Северка - Исеть

Маршрут, о котором я расскажу на этой странице, хорош тем, что не нужно никуда далеко ехать, всего полчаса на электричке, и Вы на месте. А места эти очень популярны, и побывать здесь по силам практически каждому относительно здоровому человеку. Начинается путь от станции Северка. Любителям лесных прогулок она, конечно, известна - именно отсюда идут дороги на озеро Песчаное и скалы Соколиный камень. И даже в самом поселке, практически на станции, есть Северские скалы, с которых открывается замечательный вид на поселок. В теплое время года сюда приезжает множество людей.

Станция Исеть также довольно известна, там берет начало путь к скалам Чертово городище, Петра Гронского, Малые Черти и еще несколько интересных скальных групп. В тех местах вообще очень много скал и всяких гранитных выходов, да и грибами лес может порадовать. В другую сторону можно дойти до озера Исетского. И хотя в хорошую погоду там народу много, но если пройти с километр налево, к заводи речки Черная, там уже тишина и людей нет.

Вот и мы, как только потеплело, и в лесу сошел снег, решили в очередной раз посетить обе станции, но за один день, пройти от Северки до Исети. И по весеннему лесу прогуляться, и разные любопытные объекты посмотреть: скалы Губы, Башмак, камень Привидение. На озере Песчаное мы уже бывали много раз, так что его решили пропустить.

Маршрут немаленький, около 20 км. Весь путь шел по твердым и сухим тропам, по просеке с широкими видами, и среди соснового леса. Очень понравилась речка, где мы останавливались на обед. Так что, если Вы, прочитав сей рассказ, повторите наш маршрут, думаю Вы будете довольны, а может и еще чего интересного повстречаете, чего мы не видели.

Весенняя прогулка от Северки до Исети (скалы Губы, Привидение, Башмак, и другие)

В один из дней самого начала мая мы решили отправиться на пешую прогулку в качестве тренировки перед предстоящим более длительным походом. Идея маршрута появилась у меня еще в прошлом году, когда мы ходили на озеро Песчаное и гору Пшеничная. Там в поисках скал "Каменные губы" мы вышли на дорогу, ведущую к станции Исеть и Чертову городищу. Я потом посмотрел километраж - около 20 км, как раз подходит для однодневной прогулки. И вот, как только установилась сухая и теплая погода, мы приехали на электричке на станцию Северка.

Знакомым путем прошли по улице Проезжая, потом по Лесной, а вот дальше решили идти в сторону озера Песчаное не по дороге, а по тропе, она как раз начинается в конце Лесной, возле лесовозной дороги. Шла тропа сначала круто в гору Медвежка, потом круто вниз, а дальше уже по ровной местности, через лес и несколько ручьев. А один ручей долго тек рядом с тропой навстречу нашему движению. Земля везде была достаточно сухая, так что идти удобно, ноги не замочишь. Через ручейки переброшены доски или бревна.

Скоро мы дошли до беседки, а рядом с ней прочли табличку "К 200-летию М.Ю. Лермонтова. Аллея дубков". И действительно, там росли штук десять саженцев дубов, в высоту метра полтора каждый. Беседка была украшена резными дубовыми листьями, а на передних столбах приклеены скотчем листки со стихами поэта Михаила Кузьмина "Лермонтову". Написаны они были, как мы потом узнали, еще в 1916 году. Хорошие стихи. В беседке столик и две скамьи, так что мы немного там отдохнули, послушали пение дрозда на соседнем дереве. Рядом еще был мостик через ручей, и куда-то там уходила старая, давно заросшая и заваленная упавшими стволами, дорога.

Посидев немного, мы отправились дальше, и метров через сто уже вышли к подножию горки, за которой лежало озеро Песчаное. Но сегодня нам туда было не надо, мы пошли по дороге, ведущей в обход озера и многочисленных баз отдыха. Здесь кружились, радуясь теплой погоде, бабочки-лимонницы. А на обочине, на ветке куста мы обнаружили брошенное гнездо какой-то маленькой птички, а в нем - три разбитых крошечных яичка. То ли птенцы вылупились, то ли яйца кто-то поел.

Дорога стала забирать налево, и вот она привела нас ко входу на одну из баз отдыха, и там же был поворот в спортивно-оздоровительный лагерь Уральского лесотехнического университета. А нам нужно было направо, там по карте значился разрушенный дом и какая-то скала. Дом мы увидели, это было что-то промышленное, кажется, внутри уже не осталось даже стенок. А вот скала нам так и не попалась.

Мы вышли на просеку ЛЭП, их там было даже две, шли параллельно друг другу, одна более мощная, другая поскромнее. Там нашлась технологическая дорога, вот по ней мы и пошли налево, поднимаясь в гору. Но прежде остановились и переоделись - сменили штаны на шорты, потому что уже началась вполне летняя жара. У начала подъема кто-то пошутил - поставил вертикально здоровенный камень, вывернув его из земли - получилось как в сказке, камень на перепутье, где направо пойдешь - коня потеряешь...

С перевала нам открылся прекрасный вид в обе стороны, с зелеными далями и синим небом. А еще попались несколько крупных цветков первоцветов белые с желтым, либо чисто желтые, пушистые, размером с хороший тюльпан. Пока поднимались, Лена чуть не наступила на маленькую гадюку (сантиметров 40-50, наверное), угольно-черную, с ромбовидной крошечной головкой. Та испуганно метнулась из-под ног, видно, грелась на солнышке, не ожидала появления людей.

Мы спустились с горы как раз к тому месту, где в прошлый раз поворачивали к озеру Песчаному. Теперь нам нужно было идти все вдоль ЛЭП до поворота налево к скалам Каменные губы. Часть дороги мы шли прямо по просеке, а потом дорога свернула в лес, и шла параллельно ЛЭП. Там в тени особенно хорошо шагалось. Затем дорога снова вышла на просеку. Хорошо, что сегодня был уже не общий выходной день, людей нам встречалось совсем мало - женщина с собакой, пара бегунов, пара велосипедистов, да несколько машин проехали. На дороге я увидел толстого шмеля, подставил ему руку, он туда забрался, и стал бродить, слизывая хоботком соль.

Мы уже подходили к речушке, пересекающей дорогу, когда я заметил еще одну змею, совершенно изумительной окраски - черная с серебристыми зигзагами, она вся отливала металлом и даже местами синевой, и была покрупнее, сантиметров 60. Я быстренько пересадить шмеля в траву, и стал фотографировать эффектную рептилию, тем более что она ползла прямо посередине дороги, и не могла немедленно удрать.

Хотя гадюка всем своим видом показывала недовольство нашим вмешательством в ее личную жизнь, она задирала голову и грозно шипела. Но все окончилось хорошо для обеих сторон - я получил снимки, а змея - возможность уползти в кусты. Как раз во время фотосессии мимо проезжали две машины, и люди удивленно глядели, спрашивая, не гадюка ли это?

Потом мы дошли до речушки с прозрачной водой, посидели немного на бережку, передохнули, и направились уже к повороту дороги налево, поперек просеки. Миновали еще одну речку, и вскоре углубились в лес. Там на нас пахнуло сладким запахом нагретой солнцем хвои, и снова закружились бабочки. Лена посчитала, сколько видов нам сегодня попалось. Оказалось, семь: лимонницы, крапивницы, капустницы, траурницы, павлиноглазки, перламутровки и даже один бражник. А еще множество упитанных мохнатых шмелей, несколько крупных жуков, один очень красивый, с бордовыми крыльями и синими лапами, и божья коровка нестандартной окраски, красная с желтыми пятнышками.

На дороге нас обогнали два велосипедиста, довольно странно одетые - в классических синих брюках и белых рубашках. Скоро мы миновали уже знакомые нам скалы Каменные губы, взглянули на их ироничную усмешку, и пошли дальше. Теперь нас ожидали камень Ботинок и пруд у подножия горы Чертово городище. Но сначала дорога должна была еще раз пересечь речку, и мы там планировали устроить обед и привал.

Перешли просеку ЛЭП, и метров через сто уже были на берегу речки, тоже с чистой и прозрачной водой. Там неподалеку стояли две машины, которые мимо нас проезжали. Видимо, люди отправились пешком на скалы на горке. За речкой начиналась лесная дорожка влево, и на ней мы и расположились. Там на обочине лежал большой камень, где можно сеть и пообедать. Но сначала мы сняли обувь и отправились пополоскать ноги, помыть руки. Вода оказалась, конечно же, ледяная. Долго в ней не постоишь, но перейти речку туда-сюда можно...

Я обнаружил на одном из больших плоских камней крошечную ящерку без хвоста, она, бедняга, была какая-то заторможенная, даже не убегала. Мы ее рассмотрели, и отнесли на камень подальше от холодной речки. Сделав фотографии речки, я присоединился к Лене, которая уже достала еду. Сели мы на камушек, и пообедали овощами с домашним соленым салом, и чаем с козинаками. Потом было решено лечь позагорать, а может, и вздремнуть немного. Постелили полотенца, разделись, и улеглись на солнышке. Хотя через речку проехала еще одна машина и пара велосипедистов, поспать нам все же удалось.

Примерно около двух часов мы собрались, еще раз поплескались в холодной речке, и продолжили путь. Минут 20 шли по лесной дороге, наслаждаясь тенью. Хорошо, что и вчера тоже было сухо, наш путь оказался совсем не грязным. Нас обогнала необычная машина - старинный "Москвич" 50-60-х годов, но в очень хорошем состоянии, как новенький, ярко-синего цвета, весь прямо сияющий на солнце. Тут справа мы увидели камень высотой больше метра очень интересной формы - как привидение из мультфильма про Карлсона, на нем даже кто-то нарисовал дружелюбную рожицу. Я его сфотографировал, и сказал, что, возможно, его здесь так поставил между двумя соснами тот же шутник-тракторист, который и "камень на распутье" установил.

Еще минут через 20 мы подошли к группе крупных валунов, один из которых, самый ближний к дороге, выглядел как гигантский серый ботинок, прикольно так. Сфотографировали и его. И вот около трех часов мы подошли к маленькому пруду, за которым уже было открытое пространство и подножье горы со скалами Чертово городище. Здесь стояли несколько машин, чьи владельцы отправились на скалы, в том числе и синий "Москвич". Я, естественно, воспользовался случаем, и сделал снимки раритета, в лесу он выглядел особенно эффектно.

Рядом с прудом место было как будто слегка заболочено, и там мы увидели явные следы деятельности бобров, совсем свежие погрызы. Несколько осин были свалены и частично лишены коры. За прудом вдоль дороги было припарковано еще больше автомобилей, штук 6-7, наверное. Еще там стояли на расстоянии друг от друга две беседки, а за деревьями виднелся пугающе крутой склон со скалами на вершине. Но подниматься на само Чертово городище в наши планы сегодня не входило, и мы пошли налево вдоль подножья по дороге.

Внизу было несколько небольших полян со стоянками, наверх уходили тропы. На дороге нам периодически стали встречаться люди - кто-то гулял с семьей, кто-то - собакой, или даже двумя. Популярное место. Но гораздо больше, чем людей, мы сегодня видели птиц - и снегири, и маленькая рыжая хищная птица, наверное, сокол, и дрозды, и ворон... Дальше нам надо было идти до прямой просеки, пересекающей дорогу, и после нее свернуть направо, на другую дорогу. Там по карте значились скалы Грибок и Акульи зубы.

Но в реальности мы увидели только небольшое скопление округлых валунов, ни один из которых не напоминал внешне гриб. Ну и вообще, ничего особенного. Хотя нет, сама дорога была замечательная, посреди леса с высоченными пихтами, соснами и лиственницами. А скалы, наверное, были в глубине леса. Через какое-то время мы вышли в места, которые носят название "Горнолыжный парк "Исеть". Там начались горки, и на вершине одной мы встретили группу "самокатчиков" - парни, человек восемь, на крупных электросамокатах. Они стояли, и обсуждали достоинства своих "железных коней", и то, как на них кататься по горам. Я поделился с Леной своим удивлением, на чем только сейчас не катаются люди!

Мы спустились с этой горы, и внизу обнаружили небольшой ручей, а на нем - большая наледь. Пока я снимал фото этого остатка зимы, Лена прочитала на сосне табличку "Прокат велосипедов" и "Прокат бубликов - там". Видимо, с этой горки по снегу зимой весело катаются отдыхающие. Потом мы немного прошли по дороге направо, уже выглядывая путь к поселку Исеть. Мы хотели пойти не по обычной дороге, а по параллельной ей, ближе к нам, дальше от железки. И вот заметили такую дорожку.

Но тут Лена сказала, что ей надо посидеть, отдохнуть и выпить чайку. Как раз недалеко и бревно подходящее нашлось. Мы сели на него, слегка разогнав муравьев, съели апельсин, и выпили чаю. А попутно угостили букашек сахаром, они его любят. Муравьишки не сразу обнаружили угощение, но постепенно выстроилась очередь. До электрички у нас еще было часа полтора, так что можно было не торопиться.

Мы не спеша поднялись в очередную гору. И там тоже нашлись скалы, с двух сторон. Невысокие, но вполне симпатичные. Мы их обследовали, нашли и у тех, и у других места посиделок местных жителей, но все чисто, без мусора. У правых скал даже мешочек с углем припрятан был в каменной нише. Большинство отдыхающих идет по дороге, и скалы эти не видит, да и на карте они не указаны. Здесь мы еще посидели на плоских валунах, полюбовались лесом. Рядом росло много вербы с желтыми пушистыми "барашками" на ветках.

Переодели мы снова шорты на штаны, сложили вещи, и направились вниз, к улице поселка, там уже было видно красный жестяной забор. Он оказался очень длинным и высоким, но местами с дырами, и там виднелись огороженные участки леса, а дальше - солидные новые коттеджи. Явный коттеджный поселок. Дойдя до конца забора, мы повернули направо, потом еще раз направо, и скоро оказались на улице Западная поселка Исеть. Здесь уже были и не столь новые и крутые дома.

Потом вышли в центр, на улицу Дружбы. Там была школа, детские площадки, несколько пяти - и даже шестиэтажных домов, администрация поселка. Все довольно аккуратно, народ гуляет, весна... Мы пошли к станции мимо магазина "Магнит", потом мимо поворота на карьер, где застыла на фоне гор щебня неработающая техника и несколько вагонов. От этого карьера пыль разносится на весь поселок, и жителям приходится дышать таким воздухом. С другой стороны находился старый, заброшенный завод. Там часть территории называлась "Логистический центр "Металлинвест". Дорога была такой пыльной, что любая проезжающая машина поднимала небольшую бурю.

Мы перешли переезд, и уже по прямой пошли к станции. Там нам надо было еще успеть поужинать. Возле станционного домика заметили памятный камень с датой основания станции Исеть в 1870 году, я его сфотографировал. Мы перекусили, подождали электричку, но, когда она пришла, и мы в нее сели, пришлось ждать еще минут 15-20, пока она пропустила "Ласточку" из Тагила. Народа было много, все ехали с выходных...

В этом сезоне наша прогулка была первой, но с приличным километражем. Своего рода разминка, перед более серьезными путешествиями. А сам маршрут понравился - дорога хорошая, виды разнообразные - и просеки, и речки, и лесные дороги, и скалы. Очень приятно там гулять. А путей в этих местах так много, что в следующий раз можно там же пройтись другими тропами, может, что еще нового увидим.

Еще чуток информации

Этот маршрут можно пройти не только пешком, на велосипеде получится тоже хорошая прогулка, особенно для начинающих. Мы встречали и семью с детьми-школьниками. При желании можно посетить озеро Песчаное, и даже забраться на гору Пшеничная, там весьма живописные скалы и красивые виды вокруг. Также можно сходить до других горок - Пуп, Лапа, Толстиха...

А вообще, как я уже говорил, в тех местах много разных лесных дорожек, по которым можно гулять, и не только летом. Зимой там гоняют на снегоходах, поэтому дороги, так сказать, утоптаны, идти не сложно, Хоть пешком, хоть на лыжах. Но лучше все-таки иметь навигатор, чтобы в дорожках этих не заблудиться.

Карта нашей прогулки от Северки до Исети

Фотографии с нашей прогулки

Тропа в сторону Песчаного
Беседка на "Аллее дубков"
Покинутое гнездо
Сделано в СССР
Пруд у подножия Чертово городища
Последний привет зимы
Эти скалы пока без названия