есть немало деревушек, которые вроде бы находятся совсем недалеко от городов и дорог, но в то же время, никому ничего о них толком неизвестно, и жизнь там протекает как в самых глухих уголках мира. Отчего так - непонятно, но сей факт делает такие деревни очень интересными для туриста.

Заканчивался зимний перерыв в моих путешествиях на велосипеде, и мне хотелось начать сезон с несложного, не очень отдаленного, но содержательного маршрута. В прошлые поездки на Платониду и Старик-Камень я видел, что от Краснояра есть дорога на деревню Большая Лавровка, а уже дома разглядел, что из Лавровки можно попасть в Кенчурку - деревушку, основанную староверами то ли в 18, то ли в 19 веке.

Сведений об этих населенных пунктах в интернете было крайне мало, а ехать по километрам недалеко, вот я и решил сам разузнать о них поподробнее, несмотря на некоторые сообщения, что дорога от Лавровки до Кенчурки непроходима, заросла, затоплена и т.д. Я приключения люблю, поэтому решил рискнуть.

Маршрут разработал быстро - на электричке (Верхнеуфалейской) до станции Косой Брод, там на велосипеде до Полевского и Зюзельского, мимо горы Азов в Большую Лавровку, а после - по лесной дороге в загадочную Кенчурку (ударение в слове делается местными жителями на первый слог), и оттуда - до конечной станции маршрута - станции Полдневая, где снова сесть на электричку. Кенчурка в этом списке интересовала меня особо, потому что там до сих пор живут старообрядцы и их потомки, их еще называют "кержаки", хотелось ближе познакомиться с их бытом и взглядами.

До Лавровки, или зайцы атакуют

Встал я в 6.30, планировал выходить в 8.00, чтобы в 8.45 встретиться с Андреем на площади у вокзала (спутником, который захотел составить мне компанию, с форума велотуристов). Приехал я минут на пять раньше, несмотря на то, что из-за пробок на проспекте Космонавтов ехал довольно медленно. Билеты мы купили быстро. День был будний, очереди в кассы не было. Билет до станции Косой брод (по направлению Верхний Уфалей) стоил 70 руб. плюс 25 рублей за велосипед.

По пути к электричке на лестнице на платформу у меня слетел непривязанный к багажнику велорюкзак (я не стал его привязывать, потому что в поезде все равно снимать), и покатился по ступенькам, при этом слегка запачкавшись. Ну, погрузились мы в поезд. Сидения были как в самолете или междугороднем автобусе, поэтому рюкзаки мы запихали с трудом. Ехали до станции Косой брод часа полтора, вышли, смотрим - вокруг лес, ничего нет, никого нет. Даже заволновались немного - точно ли сошли в нужном месте.

Спустились с платформы, и сразу слева увидели ключ, оформленный в виде каменного триптиха из змеевика с двумя ангелами и иконой Божьей Матери, с надписью "Пресвятая Богородица, спаси нас". У ключа с двух сторон стояли скамеечки, накрытые крышей наподобие беседки. Это был Покровский родник, вода которого считается святой. Спустились мы к ключику, сделали несколько фотографий и набрали водички.

Был там еще и подвесной мост через речку Поварня, его тоже сняли. Встретили группу школьников с учителем, видимо на экскурсии, спросили у них, где гора Школьная. Нам ее показали. Поднялись мы на гору, с которой открывается вид на поселок Косой Брод, и установлен обелиск с надписью "1723 год основания поселка Косой Брод". Поселок небольшой, уютный, по нему протекает река Западная Чусовая, в которую впадает речушка Поварня. Вокруг зеленые леса, небо голубое с облачками. Красивый вид!

