Студия DV-PRO. Главная страница

Могила инока Павла

У нас на Урале в таежных лесах есть немало мест, интересных не только красотами природы, но и различными историческими событиями. Часть таких событий связана не с развитием промышленности и торговли, а с религиозной жизнью России. Всем известны наиболее крупные объекты - Верхотурье, различные монастыри и храмы в селах и деревнях. Но есть и менее заметные - скиты в лесах, приюты отшельников и просто могилы старцев-иноков. Некоторые из них давно забыты и заброшены, но многие посещаются верующими людьми и в наши дни.

Сам я к религии отношения не имею, верю больше в свои силы, а не божественные, но мне люди, ушедшие в леса, и жившие там отшельниками, внушают большое уважение, ведь они, борясь за свою Веру, преодолевали огромные трудности. Мне такие люди интересны, и потому я с желанием посещаю в своих поездках и походах места, где они жили или захоронены. Как правило, уходили от жилых мест раскольники, скрываясь от преследований официальной церкви, оберегая свои традиции. Интересно было бы узнать, чем они занимались в лесах, как добывали пропитание... Но сейчас это уже наверное невозможно.

Бывал неоднократно я на Платониде, у могилы старца Макария - об этом я уже писал в рассказах на этом сайте. А сейчас настало время поведать еще об одном таком месте - могиле инока Павла под Нижним Тагилом. Я знал, где оно находится, уже давно, еще много лет назад, будучи на речке Шайтанке, я пытался найти его, но по некоторым причинам это не получилось. В этот раз я направлялся на гору Старик-камень, и планировал снова попробовать зайти на могилу инока Павла.

Мое посещение могилы инока Павла
(из рассказа о велопутешествии на гору Старик-камень)

В 16.20 я перешел в низинке речку Полуденная Шайтанка на ЛЭП. Где-то здесь находится могила инока Павла. Я решил найти эту могилку, хотя дорога туда была очень плохой, вся в засохших глубоких колеях и обширных лужах. Так что велосипед надо было оставить здесь, и идти пешком, тут не больше 500 метров. Так и сделал. Погодка радовала, ветерок обдувал. Шел я по ЛЭП, когда проходил мимо большой лужи, вода в ней забурлила от огромного числа головастиков, а в одном месте впереди заметил улепетывавшего от меня во все лопатки зайчика.

Свернул я направо, увидел там большую поляну и какие-то строения: несколько рядов грубых деревянных скамей со столами без столешниц, перед ними - что-то вроде деревянной крытой эстрады в виде сарая, и там установлены три деревянные трибунки и лесенка. На трибунки, видимо, кладут книги, когда ведут молебен. Крыша этой постройки еще не была доделана, шифер положен только наполовину, остальной сложен на земле. Стояли два туалета, большое костровище и дрова. А вот самой могилы инока Павла нигде не видно.

Решил обойти это место по лесу, поискать могилу. Сразу заметил, что ни в лесу, ни на поляне вообще нет насекомых - ни комаров, ни мошек. ни оводов. Удивительно. А сам лес абсолютно дремучий, полный вывороченных с корнями деревьев и покрытых мхом поваленных старых стволов. И нависают древние ели и пихты с мохнатыми ветвями, оттого сумрак стоит, как вечером. И торчат кое-где непонятные огромные каменные глыбы, величиной с лесную избушку, полускрытые упавшими деревьями. Удивительно, чего инока занесло в такую глушь и далеко от речки? Вот бы узнать, что это был за человек, какие причины привели его к отшельничеству, как он здесь жил?

Вышел я на полянку метров 20 в диаметре, кругом росли кустики, похожие на акацию, явно специально высаженные. Затем вернулся к строениям с другой стороны, и здесь увидел могилку, она почему-то находилась за стеной сарая. У дерева стоял деревянный крест, когда-то покрашенный коричневой краской. Сама могилка была обложена каменным бортиком высотой полметра, а внутри насыпана земля и растут трава и цветочки.

Рядом с крестом, установленным в земле, был еще старый, прибитый к толстой осине, и он теперь поднялся вместе с выросшим деревом метра на три - то есть приколачивали его явно лет пятьдесят назад. Я немного посидел в этом месте, подумал, что хорошо бы здесь палатку поставить - и дрова есть, и комаров нет. Но вот то, что вода отсутствует, сводило на нет все преимущества. Хотя видно было, что раньше тут ставили палатки, паломники, видимо.

Взял я для костра доску и небольшое бревнышко, и пошел обратно. На просеке меня снова охватила жара. Вдалеке виднелся мой велосипед. Ночевку решил устроить на ЛЭП, у Полуденной Шайтанки, это удобно, вода рядом, место под палатку есть. А оводы - ладно, переживем! Разгрузил рюкзак, насобирал сухих палочек на растопку. Поставил палатку, закидал в нее вещи, и решил лечь внутрь отдохнуть немного. Прямо в одежде забрался. Уже там стянул мокрые вещи, все в песке, и переловил залетевших вместе со мной жужей, роившихся под потолком.

Фотографии места, где находится могила инока Павла

Могила - на горке справа
Полянка для паломников
Здесь служат молебны
Подставки для святых книг
Скала недалеко от поляны
Кругом бурелом
Могила почему-то за сараем
Старый и новый кресты
Видно, что за могилой ухаживают
Могила инока Павла

Размышления об иноке Павле и вообще о старообрядцах

Так получилось, что в статьях на моем сайте уже не впервые фигурируют места в лесу, где жили старообрядцы, но знал я об их жизни и вообще об этой теме лишь поверхностно. Меня интересовала больше не религия, а то, что жили они постоянно в лесу, вдали от других людей. Все мои знания по этому вопросу сводились к предположению, что старообрядцы - это верующие люди старого обряда, и вроде бы уходили они в леса по религиозным соображениям. И вот после посещения могилы инока Павла по пути на гору Старик-камень, я все-таки решил узнать побольше о староверах и отшельниках.

Вспомнил я фильм про Агафью Лыкову, который, в свое время, удивил всю страну. Просмотрел еще раз, уже совсем другими глазами. Почитал статьи ученых мужей, в чем же было дело, что за раскол в церкви произошел. И, узнав информацию об этой истории, я еще сильнее зауважал этих людей, которые за свою веру и взгляды на жизнь готовы были терпеть множество лишений. Побывал я и на нескольких церковных сайтах, где нашел сведения об иноке Павле.

Оказывается, в тех местах, что называются "Веселые горы", кроме него жили и другие старообрядцы: Григорий, Максим, Герман. Большинство могил таких людей широкой общественности не известны. Паломники-староверы не афишируют расположение таких мест, а просто посещают их потихоньку. Им не нужны праздные люди и туристы. Каждый год, в конце июня съезжаются с разных сторон сюда староверы, чтобы помолится и почтить память этих людей.

Узнал я что есть еще несколько мест, которым поклоняются староверы - за Верхними и Нижними Таволгами в Невьянском района. Места называются "Клады", "Чистый ключ", "Богодан". Может когда-нибудь съезжу туда, посмотрю. Особенно же много старообрядцев селилось в Сибири, в районе реки Енисей, потому что там до властей было дальше всего, и легко было затеряться на бескрайних, почти безлюдных просторах. Там и сейчас остались целые деревни, где живут старообрядцы.

Посмотрел я несколько документальных фильмов о жизни староверов, и хотя я не во всем с ними согласен, но в целом понял, что их образ жизни мне импонирует - даже без образования эти люди очень здраво рассуждают о насущных проблемах, ограничивают всяческие соблазны, не тратят время на ерунду типа просмотра телевизора. Нравится, что у них большие и дружные семьи, что дети уважают родителей, что нет пьянства и курения. И главное - они все очень трудолюбивы. Короче, есть чему поучиться всем нам. Ниже я предлагаю Вам выдержки с наиболее интересных сайтов об истории и жизни староверов.

Выдержки о староверах...

После реформ патриарха Никона в Русской Православной Церкви произошел раскол. Противников реформ стали называть старообрядцами. Власти на староверов производили гонения, их ущемляли в правах, заставляли принять новые церковные правила. Самые упорные старообрядцы бежали в леса, основывали тайные скиты. На Урале есть Веселые горы. Получили они такое название от смысла "радующие", "красивые". Вот в такие глухие, таежные, труднодоступные для полиции места и бежали староверы из европейской части России.

Одним из почитаемым на Веселых горах был инок Максим. Инок схимник Максим был родом из ногайских татар. В дни российского государя Петра Алексеевича в 1724 г, будучи малолетним, был пленен российскими войсками. После он поступили в услужении к некоему Змееву, по благорасположению коего крещен и принят во св. католическое вероисповедание и наречен месяца сентября 6-го числа Михаилом, и по соизволению Змеева обучен грамоте и письму, проживая в совершенной его милости и по экономии и полной доверенности.

Но, познакомившись впоследствии со старообрядцами, Максим от сего Змеева тайно отлучился и, проходя городские и пустынные места, наконец, пришел на Урал, в Нижнетагильский завод, где в 1729 г. и был принят в скит иноком Иовом, удостоен образа и наречен Максимом. Получив оный, он проживал в лесах черноисточинских (смежных с нижнетагильскими), поблизости с Черноисточинским заводом, с бывшими там иноками в полном послушании. Позднее, по смерти бывшего у них настоятеля, по общему всех их соглашению и просьбе, поступил настоятелем, коим служил долгое время.

Впоследствии по случаю частых набегов на кельи иноков лесных разбойников, Максим с братией переселился в Нижнетагильский завод, в дом известного всеми христианина Андрея Рябинина, где и проживал до бывшего в 1789 г. мая 2-го дня в Нижнетагильском заводе пожара, во время которого выгорело 250 дворов. Во время проживания своего в Н. Тагиле схимник Максим не оставался бездеятельным. Он по просьбе старообрядцев в 1765 г. ездил в Москву для разыскания беглых священников и для наведения справок о грузинской земле.

В Москве инок Максим отыскал грузинских архимандрита и протопопа, лично их спрашивал и уверился от них изо всех разговоров в том, что в Грузии крестят в три погружения и что духовенство постороннее ни от каких мест не входило, а имеет своего патриарха. При сем был невьянский житель И.И. Голицын, который свидетельствует, что разговор слышал. О последних днях инока Максима сохранилось предание, что он под конец жизни снова удалился в лес на Веселые горы, где умер и схоронен в 1782 г, в мае месяце.

В старообрядческой среде очень уважаемы семьи Григория Зотова (имевшего 4 золотые медали для ношения на шее) и Егора Китаева. Ознакомимся с краткой биографией Е.А. Китаева.

Китаев Егор Артемьевич (р. 1783). Горный деятель, бывший поверенным и затем управителем Верх-Исетских горных заводов. Известен как создатель подвижного цилиндрического грохота - первой отечественной машины для обработки золотоносных песков (1823), автор статьи об угольных сараях (1836). За создание указанной машины был награжден золотой медалью.

Егор Китаев мог поспособствовать в переносе захоронения Максима в Верх-Нейвинск. В XXI в, так случилось, что первая могила Максима оказалась на действующем кладбище Карпушихи в первых воротах. Никто в XVIII в. не предполагал, что возле праха почитаемого старовера в XX в. станут производить погребения все родственники умерших в д. Карпушихе, основанной в 1914 г. Вот так и остается до сих пор главной тайной, где же находится прах Максима: возле Карпушихи или в Верх-Нейвинске.

Могила инока Григория возле горы Потной, находящейся в юго-западном направлении от д. Карпушихи

Родом он из вечноотданных крестьян Невьянского завода. В миру звался Коскиным Гаврилой Сергеевичем (р. 1725). В 2007 г. возле старого креста на его могиле часовенными установлен пятиметровый крест из бруса и каркас из жердей для палатки, в которой происходят ночные богослужения и которая спасает людей от дождя и комаров. Недалеко от могилки инока Григория сохранился в отличном состоянии чистый родник.

Об иноке Германе только и знают, что он вел строго-аскетический образ жизни, в горы ушел, как и другие старцы, во времена особенно усилившихся гонений на старообрядчество. Кто он, где его родина, и откуда явился он на Урал - покрыто для всех неизвестностью. Умер он, по устному преданию, во второй половине XVIII в. В XXI в. могила Германа (Гермогена) находится на старом недействующем кладбище в юго-восточной части на окраине Карпушихи.

Инок Павел

Могила четвертого подвижника, Павла, находится на Рябиновой горе, в болотистом месте. По преданию, старец лето и зиму жил под открытым небом. Родом он из крестьян Бродовской волости Верхотурского уезда: был крепостным Невьянского завода. Одной из его постоянных посетительниц была родная сестра, которой он однажды сказал, что в следующий свой приход она его уже в живых не застанет.

По другой версии, незадолго до смерти Павла, его навестил житель Невьянского завода Ф.И. Карфидов, которому инок сообщил такое же известие, что и сестре. Слова его, по преданию, пророчески сбылись. Он был найден у ручья с пробитой головой. По одной версии, старца убил его же послушник, пришедший на Веселые горы с преступной целью. По другой версии, убит в 1830 г. лесообъездчиком, так же кем-то подкупленным.

Существует поверье, что инок Павел занимался промывкой золота в Шайтанке. Но трудно представить, что монах один занимался добычей золота. Чтобы промыть тысячи пудов песка и земли, нужно затратить много физических сил. Для восстановления организма необходимо хорошее питание. А, как правило, у иноков вегетарианская пища. Да и на молитву не остается времени. Скорее всего, что Павел занимался добычей золота - красивая легенда.

Захоронение Павла самое дальнее от Карпушихи. Оно находится в северо-западном направлении от деревни. В советский период был разломан мраморный памятник, установленный староверам еще в царские времена. На месте захоронения в 2007 г. собран и установлен пятиметровый деревянный крест из бруса, такой же, как у инока Григория.

На святом месте у Павла староверами построены из жердей конструкции, на которые натягивается палатка, и место для ночных молений готово. Рядом устроены деревянные столы для трапезы. Аккуратно распилены и сложены дрова для будущих людских пребываний. Вид с горы Рябиновой, когда стоишь на высоковольтной - изумительный. Линия электропередачи идет, словно по горным волнам. Под горой течет речка Шайтанка.

Еще цитаты

Староверы, кержаки, раскольники, старообрядцы… В нашей местности (Невьянский район) их называют староверы или кержаки, т.к. они православные христиане старой веры, не пожелавшие принять церковную реформу середины XVII века, проведенную патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Это название подтверждается "Пермской летописью" за 1889 год в разделе "Староверы в Быньгах". Именно они дали известное на Урале слово "кержак" - переселение старообрядцев распространилось в наши места довольно широко. Они переселились в 1718 году с Нижегородской губернии, где протекает знаменитая река Кержанец. "Это были оброшные крестьяне, с реки Кержанец, где наши прадеды дали клятву не изменять своей вере, поэтому и зовут нас кержаками, как бы дразнят, а мы гордимся этим прозвищем". Первые поселения старообрядцев, кержаков, появились на реке Нейве и ее притоках. В шести верстах от села Быньги, на речке Светлой, возник Благовещенский скит из выходцев с берегов Балахны и Кержанца.

В 1676 году Верхотурский и Тобольский воеводы получили государев указ, которым повелевалось разыскивать старообрядцев и приводить их к тройному причастию. А если, кто "противится и сопротивляется", то таких "жечь и пепел развеивать, чтоб костей не осталось". Уже через десять дней после получения государева указа в Верхотурье и Тобольске были сожжены первые группы раскольников. Выражая свой протест, старообрядцы стали сами устраивать массовые самосожжения, стремясь приблизить свою смерть, очистившись огнем.

Начиная с XVIII века, Урал становится одним из ведущих центров старообрядческого движения в России. Староверов влекла на заводы возможность годами скрываться от преследования властей, работать по найму и свободно исповедовать истинную веру. Много старообрядцев осело на железоделательных и чугуноплавильных заводах Демидовых. Постоянные преследования сплотили их. Будучи ревнителями высокой культуры и нравственности, старообрядцы не употребляли спиртных напитков и не курили.

Главным в их жизни были моления и труд. Это делало их хорошими работниками. По второй ревизии 1747г. на демидовских заводах старообрядцы составляли 43% всех ревизских душ. К середине 18 века правительство прекратило преследования старообрядцев. Им стали поручать руководящие должности на заводах, среди них появились зажиточные и даже богатые люди. В общинах неукоснительно соблюдались принципы духовного братства.

А вот что сказал о староверах известный политик В. В. Жириновский

Удивительно талантливый народ! Могли все делать. И иконы лили. И книги переписывали, печатали. Сохранили старинное искусство одноголосного пения по крюкам. Вот бы о чем вспомнить телевизионщикам! Вот бы что показать - а не то, с кем спит - или только еще планирует переспать - та или иная звезда... А показать народу у старообрядцев есть что. И мы можем многому у них поучиться - хотя бы тому, как отстаивать и веру свою, и свое достоинство вопреки всему.

И еще, может правда, а может нет...

Есть в Екатеринбурге господин Козицын, руководитель металлургической компании, меценат. Он построил много храмов для официальной Церкви. Род Козицыных - это могучий старообрядческий род беспоповцев часовенных, и если бы пращуры узнали о том, что их потомок будет помогать никонианской Церкви, они, по словам лектора, не дали бы возможности господину Козицыну вообще родиться.

Мои мысли про старообрядцев

Что же так заинтересовало в этой истории меня, неверующего человека? Какие выводы я сделал для себя? Ну, во-первых, слово, которым называют этих людей, "старообрядцы", не точное, на мой взгляд. Я бы назвал их истинными православными христианами, а вот остальных - какими-нибудь "новообрядцами", ведь это староверы не приняли реформы, ничего не стали менять, и продолжали традиции своих предков, терпя за это всякие гонения.

Мне жаль, что так сложилось - церковь очень виновата перед ними, практически ни за что их притесняли, даже убивали, просто за свою веру, как раз самых преданных. Мне сложно понять, как это - вера важнее собственной жизни. Но, вероятно, принять то, что им сказали - вы всю жизнь неправильно крестились, молились и веровали - они не могли, и не понимали, как это возможно, делать все по-новому, не так, как деды и отцы. И невероятное множество хороших, правильных людей, пострадали со времени церковного раскола.

И вот, вынуждены были ревнители старой веры бежать в безлюдные леса, а то и вовсе покидать Россию, и жить многие лета в чужих краях, соблюдая традиции, и только в наши дни их потомки обрели возможность приезжать и возвращаться на Родину. Правительство даже придумало программу небольшой помощи таким переселенцам.

Сейчас и сами служители церкви признают, что это было совершенно неверное решение тогдашнего патриарха, ничем практически не подкрепленное, и не являвшееся необходимым. В крупных городах при участии высокопоставленных чиновников и священнослужителей теперь открываются староверческие храмы – как новая церковь в Екатеринбурге на улице Тверитина, а на периферии ведутся работы по возрождению культовых мест паломничества.

Странно, что слишком часто в истории России происходят с подачи правителей всяческие потрясения, отражающиеся на простых людях страданиями и потерями - расколы, революции, перестройки... Почему же я все это пишу? Меня лично задела эта давняя история. Староверов есть за что уважать, и я очень надеюсь, что мне хватит силы и ума перенять у этих людей те лучшие качества, которыми они обладают. Даже в наши дни у них многому можно научиться в восприятии жизни и поведении. Может, и Вам эти сведения и жизненные правила позволят по-новому взглянуть на свою жизнь, и вспомнить о почти утраченных в наши дни ценностях.


Как добраться до могилы инока Павла

Для начала нужно попасть в поселок Карпушиха. Из Екатеринбурга прямого сообщения нет, но можно доехать на автобусе до Кировграда, в пути 2 часа. А уже из Кировграда есть автобусы до Карпушихи.

В Карпушихе нужно идти в западном направлении, по улице Набережная, в сторону родника Алексей, это Вам любой житель покажет. И по этой дороге идете прямо, затем будет вход на территорию Висимского заповедника. Пеших там пропускают спокойно.

Дальше по лесу идти до пересечения с ЛЭП, это 5.5 км. На ЛЭП поворачиваете направо, через 2.5 км. переходите речку Шайтанка, летом можно даже обувь не снимать, речка мелкая. После брода через 500 метров будет отворотока направо и сразу полянка. Могила инока Павла находится за строением. На карте все хорошо видно. От центра Карпушихи весь путь 9 км.

Карта пути от Карпушихи до могилы инока Павла

Последнее массовое паломничество на Веселые горы прошло в 1930 году, которое снималось на кинокамеру. После сего, были проведены массовые аресты органами ОГПУ с обвинением в антисоветской деятельности. Следующее массовое гонение на паломников проводилось в 50-е годы XX века, когда по распоряжению партийных властей могилы старцев разрушили, а верующих разогнали, но тропа не заросла. Свободное посещение веселых гор началось с 90-х годов XX века. Сейчас, интерес и паломничество к могилам старцев возрастает с каждым годом, и не только среди старообрядцев.

Документальный фильм «Тропа староверов», снятый в 1995 году

Если у Вас есть дополнительная информация об иноке Павле или о жизни и традициях староверов - буду рад, если Вы поделитесь со мной сведениями

Понравился рассказ - поблагодарите автора

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Может быть Вы тоже бывали в красивых и интересных местах Урала. Я с удовольствием пообщаюсь с людьми, любящими путешествовать. При желании мы можем разместить Ваши фотографии и видеоматериалы, отчеты о походах, чтобы их могли увидеть и оценить другие любители природы и истории Урала.

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества