Висячий Камень

Висячий Камень - довольно популярное название природных объектов. Есть скала Висячий Камень и на реке Чусовой, и в Саянах, и возможно еще где-то что-то висит, но на этой страничке речь пойдет о том Висячем Камне, который находится рядом с закрытым городом Новоуральск, это Свердловская область. Причем там есть недалеко горнолыжная база с одноименным названием, но это тоже не то. Если посмотреть по карте, чуть ниже и левее Новоуральска есть стрельбище, а вот рядом с ним и находятся небольшие гранитные выступы, о которых и пойдет речь. От дороги Новоуральск - Тарасково до скал около километра.

Сами по себе эти скалы не назвать какими-то очень грандиозными, но если Вы заберетесь на вершину, то для Вас откроется великолепная панорама. Вы увидите и Верх-Нейвинский пруд с большим круглым островом посередине, и город Новоуральск, а справа, прямо под ногами - это самое стрельбище. Во всю ширь - зеленые леса, на горизонте - горки и холмики, а над головой огромное голубое небо.

Как можно догадаться из названия, эти скалы имеют обрыв, и нависают над землей. С другой стороны на них можно спокойно зайти любому человеку. Несмотря на то, что эти скалы находятся рядом с Новоуральском и одноименной станцией электрички, движение лучше начинать от станции Мурзинка, через Новоуральск Вам не пройти, а в обход, не зная тропинок, может быть сложновато. В общем, можно сказать, что этот Висячий Камень - интересный объект, несложный для посещения, тем более находится он рядом с Екатеринбургом.

Зимняя прогулка на Висячий Камень, что около Новоуральска

В середине марта выдались несколько по-настоящему ясных, солнечных весенних деньков, и мы решили отправиться на скалы Висячий Камень, что находятся между Мурзинкой и Новоуральском. Александр давно уже приметил этот маршрут, тем более, что добираться недолго и несложно. Конечно, были некоторые сомнения в том, не завалена ли тропа по лесу снегом по пояс, но мы понадеялись, что туристы и зимой наведываются в это место, может на лыжах, или на снегоходах. Поехали на скоростной электричке в 9.06 местного времени, на Мурзинке остановка есть. В вагоне людей было очень мало, так что нас с комфортом доставили через час и двадцать минут до этой станции.

По пути мы пару раз увидели из окон вагона дивной красоты пейзажи в долинах рек Исеть и Черная, там из-за перепадов ночной и дневной температур все деревья и кусты покрылись белоснежным сверкающим инеем, и все вокруг искрилось, как в бриллиантовой пыли под ярким солнцем. Александр сильно жалел, что нет возможности остановится и полюбоваться, и конечно сфотографировать все это, потому что на снимках было бы очень эффектно.

В Мурзинке мы для начала зашли в местный магазин, где купили печенье "Потешки" производства Верхнего Тагила, намного вкуснее и свежее, чем в Екатеринбурге. По дороге его погрызли немного... Потом зашли на станцию, уточнили, какие электрички идут обратно в город, подходящих было две - в 17.42 и 19.11. Теперь можно было идти к скалам. У Александра с собой был навигатор, который нам изрядно помог - ведь четких указаний о дорогах на Висячий Камень нет.

Наш путь шел сначала по улице Комсомольская, через поселок Мурзинка к коллективному саду "Живой родник". По Мурзинке-то мы прошли без проблем, оглядывая скромные, но добротные домики. Правда, у самой станции попалось совсем разрушенное кирпичное здание, то ли столовая бывшая, то ли больница, но оно смотрелось даже по-своему эффектно. Воздух пока был слегка морозный, но уже начал прогреваться, ведь солнышко работало как следует. Дорога все время поднималась, мы входили на гору Медвежка. Именно там был сад "Живой родник".

Мы прошли через открытые железные ворота с этим названием, и пошли по "Улице №1" - там были и переулок № 1, и улица № 2, 3 и так далее. Поначалу улицы были хорошо расчищены, со следами проезжавших машин, но через какое-то время мы наткнулись на заснеженный участок, потом еще один... Нам нужно было пройти сад насквозь и выйти на лесную дорогу, ведущую к другому саду, "Висячий камень". Но никак не удавалось это сделать - мы все время упирались то в тупик, то в заваленный снегом участок улицы. И навигатор не помогал, те дороги, что на нем обозначены, были полностью завалены. А спросить не у кого, людей нигде не было видно, дома посещались, вероятно, только в теплое время года.

Улиц и переулков в этом саду было великое множество, но от снега расчищены только те, куда люди ездят, и все они уводили нас в сторону от другого конца сада, куда мы стремились. Зато мы уже поднялись почти на самую вершину Медвежки, и нам открылся захватывающий вид на озеро Таватуй, на Калиново, на Верх-Нейвинский пруд, холмы и горы вдалеке до самого горизонта... И все это под синим небом и сверкающим солнцем.

Мы все оглядывались на эту чудную картину. Между прочим, прямо на территории сада нам повсюду встречались в большом количестве совершенно свежие, ночные, следы зайцев. Но это мало помогало нам приблизиться к наезженной дороге. Мы уже стали сомневаться, дойдем ли вообще до Висячего Камня. В одном месте я попробовала пройти по заснеженной целине на месте тропинки, но провалилась по самые бедра, и передумала. В конце концов мы снова уперлись в тупик.

Появились мысли, что в сад "Висячий камень" отсюда вообще никто не ездит, и придется нам по снежной целине два километра шкандыбать до него. Тогда было решено вернуться к месту моего "провала", и еще разок попробовать пройти. Теперь мне удалось нащупать тропинку, и снег проваливался только по колено. Саша надел на брюки специальные бахилы, чтобы снег в ботинки не попадал, Денис перевязал ботинки шнурками с той же целью, и мы пошли.

Александр двигался впереди, как ледокол, или как лось, и быстро оторвался далеко от нас. Нужно было пройти метров 300, мы шли примерно минут 20-30, и в конце вышли-таки к дороге, по которой ездят машины. Как мы обрадовались! Вот уж теперь-то точно дойдем.

По дороге, которую накатали большегрузные машины - вахтовки и лесовозы, мы быстро прошли через еще один сад, с названием "Фортуна", совсем пустынный и необитаемый, весь в цепочках заячьих следов, и добрались, наконец, до сада "Висячий камень", это было уже в 12 часов с копейками. Перешли асфальтированную дорогу Новоуральск - Тарасково, по ней иногда проносились машины. Если не блудить, то от Мурзинки до нее 4 километра, но мы естественно по сугробам намотали гораздо больше.

К этому моменту мы были уже совершенно мокрые от жары - ведь и солнце вовсю светило, и в горку все время, и по глубокому снегу. Но настроение все равно ощущалось сильно приподнятое - уж больно хорошо вокруг было. Снег отличался свежестью, был пушистый, абсолютно белый, с веселыми искорками. Сосны зеленели, небо синело - красота! В городе таких снегов никогда не увидеть. Дальше наша дорога лежала вдоль забора сада "Висячий камень", и вдалеке уже виднелась просека, ведущая в направлении скал. По навигатору до скал было два кило с копейками. Но вот следы машин вскоре сворачивали с нее влево, а дальше что-то тропинки было не видать.

У ворот мы прошли мимо высокого штабеля сосновых бревен, наверное, для строительства. За забором пошли очень даже приличные дома, можно даже сказать, коттеджи, все они были завалены снегом по самые окна. На крыше одного домика сидел задорный, ярко окрашенный петушок, не то деревянный, не то металлический. Повсюду были добротные баньки, теплицы, беседки. И абсолютно безлюдно. Вот мы дошли до конца сада, и дорога завернула в лес налево. Александр предположил, что дорога ведет на вырубки, и нам была не по пути.

Уже был час дня, хотелось есть. Мы стали думать, как быть дальше - то ли вернуться на трассу, по ней дойти до полигона, и уже оттуда пытаться проникнуть на Висячий Камень, то ли здесь штурмовать занесенную снегом просеку? Я сняла рюкзак и отправилась на разведку - выяснилось, что снег не очень глубокий, всего сантиметров на 30 проваливается. Видимо, до снегопадов там все-таки была тропа, по ней ходили и зимой, так что по центру просеки снег утоптали плотно, и если не сходить с него, то и не провалишься. Тогда мы постановили - здесь просто быстро перекусываем, и идем полтора километра до Висячего, а уж там обедаем по-настоящему, с костерком.

Так и сделали. Съели по пирожку с картошкой, закусили сухариками с чесночком, и пошли. Скорость передвижения, конечно, у нас была невысокая, километра два в час, поэтому мы около часа бороздили сугробы. Главное было не потерять тропу под снегом, иначе проваливаешься на метр. Здесь во множестве на снегу красовались следы разного зверья - вездесущие зайцы, белки, лиса, и даже кто-то из куньих - то ли хорек, то ли еще кто. На кустах и деревьях встречались снежные шапки странной формы - в одном месте даже снежная змея висела. А еще видели нечто из снега, ну очень странной формы. Посмотрите на фото, ничего Вам не напоминает?

Просека то спускалась, то поднималась в горку. В самом низинном месте я провалилась одной ногой полностью, до бедра, и Денису пришлось меня вытягивать, как репку. Александр, как всегда, упилил далеко вперед, чтобы фотографировать без помех окружающие красоты. Ближе к концу пути, справа от просеки местами была натянута старая колючая проволока - последствия близости полигона для тренировочных стрельб.

И вот впереди показался последний, не слишком крутой, подъем, и мы поняли, что уже пришли. По узкой тропке, на которой отпечатались недавние следы, мы свернули направо, и поднялись на вершину Висячего Камня, вернее, одну из вершин. И просто задохнулись от восторга - внизу, как на ладони, лежал Новоуральск, и дальше налево - поселок Верх-Нейвинск с прудом, с круглым островком на нем. Справа, прямо под горой, виднелся прямоугольный полигон с какими-то зданиями. И, конечно, горы вдали.

Солнце по-прежнему сияло в небе, и не было ни одного облачка, только следы пролетающих самолетов. Между прочим, несмотря на солнце, все вершины скал были по-прежнему покрыты слежавшимся снегом, лишь в нескольких местах протаяли макушки камней. Наверху чувствовался свежий ветерок.

Александр и Денис стали фотографировать виды, а я полюбовалась, и спустилась вниз, чтобы собрать дров и развести костер - обед-то надо греть. Осмотревшись, не обнаружила никакой подходящей площадки, или поваленного бревна, чтобы сесть. Решила делать костер прямо на узкой тропинке. Притоптала немного, постелила пару хвойных веток. Наломала немного сучков от валежника, нашла сухую пихточку, собрала еще веток. К этому времени пришли сначала Денис, а потом и Саша. Подсобрали еще дровишек, костерок быстро разгорелся.

Минут через десять я достала из рюкзака и положила на огонь завернутые в фольгу пирожки и сардельки. Денис уже обедал бутербродами и сосисками. Мы налили чаю, и взяли разогревшиеся пирожки и сардельки - на свежем воздухе это было очень вкусно! Потом закрепили успех ароматным чаем с печеньем, и почувствовали себя счастливыми. После обеда мы снова пошли на гору - фотографировать друг друга. А Александр еще попытался снять круговые панорамы окрестностей и саму вершинку с соседнего отрога. Жалел, что нельзя спуститься вниз, под скалу, чтобы снять Висячий Камень во всей красе.

Пока мы находились на скале, внизу, на полигоне, начали стрелять. Сначала просто пулями, а потом в ход пошла тяжелая артиллерия - взрывы какие-то, все затянуло белым дымом, кусты в конце полигона, ближе к скалам, начали гореть. Война, короче. Денис тем временем дожигал костер, и не видел всех этих военных действий.

Было уже 15.30, пора было выдвигаться обратно, чтобы успеть на электричку в 17.42. Если бы здесь было местечко посидеть, можно было бы и еще задержаться, но вокруг наблюдались только глубокие сугробы. Мы надеялись, что пройдем знакомый путь намного быстрее. Была еще мысль свернуть на тропинку к полигону, и там пойти по трассе, но что-то мы засомневались, не длиннее ли будет этот путь, а снегом тропка была завалена так же, как и наша. Да и по лесу идти намного красивее, чем по дороге. По пути мы еще пофотографировались в красивом вечернем освещении.

И правда, обратный путь давался нам значительно легче. Минут за сорок мы дошли уже до садов, и, легко шагая по дороге, под треньканье синичек, вышли снова к горе Медвежка. Теперь мы уже были ученые, и просто обошли ее по дороге, так что скоро уже были близко к выходу из сада "Живой родник". Покинув сад, мы прошли по Мурзинке, где нас приветствовали лаем собаки во дворах обитаемых домов. В одном месте из сугроба у дороги торчала голова пластиковой белой лошади на длинной шее - очень неожиданно и смешно. А в другом месте из-за забора несколько раз в прыжке с гавканьем показалась здоровенная собака - видно, совсем заскучала без прохожих.

Близилось время прибытия обратной электрички в Екатеринбург, и мы поняли, что точно успеваем. Вышли на станцию минут за 10 до поезда. Как раз успели немного отдохнуть - все-таки от такой неслабой нагрузки у нас устали колени. Надо заметить, что по такой снежной целине эти 8 километров чувствовались как все 15, ведь приходилось высоко поднимать ноги. Сели мы в электричку, снова полупустую, и спокойно доехали до города, любуясь закатными видами за окном.

Этот день в нашей жизни можно смело считать удачным - мы видели так много красивого! Места по маршруту разнообразные - и равнины, и горы, и лес, и озера. И крошечные домики, больше похожие на конуру, и большие солидные дома. Испытали немного трудностей - поплутали, походили по глубоким снегам. Глотнули свежего воздуха. Подустали конечно, но это была приятная усталость. Так что все было приятно и полезно для нас, горожан, которым так не хватает физических нагрузок. Ну, и еще на память у нас останутся замечательные фотографии.

Александровский рудник

На Висячем Камне бывали мы не однажды, в том числе и летом. Честно сказать, зимой нам понравилось больше - гораздо эффектнее пейзажи заснеженных лесов со скалы, чем однообразная буйная летняя зелень. К тому же на вершине Висячего Камня нет ровных местечек, чтобы с комфортом позагорать, можно лишь посидеть на камушках. А вот особо любопытные могут пройти еще метров 800 по прямой мимо Висячего Камня, свернуть налево по старой дороге, и еще через полкилометра попасть на карьер, который называется Александровский рудник. Откуда такое название - мне неизвестно. Что интересно - как только сворачиваешь на старую дорогу, не такую уж и заросшую, то немедленно возникают тучи комаров.

На эту прогулку фотоаппарат я не брал, поэтому постараюсь описать место словами. Сам рудник - это продолговатый карьер с отвесными стенами, выдолбленный в скале. Он залит водой, от дороги в него ведет бывший въезд для транспорта. Подход к воде не слишком хороший, из скользкой черной земли. Вода стоячая, поэтому плавает на поверхности всякий мусор - листики, пыльца, веточки...

Если зайти в горку на верхний край карьера, то с высоты примерно метров 12 видно, что по краям на дне водоема валяются всяческие бревна. Ближе к середине дна уже не видно, вода мутная, да и глубина, видимо не малая. А наверху есть небольшая поляна, там вокруг костровища уложены бревна для посиделок. Ветерок отдувает насекомых, так что отдохнуть там вполне можно, вот только вода в карьере не пригодна ни для купания, ни для питья. Что добывали здесь - неизвестно, только ясно, что было это давно.

Как-то раз мы прошли по этой дороге еще дальше, так там через километр-полтора обнаружили разрушенную кормушку, видимо в советские времена здесь в охотхозяйстве за зверями ухаживали, подкармливали зимой сеном, а летом - солью. Но Советский Союз распался, точнее - развалили, навес рухнул, корытце тоже развалилось... Но следы лосей мы все равно в тех местах встречали. Несколько сот метров от кормушки и от дороги были какие-то уж совсем древние карьеры, теперь больше похожие на обвалившиеся, заросшие травой огромные рвы, где тоже что-то ценное искали в стародавние времена. Но сейчас все заросло, и особого интереса эти закопушки не представляют.

А если пройти еще дальше, через рудник по дороге направо и вверх, то метров через триста можно обнаружить стелу «Европа - Азия». Она совсем новая, установили ее в 2016 году. Так что, места те интересные, есть где погулять, есть что посмотреть...

Карта Висячего Камня и окрестностей

Колючка вокруг стрельбища
С вершины Висячего
Вид на Новоуральск
Закрытый город как на ладони
А это стрельбище
Вершина Висячего Камня
Все под толстым слоем снега