Вспомнилось, что я читал о поселке Косой Брод. Построена сначала по указанию де Геннина была Кособродская крепость от набегов башкир. А название - от удобного брода через Чусовую. Простояла крепость больше 40 лет, но обветшала, да и набегов стало меньше. И превратилось это место в обычную деревню. Жители добывали камень - наждак, из которого тогда выкладывали доменные печи, железную руду отличного качества. К концу 19 века нашли и золото. А в 1935 году, недалеко от Косого Брода на прииске Денисовском, отыскали самородок "Лосиное ухо" весом почти 14 килограммов! - сегодня он в Алмазном фонде Кремля.

Добывали здесь и мрамор, и гранат. Но все это в прошлом. Сейчас некогда богатое село не может прокормить немногочисленных жителей, они вынуждены ездить на работу в Полевской. Еще вспомнилось, что рядом находится поселок Мраморское, куда я с детства ездил за грибами - очень богаты ими здешние леса. Постояли мы немного на горе, полюбовались видами, потом объехали поселочек, и по мосту через Чусовую направились по дороге на Полевской, Северский и Зюзельский, согласно нашему маршруту.

Через пять километров въехали в город Полевской. Перед въездом в Полевской была река Северушка и к ней дорога спускалась длинной горкой с хорошим наклоном, поэтому мы сильно разогнались и просто перелетели через мост. Погода замечательная, довольно сильный встречный ветер немного гасит скорость, зато не дает погибнуть от жары.

Мы подкатили к большому даже по меркам Екатеринбурга магазину "Купец" и решили зайти туда прикупить продуктов. Первым пошел Андрей и… пропал. Люди входили и выходили, даже те, кто пришли намного позже его, а его все не было. Прошло десять минут, пятнадцать, двадцать, полчаса, я стал волноваться, не случилось ли чего. Заглянул в магазин и с облегчением увидел, что он уже стоит у кассы. Я вернулся к велосипедам и… прождал еще минут 15. Я так понял, что он просто решил прогуляться по всему магазину, изучить весь ассортимент, а потом поболтать с кассиром, никуда не торопясь. Сам я задерживаться не стал. Быстро купил минералку и хлеб, и мы продолжили путь.

В пути мой велорюкзак, в общем-то, довольно вместительный и удобный, съехал на одну сторону, и периодически мне приходилось его поправлять. Дело в том, что внутри его отделения, которое лежит на багажнике, возвышаясь над велосипедом, сложены были пакеты, и видимо, неровно, так что центр тяжести сбился. А это мешало ехать, особенно в горку, склоняя велосипед на один бок.

К обеду мы доехали до развалин старого Гумешевского рудника, медь на котором с перерывами добывали еще задолго до наших времен. С 1709 года руда отсюда служила сырьем для Екатеринбургского и Уктусского заводов, а потом и для Полевского медеплавильного завода. Не только медь, но и прекрасный малахит принесли известность Гумешевскому руднику. Камнем, добытым здесь, отделаны залы Эрмитажа и Версаля. О руднике немало рассказов писал русский писатель Павел Петрович Бажов. В 1994 году добыча руды прекратилась, горные выработки были затоплены.

На руинах я сделал несколько фотографий, нашел куски руды с вкраплениями пирита, такого блестящего золотистого металлоподобного вещества. Солнце сильно пекло, а нам было пора ехать в Зюзельский. Сфотографировал еще шламохранилище, когда проезжали мимо - это такой водоем с торчащими останками деревьев. Кстати, на откосах в этом месте росли маслята, мы удивились, потому что в мае для них еще рановато. А над водой летали чайки.

В четыре мы добрались до этого поселка, расположенного на горках высотой 300-400 метров. Есть вокруг горы и повыше - например, гора Веселая, Азов-гора с удивительными скальными башнями на вершине. Именно туда Бажов поселил свою сказочную Девку-Азовку, а в окрестностях еще и Бабку-Синюшку с ее колодцем. На окраинах поселка текут речки Железянка и Зюзелка, раньше на них мыли золото старатели. Позже построили Зюзельский железный рудник. Почему Зюзельский? Версий три: по одной, здесь стояла изба первооткрывателя прииска Зюзева, по другой - от слова "зюзя", то есть грязь, болотистое место, по третьей - от башкирского "зюзелга", то есть место водопоя коней. Так назвали речку с чистой водой, а дальше название перешло и на поселок.

На въезде Андрей сходил на колодец, набрал воды. Потом проехали мимо лесопилки, по дороге справа по улице Ленина обогнули Зюзельский, проехали магазин, церквушку и конечную остановку 13 автобуса (ходит от Полевского). Оттуда с горки были видны сооружения недостроенного завода - железобетонные столбы, перекрытия. Размеры недостроя впечатляли. Объект значился в наших планах, и я решил подъехать к нему поближе, обследовать, и сделать фотографии. Андрей не захотел, и ждал меня на дороге. Все там заросло молодыми березками - видимо, давно забросили строительство. Местные жители сказали, что строить начали еще до перестройки, потом, как обычно - деньги закончились. Правда, что собирались там делать - неизвестно.

У встречных людей я поинтересовался, где здесь Синюшкин колодец - читал, что он недалеко от Зюзельского. Но мне ответили, что настоящий, бажовский Синюшкин колодец, далеко в лесах, точного места уже никто не знает, а здесь - просто приманка для туристов, обычный родничок, да еще пострадавший от рук местных алкашей-вандалов. Так что туда мы не поехали.

Около пяти мы двигались по дороге от Азов-горы в направлении к Большой Лавровке. Намотали от станции к этому времени 30 километров. На саму Азов-гору решили не забираться, так как я там недавно был, о чем есть отчет на сайте, а Андрею не хотелось тащиться с велосипедом по круче. Так что ехали не торопясь по хорошему ровному асфальту, наслаждаясь тишиной и ветерком. Через пару километров от Азов-горы встретили двух велосипедистов, местных, просто на прогулке. Потом попалась речка Полевая, с хорошим подъездом от дороги, но мы к ней спускаться не стали, поехали до следующей речки, чтобы уже поставить там палатку для ночевки.

На одном из крутых и длинных подъемов я решил пройти немного пешком, чтобы ноги отдохнули. Иду, птичек слушаю, природой любуюсь, чувствую - надо мне оглянуться, оглядываюсь - метрах в 20 позади меня дорогу переходят два зайца. И вышли они туда, видимо сразу, как только я прошел. Причем посередине они остановились, сидят на дороге и провожают меня взглядом, большие серые зайцы. Посмотрели еще немного, и не спеша ушли в лес. Я хотел было побежать их сфотографировать, но подумал, что все равно не успею, пока достану фотоаппарат, пока их найду в зарослях, они уже ускачут. Решил, что еще встречу ушастых, успею снять, раз они тут спокойно так ходят.

Я не ошибся. Скоро у меня создалось впечатление, что зайцы за мной следят! После первой встречи минуты через полторы я снова оглянулся - в десяти метрах позади меня дорогу опять переходит заяц. Наверное, русак. Как вам передать чувства городского человека, который не так часто видит диких животных. Конечно, хотелось бросить все и бежать за ним с фотоаппаратом с криком "Ну, заяц, погоди! Дай сфотографирую!". Я ведь их только в зоопарке наблюдал близко, да и то это были беляки - они раза в два помельче.

Через некоторое время асфальт закончился. В этом месте было что-то типа перевала. Дорога спускалась и внизу видно было лужи и хлябь. Сразу вспомнилась дорога на Шунут. Нам встретился мотоциклист, который сказал, что грязи много, но проехать можно. Что грязи много, по нему было заметно - и мотоцикл, и парень были уляпаны конкретно. Но нам оставалось километров 15 до поворота к деревне Лавровка, мы решили, что уж как-нибудь доберемся.

Ехали не торопясь, наслаждаясь видами и тишиной. Дорога земляная и глинистая, щебенкой не отсыпанная, по крайней мере сверху. Так что если после сухой погоды - хорошо, а в дождь не проехать. Лужи нам удавалось объезжать в большинстве случаев. Переехали речку, протекавшую в трубе под дорогой. Ушастых друзей я видел еще раз, но мельком, в зарослях, метрах в десяти от дороги.

В половине седьмого мы свернули с дороги вставать на ночевку. Нашли поляну у ручья, поставили палатки. К ручью подход был, привал здесь уже явно делали, об этом говорили колеи и консервные банки. Место ровное нашли с трудом, вокруг были кочки. Кстати, когда ставил палатку, я обнаружил на рукаве ветровки маленького клеща - это был первый сигнал, что надо быть осторожнее.

На ужин Андрей решил сварить гречку, но почему-то в моем котелке. Свой, как он выразился, доставать долго, глубоко закопан. Я ел пирожки - удобная еда в дороге. Мы поужинали. Потом помыл колеса у велосипеда, на них налипла по пути грязь комьями и мешала крутиться, тормоза из-за нее не работали. Пока здесь возились, проехала машина и мотоцикл, а один раз прошли даже пешие люди до Лавровки. К сожалению, на месте нашей стоянки было немало комаров, причем крупных. Обычно в мае их еще нет, но тут теплая погода сыграла свою роль.

Комары были пока не слишком агрессивные, но покусывали. Рюкзак я разобрал, велосипед положил рядом с палаткой и привязал. Походил вокруг, пофотографировал полянку, цветочки. Недалеко мы замечали дым и какое-то движение - там ровняли дорогу. Ближе к девяти вечера оттуда прошел трактор с прицепом и ковшом, в котором ехали двое рабочих. Они крепко держались за зубья ковша, чтобы не выпасть на кочках.

В половине десятого я вскипятил воды и попил кофе с сухариками. Кстати, напарник, налопавшись гречневой каши, даже не удосужился помыть мой котелок, думаю, ему просто лень было, и мне пришлось корячиться с неудобного берега ручья его отскребать. Затем прошелся вдоль дороги - больше некуда, потому что ручей огибает это место с трех сторон, и перейти его сложновато. Было тихо, только где-то куковала кукушка. Солнце село. Я умылся перед сном. Отметил, что комаров уже стало меньше, чем днем. Уснул около двенадцати.

Ночью замерз, хотя надел теплую одежду, был в спальнике (летнем) и накрыл палатку тентом. Видимо, из-за тумана, который вполз на поляну, было сыровато, и от этого еще прохладнее. Ночью еще куковала кукушка и кричала какая-то ночная птица. Один раз выходил из палатки - небо было чистое, все в звездах. А вообще спал беспокойно - неудобно с непривычки, отвык за зиму.

Мой напарник встал рано, замерз видимо. Стал ходить, кашлять (курильщик ведь) и меня этим все время будил. Он развел костер, начал греметь котелком, варить еду, в этот раз в своем котелке. А только я задремал - зазвонил будильник. Было холодно, я не выспался. Вылез - небо голубое, солнце светит. Стал собирать вещи, разложил спальник на просушку, попил теплого чайку из термоса с бутербродами. Наконец собрались, и поехали.

Но перед выездом мой спутник попросил у меня насос - подкачать колесо, а поскольку с конструкцией его (насоса) был незнаком и по характеру нетерпелив, то благополучно его сломал. Пообещал по приезду купить новый, но видимо он не тот человек, кто держит обещания. Как показали дальнейшие события - гнилой человек оказался. Сначала трубку не брал, а потом и вовсе заявил, что у меня он уже был сломан. Так что, если на форуме Е1 увидите такого, Коптелов Андрей, KAA подписывается, ну в общем, Вы поняли... Отъезжая, я на прощание окинул взглядом поляну, всю заросшую желтыми купальницами. Они раскрыли лепестки и все смотрели в сторону солнца.

Мы поехали в сторону Большой Лавровки. Огорчало то, что моего попутчика не интересовали окружающие красоты, по сторонам он не смотрел, и ехал быстрее меня, к тому же на велосипеде у него тормоза были дисковые, поэтому в них не застревала грязь и не мешала двигаться. Так вот. Он не ждал меня, пока я останавливался, чтобы сделать фотографии, и мне приходилось сначала искать опору для велосипеда, а потом выбирать позицию для удачного кадра. А ему даже в голову не приходила мысль помочь мне подержать велосипед. Также преодолевая очередную лужу, мне приходилось останавливаться, чтобы определить, с какой стороны ее лучше объехать, хотя мой попутчик ее уже преодолел, и мог бы мне подсказать. Поэтому нам обоим было не совсем удобно и двигались мы немного медленнее, чем могли бы.

Через километр от ночевки увидел я речушку, а на ней бобровую запруду. Справа начинались поля, и до Лавровки оставалось уже недалеко. Кстати, от места, где окончился асфальт, дорога все время идет по местности или ровно, или под уклон - это очень удобно, не надо карабкаться с велосипедом в горку. Мимо опять проехал мотоциклист с горы Азов, а от Лавровки к Азову проехал трактор, подскакивая на ухабах. Тем временем дорога повернула направо, и спускалась к речке Лавровке, текущей через железобетонный блок. Где-то крякали утки.

Мы сполоснули руки, и двинулись от Лавровки-реки к Лавровке-деревне. Через полкилометра начались первые признаки жилья - помойки по обочинам дороги. Дальше была развилка: прямо - на Кенчурку (разбитая дорога с глубокими колеями), направо - на Лавровку. Там стоял указатель. Потом еще указатель с надписью "Хутор" и незаметная дорога от него в лес. Потом справа показалось кладбище, и через два километра мы въехали в Лавровку, маленькую тихую деревушку.

Совсем не Большая Лавровка

В деревне, почти у каждого дома, стояла старая ржавая сельскохозяйственная техника, какие-то кабины, детали, лежали кучи дров и досок. Паслись овечки, телята. Местные жители мне рассказали, что если ехать прямо по дороге, не сворачивая в саму деревню, то прибудешь в Краснояр. А на выезде из Лавровки есть ферма, где держат свиней и коров. Раньше это было подсобное хозяйство Полевского леспромхоза, но после перестройки оно перестроилось, и благополучно развалилось. Дойных коров забили на мясо, а молодняк продали своим же жителям. Население деревни разом осталось без работы. В остатках былой роскоши какой-то фермер держит скотину, но без особого успеха.

По поводу дороги от Лавровки до Кенчурки, меня уверяли, что ехать туда не нужно - дорога непроезжая, заросшая, там сто лет уже никто не ездил, и вообще там люди пропадают. Еще рассказали, что в тех местах большие поляны черемши, стадами ходят лоси, и грибники раньше там находили множество сброшенных лосиных рогов. В общем, пока я решил поехать посмотреть на свинарник (в хорошем смысле), а напарник мой не захотел, и остался ждать у дороги, его вообще мало что интересовало.

На ферме в конце Лавровки обнаружился большой загон, состоящий из огороженного куска поляны и куска елового леса, старое здание свинарника, или коровника. На территории валялись всякие механизмы, между которыми сновали симпатичные поросята, им здесь явно нравилось. На скотный двор зайти мне не удалось - вместо земли там была жидкая грязь вперемешку с навозом, летали мухи. Людей нигде не было видно. Я вошел в здание свинарника, там было темно и сыро. В загонах было всего несколько любопытных маленьких поросят, остальные, видимо, гуляли на улице. Под потолком у входа были гнезда ласточек, и сами птички летали туда-сюда.

Я сфотографировал трех поросят и ласточек, обошел здание с другой стороны. Там обнаружились под елками большие взрослые свиньи, розовые, черные и пятнистые, которые спасались от жары в глубоких вырытых ими ямах. Напротив загона метрах в двадцати была надпись "Скотомогильник", но ничем подозрительным не пахло. Свинюшки мощными рылами периодически принимались копать землю. Уши у них были большие, свисали прямо на глаза, поэтому они толком ничего вокруг не видели, вот и меня далеко не сразу заприметили, несмотря на то, что я с ними разговаривал.

От местной тетушки услышал еще историю, как много лет назад Борис Ельцин приезжал вручать медаль местному директору леспромхоза, а после на пруду веселился со своими однопартийцами, очень хвалил уху, которой его угощали. Если Вы, читатель, молоды, и не знаете, кто такой Ельцин, то могу сказать - это тот, кто способствовал развалу некогда самой мощной страны - СССР (Союз Советских Социалистических Республик). И с его подачи все богатства нашей страны стали принадлежать не народу, а кучке мошенников, которых стали называть олигархи. В Екатеринбурге ему даже музей построили. Ну ладно, не отвлекаемся...

Вернулся я к своему спутнику, и мы подъехали к водоемчику. Он - чтобы искупаться, а я помыть ноги и велосипед. Пообедали, отдохнули, затем еще порасспрашивали местных жителей о дороге на Кенчурку. Все говорили, что хорошая дорога на Краснояр, а на Кенчурку непроходимая. Это обстоятельство сильно испугало моего напарника, и навело на мысль ехать не в Кенчурку, а по хорошей дороге, на Краснояр. Ну, а я упорствовал в желании доехать до Кенчурки, поэтому искал кого-нибудь, кто скажет, что проехать туда все-таки можно. ...Не нашел.

В третьем часу мы выехали из Лавровки, и напарник сказал, что дальше не поедет, а двинет в сторону дома, через Краснояр на Ревду. Я так подозреваю, он это решил давно, еще когда увидел колдобины в начале дороги на Кенчурку. Они действительно впечатляли. Вот так неожиданно остался я один, и в одиночестве двинулся по неизвестной дороге навстречу приключениям и трудностям. Меня терзали сомнения - все-таки ехать или не ехать? Что там впереди? Насколько далеко можно забраться, чтобы потом можно было вернуться? Поехать? А вдруг не доеду...

Продолжение рассказа читайте на страничке Кенчурка - деревня старообрядцев



Как попасть в Лавровку

В Лавровке нет каких-то особенных примечательностей, это обычная деревушка, коих на Урале достаточно. Интерес могут представлять свиноферма да пруд. Никакой транспорт в Лавровку не ходит - только своим ходом. Пешком туда далековато, лучше велосипед, или автомобиль.

Если на велосипеде - в рассказе все подробно написано. Косой брод - Полевской - Зюзельский, и далее. Всего около 40 км. На машине так же. Ехать лучше в сухую погоду, иначе на дороге, от горы Азов, где кончается асфальт, придется месить грязь.

Обратно можно вернуться через Краснояр, Мариинск, и в Ревде на электричку до Екатеринбурга. От Лавровки до Краснояра 19 км грунтовки, затем асфальт. От Краснояра до Ревды есть автобус. Весь путь от Лавровки до Ревды - около 50 км.

В тех местах я бывал неоднократно, если у Вас интерес, вот еще одно мое велопутешествие: Полевской - Лавровка - Мариинск - Ревда

Можете проследить мой путь по карте

Фотографии Лавровки и в дороге

Покровский родник
Вид с горы Школьная на Косой брод
НЛО на Северском трубном
Развалины Гумешевского рудника
Шламохранилище в Полевском
Лесопилка в Зюзельском
Недостроенный цех в Зюзельском
Земля стирала обода
Ушастый друг
Большая Лавровка
Коромысло всегда пригодится
Пруд в Лавровке
Лавровские хрюшки
Грязь непролазная
Начало дороги на Кенчурку

Видеосюжет о деревне Лавровка



Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества