Полевской - Лавровка - Ревда

Велосипед - замечательная вещь для путешествий. Он дает возможность пройти маршрут, который пешком преодолевать намного дольше и труднее, да и физически это намного легче, ведь рюкзак едет не на плечах, а на велобагажнике. И поэтому на моем сайте есть довольно много рассказов именно о путешествиях на велосипеде.

На этой странице я предлагаю Вашему вниманию рассказ об одном из таких путешествий по маршруту: Косой Брод - Полевской - Зюзельский - гора Азов - Лавровка - Краснояр - Мариинск - Ревда. Несмотря на то, что в километрах это немного, всего около ста, маршрут интересен тем, что по пути много любопытных объектов. В некоторых пунктах я уже бывал, например, в Лавровке, о поездке можно прочитать в рассказе «До Лавровки, или зайцы атакуют».

Также я ходил пешком от Полевского до горы Азов, об этом тоже есть рассказ. Места эти связаны с жизнью и творчеством писателя Павла Бажова, в сказах которого воспеты и Полевской, и Мраморский, и гора Азов, и где-то в этих краях он разместил свой "Синюшкин колодец"...

Ну а о маршруте: до станции Косой Брод легко доехать на электричке, и также на ней вернуться от Ревды в Екатеринбург. Процентов 80 всего маршрута - хорошие дороги с асфальтовым или твердым грунтовым покрытием. Единственный сложный участок - последние семь километров от Зюзельского перед Лавровкой, там сплошные колеи в глине, грязь и лужи. Так что лучше для поездки выбирать сухую погоду.

Велопутешествие по маршруту

День 1

В июле у меня образовалось свободное время, и я поняла, что надо мне отдохнуть в лесу, подальше от людей. Так что Александр подобрал маршрут на три дня на велосипедах от Косого Брода до Ревды. Накануне я настряпала пирожков с капустой, пожарила курицу, собрала почти все вещи. Поезд на Верхний Уфалей у нас был в 10 утра, так что можно поспать.

Утром возились чуть дольше, чем хотели, но времени нам вполне хватило. До вокзала доехали, и досмотр прошли, и еще 20 минут оставалось! Кстати, на улице было очень даже прохладно... Мы купили билеты (270 рублей за двоих вместе с велосипедами). Выбрали второй вагон, а проводница нас отправила в конец, и велела велосипеды поставить в нерабочий тамбур первого вагона - больше некуда. Рюкзаки снимать не стали, аккуратно провезли велосипеды по вагону загруженными и поставили.

Вагон был новый, все свежее, красивое, чистое. Дверь в тамбуре открывалась автоматически, кнопкой. Колеса наших велосипедов торчали, слегка затрудняя путь контролерам и пассажирам при переходе в другой вагон, и некоторые выражали недовольство. Но мы их игнорировали. Когда поезд отправился, людей в нем было мало. А вот потом на остановках с Ботаники и дальше зашло много садоводов, все места заполнились.

Ехать нам было недолго, всего 1 час 25 минут. Мы смотрели в окна, разглядывали пассажиров. А Саша еще выяснил у проводницы подробности нашего выхода - она сказала, что, пока мы не выгрузимся, она не даст машинисту отмашку на отправление, так что мы были спокойны. На одной из станций вошел парень тоже с велосипедом, и он тоже поставил его в тамбур, перпендикулярно нашим. Но не закрепил, так что при движении его сильно колбасило, тем более одно колесо было снято... В конце концов он вообще упал. Хорошо, что парень выходил как раз перед нами, так что помехи нам не создал.

Недалеко от станции Мраморской высились отвалы мраморных глыб. Леса за окном были заросшие темной зеленью, иван-чай уже отцвел, и стебли его потемнели... Кроме нас на Косом Броде вышли всего три человека. А мы спустились по длинной, из нескольких маршей, деревянной лестнице - очень неудобно по ней вести груженый велосипед! Прошли по тропинке, перешли мост через местную речку Поварня, набрали воды на роднике Покровском. Там мужичок расхвалил нам водичку - и чистая она, и вкусная, и с серебром!

На дороге сели мы на велосипеды, и двинулись по улице Ленина, по дороге на Полевской. Дома все были приличные, с палисадниками, аккуратные. Один мне особенно понравился - он весь был обшит желтыми деревянными чешуйками, очень симпатично! А на горе Школьная видели белый обелиск, посвященный основанию Косого Брода, но подниматься туда с тяжелыми рюкзаками не стали, Саша там уже бывал.

Дорога свернула левее, и мы увидели сначала справа задний двор дома, где гуляли куры и красивый гордый петух. Дальше был мост через реку Чусовая, и слева стоял удивительно красивый храм Покрова Пресвятой Богородицы - с башенками, весь резной и расписной, он напоминал нарядный пряник, и цветов был бело-голубых, радостных. Мы его сфотографировали с разных ракурсов.

На дороге встречались и подъемы, но не крутые и не затяжные. Иногда нас обгоняли КАМАЗы, груженные гигантскими кусками мрамора - всего 2-3 куска на весь кузов! Плохо было только, что асфальт резко обрывался к обочине, и перепад высоты был сантиметров 10. А у меня и голова кружилась, и велорюкзак устойчивости не прибавлял... Надо было внимательно. Впереди я увидела автобусную остановку, и предложила там остановиться, присесть и отдохнуть. Мне надо было выпить горячего чая.

Посидели, съели по оладушку с чаем. Попытались там говорить на диктофон, но машины ехали прямо потоком, и шум моторов мешал. Так что мы поехали дальше. Оказалось, что между Косым Бродом и Полевским практически не было границы - дома не кончались, и мы, переехав речку Северушку, незаметно въехали в Полевской. Где-то там перед речкой справа, метров 200 от дороги, находился родник, но мы туда не поехали. Наш путь лежал, в основном, по промышленной окраине - мимо промзон, складов, шиномонтажек и т.д. Слева еще было кладбище, а справа автовокзал.

Потом мы свернули налево, по дороге, что вела дальше от пруда, по улице Трубников, проехали с полкилометра, и Саша дал знак остановиться - он засомневался, тем ли путем мы едем. Долго смотрел в навигатор, и потом предложил вернуться, и поехать по дороге вдоль пруда, там живописнее. Мне было все равно, голова не давала особо любоваться красотами.

Дальше ехали по улице Вершинина, и вскоре начались жилые дома. Симпатичные, старой постройки, но хорошо отремонтированные, желтенькие, двухэтажные. Видели небольшой скверик, и рядом стоял памятник БМП возле бывшего кинотеатра, а теперь Центра досуга "Азов". Александр его сфотографировал. Остановились у магазина "Пятерочка", Саша сходил в него, но нужного ему питья не нашел. Так что поехали дальше. Проехали мимо рынка, нескольких магазинов...

Впереди был большой Северский (Нижний) пруд, над ним на развилке стоит памятный знак с надписью "Северская домна", красивые ворота, и на них большая стройная цапля - символ чистоты стали этой домны. Там мы сделали остановку для фотографий. А слева начиналась территория самой домны, и за прозрачным забором стояли разные интересные объекты - старая круглая часовня из красного кирпича с зеленой куполообразной крышей (она была построена к 900-летию Крещения Руси, и называлась часовней Спаса Преображения), новая ажурная и расписная часовня, да и сами здания цехов были ярко раскрашены, а не как обычно на металлургических заводах - черно-ржавые... Улица здесь называлась интересно - "Магистраль".

Дальше проезжали мы несколько указателей на разные заводы - "Полевской молочный", где делают продукты марки "Полянка", потом "Завод горячей оцинковки", "Завод строительства мобильных зданий", "Полевской криолитовый завод", "Пилорама"... Целая куча промышленных предприятий!

Скоро доехали до поворота на Зюзельский, направо. Кругом начались кусты, зеленые полянки, какие-то развалины... Увидели старую остановку, хотели там посидеть, но скамеек не оказалось. Отсюда надо было поворачивать налево, через плотину прудика, и вот там мы заметили несколько железобетонных блоков, на которые можно было сесть. И даже лечь, если надо. Свернули туда. Там еще стоял домик шлюза. А над блоками возвышалась арка из бетона и старых труб разного диаметра, явно нерабочих уже, обрезанных.

Я расстелила куртку, мы достали продукты для обеда, ведь было уже без десяти два. К тому времени начало все чаще выходить солнышко, и хорошо пригревать. Проехали уже 18 километров. Пообедали пирожками с курицей, закусили шоколадом, запили чаем. Там мы еще немного посидели и отправились дальше, к Зюзельскому. Кстати, пруд назывался Железянский. По нему плавала маленькая утка, из воды торчали столбики, и несколько берез, противоположный берег зарос осокой. А у шлюза ветром нанесло ряски, вся поверхность зеленая. Слева из пруда вытекала маленькая речка.

Мы переехали пруд по дамбе, и попали на асфальтированную дорогу на Зюзельский. Здесь и местные автобусы ходили. А рядом тянулось болото, из него торчали обломки деревьев, а за ним уже виднелось шламохранилище. И там еще дальше есть завод... Ехали мы довольно долго, а впереди нас ехал какой-то подросток, потом оказалось, что девочка. Стиль езды был очень странным - как у пьяного. Она то принималась бешено крутить педали, то вихляла по сторонам, то останавливалась, обессиленная... Один раз даже педаль потеряла. Было смешно. Видимо, там было немного в горку, а она без привычки.

И вот мы доехали до развилки, направо - Зюзельский, налево - на гору Азов. Там мы видели очень забавную табличку, жаль, не додумались сфотографировать. На ней была надпись "Дальнобойщик! Дальше дороги и связи нет. Поворачивай обратно". Сколько путешествуем, никогда подобного не видали, причем она вполне себе по правилам сделана...

Ну вот, въехали мы в Зюзельский. Свернули с асфальта - эта дорога огибала весь поселок, а мы свернули на грунтовку, улицу Горняков. Она шла круто в гору, и была посыпана мелким шлаком, который ехал под колесами. Так что большую часть пути мы шли пешком. И сюда же свернула та странная девочка. От дома, куда она направлялась, вышла девушка, встречать, и велосипедистка просто бросила своего "железного коня" на землю, и пошла обниматься. Как с войны вернулась, блин!

Спросили у одной женщины, где здесь церковь, и она ответила, что нам до колонки вниз, свернуть направо, и снова подняться вверх - там и увидим. И вот мы снова шагали вниз-вверх по горкам, в колонке набрали воды. Видели маленькие красные яблочки, почти созревшие. Было это на улице Максима Горького. Вообще в Зюзельском было очень симпатично. У каждого дома - палисадник с разными цветами. Там росли "Золотые шары", которые в городе почти уже не сажают. Ростом они почти с человека, и на верхушках стеблей кудрявые ярко-желтые цветы с большое яблоко величиной.

Еще было много георгинов разных, самых ярких цветов, и очень крупных, чуть ли не с голову. Красные, оранжевые, розовые, желтые... Дома все ухоженные, хотя коттеджей нет. И сам поселок очень большой - с горки это было хорошо видно. Он продолжался еще в следующую долину между горок, на запад. Дорогу нам перебежало стадо из 10-12 белых козочек.

С горки мы увидели высокий деревянный храм, выкрашенный в бодрый ярко-синий цвет, он был увенчан золотым куполом. Назывался он Храм Казанской иконы Божией Матери. Похоже было на сказочный теремок. Александр стал делать фотографии, но везде мешали провода, портили картинку. Потом замучаешься убирать их в фотошопе. А внизу еще шла желтая газовая труба - она тоже не прибавляла красоты.

На спуске к церкви я чуть было не грохнулась вместе с велосипедом, когда под колесами поехал шлак. Так что я предпочла дальше спускаться пешком. Мы подъехали к храму слева, там проехали по земляной тропинке, по двору, и вышли на центральную улицу Первомайская - там рядом были детская площадка, остановка автобуса, памятник горнякам, и что-то вроде "сада камней" из больших глыб мрамора. Оттуда еще открывался хороший вид на другую часть поселка, на провал на месте старой шахты - видимо, затопленный и заросший травой, размером с футбольное поле.

Посмотрев все что хотели в Зюзельском, мы поехали по поселку обратно к дороге на гору Азов, по улице, которая шла параллельно улице Горького. Там возле одного дома паслась красивая молодая кобылка, вся гладкая, с задорной гривкой. И дома тоже были добротные, покрашенные в радостные цвета. Еще там был стадион, вернее, поле для игры в футбол. Мы проехали мимо прудика Дальняя Яма справа, выехали из поселка, миновали еще один пруд, побольше, Верхне-Железянский, и поехали по асфальтовой дороге.

Где-то тут уже должен был быть родник, как и все в этих местах именуемый "Синюшкин колодец". Еще когда Саша в первый раз побывал в Зюзельском, он спрашивал у местных о колодце, но ему сказали, что настоящий, Бажовский колодец, находится далеко в лесу, почти на болоте, и точного места уже никто не помнит, а этот сделали специально для туристов, поближе к дороге.

Перед нами в лес свернула машина, и по свежей грунтовке мы приехали к поляне с родником, метров 150 вниз. Там стояла еще пара машин, за большим столом сидела семья на пикнике, вторая семья как раз набирала воду у родника. Слева была какая-то довольно причудливая композиция - Девка-Азовка, белка, птица... Еще стояла вытесанная из дерева в человеческий рост Бабка Синюшка в облике девицы, и в руках - решето с самоцветами. Через плечо у нее спускалась деревянная коса, а в груди зияла дырка от выпавшего сучка, будто в нее стреляли.

Мы сфотографировались рядом с этой скульптурой, и я села посидеть, отдохнуть на скамеечке. Александр отправился фотографировать родник - он был оформлен картиной с изображением девушки-Синюшки, цитатой из сказа Павла Бажова. Там был деревянный помост, металлическая решетка, по которой можно подойти к трубе, откуда течет вода. Родник впадал в ручей. Я попробовала воду - холодная, чистая, вкусная. Мы еще посидели немного на скамейке, среди сосен, которые может и видали самого Бажова, и поехали дальше.

Следующим пунктом программы было озеро Церковное. Но его мы сначала проехали, потому что поворота было практически не видно с дороги. Кстати, на карте навигатора этого озера вообще не было, Александр просто вбил координаты с Викимапии. Спросили у местной женщины, и она указала на дерево с привязанными к веткам красными тряпочками - до него надо было опять возвращаться метров 400. И вот там как раз и будет поворот налево.

Вернулись мы обратно, свернули на дорожку, она была сначала наезженная, но потом начались то грязные колеи, то лужи. Я думала - блин, точно там ловить нечего на этом озере. Спросила, сколько идти, и тут Саша выдает - километра два! Я чуть не упала...

Но вот метров через 500 оказалось, что мы уже пришли. И озеро точно было лужей, метров 20 на 40, как хоккейный корт. Вода мутная, на поверхности плавает всякая дрянь - паутина, пыльца, пыль, хвоя... И кто-то еще воткнул в дно палку, а на ней укреплена пластиковая картинка с Синюшкой. О-о-о! Капец... Хорошо, что на берегу была ровная полянка, где можно было посидеть. Саша говорит - вот, тут можно палатку ставить... А на фига ее ставить, если здесь ни красоты нет, ни подхода к воде, берега крутые.

Александр обошел озерко по кругу, я отдохнула, достала груши на полдник. Мы перекусили, обсуждая, отчего озеро называется Церковное. И потом двинулись обратно на дорогу. Александр поинтересовался, в состоянии ли я подняться с велосипедом на гору Азов, где мы планировали ночевать. Я чувствовала себя очень уставшей, но подниматься было всего километр, уж как-нибудь одолею.

До поворота на Азов доехали быстро, да и сама дорога оказалась не такой уж тяжелой и крутой, и всего полтора километра. Большая часть пути было довольно пологой, корни и камни мешали не сильно. Но поднимались, конечно, исключительно пешком. К этому времени погода окончательно наладилась, небо было синим, чистым, температура - теплой. Идти было даже жарковато. Мы дошли до стенда с рисунками ребят из Полевского на темы сказов Бажова и горы Азов. От усталости у меня уже велосипед из рук выпадывал...

Но Александр сказал, что лучше мы пойдем вместе к скалам. Мы подошли туда, я осталась у подножия, а он пошел по тропе на вершину, чтобы посмотреть, какие виды оттуда открываются. Здесь, на поляне под скалами, было удивительно хорошо - зелено, спокойно, воздух чистый и звенит от птичьего писка. Там по ветвям порхали десятки птичек - синички, зяблики, лесные коньки. А еще в нескольких местах стучали дятлы.

Саша вернулся минут через 15, сказал, что наверху красота, и мне надо тоже туда сходить, подниматься несложно. Я решила послушаться, и отправилась по тропе. Саша еще и навигатор мне дал, чтобы я тропы не перепутала. Ноги у меня шевелились уже с трудом, но кругом и правда была красота. На скалах росли сиреневые колокольчики и интересные мелкие цветы кисточками, типа черемухи, но бордового цвета. А с вершины открылась панорама Полевского, Северского, части Зюзельского, а правее - темно-зеленая масса леса. Поблескивали озера, дул легкий ветерок.

Я была рада, что поднялась сюда. Только недоумевала, на какой предмет люди вяжут на ветки деревьев всякую ерунду - ленточки, тряпочки, и даже носки! Что за потребность оставить после себя какой-то след. То надписи типа "Здесь был ...", то тряпку какую. Обязательно испоганить красивое место надо...

Спустилась вниз, мы взяли велосипеды, и направились к поляне. Я там посидела на камне, пока Саша ходил искать родник, который здесь где-то недалеко значился по карте. Мимо меня проходили две пары, и они задали мне странный вопрос - "А там есть еще что-нибудь интересное?" Блин, так там и есть самое интересное - скалы. Я им так и сказала. Люди удивились. Зачем тогда они шли на гору? Кстати, название горы Азов произошло от татарского слова "азау", что значит зуб. Видимо кому-то эти горы напомнили зубы. Сходство есть, спорить не будем, хоть и неочевидное. А может тут кто зуб потерял...

Скоро вернулся Александр с вестью, что от родника осталась только лужица жидкой грязи. Видимо, родник есть только весной, а летом пересыхает. Так что воды наверху нет, жаль. Мы поняли, что делать на большой поляне нечего, ночевать здесь смысла нет. Взяли велосипеды, и от стенда повернули влево, по тропе на Малый Азов.

Скоро, метров через 500, начались скалы, тоже вполне основательные, но скромнее и более рассредоточены группами. Мне это напомнило гору Юрьев Камень. Все гряды были окружены деревьями, но их вершины возвышались над лесом, так что виды должны были быть неплохими. Надо будет подняться туда завтра, а может, даже сегодня. Велосипеды мы прислонили к деревьям, а сами пошли - Александр вниз, а я за верхнюю скалу справа, в поисках полянки для ночевки.

Обошла я скалу сзади, и вышла на пятачок между гряд, там лежало бревно, и оттуда взлетели семь штук тетеревов, все крупные, серо-стальные с белыми кончиками крыльев. Они стрекотали в полете, почти как вертолеты. Но на полянке этой палатку поставить было невозможно - все кривое, косое и в булыжниках. Саша тоже ничего подходящего не нашел. Был один пятачок с костровищем, но очень неудобный. Тогда мы кинули взгляд еще ниже по склону, и Александр разглядел какие-то бревна. Он спросил, не схожу ли я на разведку, вдруг там что-то найдется. Я согласилась, хотя и очень устала. А идти довольно далеко, метров сто, и по крутой узкой тропинке. Но уж очень хотелось скорее найти стоянку.

И вот я подошла туда, а там не просто бревна, а каменное костровище, столик из досок, три скамейки из бревен. И кругом ровная поляна, хоть где палатку ставь! Радостная, вернулась за Сашей. Мы спустили велосипеды (я с некоторым трудом). Было около семи часов. Достали ужин, сели за стол, и поели, как белые люди. Жареный карбонат, помидоры, белый хлеб, чаем запили... Жизнь наладилась.

А еще от этой поляны вниз по склону уходила дорожка, так что утром можно будет не возвращаться на большой Азов, а сразу отсюда спуститься к асфальту. Саша сполоснул ноги из бутылки и переобулся в сланцы. Теперь можно было и палаткой заняться. Мы выбрали ровное место, поставили наш домик, а потом я отправилась за дровами. Кругом стояли высокие, красивые березы, но встречались и сосны, и даже одна пихта. Вот под ними я и смотрела, нет ли упавших толстых сухих веток. Нашла, собрала, и принесла к костру.

Во второй заход я прошла метров 150 вниз по дороге, и выяснила, что она лучше, чем та, по которой мы поднимались на Большой Азов, ровнее, без булыжников, и более пологая. И было до дороги всего 600 метров, судя по карте. Там росла еще одна сосна, крупная такая, под ней тоже нашлись дрова. Александр уже наломал принесенные дровишки, но костер было разводить еще рано. Так что я полезла обустраивать все в палатке.

Постелила коврики-спальники, а Саша сходил на скалы на разведку - что с них видно. Заметил там под скалой, с другой стороны, тайную стоянку с лежанкой. Потом мы стали ждать, когда стемнеет. У нас была идея подняться на вершину, чтобы увидеть ночные огни Полевского. Наболтали пока события на диктофон, я съела кусок лепешки с сыром... Сложили продукты в пакеты и подвесили на деревья, убрали рюкзаки в тамбур.

Дальше мы развели костер, вокруг стало очень красиво. Вскипятили котелок, допили чай из термоса, и заварили новый. Вот уже стемнело, и мне померещился движущийся огонек со стороны тропы к дороге. Но это просто просвечивал сквозь деревья фонарь с дороги. Иногда вдали слышался лай собак и звук мотора машин, видимо из Зюзельского. Воздух все еще был теплый, как днем. Кстати, за первый день пути мы проехали 36 км.

И вот мы решили, что пора идти на скалу. Подкинули в костер дров побольше, чтобы он нам потом ориентироваться помогал, я переобулась в кроссовки, а Саша так и пошел в сланцах. Тропинка привела нас к скале, и я поняла, что подниматься надо по курумнику, и он весь шевелится. Хорошо, что пока еще было немного света, и камни, покрытые светлым лишайником, его отражали, и мы видели куда ступаем. Подниматься было нетрудно, не слишком круто. Скоро мы уже достигли вершины, там была ровная площадка. И оттуда уже открылись огни Полевского.

Ну, что сказать - это не Москва, не Екатеринбург, и даже не Тагил. Огоньков было немного, были они жидковаты... Просто фонари на улицах да на складах. Никакого движения фар машин на дорогах тоже не было видно. И доступна нам была только правая часть Полевского, остальное закрывал лес. А вот небо и звезды на нем были видны замечательно! Крупный огонек какой-то планеты дрожал прямо над городом. А с противоположной стороны от заката еще висело над горизонтом бледное зарево.

Постояли мы там, посмотрели, и надумали идти обратно. Тропу нашли далеко не сразу. Но через какое-то время определили, где будем спускаться. Было это забавно - вприсядку, чтобы быть к камням ближе, видеть их лучше, и чтобы падать невысоко. В результате спустились без происшествий и травм, ничего под ногами не поехало, никто не споткнулся... Но адреналина некоторое количество выделилось, некоторые камни шевелились под ногами. Палатки совсем не было видно, только оранжевый огонек костра указывал нам путь на поляну.

Мы умылись из бутылки, экономно, и я забралась в палатку. Сон меня моментально срубил. Александр еще что-то делал у костра, а когда залез в палатку с каким-то вопросом, я уже спала. Оказывается, он еще долго сидел, любовался пламенем и его игрой на стволах деревьев, да размышлял, о жизни, о мире, о космосе...

Ночью спалось прекрасно - стояла полная тишина, воздух был теплый, разве что периодически приходилось переворачиваться, чтоб бедра не отлежать.

Продолжение рассказа

Интересная информация о названиях поселков на маршруте

Косой Брод - еще до появления поселка, в этих местах был брод через реку Чусовая. Брод был наискосок, так и пошло.

Полевской - название произошло от речки Полевая, в которой мы умывались на второй день. Саму речку назвали, как мне кажется, из-за полей, покосов...

Зюзельский - одно из преданий такое: раньше в этих местах были болота, а по местному, болото - жижа, или жижелка. Затем, скорее всего башкиры, это название переделали на свой лад, и "ж" заменили на "з". Получилось зюзя - зизя - зизелка, ну а дальше понятно. Вторая версия - это название реки Зюзелька, которая в этих местах протекает. Она совсем маленькая, и даже не на всех картах отмечена. Ну а кто реку так назвал, уж и неизвестно.

Лавровка - сначала это поселение называлось Полевское, в 1965 году его переименовали в Лавровку. Затем недалеко от Лавровки возникли домики не то лесозаготовителей, не то животноводов, и этот хуторок стали называть Малая Лавровка, ну а Лавровку соответственно Большой. Малая Лавровка в конце восьмидесятых сгинула, ну а Большая так и осталась. Кстати, старожилы мне рассказывали, что в Лавровке бывал Ельцин, и он там уху ел.

Краснояр - ну тут все просто, красный - значит красивый.

Мариинск - тут без Демидовых не обошлось. На реке Ревда был основан завод, принадлежащий некой Марии Демидовой, не то жене, не то дочери какого-то из Демидовых. Кстати, остатки заводской плотины из лиственницы тех времен еще можно посмотреть в Мариинске.

Карта нашего велопутешествия от Полевского до Ревды через Лавровку

Что интересного мы видели в этом путешествии