Озеро Песчаное и гора Пшеничная

Озеро Песчаное известно не только туристам, но и пожалуй всем жителям Екатеринбурга, да и других окрестных городов. Когда приходит сезон летней жары, всем хочется посетить водоемы. Шарташ и Верх-Исетский пруд слишком грязные, и у людей встает вопрос, куда же поехать, чтобы недалеко, и чтобы было чистое и удобное место для купания? Конечно, лучший вариант - Черное море, но не у каждого есть возможность слетать туда на выходные, а вот озеро Песчаное - вполне себе доступно. Именно поэтому в хорошую погоду, в выходные, дни народу там неимоверное количество, машин в лесу больше чем грибов.

Кроме озера Песчаное в тех местах довольно много интересных природных объектов, куда можно прогуляться, и не только летом. Например, гора Пшеничная, невысокая, но с любопытными скалами на вершине, похожими на стопку оладушек. Высота горы от уровня озера примерно 100 метров, и оттуда видны и Песчаное во всей красе, и даже высотки Екатеринбурга. Есть недалеко еще одно чудо природы - скала Каменные губы, о ней тоже пойдет речь на этой странице, а также разные другие достопримечательности.

Само озеро Песчаное небольшое, овальной формы, даже скорее прямоугольной, 700 на 500 метров, с твердым дном и слегка каменистыми берегами. Вода чистая, хотя и чайного оттенка, это потому что озеро соединяется с небольшим болотом, которое находится с левой части озера. Правая сторона занята спортивным лагерем УГЛТУ, есть платный пляж, а дальше пансионат УрФУ. Там же из озера вытекает малюсенькая речка Песчаный исток. И потому самостоятельному отдыхающему доступна либо ближняя часть берега, либо часть берега под склоном горы Пшеничной после этого дома отдыха УрФУ, это на противоположном берегу.

Со станции Северка, откуда начинается путь на озеро Песчаное, можно сходить также на скалы Соколиный Камень и речку Северушка. Добавлю еще, что в сезон в тех лесах много грибов и ягод.

Это продолжение нашей прогулки, начало читайте тут

Часть 2

Гора Пшеничная

После обеда мы еще минут пять отдохнули на берегу озера, обулись и надели рюкзаки - пора было идти на гору. Заметили какое-то крупненькое насекомое черно-оранжевого цвета, длинное такое. Если к нему поближе поднести руку или ногу, оно поднимало высоко попку, будто грозилось сейчас пукнуть или чем-то выстрелить. Наверное, так оно делало, чтобы казаться больше, и напугать противника величиной.

Пройдя мимо двух-трех компаний отдыхающих, мы стали подниматься по склону наверх, и там еще остановились поболтать с парнем - отцом семейства. Поделились своими планами на маршрут, он рассказал, где сам бывал на Урале. И мы пошли дальше, отметив, что внизу прибыли еще пара-тройка компаний. Подниматься было не очень сложно, только жарковато. До верхней части горы от берега около 500 метров, склон довольно крутой, но ровный, без препятствий.

Так было почти до самой вершины Пшеничной, но метров за сто до нее начались заросли мелких кустарников, хорошо что не шиповника, и много валежника и больших валунов. Все это надо было обходить, перелезать или перешагивать. Я подумала про змей и клещей, как бы с ними тут не повстречаться, и пошла аккуратнее, внимательно глядя под ноги. Саша наметил направление, которого надо придерживаться, и мы лавировали между всякими препятствиями, поднимаясь. Много было здесь помета косуль, они, наверное, сюда ночевать приходят.

В конце концов, мы поднялись к вершине, и заметили слева мелкие скалы, плоские, приплюснутые. Подошли ближе, и увидели, что там дальше есть еще гряда скал, метра три высотой, тоже сложенная из плоских серых камней. Вот туда мы и забрались, и увидели внизу целиком озеро Песчаное, все что на его берегах, а также Северку, Палкино, и даже дома Екатеринбурга на горизонте. Обзор был хороший, несмотря на то, что сухие подгоревшие сосны у вершины его частично закрывали. А сама гряда была из трех фрагментов, метров 20 в длину, и на последнем поставлена каменная пирамидка. Высоту горы навигатор показывал как 457 метров, почти как Волчиха.

Здесь, на скалах было так хорошо, что мне захотелось остаться подольше, полежать, позагорать. Воздух был свежий, дул теплый ветерок и светило яркое солнце. Александр согласился, мы попили кто кваса, кто воды, разделись до трусов, легли и закрыли глазки. Тишина, птицы поют. Покой... Повалялись мы там, приятно провели время, успели и сфотографировать друг друга. Пора было и честь знать, нам еще другие скалы искать.

Решили сначала пойти по тропе, вдруг она туда и выедет? Я пошла вперед, а Саша еще спустился вниз, сделать снимки скал оттуда. Потом он меня догнал. Метров через 150-200 мы поняли, что тропа забирает сильно вправо, и, скорее всего, ведет к пансионату УрФУ и берегу озера. Так что пришлось с нее сойти, и снова двинуться по целине. На наше счастье заросли не были густыми, и вскоре мы вышли на широкую просеку, но рельеф ее был такой колдобистый, что на машине не проехать, только пешком или на велосипеде. Вдали промелькнул какой-то человек, мы хотели у него спросить, где здесь скалы, но он ушел в другую сторону. Так что мы просто пошли пока вверх по этой просеке.

Она становилась все круче, и вот в конце стали видны небольшие скалы и триангуляционная металлическая вышка. Нашли! Это оказалась официальная вершина горы Пшеничная, видимо, на пару метров выше, чем предыдущая со скалами. Если обойти низенькую кучку камней с другой стороны, открывалась обрывистая скальная стенка высотой 3-4 метра, с небольшим карнизом. И на этом карнизе краской были сделаны надписи: черной - "1969 год, Лесных В., Заварницын", и красной - "XI.1938 год" и какая-то малопонятная аббревиатура "М.В.П.С.А."

Правее виднелась еще одна группа камней, даже чуть выше и живописнее. В ней имелось небольшое, неглубокое, но интригующее отверстие, будто вход в пещерку, и большой козырек, под которым человек 5 без проблем переждут дождь. Сделав снимки этой скалы, мы отправились по тропе, шедшей мимо вниз по хребту, к основной дороге. Там тоже имелись интересные скалы "Каменные губы", мы хотели их найти. По пути видели красивые раскрывшиеся подснежники с пушистыми стеблями.

Тропа вела в противоположную сторону от озера, и через какое-то время мы вышли на дорогу, которая опоясывала гору повыше подножия. Александр посмотрел вокруг, и ему показалось, что скалы именно на этой дороге. Мы пошли по ней направо. Но и через 300 метров, и через 500, ничего похожего не встречается. У меня было стойкое ощущение, что мы идем не туда. Вот очередная дорога пересекла нашу, спускаясь к основной большой просеке ЛЭП, и мы решили выйти туда, осмотреться. Там виднелись люди, можно было у них спросить, где мы находимся, и есть ли поблизости эти скалы. Так и сделали.

Вышли на ЛЭП, где шли целых 3 линии проводов разной мощности, пересекли ее, подошли к машине, рядом с которой на складном стульчике сидела женщина, уткнувшись в мобильник, играли двое детей, и стоял в позе медитации, подняв ладони к небу, мужчина. Глаза его были закрыты. Услышав нас, он их открыл, поздоровался, и снова закрыл. Спрашивать у них о скалах смысла не было.

Тут подъехали еще две машины, Саша их притормозил и попытался задать вопросы водителям, но они здесь знали только Чертово городище. Тогда мы решили идти по просеке к перевалу, там вроде виднелись маленькие скалы, и по пути посмотреть кругом и сориентироваться. Все равно прогуляться здесь будет приятно - место открытое, солнечное, красота!

В паре-тройке мест дорогу пересекали чистые, прозрачные ручьи. И по пути мы у трех групп гуляющих спросили про Каменные губы. Никто о них не слышал, все нам предлагали идти на Чертово городище... Но вот уже почти перед перевалом нам встретилась семья, молодой отец которой с трекинговыми палками смог сориентироваться, и сказал, что дорога дальше свернет налево, и будет по лесу обходить гору, и вот там они вроде бы видели какие-то камни, похожие по описанию на то, что мы ищем. Мы поблагодарили его и пошли, уже с надеждой найти наши Каменные губы.

Снова мы перешли просеку, и увидели справа на открытом месте маленькие скалы, но это было не то. Углубились в лес, в приятную тень, глядели кругом внимательно, но видели только одиночные камни на холмиках среди сосен. На дороге попадались велосипедисты, мотоциклисты, квадроциклисты - все с Чертова городища едут, или туда. Мы уже отчаялись, да и по времени надо было обратно двигать, чтобы спокойно к электричке успеть.

Свернули в лес к какой-то кучке камней, убедились, что ничего интересного, обошли невысокий холм на опушке, и снова вернулись на дорогу. Договорились, что пройдем еще 50 метров до поворота, если и там ничего - возвращаемся. Дошли. Ничего. Ну ладно, решили мы, оставим эти скалы на следующую прогулку. Скатаемся на велосипедах по этим местам. Я еще попросила остановиться, чтобы я могла выпить чайку, а Саша съел банан. И мы повернули обратно.

Прошли метров 20, поднимаем глаза - а слева от дороги иронично улыбаются Каменные губы! Ну, надо же! Они, оказывается, располагались на оборотной стороне того самого холма, который мы обходили. Губы были метра три в длину и метр с лишним в высоту, верхняя - толстая, нижняя - тонкая. Над ними еще виднелся прикрытый большой глаз, и потому все это напоминало гигантскую лягушку, а три березы, растущие у нее на макушке из одного центра, образовывали корону - Царевна-лягушка!

Мы долго хохотали с Сашей от радости и неожиданности появления долгожданной скалы. Ну, теперь можно было считать нашу программу выполненной, и со спокойной душой, сделав фотографии, мы отправились к озеру Песчаное. По дороге обсуждали, отчего это все люди, которых мы спрашивали про эти скалы, дружно их не заметили? Ведь все шли именно этим путем, и не могли не видеть интересные камни, и спутать их ни с чем нельзя - реально, выглядят, как губы.

Нам предстояло пройти еще километров 8 или 9 до станции, а времени оставалось два часа, и мы еще хотели чуток передохнуть у озера, охладить уставшие ноги. Поэтому мы бодрым шагом двигались по уже знакомой просеке ЛЭП. Так добрались до места, где сворачивала дорога к озеру Песчаному, а путь по ЛЭП становился почти непроходимым для автомашин. Здесь на развилке стояла пара автомобилей, и в них никого. Наверное, люди ушли гулять пешком, или делать шашлык на лесной поляне. Мы присели на камни, чтобы вытряхнуть из кроссовок налетевшие туда песок и мелкие камешки. До поезда было час сорок. Долго сидеть мы не стали, пошли к озеру.

К нашей радости, мы очень скоро поняли, что идем мимо базы отдыха, где сидели на пирсе. Так что озеро вот оно, рядом. Вдоль забора уже были выстроены машины, и они продолжали прибывать. А по дороге шли люди с пакетами, прямо семьями и компаниями, они заходили на территорию баз в приоткрытые ворота, и мальчики на дороге тихонько собирали с людей дань. И вот странно, люди просто отдавали деньги ни за что, якобы за стоянку, хотя в лесу никакой стоянки и быть не может, просто с дороги в кусты заехал, и уж тем более, сборщики денег никакой ответственности за транспорт не несли.

Мы что-то не подумали, что и нам надо было пройти в эти ворота, так что пришлось обойти по дороге несколько баз отдыха, пройти по лесной тропинке, и через открытую калитку уже попасть на берег озера. И по берегу тоже подтягивались к Песчаному группы людей, не на базы, а просто посидеть у воды. Вот и мы присели. Немедленно сняли обувь, и окунули ноги в холодную воду. Блаженство! Ноги у нас устали, кроссовки надавили пальцы, к тому же от жары кожа горела - все-таки для первого раза в сезоне мы немало протопали сегодня, да еще и по горам.

Дав ногам передышку, полюбовавшись еще разок лысенькой вершиной Пшеничной, озером и зелеными берегами, мы снова обулись и отправились уже к станции. До электрички оставалось час и пять минут, а нам еще надо успеть поужинать где-нибудь. Перешли мы горку по пешеходной тропе, и увидели, что там у дороги припаркованы уже штук тридцать машин, и подъезжают все новые, видимо сюда сборщики не доходят. Да, знатная будет вечеринка сегодня...

По знакомой дороге прошли мимо водоема с лягушачьей икрой, мимо хутора, мимо базы практик... И вот мы уже свернули в Северку. Я все ждала, когда же начнет холодать, по прогнозу в восемь вечера должно было быть 15 градусов. Но вот уже семь, а воздух явно больше двадцати. И небо по-прежнему, без единого облачка. Вот как повезло нам! На улице мы догнали тех же людей, что утром шли перед нами с большой черной собакой, перегнали их, и теперь шли в тишине, никто на нас не лаял. Кругом - деревенский покой, пахнет печным дымком и шашлыками.

К станции подошли минут за 20 до поезда, и сели там на скамейку - ужинать. Я-то больше всего пить хотела, аппетита от жары и усталости совсем не было, кое-как впихнула в себя пирожок и выпила много чаю. А Саша поел с удовольствием, и помидорку, и пирожки. Довольные, что успели перекусить, мы пошли вверх по переходному мосту, и поняли, что идти тяжело, ноги уже устали. Александр глянул по навигатору - 22 с лишним километра прошли. Не удивительно! Спустились на платформу, где кроме нас было всего два человека. Но потом еще человек 10 подтянулось.

Видели мы ничейную рыжую большую собаку с зеленым ярлычком на ухе, которая утром взяла под опеку двух туристов, и весь день их сопровождала до озера и обратно, а сейчас пришла с ними провожать на поезд. Подошла электричка, мест в ней было много, за 20 минут мы доехали до города, и было так удивительно, что между прекрасными дикими лесами и пыльным мегаполисом такое маленькое расстояние. Вышли на перрон, здесь было так же тепло. Направились к выходу, который без досмотра.

Затем на метро доехали до своей станции, и вышли на улицу, немного прихрамывая. Даже в магазин заходить не стали, сразу домой отправились. Вот так окончилась наша первая в этом сезоне прогулка, очень насыщенная и интересная. Погода 5 мая стояла совсем летняя, и мы посмотрели и озеро, и гору, и скалы, и птиц послушали, и с лягушками пообщались. Ну и фотографии сделали, друзьям-знакомым покажем, да и рассказ вот написали, чтоб другие хорошие люди могли почитать. Хорошо!

Как добраться до озера Песчаное и горы Пшеничная

Добраться до озера Песчаное не составит труда. Самый простой способ - это электричка, всего полчаса, и Вы на станции Северка. Нужно пройти немного влево, до улицы Проезжая, и по ней идете через весь поселок. Затем она перетекает в улицу Лесная, доходите до конца, там будет красивый дом из бревен, поворачиваете налево, и сразу за небольшим водоемом развилка. Налево - на скалы Соколиный камень, направо - к озеру Песчаное и горе. За этим водоемом родник Медвежья слеза.

Когда дорога приведет к подножию небольшой горки, там еще будет полянка, где люди машины оставляют, так вот, дорога поворачивает направо, а прямо ведет тропа. Нужно пройти еще по тропе, и Вы на берегу озера Песчаное. Весь путь от станции около 4 км. Гора Пшеничная будет прямо перед Вами, на другом берегу. Обходите озеро справа, и Вы у подножия.

До Северки легко добраться и на велосипеде. Либо через Сортировку и Палкино, либо с улицы Металлургов, мимо Икеи. И кстати, прямо у станции находятся Северские скалы, туда можно забраться с улицы Проезжая, и вид оттуда далеко во все стороны.

А еще можно пройти от Северки до станции Исеть, это около двадцати километров. Однажды мы так ходили, и видели по пути много интересного. Подробности в рассказе "Весенняя прогулка от Северки до Исети (скалы Губы, Привидение, Башмак, и другие)"

Карта озера Песчаное, горы Пшеничная, и других интересных скал

Фотографии с прогулки на озеро Песчаное и скалы на горе Пшеничная