Коркодин

Наступили теплые весенние деньки, и у меня появилось несколько дней долгожданных выходных, и задался я вопросом - как их провести, куда поехать. Так как время у меня было ограниченно, в далекое путешествие на этот раз не получится, надо было подыскивать что-то недалеко от города. Нижнетагильское направление мной уже достаточно изучено, да и у народа оно более популярно, а вот Уфалейская ветка гораздо менее посещаема туристами. Тем более что когда я ездил в велопутешествие до Лавровки и Кенчурки, те места мне понравились. С одной стороны - недалеко ехать, с другой - природа там достаточно дикая, народу в лесах нет, а звери присутствуют.

И вот, посмотрев карту, выбрал я для своей прогулки поселок со странным названием, похожим на крокодил - Коркодин. В его округе обнаружил несколько интересных объектов, с одной стороны - карьер, с красивыми видами и бирюзовой водой, а с другой стороны - также несколько карьеров, но гораздо меньше, и самое главное - заброшенная недостроенная плотина, прямо посередине леса, на реке Уфалейка. Речку мне хотелось особенно, может не искупаться, так хоть побулькаться.

Поселок Коркодин - в прошлом станционный поселок, названный так, скорее всего по имени реки Коркодин, а почему реку так назвали - мне неизвестно. Говорят, что в годы репрессий сюда ссылали неблагонадежных, видимо в то время и образовался поселок. Тогда в Коркодине появилось подсобное животноводческое хозяйство и небольшой цех по заготовке древесины. После перестройки, как известно все умерло, и люди разъехались.

Сейчас в Коркодине едва наберется сотня постоянных жителей. Недалеко от поселка есть гора Напорова, высотой около 450 метров. Еще из этого поселка начинается путь до скал Красный Камень. Там мы попали в настоящее царство клещей, а потом еще и с пожаром пришлось бороться, на сайте рассказ есть. Вот и все, что мне известно о поселке Коркодин.

Заброшенная плотина недалеко от поселка Коркодин

До станции со странным названием Коркодин я ехал в пригородном поезде в направлении Верхнего Уфалея. В вагоне кроме меня было всего 2 человека - будний день, да и направление популярностью не отличается. По дороге смотрел в окно. На первых километрах от города картина была совершенно удручающая - горы мусора вокруг создавали ощущение, что живем мы на свалке среди абсолютно невоспитанных свиней. Чем дальше от Екатеринбурга - тем чище. Настроение потихоньку улучшалось, погода и свежая весенняя зелень радовала. У станции Косой брод вспомнил свою поездку до Лавровки и Кенчурки. Около станции Полдневая видел большие штабеля леса - видимо, активно идет вырубка. Через два с половиной часа я уже подъехал к станции назначения.

Поселок Коркодин был совсем маленький и тихий, людей не видно. Только из поезда вышли двое, один из них я. В 12.15 пошел по дороге в сторону заброшенной плотины. Метров через двести уже начался лес, на границе его паслись несколько десятков коров и овец, их стерег пастух. Дальше пошли небольшие зеленые поля, и стало мне совсем весело - дорога хорошая, рюкзак легкий. Вдоль дороги лежали во множестве камни, напоминая японский сад.

В одном месте недалеко от поселка на засохшей придорожной грязи я увидел следы лося. Судя по всему, это был не просто лось - лосяра, след поражал размерами. И еще много попадалось следов косуль. Удивительно, все следы буквально в километре от Коркодина. Скоро я дошел до небольшой речки - Уфалейка. Вместо моста для перехода служила груда белого мрамора, насыпанная поперек. Вид журчащего потока радовал глаз.

Еще через пять-десять минут показалась вторая речка с мостиком через нее - это была опять Уфалейка. Километра через три дошел до примыкания дороги направо, вспомнил, что, судя по карте, направо - это до карьеров, а прямо - до недостроенной плотины. Я решил сначала прогуляться до карьеров. Через десять минут пути я достиг небольших озерцов, тех самых карьеров. Я снял рюкзак и решил походить вокруг, поснимать, что найду интересного.

Я насчитал направо два карьера, и налево тоже два. Земля просто пестрела следами и пометом всяких копытных - видно, это популярное место водопоя и отдыха лосей и косуль. И не только отдыха - на возвышении красовался импортный цветной унитаз, заботливо прикрытый крышечкой. Культурные какие животные, подумалось мне. Разведал все около карьеров, и повернул обратно, чтобы дойти до плотины.

Пройдя по дороге, я вышел в большую низину, заросшую мелкими деревцами. Видно, именно здесь собирались делать запруду, вырубили все, а когда забросили - выросли деревца. Вдалеке среди зелени уже были видны серые железобетонные стены плотины, перед ней была насыпь, по ней я и побрел - она была высокой, и окрестности хорошо просматривались. Насыпь обрывалась крутым склоном, спуститься с которого не удалось, поэтому я вернулся на дорогу. А она привела меня прямо к плотине. Сооружение передо мной стояло внушительное - стены высотой с трех-четырех этажный дом. Вокруг все было залито водой.

На бережке я нашел неплохое место, снял рюкзак и сполоснул руки - вода была не застоявшаяся, чистая. Я взял фотоаппарат и взобрался на плотину. Сверху было видно, что в ней планировалось два канала, и еще сбоку третий, запасной. Из стен местами торчала арматура, встречались отверстия с трубами - дренажные что ли. Одна сторона водоема под плотиной была покрыта несколькими наклонными бетонными плитами. Я снял все это с разных ракурсов, и полез на самую высокую стену, метров 10 высотой.

С ее торца торчала сантиметров на двадцать арматура наподобие лесенки, вот по ней я и забрался. И что-то наверху стало мне страшновато - конструкция старая, вдруг прут отвалится? А падать на бетон… Ну, думаю, давно это я не лазил на высоту, раз стал опасаться. А ведь когда-то спокойно забирался на недостроенную Екатеринбургскую телебашню у цирка, а там и высота в десятки раз больше, и конструкция на соплях держалась.

Ну, залез наверх. Стена шириной полметра, я по ней прошелся туда-сюда, поснимал, посидел немного. Мешал сильный ветер. С противоположной стороны от моей стоянки доносились удары по камням. Я спустился и пошел на звук. На склоне среди деревьев трое парней откапывали и отбивали плитняк. Рядом виднелась лежанка со старым матрасом. Я поздоровался, ребята мне рассказали, что добывают здесь плитняк, а затем продают дачникам для фасадов домов. Добыча естественно нелегальная.

Вернулся я к рюкзаку, и сел обедать. После этого я перенес рюкзак через плотину (тогда я еще не знал, что рядом проходит дорога на тот берег), и продолжил разведку местности. Дорога с той стороны вела в Верхний Уфалей, она была грунтовая, но твердая, укатанная. Но я отправился в противоположном от Уфалея направлении, по направлению выходило, что ведет дорога снова к карьерам. Вдоль дороги стояли два одноэтажных панельных дома. Разрушенных, естественно. А на месте третьего торчали только сваи.

Чуть дальше обнаружился котлован, с одной стороны которого была бетонная стена с двумя-тремя полуметровыми отверстиями. Вероятно, здесь должна была скапливаться вода и через это отверстия стекать вниз. Также на склоне нашелся навес, сооруженный другими добытчиками плитняка. Дорога дальше сильнее заросла травой, видно, что дальше плотины никто не ездит. С запада стали надвигаться тучи, и в стороне Екатеринбурга небо было темное, угадывался дождь. Поэтому я заторопился найти хорошее местечко у реки для палатки.

Но нормального спуска к воде нигде не было - берега обрывистые, да еще с рыхлой землей. Вокруг были покосы с торчащими на них березовыми основами для стогов. Случайно заметил на ноге маленького клеща, возиться с ним времени не было, я просто стряхнул его с ноги (я был в шортах), и пошел дальше. Кстати, шорты я надел чтобы было заметно клещей на светлой коже - они редко когда сразу кусают, обычно ползут, ищут место понежнее.

К карьерам я подошел с обратной стороны от дороги. В это время уже отчетливо слышались приближающиеся раскаты грома. Я как раз вышел на удобное для стоянки место у дальнего карьера - высокий мысок с ровной площадкой без травы. Там я и поставил палатку, окошком на обрывистый берег и водоем. Надеялся увидеть из палатки какого-нибудь зверя, если повезет - вокруг было много следов копыт. Как только палатка была установлена, с порывами ветра долетели первые капли дождя. Я убрал вещи под тент, забрался в палатку, сполоснув руки-ноги, и тут пошел дождь. Было около пяти часов вечера. Я расстелил спальник и прилег отдыхать, тем более что утром я встал раненько.

Провалялся до ужина. Поел, не выходя наружу. Слушал звуки дождя, кукушку невдалеке, всяких лесных птах - под этот аккомпанемент хорошо размышлялось о разном. Дождь то усиливался, то стихал. Вечерком выпил горячего чая из термоса. Стало смеркаться. Я улегся спать, надеясь, что утром дождика не будет. Ночь была теплая, так что сну ничто не мешало, кроме неожиданного позднего прибытия утки на водоем - шумное приводнение меня разбудило, и даже слегка напугало. Потом утка покрякала, и начала купаться и плескаться. Только она затихла, как прибыла вторая, и вся симфония повторилась снова.

После того, как утки накупались и накрякались, я снова заснул. Еще пару раз мой сон прерывали непонятные звуки, которые издавал неизвестно кто. Утром я проснулся в тишине - дождя уже не было. Вышел наружу, чтобы сделать снимки при утреннем свете. Все вокруг было сырое, солнце стояло низко, на палатку еще не попадало. Я взял фотоаппарат и пошел искать хорошие кадры. Первое, что я увидел, были свежие следы косуль метрах в пяти от палатки. Ночью, или рано утром они приходили сюда, но почуяли меня и ушли. Обойдя карьер вокруг и поснимав виды, я позавтракал. Как раз и тент палатки подсох, можно было ее собирать. Я планировал еще раз прогуляться до плотины. По лесной дороге напрямик идти было мокро, зато интересно.

У плотины на камнях у берега я постелил коврик и лег загорать - солнце уже ощутимо пригревало. Мимо пробежала маленькая ящерка. Скоро стало жарко, и я искупался, вода оказалась вполне комфортной температуры. Освеженный, я сел перекусить. По небу периодически пробегали тучки, но они не мешали загорать, так я и просидел у плотины до обеда. Настала пора собираться и идти обратно в Коркодин на поезд - он прибывал в 14.45 местного времени. Идти было примерно час - около четырех с половиной километров. Когда собирался - нашел на себе еще одного клеща - он задумчиво бродил по руке. Этого я сжег.

По дороге на станцию радовался хорошей погоде, и немного жалел, что дождь сократил мою развлекательную программу вчера. Заметил, что руки и лицо основательно подкоптились на солнце. В поселок пришел за десять минут до прибытия поезда, еще успел полюбоваться этими спокойными местами. Такая короткая прогулка открыла в этом году мой туристический сезон.

Как добраться до заброшенной плотины

Самый удобный способ - это на пригородном поезде (Уфалейском) до станции Коркодин. В пути 2 часа 15 минут. Но расписание этого направления неудобное, поэтому лучше ехать с ночевкой. Получится хорошая отдыхательная прогулка.

От Коркодина до плотины путь не сложный, все по дороге, и через 5 км. увидите это грандиозное сооружение. По карте все понятно. До карьеров - это плюс километр в одну сторону.

На горе Напорова каких-то особых красот Вы не увидите - вершина покрыта лесом. Но можно прогуляться через железную дорогу, до карьеров с голубой водой, вот там красиво. Это недалеко от "железнодорожного разъезда 98". Оттуда можно и обратно уехать, в Екатеринбург. Есть там недалеко еще и Черемшанка, и гора Большой Камень, если интересно, переходите по ссылкам...

Карта недостроенной плотины недалеко от Коркодина