--> Студия DV-PRO. Главная страница

Дидинский тоннель

Чаще всего места для своих путешествий мы выбираем за их красоту, удаленность от цивилизации и уникальность. Но в этот раз решено было отступить от этих принципов и осмотреть близко расположенный и не слишком красивый объект. А заинтересовал он нас своей историей, необычностью и некоторой таинственностью.

Одно из интересных, и, в то же время легкодоступных мест для однодневного похода под Екатеринбургом - заброшенный тоннель в Дидино. Сейчас от этой деревни осталось лишь несколько домиков. По известным данным, построен тоннель был в 1913 году, поезда по нему ходили до 1995 года, причем последние несколько лет с ограничением скорости до 25 км/ч, потому, что грунтовые воды стали подмывать стены тоннеля. Сейчас рельсы давно разобраны, осталось лишь несколько шпал перед входом.

Уже намного позже 1913 года была прорыта система из двух параллельных маленьких тоннелей, один выше главного, другой ниже, для вентиляции и водоотведения соответственно. Вентиляционную шахту и дренажную систему соединяет вертикальная шахта-колодец с лестницей, выходящая на поверхность примерно посередине длины тоннеля. Говорят, что, так как Дидинский тоннель был стратегическим объектом, он хорошо охранялся, подходы к нему были затянуты колючей проволокой, и еще где-то вокруг него есть остатки дотов, построенных в 60-е годы. Дотов мы не видели, так как не искали, поэтому точно сказать не можем.

Заброшенный тоннель в Дидино

3 сентября была на удивление теплая, просто летняя, погода, и мы отправились на экскурсию в заброшенный Дидинский тоннель. Добираться на место несложно: проще всего доехать на электричке в направлении Дружинино до остановочной платформы 1590 километр, там ведет через дачи дорога, по ней еще раз сворачиваем направо за садами, и метров через 100 - тоннель. Можно попасть туда и со станции Дидино, но там дорогу искать чуть сложнее, поскольку она не одна, и идти дальше, километра два.

Мы решили пойти именно от платформы Дидино, ведь наша цель была не только тоннель посетить, но и по осеннему лесу прогуляться, воздухом чистым подышать, в городе-то смрад сплошной. Прошли мимо поселка Дидино, там осталось всего несколько домиков, больше похожих на садовые. Людей нигде ни души, все заросло травой, и кругом запустенье. Только змею на огороде повстречали...

Удивительно, что почти за сто метров от входа в тоннель, уже сильно ощущается холодный воздух, даже когда тоннель еще не видно. По краям дороги валяются остатки шпал, поваленные бетонные столбы... И вот сквозь деревья показывается черная дыра в обрамлении каменных стен, сложенных в форме башен - высоких, метров 12-15. А высота самого тоннеля 6 метров, ширина метра 4-5. Противоположный вход просматривается в виде крошечного пятнышка света, величиной с копеечную монетку: длина тоннеля 1110 метров, к тому же он немного искривлен, поэтому выход виден только с определенной точки. Хороший фонарик - обязательное условие посещения, так как темнота после прохождения первой трети пути наступает почти полная.

Сфотографировав эффектный вход, мы входим в тоннель. Сразу охватывает сыроватый холод. Но пока что светло, все видно: каменная кладка стен, белые натеки на них и на потолке. Сначала мы приняли их за лед, но оказалось, что это известковые пятна, как в пещерах. Пол был сухой, покрытый мелким гравием, ровный. Идти легко. Метров через 50 - первая ниша в стене, видимо, чтобы можно было переждать проезжающий поезд. На потолке сохранились еще плафоны освещения, какие-то провода. Вдоль левого края тоннеля тянется канавка для стока воды, воды в ней совсем мало.

Через несколько сотен метров становится холодно, начинают мерзнуть руки. По стенам все чаще стекают капельки воды, натеки местами превращаются в известковые сосульки 10-20 сантиметров. В одной из ниш справа видим остатки костра и несколько бревен, принесенных туристами, но, в основном, вокруг чисто, мусора нет (а может его не видно в темноте). Становится еще темнее.

Оборачиваюсь ко входу и вижу, что светлый проем (теперь уже не больше оконной форточки) окружен радужным сиянием - это от довольно густого тумана в тоннеле. При попытке сфотографировать сияние получается какая-то размазня. Я свечу фонариком на пол, стены и потолок, выискивая интересные подробности. При взгляде вперед замечаю высокую темную фигуру в тумане - недоумеваю, что это может быть, потом доходит - это же моя тень.

Сбоку обнаруживается вход в дренажный тоннель, он гораздо уже, ниже уровнем, по нему струится ручей. Жаль, что у нас не резиновые сапоги, можно было бы и туда прогуляться, стройному туристу пройти вполне можно. Этот дренажный тоннель сделали уже после пуска основного, он длиной примерно 500 метров. А есть еще верхний канал, вентиляционный, метров 200. Вход в него тоже неподалеку, вместе с еще одним входом в нижний. Там воды уже было гораздо больше, она текла и со стен, и по дну дренажной канавы. С потолка местами капало, но пол все еще был сухой. Ямки попадались редко, обломки плит иногда, но в целом - даже в темноте ноги не переломаешь.

На середине тоннеля туман стал уже совсем густым, ни входа, ни выхода видно не было. Попался участок метров 10 длиной, где еще не растаял лед - это в начале сентября! Лед был довольно скользкий, толщиной сантиметров 15. Мы аккуратно по нему прошли. Дальше увидели обвал, кусок стены метров 20 квадратных сполз и лежал грудой камней. Стало понятно, что шуметь здесь нежелательно, может что-нибудь упасть на голову.

Мы приближались к выходу, стало чуть светлее, показалось светлое пятно. И вот здесь пол стал мокрым, появились лужи, которые тянулись до самого конца. Но пройти было можно - где-то по центру, где-то вдоль стен. Контраст температуры после выхода был резким, на улице жарко, душно, а внутри зима.

У входа в нерешительности топтались три человека. Они поприветствовали нас, спросили, как там, можно ли пройти, а лучше проехать... на машине. Оказалось, Дидинский тоннель они уже посещали, но зимой, и тогда центр тоннеля был весь занят льдом на высоту метров 2-3, и приходилось идти, нагибаясь под самым потолком. Мы сказали, что проехать и пройти можно. Обернулись от дуновения прохладного ветра, и увидели, что туман рассеялся, стал виден противоположный вход.

Мы еще сфотографировали въезд машины в тоннель, забрались наверх, на стены, а потом поднялись на дорогу, чтобы согреться и пообедать. На поверхности было еще несколько объектов, имеющих отношение к Дидинскому тоннелю - это вентиляционная шахта и бункеры охраны, но для нас они интереса не представляли, поэтому искать мы их не стали.

В тоннеле мы пробыли около часа. Чтобы не ехать домой в середине дня, решили пройти до горы Белая, указанной на карте. До нее от Дидинского тоннеля километра четыре. Как оказалось, гора эта ничего интересного собой не представляет, хотя ее высота больше 400 метров. Дорога ведет на вершину плавно, почти незаметно, а вершина покрыта лесом, поэтому с нее окрестности не видны. Единственный плюс - на вершине есть поляна с костровищем, чурбачками и тишиной, где мы и отдохнули: позагорали, переждали под елкой мелкий дождик, и отправились домой.

Надо еще сказать, что раньше вокруг Дидино были вырубки, а потом посадили лес. Поэтому он совсем молодой, худосочный, ни грибов, ни ягод в нем обнаружено не было, и особой живописностью он не отличался. Правда, аромат везде стоял чудесный - пахло травами, опавшими листьями и как будто какими-то фруктами.

На остановочной платформе 1590 километр дождались последней электрички в 21.00. Людей было совсем мало, всех провожала местная кошка. Кстати, с платформы открывается красивый вид на долину с туманами, облака и закат. Сели мы в поезд, полюбовались по дороге кострами на берегу Волчихинского водохранилища, таинственно блестевшего уже в темноте, и около 23 часов были в Екатеринбурге.

P.S. Несколько лет назад, какие-то не шибко умные креативщики, приделали над входом надпись большими буквами, и внутри тоже. Смысла в этом немного, а вот таинственность потерялась...


Как добраться до Дидинского тоннеля

Из Екатеринбурга до Дидинского тоннеля добраться можно через Ревду. На электричке до станции Дидино, это в сторону Дружинино. В пути полтора часа. Выходите с электрички и идете вперед по дороге вдоль ж.д. путей, до тоннеля около 2 км. Пройдя через тоннель, можно дойти до следующей остановки "1590 км", и оттуда вернуться. Или наоборот. Прогулка как раз на один день.

Можно также с велосипедом, но особо ездить там негде, расстояния маленькие, так что лучше пешком.

На личном авто выезжаете по улице Металлургов, в сторону Ревды (в город не сворачивайте), и после развязки через 15 км. есть поворот налево, в сторону горы Белая. По этой дороге до тоннеля 5 км. Но дорога плохая, в дождь не каждая машина проедет, поэтому авто можно оставить у трассы, и прогуляться пешочком, это намного полезней.

Если будет время, пройдите вдоль тоннеля по верху, там тоже много всяких интересных объектов. Ну и обязательно фонарик, и желательно сапоги, в тоннеле почти всегда вода, а лед не тает аж до середины лета.

Карта дороги до Дидинского тоннеля


Фото заброшенного тоннеля в Дидино

Портал в прошлое
Вот он - Дидинский тоннель
Копоть еще от паровозов
Ниша безопасности
Лаз в дренажный отвод
Сталактиты как в пещере
Лестница в вентиляционную шахту
Натеки на стенах
Вход в нижний дренаж
Лед на тает все лето
Без сапог не пройти
Восточный вход в тоннель
Вместо паровоза
Кладка сделана на совесть
Джип садовода

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества