--> Студия DV-PRO. Главная страница

Река Лозьва

Река берет начало на склонах горы Отортен, из озера Лунт-Хусап-Тур, что в переводе с мансийского значит "Озеро одинокого гуся". Это недалеко от знаменитого перевала Дятлова. Первые километры своего пути Лозьва бежит по склонам безлесой горной тундры, затем начинается довольно протяженный участок тайги. На равнине появляются петли, образовывая заливы и старицы, а местами и болота по берегам. Течет мимо поселка Вижай, который сгорел в августе 2010 года, но остался на слуху у всех туристов. Далее мимо Бурмантово (где есть небольшой перекат, Владимирский), Ивделя, и впадает в Тавду недалеко от поселка Гари, примерно в 20 км. Общая длина Лозьвы 640 км.

В памятниках письменности река Лозьва упоминается с конца VI века с названием "Лозва". Из коми-пермяцких слов название реки объясняют так: лоз - синий, голубой и ва - вода, то есть Лоз-ва - Синяя вода или Голубая вода. Вода в реке всегда несколько холоднее, чем в других реках. В верхнем течении Лозьва - типичная река с чистой, прозрачной водой, что казалось бы позволяет понять мотив названия.

Верховья реки Лозьва, на мой взгляд, гораздо привлекательнее для путешествия, там нет такого обилия моторных лодок с пьяными рыбаками, при должном опыте еще можно поймать и хариуса, и тайменя. Ближе к равнинной части, ниже Бурмантово и Хорпии, в реке появляются щука и окунь. По берегам можно обследовать остатки лагерных построек и железных дорог, уходящих вглубь леса на десятки километров, и найти какие-нибудь артефакты.

Путешествуя по Лозьва, можно познакомиться с настоящими манси, сейчас конечно их осталось гораздо меньше, но например в поселке Ушма Вы их точно повстречаете. Кстати, Ушмы две - старая, это бывшая зона, и новая - национальный поселок, построенный специально для компактного проживания манси.

Еще можно добавить, что это путешествие было много лет назад, и с тех пор на реке многое изменилось - сгорел поселок Вижай, опустели многие другие места, где жили люди, рыбы стало меньше, в общем, изменения не в лучшую сторону. Но река Лозьва все так же несет свои воды, вокруг на многие километры тайга, тишина и чистый воздух. Ну а рыбалка, это не главное, рыбу можно и в магазине купить.

Рыбалка на реке Лозьва

Осень со своими красками, конечно же, сделала свое дело, и мне удалось сделать с десяток отличных снимков реки Лозьва и ее притоков. Места для летней рыбалки хариуса нахлыстом просто изумительные - река читается очень просто. Плесо - перекат - тягунок - плесо.

Итак, наша группа туристов-рыбаков в составе семи человек собралась на территории комплекса "Замок", что в Камской долине, для того чтобы начать поход в верховья реки Лозьва, на север Свердловской области. Почему Лозьва. Ну, во-первых, с нее можно выехать на машине, а это дешевле в два раза, чем обратный вылет на вертолете. Во-вторых, полгода переписывался со свердловчанами по Лозьве, и показалось, что там интересно. И в-третьих, летом знакомые из Перми уже проходили данный маршрут и им понравилось.

Погрузив свои вещи в грузопассажирскую ГАЗель, выехали из Перми в 5.30 в город Березники, где нас ждал вертолет МИ-8 Пермских авиалиний. Благополучно проехав 170 км, где-то посередине между Березниками и Соликамском свернули направо и в 9.30 прибыли на местный аэродром г. Березники. Аэродром был практически пустой, стоял наш вертолет и два частных легкомоторных самолета, один двухместный, а другой вообще одноместный. Экипаж вертолета прибыл из Перми на Ниве накануне вечером и еще только-только просыпался.

Мы со Стасом прошли в диспетчерскую и, подождав экипаж, начали сверку конечной точки полета. У меня была карта района - километровка 1967 года, но летчики сказали, что такой подробной картой они не пользуются. В конце концов, они определили, что место слияния рек Лозьва и Сульпа имеет координаты 61гр. 51сек. и 059гр. 39сек., оно у них значится как "Точка №108" еще с предыдущего полета пермской группы. После этого начались согласования маршрута с различными диспетчерами: пермскими, свердловскими, коми, в том числе и с военными.

Все согласования прошли успешно - погода на перевале через Уральский хребет благоприятствовала, никаких учений военные не проводили. На ГАЗели заехали на территорию аэродрома к вертолету, летчики проверили, чтобы ружья наши были разряжены и зачехлены - их у нас было три штуки. В 10.00 загрузили через открытый задний люк вещи и сели в вертолет. Летчики начали прогрев вертолета, опробуя винты на разных режимах, а мы уже мыслями были в небе.

Но, как обычно это бывает, вдруг они заглушили двигатель и в 10.10 высадили нас из вертолета. Началась какая-то суета вокруг вертолета, подошли заправщики и механики аэропорта, притащили стремянку и начали осматривать лопасти основного винта.

К нашему удивлению они обнаружили пустой полиэтиленовый пакет на одной из лопастей, уже изрядно потрепанный. Из-за него была небольшая вибрация. Мы думали, что это обычная вибрация, но опытный летчик заметил и, между прочим, не по приборам. Мы объявили ему нашу устную благодарность. Пакет благополучно сняли и подарили мне на память.

Заморосил дождь, и штурман опять пошел уточнять прогноз погоды, в том числе и на перевале через Урал. А мы сидели на краю летного поля на лавочке, попивали коньячок, смотрели на старые спущенные шины вертолета и гадали - будет еще что-то или все-таки полетим. В 11.27, наконец дали разрешение на повторный взлет, мы вырулили на взлетную полосу, зависли на минуту над ней, опробуя винты на подъем и, сделав круг над аэродромом, полетели в Свердловскую область к нашей заветной точке №108.

В нашей команде из семи человек для меня было только двое новеньких, с остальными я сплавлялся по Няйсу и Молмысу. Миша Савчук 36 лет, бывший военный, сплавлялся вообще первый раз, и Болотов Саша 42 года, с завода силикатных панелей. Из стареньких был Стас, директор рубероидного заводика (сосед по дому), его дядя Саныч - владелец собственной грузовой ГАЗели, Дима - директор комплекса Замок и Димыч, который торгует французскими новыми иномарками.

Полет сначала проходил как обычно, летим и фотографируем, противный запах сгоревшего топлива выветривали открыв все иллюминаторы. Пролетали мы над интереснейшими местами севера нашей области. Видели речки Глухая Вильва, Язьва, драгу на речке Колчим, истоки реки Вишера, и множество других интересных вещей. Очень оригинально сверху смотрятся кедры: как будто бы большие зеленые кучерявые островки, среди пик елок, желтых лиственниц и черных облетевших берез.

Над уральским хребтом, как обычно, низкая облачность и всей красоты увидеть не удалось, на некоторых горах уже лежал снег, а скорее всего это прошлогодний не растаял! Над хребтом нас начало очень сильно кидать из стороны в сторону (летчики сказали, что это из-за ветра), вертолет качался как маятник с центром на редукторе лопастей, нам пришлось вцепиться руками и ногами в выступающие части салона и ждать благополучной посадки. Видели с высоты птичьего полета отдельно стоящую гору Отортен в водораздельном хребте, недалеко от истока реки Лозьвы.

Исток Лозьвы находится в очень интересном месте, там как бы по кругу проходит граница Пермской, Свердловской, Тюменской областей и Коми. Отортен манси называют Лунт-Хусап - Гусиное гнездо или Лунт-Хусап-Сяхл - Гора гусиного гнезда. Дело в том, что юго-восточный склон Отортена круто обрывается к горному озеру Лунт-Хусап-Тур - Озеру гусиного гнезда, откуда начинается Лозьва, так же это озеро имеет и второе название Лусум-Талях-Тур - Озеро в верховье Лозьвы.

По одной версии манси: во время всемирного потопа в этом озере на большой высоте спасся один-единственный гусь. По другой версии: в куполе горы манси увидели сходство с гусиным гнездом. И вообще, восточные предгорья Северного Урала в Свердловской области от реки Вижай и дальше вверх по реке Лозьва до Горы мертвых - это священная для манси Земля, Земля Бога. На эту землю раньше могли приходить только шаманы. Здесь, на бабьей горе, говорят до сих пор мансийские женщины рожают детей.

Мы пролетали рядом с Горой мертвых (Холатчахль). С языка манси название переводятся примерно "Не ходи туда" или "Гора 9 мертвецов", сейчас на картах это место отмечено как "Перевал Дятлова". По странному стечению обстоятельств у горы несколько раз погибали группы по 9 человек. По легенде, здесь когда-то были убиты 9 манси. В феврале 1959-го на горе погибло девять студентов - туристов из Свердловска, под руководством пятикурсника УПИ Дятлова.

Мы хотели высадиться на Лозьве немного выше устья речки Сульпа (чем ближе к истоку, тем крупнее хариус), но, к сожалению, летчики, пролетев практически до устья Лозьвы, подходящей площадки не нашли и поэтому приземлились на галечной косе в устье реки Сульпа при впадении в Лозьву, ровно через два часа полета. А сверху осенняя Лозьва с чистой водой и цветными берегами смотрелась очень красиво.

Летчики машину не глушили т.к. место было не совсем ровное, вертолет полувисел или полустоял на спущенных шинах. Под работающими винтами, от которых закладывало уши, уворачиваясь от пыли, мы выгрузили свои вещи по цепочке в одну большую кучу.

Штурман сбегал до ближайших кустов, в отличие от двух летчиков, которые сидели в вертолете, сделал нам на память общий снимок и вертолет поднялся в небо, забросав нас пылью и мелкими камешками. Потерь среди имущества не было, т.к. оно предусмотрительно было прижато нашими телами. Пожелав мысленно летчикам удачно долететь до Березников, мы накачали резиновые лодки, спустились 50 метров вниз по течению, нашли подходящее место и разбили первый на Лозьве лагерь.

Пешие походы вверх и вниз по Сульпе и Лозьве результатов не принесли - не было поймано ни одной рыбки, даже поклевки не видели. Как оказалось позднее, мелкая рыба вся скатилась в низовья, а большой хариус (за ним мы и собирались охотиться) стоял в ямках глубиной не менее 1,5 метров, а тут таких не оказалось.

Большой хариус, по теории, скатывается вниз только вместе с зимней шугой. В общем, первый день, день прилета и мы на него не сильно рассчитывали в плане рыбалки. Погода стояла солнечная и сухая, место для стоянки прекрасное, в тайге рядом никого нет - что еще нужно городскому жителю! Правда следы пребывания людей летом есть, включая и костровище и заготовленные впрок дрова.

Продолжение отчета о рыбалке на реке Лозьва


Как добраться до реки Лозьва

В верховьях реки можно начинать сплав практически у подножия горы Отортен, буквально в 10 км. от озера Лунт-Хусап-Тур. Но, естественно, река там бурная и перекатистая, поэтому именно плыть особо не получится - камни, завалы, места дикие, нехоженые. Конечно, важно время, в которое Вы туда соберетесь, от этого зависит уровень воды.

Ну а до этих верховий можно добраться так. Если из Екатеринбурга, то до Ивделя, либо на авто - 520 км, либо есть поезд Екатеринбург - Приобье, в пути 10 час. Затем из Ивделя можно нанять транспорт для заброски, но цены Вам зарядят космические. Чтобы знать, как лучше договориться, рекомендую почитать мою статью "Заброска туристов".

Вообще, расстояние там приличное, места популярные, вот и цены высокие. Если у Вас большая компания, то еще нормально, стоимость на всех поделить. А если Вас один-два, то очень даже накладно. В этом случае рекомендую попытаться присоединиться к какой-нибудь группе.

Мне рассказывали другие туристы, что в таком случае такса тысяча рублей с человека, это вполне доступно. В Ивделе выходите на дорогу в ту сторону, и ждете машину, за день несколько проезжает. Неудобно, конечно, зато экономия приличная. Конечной точкой, скорее всего будет река Ауспия, именно до нее довозят. Если заброска на своем транспорте, то он должен быть подготовлен, там асфальта нет, и несколько речек вброд переезжать - Ушма, Северная Тошемка, если после дождей - машина поплывет.

От Ивделя до поселка Вижай (который сгорел) - 80 км, затем еще до поселка Ушма 50. И от Ушмы до реки Ауспии 25 км, дальше транспорт не пройдет. И вот оттуда, направо по дороге, можно дойти до Лозьвы - 6 км, либо еще дальше, мимо базы Ильича, 15, либо еще выше по течению, через 18 километров добраться до старой вырубки, машина там не пройдет, только пешком. В общем, есть варианты, но путь не близкий.

Либо можно пойти по тропе вдоль реки Ауспия, на перевал Дятлова, затем спуститься с горы Холатчахль вдоль ручья 6 км до Лозьвы. Но расстояние там приличное, с дополнительным грузом, лодкой, не легко будет. Либо начинать сплав прямо по Ауспии, которая через 5 км. впадает в Лозьву. Речка мелкая, но надувная лодка пройдет спокойно, единственно, завалы могут быть. Навигатор в тех местах будет весьма полезен.

Если в самые верховья Вам попасть проблематично, можно начать сплав от поселка Вижай, до него доедет любая машина. Или от Ушмы, но туда только на внедорожнике. Закончить можно в Ивделе. На карте почти все тропы и дороги обозначены.

Второй вариант - начинать сплав от Ивделя. Туда добраться легко. Но в этом случае плыть придется довольно долго, аж до самой Сосьвы, и немножко по Тавде. А закончить путешествие можно в поселочке Линты. Только там более-менее проезжаемая дорога, по которой через поселок Гари можно вернуться в цивилизацию.

Эта часть реки намного более скучная, ни скал, ни пещер нет. Верховья Лозьвы гораздо интереснее, хоть и трудней туда добраться. Ну и могу добавить, что если Вы не заядлый рыбак, то может, Вам лучше на другую реку, покрасивше? Я побывал на многих реках на Урале и не только, и об этих путешествиях есть рассказы на сайте, и Лозьва далеко не самая. Ну, а если решили именно на Лозьву, то по возвращении, может, напишете мне, как сплавали, мне интересно.

Карта реки Лозьва, верховья



Немного про рыбалку на Лозьве

Эта река всегда славилась хорошей рыбалкой, но все это уже в прошлом. Человеческая жадность и отсутствие контроля со стороны властей привели к значительному сокращению рыбного поголовья. Рыбы стало гораздо меньше, а та, что есть, не успевает вырасти, как попадает в сети браконьеров. Особенно это заметно ближе к Ивделю, вся река в сетях. Тайменя продают свободно.

Даже было создано специальное ООО "Фонд дикой природы", главная задача которого контроль и борьба с браконьерством. Но со стороны руководителей фонда присутствует лишь жажда наживы, никакого контроля там не ведется, только продают путевки на рыбалку, да зарабатывают на услугах гостиницы и заброски в верховья Лозьвы. В общем, это не радует...

Но рыба там еще есть, поэтому сплавляясь по реке, можно получить азартные эмоции, когда поплавок внезапно уходит под воду. Единственно, хочу сказать - отпускайте мелочь, да и крупные экземпляры можно поймать только для хорошей фотографии. Ведь рыбу поймал, съел, и все, только хвост да чешуя осталась, а вот фото - это память на долгие годы. Ну и без необходимости не заходите в избы, которые по берегам, местные это очень не любят.

В нижнем течении Лозьва гораздо шире

Рыбалка на реке Лозьва

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества