Река Шишим

Наверное, каждому человеку на Урале, особенно туристу, известна река Чусовая. И также известна станция Коуровка, потому что именно отсюда чаще всего начинается путешествие по этой реке. В Чусовую впадает множество немаленьких и красивых речек, и одна из них Шишим. Как раз возле Коуровки и находится место слияния Шишима и Чусовой.

В длину река Шишим около 30 км, начинается от слияния рек Черный Шишим и Казачий Шишим, которые, в свою очередь, берут начало, одна со стороны бывшей деревушки Воробьи, а другая от поселка Починок. В районе устья ширина Шишима в среднем 15-20 метров. Еще мне известно, что раньше на Шишиме добывали много золота.

По размерам река Шишим пригодна для небольшого сплава, конечно, лучше в период полноводья, ближе к устью там есть даже скалы, но сложность в том, что для начала сплава нужно забрасываться куда-то вверх по реке, а это не так просто. Может поэтому я и не сплавлялся по Шишиму еще ни разу. А вот один мой товарищ как-то раз проплыл по этой реке с семьей, и рассказал мне об этом. Запомнился ему Шишим нависающими со всех сторон деревьями, завалами, и тем, что часто он шел пешком, ведя лодку на веревочке - мелко. Ну, это, конечно, было в верховьях, дальше пошло получше.

И вот в один летний денек, с небольшой компанией я отправился в Коуровку, чтобы просто прогуляться вдоль берега Шишима, и посмотреть, что из себя представляет эта река. Свои путевые заметки и фотографии предлагаю Вашему вниманию.

Прогулка вдоль речки Шишим

Весна и начало лета снова выдались на Урале прохладными и довольно дождливыми. Выгадать пару-тройку деньков с подходящей для похода погодой было затруднительно. И потому мы воспользовались первой же возможностью съездить просто на однодневную прогулку - 11 июня обещали переменную облачность без дождя, и температура комфортная - градусов 18-20.

Место выбрали просто - самое начало наших путешествий было положено на реке Чусовая, а именно - на станции Коуровка. Но там ведь есть не только всем известная и многолюдная Чусовая, но и не менее живописный ее приток, достаточно крупный Шишим. Про него мы узнали от нашего товарища, который как-то раз даже умудрился сплавляться по нему с дочками на лодке, правда, почти всю дорогу пешком шел... С нами решил поехать наш знакомый - Денис.

Приехали на вокзал к электричке в 8.50, на Шалю. На удивление, в вагоне даже оказались свободные места, и мы ехали все полтора часа спокойно - болтали, дремали, я и Денис слушали всякие полезные обучающие уроки в наушниках. Погода и правда была замечательной - небо чистое, приятная прохлада, яркое солнышко. Можно было надеяться, что прогулка удастся.

В Коуровке сошли примерно в половине одиннадцатого, вместе с нами из паровоза вышла группа школьников, человек 20, шли они на Георгиевский камень на Чусовой. А мы двинулись по дороге к мосту через Чусовую. Рюкзачки у всех были совсем легкие, шагалось хорошо и бодро. Проследовали мимо лесопилки с огромными кучами опилок, которые порывы ветра иногда норовили бросить прямо в глаза, перешли реку, и свернули направо, на улицы поселка, которые вели вдоль берега к месту впадения Шишима, там как раз маячила довольно высокая скала - Шишимский камень.

Нас охватили деревенские запахи - печного дыма, коровьего навоза, цветущих яблонь, старого дерева, свежих досок, земли. Во дворах возились по хозяйству люди, что-то копали, пилили, таскали. В общем - деревенская жизнь кипела. Мы уже почти поравнялись со скалой, пора было сворачивать к реке, искать тропу вдоль берега. На повороте мы приметили куст смородины с молодыми листочками - запомнили его, чтоб на обратном пути нарвать в запас ароматные листья.

На берегу уткнулись в остатки старого моста. Над водой летала странная группа птиц - две сороки и ворона с криками гнали, пытаясь клюнуть, крупного пернатого хищника - коршуна или канюка, коричневый такой. Он старался не обращать на них внимания, но периодически, после очередного клевка, как-то жалобно вскрикивал. Слева впадал Шишим, по ширине такой же, как Чусовая.

Мы стали думать - идти нам по деревне, или по берегу? Поглядели - вдоль берега густые кусты, и тропки что-то не видно. Пришлось еще немного обойти по улице, и выйти прямо на берег Шишима, вот отсюда уже вела вдоль реки тропинка. По ней мы прошагали мимо нескольких домов, в том числе довольно богатого коттеджа из красного кирпича. Дорожка вилась то по траве, то под кустами...

Вышли на большую поляну у брода, там явно находилось любимое место купания жителей деревни. Стояла машина, но людей в ней не было. И отсюда вдоль реки шла наезженная колея, видно, транспорт иногда ездит. Сам Шишим был шириной метров 15-20, глубиной не более полуметра, везде просматривалось каменистое дно. Напоминал он реку Серга. По берегам постоянно встречались скалы, небольшие, но симпатичные. В начале нашего пути, первые пару километров, они были только по противоположному берегу.

Во многих местах Шишим, несмотря на самое начало лета, густо зарос листьями мать-и-мачехи, а кое-где и водорослями. Так что с июля сплавляться там вообще будет затруднительно. Вдоль дороги места шли все живописные - редко стоящие березы и сосны с раскидистыми кронами, почти без подлеска. Трава буйно зеленела, везде щебетали птицы. В одном месте сгрудилась кучка совсем молоденьких осинок, с тоненькими серыми стволами и дымчато-зелеными кронами - листья только-только показались. Посреди реки заманчиво желтела отмель, напомнив нам о чудесных сплавах по северным рекам Урала, сразу захотелось поставить на такой отмели палатку вдалеке от цивилизации.

Вот река сделала крутой поворот налево, здесь тоже была большая поляна и отмель напротив скалы. В воде стоял рыбак, и ловил нахлыстом рыбу, видно, хариуса. Дальше по дороге виднелся кусочек соснового леса, где под деревьями была сделана стоянка. Потом березы выстроились с двух сторон, образуя светлую аллею - просто хоть картины пиши! Впрочем, для художника здесь в любом месте было что изобразить, красота необыкновенная.

Скоро лес отступил от реки, и показалась обширная поляна, вся ярко-зеленая от свежей травы, в которой желтели во множестве купальницы. В конце поляны мы увидели первую скалу с нашего берега, невысокую, выдающуюся в реку мысом. На вершине - поляна, с нее - тропинка на самый край скалы над рекой. Очень она нам понравилась. Но впереди виднелись скалы намного выше, и нам захотелось поглядеть, вдруг там интереснее? Автомобильные колеи здесь заканчивались, к скалам мы шли уже по узкой тропе.

Вышли на вершину первой - высоко! Реку видно в обе стороны, дальше еще пара высоких скал торчит с нашей стороны. Но открытых мест здесь совсем не было, и к реке не спустишься - обрыв, высоко. А нам хотелось и позагорать, и руки-ноги в реке помочить. Так что было решено вернуться на полянку на первой скале, там и обедать, и отдыхать. А на дальние скалы прогуляемся потом по очереди.

Расстелили мы коврики-покрывала, достали еду, пообедали. И пока возились, заметили, что рядом с нами как-то суетятся две черно-бело-серые синички московки, и услышали тонкий писк. Пригляделись - а по стволу березы, цепляясь коготками, взбирается к узкой щели-дуплу крошечный птенец. У него был желтый клюв, уже отросли настоящие перышки, а вот хвостик еще совсем короткий. Птенец был чуть больше теннисного шарика.

Я скорее взял фотоаппарат, и подошел осторожно поснимать птичку. Зря осторожничал - птенец ничего не боялся. Он раскрыл пошире клюв, запищал, и стал прыжками подбираться ко мне поближе, видно, чтоб я его покормил. Нервничали только его мама с папой, наблюдая с соседних деревьев, не сделают ли люди чего плохого их деточке. А в щели в березе обнаружился и второй птенец, он высунулся поглядеть, что происходит, а потом и вовсе выскочил на траву. К этому времени его брат или сестра уже окончил фотосессию, и скрылся куда-то в заросли. А второй стал прыгать по полянке, забираться на веточки, и все время чистил перышки.

Периодически к нему с мошками подлетали мама или папа. Птенцы чувствовали себя уже довольно уверенно, и явно намерены были изучить мир во всех подробностях, они уже и летать худо-бедно научились, только недалеко и, в основном, сверху вниз. Мы отошли подальше, чтобы не мешать синичкам. Сидели спокойно на покрывале, и они к нам привыкли, перестали обращать внимание. К слову сказать, вокруг отовсюду неслись птичьи трели - и знакомых нам дроздов и зябликов, и неизвестных певцов, какие-нибудь славки, малиновки, зарянки...

После еды все улеглись загорать, солнце светило ласково, в тишине даже подремать удалось. Лена до этого спустилась к реке и вошла в воду, попробовать, как там температура. Она была почти ледяная, но ей все равно хотелось потом окунуться, когда солнышко воздух побольше нагреет. Денис решил прогуляться по берегу до скал, а может, и до брода у поселения староверов, где мы были, когда ездили в Новую Треку. Мы наказали ему посмотреть где-то там родник. А пока стали грызть семечки, крутя по сторонам головами - созерцали летние картины леса и реки.

На склоне было много цветущей земляники. Вышли и на утес, постояли там. Иногда мимо пролетали чайки, такие крупные, как на море, белоснежные с желтыми клювами, очень серьезные. На небо тем временем набежали тучки, стал капать мелкий дождик, но он скорее освежал. Мы сложили все наши вещи в кучку и накрыли их пленкой, предусмотрительно взятой с собой. И продолжали наслаждаться природой, воздух во время дождика стал еще свежее и приятнее.

Денис вернулся минут через 30, рассказал, что дошел до третьей вершины, и между ней и второй нашел небольшой карстовый провал, и вообще сравнил эти места с филиалом парка "Оленьи ручьи". Со скал хорошие виды открываются, река такая красивая.

Теперь настала очередь идти гулять мне. Оделся, взял фотоаппарат и отправился по тропе по верху скал. Лес был в основном хвойный - елки, сосны, пихты. Дождь уже прекратился, небо расчистилось, вышло солнце, и смолистая хвоя от тепла стала издавать приятный аромат. В одном месте я нашел свеженькое гнездо, оно было свито на обломанном стволе березы где-то метр в высоту, в окружении еще двух стволов, да там еще елка рядом росла, так, что не сразу увидишь гнездышко. На второй вершине было костровище, и вид напоминал "Оленьи ручьи" с некоторых скал - и река похожа, и скалы. Но обзор был неширок, его закрывали деревья.

Прошел я до третьей вершины, и там тоже обнаружил остатки стоянки, напиленные чурбаки. А дальше за скалой, было понижение, за которым скал уже не видно. Спустился я по тропе вниз, заметил небольшую лощину, и предположил, что здесь должен быть родник, или ручей. Прошел в сторону реки, и действительно обнаружил крошечный потайной ручеек, если не знаешь, что он там, то и не догадаешься. Я сполоснул там руки, хотел было идти дальше, но тропа здесь кончалась. Я ее попробовал поискать правее и левее - нет ничего. Трава там была пока невысокой, и я решил пройти еще немного вперед по берегу.

Со скалы я видел, что река здесь делает поворот направо почти под прямым углом, вот и я свернул направо. Прошел немного и вышел на поляну с остатками прошлогодней травы и молодой крапивой. Она пока была не выше колена, так что я и здесь спокойно прошел. Выбрался на берег реки, огляделся. Передо мной взлетели две утки. Увидел большую нору то ли ондатры, то ли водяной крысы. До брода к поселению еще оставалось далеко, его даже видно не было. А так как гулял я уже довольно долго, то решил по лесу дальше не ломиться, а вернуться назад.

Тропу на обратном пути нашел не сразу, пришлось побродить по лесным дебрям. В то время, пока я ходил, Лена там решила времени даром не терять, а побегать. Как раз перед скалой расстилалась большая поляна с колеями, где можно было устроить стадион. Пробежала она 10 кругов, в общей сложности километра два, а так как солнце уже светило вовсю, то стало ей жарко, и она таки окунулась в реку!

Пришла на полянку такая вся в блаженстве, Денис тоже так захотел - пошел, говорит, тоже побегаю. С горки-то сбежал, а потом что-то перешел на шаг, затем вообще свернул с дороги, и скрылся в лесу. А тут и я вернулся. Между прочим, пока я по лесу гулял, на полянку, где мы расположились, наползла тень от деревьев, и мы решили переехать вниз, на открытое место, чтобы еще поваляться на солнце. Разведали подходящую площадку, взяли вещи, и понесли "на новоселье". Тут из леса и Денис показался, тоже свои вещички сгреб, и к нам присоединился.

На новом месте, над рекой, на зеленой травке, было тоже чудесно, вокруг купальницы цветут, и вид на березовую рощу. А в воде, если понаблюдать, множество мальков и даже взрослых рыбок сантиметров по 15 плавает. Расстелили мы покрывало, я стал снимать куртку, чувствую - кто-то по щеке ползет. Лена сразу опознала клеща, он, видно с куртки по шее на лицо забрался. Мы его аккуратно сняли, нежно завернули в туалетную бумагу, и торжественно сожгли за деревом - дул сильный ветер, так что пришлось прятаться, чтобы бумажку пожечь. Стали осматривать остальную одежду - обнаружили еще двух гавриков с интервалом в пять минут. Тоже спалили. Это я так удачно по лесу прогулялся, там, где уже тропы не было. Хорошо, что никто не успел впиться.

Примерно час мы еще сидели, загорали, любовались поляной и березовой рощей. И тут неожиданно на реке мы увидали сплавщиков! Я прямо обрадовался, есть здесь наши люди! Сначала на одной зеленой резиновой лодке прошли два пожилых мужчины, а через несколько минут - на серой резинке еще один. А потом увидели, что на небе появился грозовой фронт, и он быстро двигался к нам. Мы поняли, что синоптики снова обманули, и дождя не избежать. Решили поужинать, собираться, и тихонько идти в сторону поселка - там можно где-нибудь посидеть еще на бережку, если будет возможность. Да вспомнили, что хотим нарвать листьев смородины с кустика. Последняя электричка в этот день должна была прибыть в 20.45.

Собрали вещички, оделись, и не спеша пошли по берегу в обратный путь. По дороге все стремились как можно больше и лучше увидеть и запомнить местную красоту - все эти отмели, заросли водяных лопухов, березки, скалы... Навстречу нам попался местный велосипедист, ехал, вроде не по делам - так катался, для удовольствия.

Дошли до места, где на стоянке стояли чурбачки, и решили там немного посидеть, пока дождя нет. Хотя гром уже несколько раз гремел. Мы там поиграли в "кто хочет стать миллионером" на телефоне Дениса, миллионерами не стали, только похохотали. Прибежала к нам собака, выпрашивала чего-нибудь вкусного, но ничего у нас не было, только семечки.

Пошли мы дальше, и на пути к поселку встретили прогуливающегося мужчину с двумя собаками, причем одна носилась с таким видом, словно на седьмом небе от счастья. Наверное, так и было - ее, видимо, впервые вывезли на природу из города в этом году, она и обалдела... Уже на входе в поселок начал накрапывать дождь, гром гремел уже недалеко. Денису мы дали пленку, чтоб накрыть голову и рюкзак, у него не было зонта. А у нас зонты были, так что ливень не так страшен.

В поселке мы свернули на улицу, где рос наш кустик смородины, и тут уже дождь шел нешуточный. Мы скорее нарвали листьев, и пошли в сторону станции. Пока брели, наши ноги основательно вымокли, потому что зонты ведь их не скрывали. Чусовую пересекали уже по другому мосту - подвесному пешеходному, вышли на берег у большого здания, похожего на школу, а дальше стоял старый, но действующий длинный деревянный клуб в виде сарая. Когда вышли на асфальт уже на финишной прямой, нас просто поливал ливень, и одни раз так грохнуло над головой, что запищала сигнализация машин, поставленных на улице.

На вокзал мы пришли минут за 10 до прибытия электрички. На перроне уже собралось немало народу, в том числе и те школьники, которые ходили на Георгиевский камень. Я предположил, что перед отъездом солнце нам улыбнется - и точно, из-за края тучи вышло яркое солнце, дождь прекратился, и появилась радуга. А следом появилась и электричка.

Мест в вагонах было достаточно, так что обратный путь мы проделали комфортно. А так как всю дорогу увлеченно разговаривали на разные интересные темы, то время пролетело намного быстрее, чем по пути в Коуровку. За окнами курился клоками тумана лес - он нагрелся за день, и после дождя активно испарял влагу. Одежка наша за полтора часа подсохла, а в Екатеринбурге вообще дождя не было.

Чудный выдался денек - и ножки немного размяли, и нашли реально хорошее место для отдыха, живописное, удобное, тихое. Погода показала нам все разнообразие - от жары до ливня. Встретились с рекой Шишим. Насмотрелись на забавных и доверчивых птенцов синичек. А так как было среди нас двое фотографов, сделали немало прекрасных снимков пейзажей.

Полезная информация о реке Шишим

Верховья реки находятся достаточно на большом удалении от цивилизации, труднодоступны, и река там имеет глухой вид. Те места мало посещаются людьми.

Для начала сплава подойдет только одно более-менее доступное место - это мост через реку по дороге на деревню Пальники, если ехать от Билимбая через Починок. Дорога проходима для любого авто. Туда же можно доехать и на общественном транспорте, автобус идет не то через Билимбай, не то через Мурзинку, точной информации у меня нет, а год от года что-то может измениться.

В верхнем течении не мало завалов, в Шишим впадает много речек и по весне вода поднимается, подмывая берега, летом река сильно мелеет. В нижнем течении появляются скалы, все они безымянные, только одна, которая уже при впадении Шишима в Чусовую имеет название Шишимский камень.

Примерно через 8 км. по тропе вдоль берега, на реке есть интересный объект: когда-то давно, еще в послевоенные годы там был восстановительный санаторий для военных летчиков, потом его превратили в пионерский лагерь, а в наши дни там расположилось поселение религиозной общины, а от строений санатория и лагеря осталась только лестница к воде, да половина скульптуры летчицы.

Я заходил туда, разговаривал с постоянно живущим там членом общины, когда ездил на велосипеде в Новую Треку. Его рассказ, а также снимки территории поселения есть на странице «Новая Трека - дорога в никуда». Но хочу предупредить, что поселение охраняют несколько крупных собак без привязи, которые не любят посторонних, так что если Вы все-таки туда пойдете - принимайте меры безопасности.