--> Студия DV-PRO. Главная страница

Река Лозьва

Река берет начало на склонах горы Отортен, из озера Лунт-Хусап-Тур, что в переводе с мансийского значит "Озеро одинокого гуся". Это недалеко от знаменитого перевала Дятлова. Первые километры своего пути Лозьва бежит по склонам безлесой горной тундры, затем начинается довольно протяженный участок тайги. На равнине появляются петли, образовывая заливы и старицы, а местами и болота по берегам. Течет мимо поселка Вижай, который сгорел в августе 2010 года, но остался на слуху у всех туристов. Далее мимо Бурмантово (где есть небольшой перекат, Владимирский), Ивделя, и впадает в Тавду недалеко от поселка Гари, примерно в 20 км. Общая длина Лозьвы 640 км.

В памятниках письменности река Лозьва упоминается с конца VI века с названием "Лозва". Из коми-пермяцких слов название реки объясняют так: лоз - синий, голубой и ва - вода, то есть Лоз-ва - Синяя вода или Голубая вода. Вода в реке всегда несколько холоднее, чем в других реках. В верхнем течении Лозьва - типичная река с чистой, прозрачной водой, что казалось бы позволяет понять мотив названия.

Верховья реки Лозьва, на мой взгляд, гораздо привлекательнее для путешествия, там нет такого обилия моторных лодок с пьяными рыбаками, при должном опыте еще можно поймать и хариуса, и тайменя. Ближе к равнинной части, ниже Бурмантово и Хорпии, в реке появляются щука и окунь. По берегам можно обследовать остатки лагерных построек и железных дорог, уходящих вглубь леса на десятки километров, и найти какие-нибудь артефакты.

Путешествуя по Лозьва, можно познакомиться с настоящими манси, сейчас конечно их осталось гораздо меньше, но например в поселке Ушма Вы их точно повстречаете. Кстати, Ушмы две - старая, это бывшая зона, и новая - национальный поселок, построенный специально для компактного проживания манси.

Еще можно добавить, что это путешествие было много лет назад, и с тех пор на реке многое изменилось - сгорел поселок Вижай, опустели многие другие места, где жили люди, рыбы стало меньше, в общем, изменения не в лучшую сторону. Но река Лозьва все так же несет свои воды, вокруг на многие километры тайга, тишина и чистый воздух. Ну а рыбалка, это не главное, рыбу можно и в магазине купить.

Это четвертая часть. Рекомендую начать с первой

Рыбалка на реке Лозьва

Обратно решили идти по лесу через гору. Но на горе услышали выстрелы в районе моста, вернулись обратно и встретили УАЗ с четырьмя охотниками, по-моему прапорщики. Увезти до ближайшей деревни хотя бы одного человека они отказались, их ждал в тайге рябчик. Но сказали, что лучший вариант идти пешком до поселка Вижай 30 км. (но там из машин есть только одна Нива), а если плыть до него по реке, то нужно не менее двух-трех дней.

Вернувшись в лагерь, посовещались, по карте до Вижая было около 35 км. и решили, что нужно идти до поселка пешком, там добираться до Ивделя, искать машину и возвращаться на ней в лагерь. Дима Кирилов один, в сандалиях и без ружья, ушел в 12.40 пешком по дороге в Вижай.

Как потом оказалось до поселка не 30 и не 35, а 48 километров, к тому же, нужно вброд переходить около пяти речек и ручейков. В одном из брошенных домов мы обнаружили пять кроватей с панцирными сетками и с рваными матрацами. Печь работала, окна и двери тоже на месте. Рядом с этим домом стоит небольшая, но в рабочем состоянии банька, видно, что грибники и охотники ее немного доже подлатали.

Мы ее истопили остатками забора, Саша выделил пустую 15-и литровую полиэтиленовую канистру, веники наломали тут же свежие и народ с удовольствием сходил в баню и смыл пыль дорог. При этом прямо из бани нырял в холодную Лозьву, неимоверно крича. В доме было огромное количество грязи и пыли и мы долго не решались ночевать там - еще не выветрилось ощущение чистоты осенних лозьвинских лесов. Но натопленная печка и не желание разворачивать упакованные вещи сделала свое дело и все потянулись в дом, кто на кровати, кто на пол.

Есть место подвигу в обычной жизни. Дима, в то время, когда мы валяли дурака, в одиночку мужественно преодолел пешком 48 км, вброд пять речек, нашел в поселке Вижай и разбудил водителя единственного местного УРАЛа и приехал к нам обратно в Ушму в два ночи. Нашему ликованию не было предела.

Ехать на машине до Вижая два часа, а автобус из поселка в Ивдель отправляется около 10 утра, поэтому решили до утра еще немного подремать в доме. Утром мы погрузили вещи в открытый кузов, забрались туда сами, и в 5.45 выехали из Ушмы. В открытом кузове, при температуре около нуля, промерзнув до костей, преодолев все броды и канавы, мы в 7.40 приехали в поселок Вижай. Дорога оказалась разбитой и без мостов, так что ездят только вездеходы.

Необычная картина открывается при подъезде к Вижаю - кажется, что его недавно бомбили. Добрая половина домов разрушена до основания. Только трубы печей кое-где торчат. Другие стоят без крыш, без окон и дверей. Всюду - битый кирпич, куски шифера, осколки стекла. В поселке проживает 36 человек. Деньги на содержание поселка не выделяют вообще. Здесь был клуб, школа, детский сад, больница. Сейчас на Вижае этого нет, как нет ни магазина, ни почты, ни телефона, ни электричества. Люди оказались в таких же условиях, как в XIX веке.

Более половины жителей пенсионеры, в основном, больные люди. Четверо из них полностью лежачие - парализованные. Остальные в основном промышляют в тайге - собирают ягоды, кедровые шишки, охотятся да рыбачат. Не так давно администрация Ивделя стала выделять жителям бесплатно хлеб - 50 булок в месяц на семью. Но за этим хлебом приходится ездить в Бурмантово, за сорок километров, на автобусе, который два раза в неделю заходит на Вижай. Гидролизным спиртом беспрепятственно торгуют все лесозаготовители. В 1996 году было принято решение закрыть зону в поселке.

Вижай - одна из бывших зон Ивдельлага, которая была создана здесь более полувека назад. В 70-е годы в поселке, не считая заключенных и солдат-срочников, проживало более тысячи человек. Было производство - лесозаготовка и переработка древесины. Заключенных, офицеров и их семьи перевезли на новое место, обеспечили их жильем и работой. А вот о так называемых вольнонаемных забыли, многим оказалось деться просто некуда. Нигде их и никто не ждал, жилье не предлагал, да и купить его было не на что. В этом смысле, можно сказать, заключенным повезло даже больше, чем тем, кто их охранял и обслуживал.

Отогрелись у печки в местном автовокзале - ободранный строительный вагончик с заплатами из ДСП на стенах и дырами в кровле. Но нам и это было в радость - вскипятили ведро воды, умылись, попили горячего чая и только минут через тридцать ноги отошли и перестали звенеть костями. Решили пройтись по поселку и дойти до речки Вижай.

Поселок стоит практически в устье реки Вижай, здесь в давние времена был затон, лесобиржа, и пирс для погрузки леса в баржи, который сплавляли молевым способом по Вижаю. Название реки Вижай переводится с языка коми как Святая река или Святой отец, манси называют эту реку Ялпынг-я, что имеет такой же перевод. Интересно, что река Вижай течет с горы Ялпынг-Нер, или Молебный Камень, так что священный перевод названия очевиден.

С пригорка в поселке хорошо было видно гору Чистоп. По преданию манси, во время Всемирного потопа, на этой горе спаслись девять (опять это магическое число) манси, ставшие родоначальниками впоследствии многотысячного народа. Здесь в 1939 году пропали в бескрайней тайге сорок бойцов НКВД, искавших десятитонное божество манси "Золотую Бабу", хранившуюся, по преданию в пещере у подножия горы Молебный Камень.

На горе Чистоп в советские времена военные построили радиолокационную станцию, но сейчас она закрыта. Можно только представить, сколько людей и техники угробили, строя ее на высоте более тысячи метров. Одну бетонную плиту, говорят, приходилось тянуть одновременно двумя тракторами. По версии местных жителей станцию закрыли из-за постоянной гибели солдат: то один с обрыва оступится и упадет, то трактор перевернется с водителем, то в пургу человек заблудится - так около 10 солдат и погибло. Мы тоже подумали - зачем полезли вояки именно на эту священную для манси гору, когда вокруг полно других.

Наконец приехал автобус, тоже УРАЛ с будкой-вахтой, "ура" подумали мы, уже близка цивилизация! Помогли водителю выгрузить мешки с мукой, погрузили свои вещи и в 10.40 выехали из Вижая. Оказывается, так все сказали, нам повезло, ведь автобус ходит всего два раза в неделю!

Через 1,5 часа приехали в Бурмантово. Тоже практически умирающий поселок с населением 80 человек. Мы сходили в местный магазин, который расположен в простом жилом рубленом деревянном доме, а некоторые купили кедровых орехов по 250 руб/ведро. Через деревянный мост, нас в автобусе не повезли, так как мост в аварийном состоянии. На обратном пути, прямо на берегу реки Лозьва к нам подсела группа туристов - водников из Екатеринбурга. Свердловчане сплавлялись по реке Вижай и общее впечатление от сплава - ничего хорошего.

На вокзал ж.д. станции Ивдель-1 мы приехали в 14.15. Небольшой городок, оказалось, найти там ГАЗель невозможно. Городом стал в 1943 году, численность населения 37 тыс. человек, расстояние до Екатеринбурга 535 км. Печальная слава Ивделя уходит корнями в 30-е годы двадцатого столетия. По приказу Сталина здесь был учрежден Ивдельлаг - это семь лагерей в поселках: Вижай, Талица, Шипичный, Северный, Ушма. Некоторые зоны закрыты, а некоторые существуют и до сих пор.

Вокруг нас постоянно ходили бритые пацаны, которые беспрестанно звонили по сотовым телефонам и сообщали всем своим знакомым, что они освободились и скоро будут дома. Мы купили местные газеты и звонили по объявлениям 1,5 часа. В конце концов водитель 11-и местного микроавтобуса согласился приехать из Североуральска в Ивдель (80 км.), забрать нас вместе с вещами и довезти до Перми. В 18.00 мы выехали с вокзала Ивдель-1, и в 3 часа утра в субботу я был уже дома.

Ну что, вот и закончено описание еще одного маршрута - сплава по реке Лозьва на Северном Урале. Я считаю, что в целом поход удался, так как были вещи, о которых можно сказать, что это увидел впервые. Фотографии осенней природы еще не один год будут украшать интерьер дома и дачи. Надолго в памяти останется воспоминания о вываживании крупных хариусов на леску 0,14 мм.

Если пофантазировать, куда бы еще поехать порыбачить и отбросить денежный и рабочий фактор, то наверно хочется один раз посмотреть океан с его волнами и большой рыбой. А еще хочется один раз забраться в Сибири в такую глухомань, где еще не ступала нога даже рыболова-любителя, не говоря уже о рыбаках-браконьерах. Не плохо бы посмотреть природу Камчатки, Сахалина, Таймыра, Кольского полуострова. А еще половить рыбу на Северном Ледовитом океане. А еще, а еще… Ну хватит, а то батенька вас, по-моему занесло!

Автор: Потапов Петр Иванович


Как добраться до реки Лозьва

В верховьях реки можно начинать сплав практически у подножия горы Отортен, буквально в 10 км. от озера Лунт-Хусап-Тур. Но, естественно, река там бурная и перекатистая, поэтому именно плыть особо не получится - камни, завалы, места дикие, нехоженые. Конечно, важно время, в которое Вы туда соберетесь, от этого зависит уровень воды.

Ну а до этих верховий можно добраться так. Если из Екатеринбурга, то до Ивделя, либо на авто - 520 км, либо есть поезд Екатеринбург - Приобье, в пути 10 час. Затем из Ивделя можно нанять транспорт для заброски, но цены Вам зарядят космические. Чтобы знать, как лучше договориться, рекомендую почитать мою статью "Заброска туристов".

Вообще, расстояние там приличное, места популярные, вот и цены высокие. Если у Вас большая компания, то еще нормально, стоимость на всех поделить. А если Вас один-два, то очень даже накладно. В этом случае рекомендую попытаться присоединиться к какой-нибудь группе.

Мне рассказывали другие туристы, что в таком случае такса тысяча рублей с человека, это вполне доступно. В Ивделе выходите на дорогу в ту сторону, и ждете машину, за день несколько проезжает. Неудобно, конечно, зато экономия приличная. Конечной точкой, скорее всего будет река Ауспия, именно до нее довозят. Если заброска на своем транспорте, то он должен быть подготовлен, там асфальта нет, и несколько речек вброд переезжать - Ушма, Северная Тошемка, если после дождей - машина поплывет.

От Ивделя до поселка Вижай (который сгорел) - 80 км, затем еще до поселка Ушма 50. И от Ушмы до реки Ауспии 25 км, дальше транспорт не пройдет. И вот оттуда, направо по дороге, можно дойти до Лозьвы - 6 км, либо еще дальше, мимо базы Ильича, 15, либо еще выше по течению, через 18 километров добраться до старой вырубки, машина там не пройдет, только пешком. В общем, есть варианты, но путь не близкий.

Либо можно пойти по тропе вдоль реки Ауспия, на перевал Дятлова, затем спуститься с горы Холатчахль вдоль ручья 6 км до Лозьвы. Но расстояние там приличное, с дополнительным грузом, лодкой, не легко будет. Либо начинать сплав прямо по Ауспии, которая через 5 км. впадает в Лозьву. Речка мелкая, но надувная лодка пройдет спокойно, единственно, завалы могут быть. Навигатор в тех местах будет весьма полезен.

Если в самые верховья Вам попасть проблематично, можно начать сплав от поселка Вижай, до него доедет любая машина. Или от Ушмы, но туда только на внедорожнике. Закончить можно в Ивделе. На карте почти все тропы и дороги обозначены.

Второй вариант - начинать сплав от Ивделя. Туда добраться легко. Но в этом случае плыть придется довольно долго, аж до самой Сосьвы, и немножко по Тавде. А закончить путешествие можно в поселочке Линты. Только там более-менее проезжаемая дорога, по которой через поселок Гари можно вернуться в цивилизацию.

Эта часть реки намного более скучная, ни скал, ни пещер нет. Верховья Лозьвы гораздо интереснее, хоть и трудней туда добраться. Ну и могу добавить, что если Вы не заядлый рыбак, то может, Вам лучше на другую реку, покрасивше? Я побывал на многих реках на Урале и не только, и об этих путешествиях есть рассказы на сайте, и Лозьва далеко не самая. Ну, а если решили именно на Лозьву, то по возвращении, может, напишете мне, как сплавали, мне интересно.

Карта реки Лозьва, верховья



Немного про рыбалку на Лозьве

Эта река всегда славилась хорошей рыбалкой, но все это уже в прошлом. Человеческая жадность и отсутствие контроля со стороны властей привели к значительному сокращению рыбного поголовья. Рыбы стало гораздо меньше, а та, что есть, не успевает вырасти, как попадает в сети браконьеров. Особенно это заметно ближе к Ивделю, вся река в сетях. Тайменя продают свободно.

Даже было создано специальное ООО "Фонд дикой природы", главная задача которого контроль и борьба с браконьерством. Но со стороны руководителей фонда присутствует лишь жажда наживы, никакого контроля там не ведется, только продают путевки на рыбалку, да зарабатывают на услугах гостиницы и заброски в верховья Лозьвы. В общем, это не радует...

Но рыба там еще есть, поэтому сплавляясь по реке, можно получить азартные эмоции, когда поплавок внезапно уходит под воду. Единственно, хочу сказать - отпускайте мелочь, да и крупные экземпляры можно поймать только для хорошей фотографии. Ведь рыбу поймал, съел, и все, только хвост да чешуя осталась, а вот фото - это память на долгие годы. Ну и без необходимости не заходите в избы, которые по берегам, местные это очень не любят.

В нижнем течении Лозьва гораздо шире

В нижнем течении Лозьва гораздо шире

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества