Студия DV-PRO. Главная страница

Хвощевское болото и кладбище венгерских военнопленных

Есть в окрестностях Екатеринбурга место с названием, не слишком привлекательным: "Хвощевское болото". Я узнал о нем, естественно, из интернета, когда искал новые маршруты выходного дня. Мы уже почти все доступное вокруг города объездили, и хотелось найти еще незнакомые нам достопримечательности. И вот, изучая карту, я углядел, что Хвощевское болото на болото вовсе не похоже, скорее, на довольно большое озеро. К тому же туда ведут вполне приличные дороги, и доехать от Екатеринбурга на велосипеде можно за пару-тройку часов.

Стал смотреть подробнее о тех местах, и обнаружил, что недалеко от болота есть еще и кладбище венгерских военнопленных времен Великой Отечественной войны - это тоже было интересно, ведь я знал, что после войны еще долго пленные работали на строительстве. Например, в Чкаловском районе все еще стоят дома, построенные пленными немцами, да и в других районах их немало. Кроме того, по пути можно было заехать в несколько маленьких, почти заброшенных деревенек с весьма оригинальным названием "Смолокурка". Единственно, что не понравилось - ехать предстояло по дороге мимо огромной свалки...

Само Хвощевское болото протянулось в районе поселка Октябрьское в сторону Монетного на 2 км, а шириной оно около 400 метров. Название, вероятно, происходит от вытекающей из болота речки Хвощевка.

Хвощевское болото и три кладбища за день

Итак, летним выходным днем мы сели на велосипеды, и отправились знакомиться с Хвощевским болотом. На нашу удачу денек выдался совсем не жарким. Дул очень прохладный ветер, мы были в теплых кофтах. Ехать очень комфортно и приятно. Нам нужно было следовать через выезд на Верхнюю Пышму, через поселок Садовый по дороге на Октябрьский. Как только мы выехали на дорогу до Садового, нас стали обгонять и попадаться навстречу эти мусоровозы... Мы были удивлены, ведь довольно раннее утро воскресенья, а они ездят так часто. Закралась мысль, о том, сколько же мусора на той свалке, куда они ездят. Ну что ж, придется это принять, как данность.

Въехав в поселок Садовый, мы от души посочувствовали его жителям - ведь по их центральной улице постоянно проносятся мусоровозы... А так поселок вполне симпатичный, довольно ухоженный, хотя попадаются и заброшенные здания. Есть вездесущие магазины "Магнит" и "Пятерочка". На окраине - множество коллективных садов. Мы проехали мимо поворота на обширный комплекс теплиц УГМК, и направились по улице Козловской в сторону Октябрьского. Слева увидели большое зеленое поле, за которым уже поселок Залесье и Верхняя Пышма. А справа стоял интересный дом, вернее, даже усадебка, где все строения были в виде маленьких замков.

Еще пара километров, и мы проехали мимо крупного комплекса "1000 коз", козьей фермы УГМК, больше похожей на современную базу отдыха. Нам показалось, что все здесь еще только построено, и животные пока не живут в своих загонах, потому что никакого запаха не ощущалось. Мы слышали, что там Козицын закупил не каких попало коз, а французских, для производства козьего сыра. Большое количество тюков сена уже лежало ряжом с красочными зданиями комплекса. Все ворота были закрыты, на посту охраны мы тоже никого не заметили... Дорога, кстати, была на удивление хорошего качества, и шел этот ровный асфальт намного дальше, чем до этой козьей фермы.

Мы все гадали - кто и зачем поддерживает дорогу в таком прекрасном состоянии? Неужели ради мусорного полигона? Но нет, явно не за этим. Потому что новенький асфальт сменился старым, потрескавшимся, примерно в районе первых коллективных садов по левой стороне. А потом и вовсе пошла старая бетонка... Ехать здесь надо было под горку, и уже появились признаки близкой свалки - ветер доносил пока еще слабый "аромат", а в небе вдалеке кружился хоровод из темных точек - птицы. Снова мы посочувствовали людям, у которых рядом с их садами организовали мусорный полигон для мегаполиса. Как здесь отдыхать и выращивать овощи-фрукты, если постоянно доносится ужасный запах, и с дождем выпадает всякая гадость на грядки?

Вот мы поравнялись с поворотом на свалку, но саму ее отсюда видно не было, лес скрывал. А вот пахло уже сильно, мы невольно ускорили движение и задержали дыхание... Над нами в небе кружили с криками вороны, чайки, еще какие-то птицы, создавая немного зловещее настроение. Но вот мы миновали полигон, дорога пошла в горку, а ветер отнес от нас навязчивый запах. Теперь с двух сторон от дороги стоял сосновый лес, пели птицы, и мусоровозов больше не было. По обочинам цвели цветы, тишина. Машины стали совсем редкими.

На самую вершину горки мы поднимались уже пешком, слишком крутой наклон. И вот наверху слева мы увидели забор и одноэтажные здания, покрашенные в синий цвет, все за колючей проволокой, КПП, таблички, что это охраняемая территория... Из информации на картах мы знали, что здесь находится старый могильник радиоактивных отходов, тоже не самое приятное место. Задерживаться не стали, поехали поскорее дальше. Дорога вела все прямо, прямо...

Через несколько километров мы подъехали к повороту направо, дальше асфальт вел туда. А налево уходила грунтовка. Я посмотрел по навигатору - вроде бы здесь можно было добраться до заброшенной деревеньки Большая Смолокурка, и еще значились два маленьких искусственных водоема. Мы решили туда свернуть, поглядеть, что там есть. Сначала справа стояла старая пустая кирпичная будка, потом был свороток к маленькому озерцу. Но мы поехали еще дальше - здесь дорога была поднята на насыпь посреди заболоченного участка, и в конце виднелось открытое пространство и какие-то механизмы.

Метров через 500 мы подъехали к шлагбауму. Рядом стоял домик охранника, на территории - тоже пара каких-то строений, трактор, экскаватор, и никого кругом. Только собака вышла и внимательно на нас смотрела. Потом погавкала для порядка, и вышел сторож, маленький и худенький мужчина. И дальше мы почти целый час болтали с ним - узбек Шукрат оказался веселым и остроумным собеседником, да к тому же он скучал по общению с людьми, ведь жил здесь уже полтора года безвылазно совсем один, не считая собаки со щенками. Конечно, к нему иногда заезжали друзья, привозили воду и еду от работодателя, но все это редко. Хорошо, говорит, что здесь хоть интернет ловит, а то бы совсем одичал!

Он рассказал, что на этом участке земли когда-то давно была свалка, потом ее вывезли, и этот пустырь стоял так десятки лет, пока его не купил бизнесмен из Березовского. И теперь он хочет снова утроить здесь мусорный полигон, но этому упорно сопротивляются жители ближнего поселка Красногвардейский. И их можно понять! Так что к Шукрату периодически приезжает прокуратура, какие-то приставы, активисты, депутаты... Веселуха! Ну, ему главное, чтобы деньги платили, а платят вполне хорошо и регулярно, так что он не жалуется. А вот до Большой Смолокурки через этот полигон дороги, по его словам, не было, так что надо другим путем.

Нам было пора ехать, а собеседник все не хотел отпускать, и чаю предложил, и экскурсию по участку... Но мы вежливо отказались, надо же еще до болота и кладбища военнопленных добраться. Мы попрощались, пожелали друг другу удачи. Сели на велосипеды, и отправились обратно. Решили по пути заехать на те озерца, и там пообедать. Свернули. Выехали на высокий берег - это была насыпь вокруг рукотворных водоемов, их было два, почти прямоугольной формы, и дно выстлано каким-то материалом вроде очень толстой черной пластиковой пленки. А вода в озерцах прозрачная и чистая. Мы даже видели одного рыбака.

Знали, что некоторые местные здесь и купаются летом, но это наверное не совсем правильно. Ведь лет 30 назад это были отстойники для каких-то технических вод, так что кто знает, что за химические вещества в этой водичке. Но берега были красивые - кругом пышные кусты, травы, цветы. Даже земляника местами спелая, несмотря на раннее время! Мы сели на пригорочке, и пообедали, потом еще запили горячим чайком. Как раз в это время неожиданно выглянуло жаркое солнце, даже пришлось снять кофты. Вот теперь жить стало веселее, можно было ехать дальше, к Хвощевскому болоту.

Мы вернулись к главной дороге, и направились в сторону поселка Октябрьский. Здесь снова был приличный асфальт, так что ехали быстро, и вскоре увидели крайние дома Октябрьского. Слева и справа лежали два небольших пруда, были грунтовки в обе стороны. Я предложил съездить налево, к Большой Смолокурке, но, как выяснилось, ошибся, к ней вел другой поворот, раньше по дороге. Поэтому, не найдя через километр деревушки, мы решили вернуться, и сначала поехать к Хвощевскому болоту и кладбищу, это было важнее.

Теперь двинулись от Октябрьского по грунтовке направо. Дорога была интересная - сухие и твердые глиняные колеи, в такую погоду ехать по ним было достаточно удобно, и даже занятно - ныряешь, как по волнам. А вот в дождь не дай бог сюда на велосипеде сунуться - увязнешь сразу! Поначалу слева шел лес, а справа - неширокая полянка, вроде слегка заболоченная, а где-то через километр началось само Хвощевское болото. Мы увидели за деревьями открытое пространство, и по дорожке подъехали посмотреть, на что это похоже.

Здесь болото имело вид сильно заросшего пруда с топкими берегами. На другом берегу - лиственный зеленый лес, густые кусты. Довольно живописно. Вернулись на грунтовку. Чтобы найти кладбище военнопленных, нам надо было проехать все болото. Еще через несколько сотен метров местность изменилась. Слева теперь простиралась заболоченная травяная низменность, а справа - целое озеро! Оно было очень длинным, достаточно широким, с чистой, почти прозрачной водой, и берега были довольно крепкие, не болотные.

На озерной глади плавали разные виды уток, кое-где виднелись островки с кустами и трогательными юными березками, впереди у дальнего берега, заросшего камышом, торчали из воды белые обломанные стволы старых берез, и на них, и рядом с ними во множестве сидели белые чайки. Даже хмурое небо не могло скрыть красоту этого места, здесь дышалось как-то свободно и легко. Ехать по дороге вдоль этого озера было очень приятно! У берега нам попалось несколько мест для возможной стоянки - даже одна большая открытая поляна, где и пара-тройка палаток поместится. Примерно посередине дороги мимо Хвощевского болота были проложены трубы, через них вытекала речка Хвощевка.

Скоро мы миновали болото-озеро, и дорога пошла в лесу. Еще примерно километр, и мы выехали к открытому пространству. Здесь от дороги шел поворот налево, пересекавший широкую просеку, кое-где заросшую кустами. От этой просеки где-то еще шел старый путь к каменоломне, на которой в годы войны и работали венгерские военнопленные. Работали, и умирали, и хоронили их здесь же, в уральском лесу. Но сейчас там ничего интересного не осталось, заросло все. Мы свернули налево, и поехали вдоль березняка, выглядывая тропу или дорогу на кладбище.

Главным ориентиром должен был стать высокий металлический крест, но его нигде не было видно. Мы двинулись было по одной дороге с колеями, но метров через 50 все еще не нашли никаких признаков кладбища, и вернулись обратно. Поехали снова по дороге, вглядываясь в лес - ничего. Так мы проехали километра полтора, не меньше. Сначала справа шла березовая роща, потом смешанный лес, потом началось большое поле, снова лес, снова поле... Все было очень красиво, зелено, просторно, но мы поняли, что кладбище давно уже проехали. Так, пожалуй, и до поселка Красного доедем, надо было возвращаться.

Теперь мы ехали медленнее, внимательно высматривая тропу налево. И уже почти у самой просеки нашли-таки! Проехали по ней метров 30 - и увидели тот самый крест, темнеющий среди светлого березняка. Кладбище оказалось совсем маленьким, там, вероятно, хоронили в братских могилах, и их было отмечено всего четыре - на каждой по три католических железных креста. Еще по периметру торчали столбы, оставшиеся от ограды. И замыкали композицию высокие железный крест с табличкой "Здесь покоятся военнопленные - жертвы Второй мировой войны" на русском и венгерском языках, и более новый мемориал, сложенный из природного камня, тоже с железным крестом и табличкой того же содержания. Перед табличкой кто-то даже воткнул в землю два искусственных красных цветка.

А вообще кладбище это навевало грусть - лежат люди в чужой земле, окончив свои жизни вдали от Родины, натворив ужасных дел, настрадавшись потом... Долго мы здесь задерживаться не стали, тем более, что в траве поджидали комары, и обрадовано к нам ринулись. Можно было ехать обратно, хотелось посидеть у озера-болота, да еще заехать все же в Большую Смолокурку.

Знакомым путем мы проследовали к берегу Хвощевского болота, там нашли местечко, где посидеть, пополдничали, посмотрели на уток и трясогузок, сделали несколько фотографий рогатой чомги с утятами. По пути обратно к Октябрьскому еще заехали в пару мест в лесочке, где тоже имелись подходы к озеру. Там обнаружились уютные полянки для стоянки, хоть с палаткой приезжай! И виды с них хорошие, и тихо.

Вот мы снова выехали к асфальтированной дороге, где по обочинам два пруда, и перед водоемами нашли поворот на Смолокурки - Большую и Малую. Но от Малой осталось лишь пара-тройка полуразваленных домишек, хотя возле одного на огороде возилась какая-то тетушка. А вот через несколько сотен метров, в Большой Смолокурке, обнаружился вполне приличный дачный поселок с десятком домов. Я слышал историю, когда после многочисленных просьб к администрации выровнять колдобистую дорогу до поселка, жители за свои средства купили щебенку, и лопатами засыпали ямы на дороге.

Мы въехали в него с дороги, проследовали по единственной улочке, и выехали через лес. Все, программа была выполнена, можно возвращаться домой. Ну, я еще сфотографировал несколько могилок на местном кладбище - старые такие, советских времен, там уже и имена захороненных все стерлись. И той же дорогой мы поехали в сторону Екатеринбурга. Проезжая мимо Северного полигона, увидели за деревьями высоченные горы мусора, они возвышались над верхушками берез вдалеке. В небе все так же кричали стаи птиц. Вот интересно, когда наши власти возьмутся за цивилизованное решение вопроса переработки мусора? Ведь таких жутких полигонов вокруг Екатеринбурга не один и не два, а рядом люди живут...

Ладно, проехали это ароматное место, и заторопились к Садовому, надо было там немного отдохнуть, и до вечера прибыть в город. Встретился нам еще мужичок на телеге с лошадкой... Вот лучше бы такой транспорт нас сопровождал, вместо мусоровозов. У поселка Садовый мы остановились на краю того большого поля. Там были сложены тюки сена, и мы расположились недалеко от них, прямо на дорожке. Легли, полежали, глядя в небо - тут как раз солнышко вышло, облака немного разошлись... Березы шумят, травой скошенной пахнет. Хорошо! Отдохнув немного, мы снова сели на велосипеды, и поехали в город.

Через поселок Садовый не сразу нашли путь к трассе у поселка Ягодный - мы хотели так срезать путь, проехав через еще одно кладбище, такой уж день сегодня. Зато там вдоль старой железной дороги быстро добрались до дома, и по лесу, а не по шумной трассе. Тропинка у рельсов узкая, но ровная, ехать удобно. Правда, там, где пересекаешь речку Пышма, снова пришлось ненадолго вдохнуть непередаваемую вонь, так человек ее, бедную, испохабил своей деятельностью...

Вот так всего за один день мы побывали сразу на трех кладбищах, увидели столько интересных мест, узнали кое-что о жизни города и окрестностей, и хорошенько покрутили педали. Хвощевское болото, больше похожее на озеро, нам понравилось и запомнилось своей красотой и необычностью. Может быть, когда-то сюда и с палаткой приедем, только наверное другой дорогой...


Любопытная информация о болоте и не только...

Раньше в окрестностях Хвощевского болота добывали торф. Даже железнодорожную ветку из тех мест проложили, сейчас одна насыпь осталась. Если ехать по дороге вдоль Хвощевского болота, то она приведет в поселок Монетный. Ну а если мимо кладбища далее, то можно через поселок Красный и Балтым вернуться обратно в город. Чтобы не вдыхать аромат свалки второй раз.

Кстати, эта свалка весьма примечательна. Она единственная во всем Екатеринбурге, сюда же свозят отходы из Верхней Пышмы, Березовского, Арамиля, и даже Сысерти. Там уже накопилось мусора более 20 млн. тонн! Это, конечно трудно представить, но это огромная гора, выше деревьев. Для сравнения: площадь свалки - 50 гектаров, то есть 500.000 квадратных метров, Красная площадь в Москве - 2.5 гектара, то есть свалка в двадцать раз больше, чем Красная площадь!

Представьте, если на все футбольное поле навалить кучу, так вот тут гора-а-здо больше. Но удивляет не это. Во всех более-менее развитых странах уже давно мусор перерабатывают, и получают прибыль и даже энергию, но у нас, как в Гондурасе каком-нибудь, чиновники не чешутся. К тому же "Спецавтобаза", которая владеет этой свалкой, не выполняет элементарные требования и нормы. Все грунтовые воды и земли вокруг отравлены, когда ветер поднимается, в радиусе километра вместе с птицами летают пакеты в небе. Им плевать даже на требования Роспотребнадзора, они уверены - их все равно не закроют, альтернатив нет.

А вокруг сады у людей, а названия какие, "Яблоко", "Виктория", "Мечта"... Вот уж не мечтали садоводы о таких удобрениях. Удивляюсь, как там вообще можно находиться в саду, а кушать эти яблоки с викторией... Жалко садоводов.

Ну а если надумаете заехать к Шукрату, захватите гостинцы, ну там пачку печенья, или шоколадкой порадуете, человек он вроде хороший...

Карта нашего пути до Хвощевского болота

Фотографии с поездки до Хвощевского болота

Замок в Козловском
Ферма "1000 коз"
Хвощевское болото
Хорошо, что дорога сухая
Больше озеро, а не болото
Кладбище венгерских военнопленных
Жертвы войны
Печальный памятник
Остатки Малой Смолокурки
Одна лошадинная сила

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества