Река Шегультан

Летом мы хотели отправиться в путешествие по реке Вишера. Но наши спутники располагали ограниченным количеством времени, поэтому пришлось скорректировать планы. Нам всем очень понравилось одно из предыдущих путешествий по Ваграну и Сосьве, где удобно было добираться до места спуска на воду и сниматься с маршрута, а уж о красоте тех мест никогда не забыть.

Огромные, монументальные скалы, дикие леса и чистая вода, обилие рыбы и почти полное безлюдье - о чем еще можно мечтать на отдыхе. Александр даже снял фильм о нашем сплаве, посмотреть клипы из него, а также почитать рассказ, Вы можете на странице «Путешествие по Ваграну и Сосьве». Вот мы и решили повторить часть того сплава, но начать не с Ваграна, а с реки Шегультан. Это небольшая река, длиной около ста километров, течение достаточно быстрое, узкая, извилистая, по весне встречается не мало упавших деревьев, никаких населенных пунктов по берегам нет.

О существовании этой реки мы узнали изучая карту, было видно, что на Шегультане также много скал, как и на Вагране, так что сплав обещал быть не менее интересным. К тому же наш рассказ о Вагране и Сосьве прочитал Александр Федорович Меркер, Действительный член Русского географического общества. Из Германии он написал письмо нам на сайт, в котором сообщал, что в молодости сплавлялся по Сосьве, начиная от моста через Шегультан, и восторженно отзывался о природе тех мест. Вот мы и отправились к Шегультану, который протекает в окрестностях Североуральска.

От железнодорожного вокзала нужно просто взять машину, и по дороге на Ивдель доехать до моста - это всего полчаса, не больше. А под мостом прекрасный спуск к воде. Кстати, с водителем машины "Баргузин" мы договорились заранее, позвонив ему из Екатеринбурга. У него цены вполне разумные, по сравнению с другими.

Рассказ наш условно поделен на две части, первая из них «Шегультан» описывает события до впадения в Сосьву реки Вагран, а вторая часть - о дальнейшем путешествии до деревни Денежкино.

Путешествие по реке Шегультан (сплав)

Наступило долгожданное время отпуска. Мы собирались в очередное путешествие с Леонидом и Наташей по рекам Сосьва и Шегультан. По Сосьве до этого наша компания уже сплавлялась, а вот с Шегультаном знакомы еще не были. Собирались мы по-разному. Я - не торопясь, аккуратно, ничего не забыв. Александр - очень быстро, в последний вечер, поэтому забыв кое-что. А Леня с Наташей - несколько дней, поэтому вещей у них на двоих вместо разрешенных к перевозу бесплатно 72 килограммов оказалось 100! Я очень смеялась, когда заметила торчащие из одной сумки наших друзей… напольные весы! Правда, их потом забрала дочка Леонида и увезла домой, на них просто хотели взвешивать багаж.

Леонид сходил к проводнице договориться, чтобы не стоять в кассу, заплатить за лишний багаж ей в поезде. У меня рюкзак весил всего 15 кг. У Саши - 25, и лодка 23, так что мы спокойно вписались. Поезд отправлялся в восемь вечера, так что у нас еще было время и обустроиться, и поболтать. Хотя такое количество рюкзаков нелегко было распихать по купе. Мы даже заняли вещевые места у соседей - благо, нижние полки сначала пустовали, потом на них пришли солдатики, а уже в Гороблагодатской - такие же трое туристов, как мы. Только они ехали не на реку, а в горы, на хребет Кваркуш и Жигаланские водопады, куда путь лежит из того же города Североуральск. Один из них был из Лысьвы, а двое других из Перми.

Вечером, попив чайку, все собрались спать, но сразу заснуть не удалось, сначала по вагону носились ребятишки лет 5-6, а потом, уже часов в 12 ночи, концерт закатила маленькая двухлетняя девочка, мама которой даже не пыталась ее успокоить. Но, в конце концов, все успокоились, и мы заснули. Вот только спать было неудобно - полки почему-то явно были короче, чем обычно, висели на неудобных цепях, да еще оборудованы металлической загогулиной, чтобы пассажиры не падали сверху, и в нее все время упирались то руки, то бока, то колени… И еще было душно.

День 1. Коварный Шегультан

Утром мы проснулись под Ленин храп и вопли все той же капризной девочки. Выяснилось, что в этот раз поезд идет только до Бокситов, а в Североуральск надо будет как-то добираться. В 10.05 мы вышли с вещами из вагона. Только успели расположить все на перроне - смотрим, автобус на Североуральск быстро отъезжает от вокзала, захватив только тех пассажиров, что успели первыми до него добежать. Мы перетащили наш багаж на скамейки у станции, и Леня стал искать машину до города. Но никто везти нас не собирался. А мы тем временем наблюдали выгрузку из спецвагона заключенных - за ними подъехал фургон с решетками, охранники выстроились коридором, и по одному с вещами пропускали арестантов. Конечно, Александр немедленно захотел запечатлеть это на фото, и хотя по закону фотографировать можно, но охрана была против, и он угрюмо спрятал фотоаппарат.

Мы дружно его уговорили не связываться с правоохранителями из-за ерунды, да еще в начале такого интересного похода. Леня позвонил водителю Данилу из Североуральска, с которым договорился о заброске нас на Шегультан, объяснил, что придется забрать туристов в Бокситах. Данил обещал подъехать через часик. Машинка "Соболь" приехала вовремя, мы загрузились, и отправились в магазины за недостающими продуктами. В местном торговом комплексе "Мария" закупили все, что надо - хлеб, овощи-фрукты, минералку. Выбор и цены были примерно такие же, как в Екатеринбурге.

К Шегультану мы ехали по Североуральску мимо знаменитой шахты "Красная шапочка", мимо речек, заключенных в бетонные каналы. Между прочим, мы волновались, не окажется ли Шегультан слишком мелким - воды в этих речушках было совсем мало. Но Шегультан оказался большой рекой с сильным течением и прозрачной водой. Данил высадил нас у моста, рядом с которым возводился второй. Там стояла разная техника, ходили рабочие. Мы побеседовали с водителем, который нам всем очень понравился - молодой веселый парень, очень общительный. Он сказал, что немного нам завидует, и тоже хотел бы пойти в сплав, да работа не дает. Потом мы отдали ему денежки за провоз, попрощались и он уехал. А мы понесли вещи к берегу.

Леонид хотел собирать байдарку на песочке под строящимся мостом, но рабочие его попросили сместиться в сторону - они готовились двигать мост на опоры дальше. Мы с Александром быстро надули свою лодку, перекусили пирожками, понаблюдали, как двигают мост - то ли мотором за канаты тянут, то ли толкают чем-то. Интересно. У Лени что-то не получалось правильно собрать байдарку с первого раза, он немного нервничал. В конце концов, Александр сказал, что мы отплывем раньше, а товарищи нас догонят - а то на небе какие-то тучки пошли. Надо было до дождя найти хорошую стоянку. И вот в 14.45 мы отчалили.

Шегультан показал себя рекой с норовом - с крутыми поворотами, стремительным течением, многочисленными завалами из кустов и деревьев. Расслабляться здесь не стоило, как показало будущее. На речной развилке подождали мы Леню и Наташу, и дальше пошли гуськом. В одном месте пришлось делать обнос, но небольшой. Сфотографировали самую первую скалу на Шегультане - Козырек, небольшую, зато запоминающуюся. Мы с Сашей ушли несколько вперед от байдарки, и первыми заметили слева прекрасную отмель на повороте, где можно было остановиться на ночевку.

Стали подруливать к ней, и тут, оглянувшись на какой-то звук, я увидела, что далеко по реке бежит то ли зверь, то ли человек, темное существо какое-то. Через мгновение я поняла, что это Наташа. Она стремительно двигалась поперек течения к берегу, упала, встала, снова побежала… В первый момент мы подумали, что она убегает от кого-то, но вот заметили, как она подхватила с воды весло и повернула к берегу. Я разглядела по пояс в воде Леню, а вот их байдарки видно не было. Еще я услышала крик "Лови ...!" Мы поняли - Титаник затонул, моментально выгрузили из нашей лодки вещи на берег, отплыли на середину реки, и стали ловить все, что проплывало мимо.

Поймали сиденье от байдарки, недоумевая, как оно могло вывалиться. Разорвало у них байдарку, что ли. Хотели плыть на подмогу, но у меня не хватало силы выгрести против течения. Тогда Александр предположил, что они перевернулись и вымокли, высадил меня разводить костер, а сам поплыл к терпящим бедствие. Неужели наше путешествие закончилось, не успев начаться? Шегультан быстрая река, и против течения плыть тяжело. Немного он до них не дошел, когда они сели в лодку и самостоятельно поплыли к нам.

Все вещи, как выяснилось, им удалось спасти, кроме тележки для байдарки. Но все было мокрое насквозь. Перевернулись они из-за сильного течения на повороте, и коварной ветки в воде, на которую наехали - она спружинила, и байдарка оказалась вверх дном, а Наташа - прямо под ней, очень напуганная. Леня же просто слетел с лодки - он ведь сидит обычно сверху на досочке. За Наташу он переживал, и стыдился того, что ей пришлось, едва вынырнув из-под байдарки, еще и его весло ловить, которое выпало у него из рук от неожиданности.

Ребята причалили к отмели, вид у них был несколько потрясенный. Стали вытаскивать рюкзаки и другой скарб на бережок и оценивать масштабы бедствия. Очень обрадовались спасенной седушке, зато печалились о промоченном фотоаппарате. Хорошо, что погода стояла теплая, потому что ни одной сухой вещи у Лени с Наташей не осталось. На всякий случай у нас уже горел костер, можно было обогреться. С Наташей я поделилась своими красными шортами (Леня нашел ее в них ну очень сексуальной).

Вскоре отмель являла собой довольно экзотичное зрелище - на всех ветках всех кустов висели-сушились спальники, штаны, рубахи… На гальке ровными рядами были разложены на просушку самые разнообразные вещи: картошка-морковка, сухари, хлеб, документы, деньги. Создавалось ощущение цыганского табора на привале. Жаркое солнце и ветер быстро делали свое дело - вещички подсыхали, и вроде жизнь налаживалась. И вдруг, в какой-то момент Леонид спросил в тишине страшным голосом: "А где байдарка?!" Все синхронно повернули головы к реке. Наша надувная лодка стоит, а байдарки нет. Немая сцена длилась секунд двадцать, а потом Леня, почему-то срывая по дороге с себя кепку и рубашку, подобно дикому лосю рванул через кусты туда, где река делала поворот круто налево. Александр побежал туда же. Буквально через минуту мы с Наташей услышали Ленин крик: "Нашел!"

Оказалось, что, на наше счастье, реку там перегородила упавшая береза, и байдарка застряла в ее ветках, а иначе долго пришлось бы плыть ребятам, течение то на Шегультане быстрое. Леонид привел беглянку, втащил подальше на берег, и задумчиво изрек: "Все, дальше мы не плывем. Это было второе предупреждение". Ну, потом все успокоились, стали ставить палатки, я варила супчик. Но на этом сюрпризы не кончились. Нарезая осоку под палатку, Александр порезался ножом, буквально воткнув его себе в руку. Пришлось бинтовать раненного.

После всех потрясений мы с аппетитом поели. И тут показалась черная туча, подул сильный ветер, который попытался унести платку Лени, а потом и нашу. А колышки закрепить в гальке было не так-то легко, это удалось только с помощью деревяшек, привязанных к веревкам и вкопанных в камни. Дождь так и не пошел, зато ветер высушил большую часть вещей. Мы попили чайку, полюбовались изумительным золотым закатом, долго полыхавшим прямо перед нами, убрали все на ночь под лодку и палаточный тент.

Саша побрел в реку сполоснуться, но водичка была холодной, и он строил такие уморительные рожицы, что я просто погибала со смеху. У Натальи от обилия событий разболелась голова, и она ушла спать, а Леня бродил по лагерю в раздумьях - с ним первый раз такое. Проверял на сухость разные предметы, что-то убирал на место, что-то переворачивал. И у него все время что-нибудь улетало от ветра: то пакет, то полотенце, то еще что-то. Мы втроем еще долго не спали, сидели у костра, пили чай и разговаривали обо всем на свете. Было светло, несмотря на поздний час, практически "белая ночь". Издалека, ниже по течению, весь вечер доносился лай собак. Но вот откуда-то налетели комары, и пришлось эвакуироваться по палаткам. Ночь была теплая, спалось нам нормально.

День 2. Сушка на острове и поиски утопленного

Проснулись мы в 9 часов, я сразу вышла наружу, пошла умываться. Леня-то уже давно ходил по отмели. Между прочим, вещи у него продолжали улетать и в этот день - ветром унесло коврик, и Леонид бросился его догонять прямо в кедах и штанах. Потом пришлось ему снова сушиться. Оказалось, что вокруг много комаров, он и Наташа жаловались, что их кусают, мазались кремом, то с ванилином, то с гвоздичным маслом. На нашей палатке комаров сидели просто сотни, но, когда я вышла, на меня они почему-то кидаться не стали, а сели обратно на палатку ждать Александра. Ну, не любят меня эти насекомые, на мое счастье.

После зарядки и завтрака я решила быстренько сходить в лес, посмотреть грибочков. Но кроме нескольких поганок ничего не нашлось. Да еще множество мошек летало вдоль дорог. Хорошо, что я надела накомарник. Когда я вернулась из неудачного похода за грибами, то увидела, что к нашей отмели причалили рыбаки, которые угостили нас двумя щучками. Потом из одной мы сварили уху, а вторую запекли в фольге в костре. Рыбаки рассказали, что два года назад эта отмель и кусты вокруг были покрыты странным блестящим налетом, как будто тонкой корочкой льда или слоем масла, но не жирным на ощупь. Они тогда решили, что дело в визите инопланетян, не иначе. И сейчас, бродя по отмели, они пристально вглядывались в предметы - нет ли на них этого налета.

Потом проплывали на катамаране три девушки и парень. Леня еще поприветствовал их криком "Привет, парни!", чем вызвал громкий смех и ответ "Хеллоу, девчонки!" Где-то через час к берегу пристали несколько лодок, в которых были дед с двумя внуками-подростками, его друг и какая-то женщина. Дед и внуки высадились у нас на отмели, поболтали с Леонидом о том, какая рыбалка на Шегультане. Я не очень-то вслушивалась в разговор, потому что читала "Архипелаг ГУЛАГ", а Александр валялся в палатке - в этот день было многовато комариков. Наташа и Леня все мазались кремом с добавлением гвоздичного масла, но он помогал недолго - час-полтора, а потом снова мазаться. Ну, а меня кусают меньше, так что я спокойно сидела у палатки.

Потом люди уплыли, а Леня и Наташа отправились искать в реке утопшую тележку, причем Леонид долго настраивался - предстояло бродить по пояс в довольно прохладной воде Шегультана. Я, стоя на берегу, комментировала все их действия Саше, который по-прежнему лежал в палатке. Вот они доплыли до места крушения, вытащили байдарку на берег, и стали искать - Наташа на мелководье, а Леня - где поглубже. И вот Леонид что-то блестящее достал из воды и радостно этой вещью потряс, причем это была явно не тележка. Я удивилась, а Александр заметил, что в том месте, вероятно, не одна лодка перевернулась, и на дне много чего интересного лежит. Поиски возобновились.

Но вот ветер донес слова Лени "Я уже все обыскал, ничего нет". Наташа что-то сказала в ответ, и тут он закричал "Ура! Нашел!" и победно поднял над головой спасенную тележку. Александр даже из палатки вышел на радостях. Мы мгновенно сочинили приветственный танец и кричалку, и даже стихи об этом подвиге. Друзья причалили, и оказалось, что кроме своей тележки Леня нашел спиннинг с прикрепленным к нему воблером-рыбкой, и, судя по всему, абсолютно рабочий. Мы исполнили наш дикий танец и прочитали приветствие: О, достославные герои, тележку вы в реке нашли! Рискуя лодкой и собою, из бездны вы ее спасли! Короче, все радовались, особенно Наташа, потому что тележка в походе служила ей еще и стульчиком, на котором удобно обедать, например.

Леонид гордо рассказывал о поисках. Тележка, оказывается, застряла в каких-то корнях, и блеснула на солнышке в последний момент, когда они уже собирались уплывать ни с чем. Байдарку вымыли, вытащили на берег. Вещи все высохли, даже сахар и соль. Только фотоаппарат еще не досох, но Леня все равно карту памяти к нему потерял, когда плавал за тележкой. Карточка лежала в кармане рубахи и выпала при раздевании. Когда мы узнали, что она (карточка) синего цвета, то порекомендовали ребятам еще раз сплавать туда и поискать пропажу на отмели.

На ужин мы ели салат, потом мы с Натальей много и с удовольствием плавали в "бассейне" - отгороженном отмелью узком, но глубоком рукавчике реки, где вода была гораздо теплее. А наши мужчины от водных процедур наотрез отказывались. Александр ссылался на пораненную руку, а Леня сказал, что и так сегодня достаточно намок. Вечером долго беседовали у костра втроем (Наташа ушла спать пораньше) - о политике, о жизни, об убеждениях… Короче, увлекательная дискуссия. Этому способствовало уменьшение количества комаров. А какой был закат! Чистых и ярких золотых тонов, без розового оттенка, контрастируя с черными тучами, он полыхал долго, позволяя им вдоволь налюбоваться и сделать фотографии.

Пока сидели, еще несколько лодок мимо нас проплыло, все с рыбаками. За день всего восемь плавсредств мы заметили. Еще по дороге на нашем берегу (вверху, в лесу) проехала машина. После этого перестали лаять собаки - видимо, их и людей увезли домой. Мы на следующий день проплывали мимо избушки, где они, как я предполагаю, жили. Там еще в заливчике высокий мосток для рыбаков был...

Ночью прошел небольшой дождик, но я спала крепко и ничего не слышала. А к утру все высохло, не осталось и следа.

День 3. Первая щука

23 июля, на третий день сплава раньше всех встал Леонид, ходил по лагерю, что-то делал, периодически переговаривался с Наташей. Ну, и мы проснулись тоже, часов в 9 утра. Комаров было немного меньше, чем вчера. Небо ясное, безоблачное, солнце светило. После зарядки и умывания завтракали гороховым супчиком, который мастерски варит Леня. Кроме Александра, он-то всегда верен бутербродам с батоном и сыром. Потом все стали шустро собираться в дальнейший путь. Из-под рюкзаков и палаток вылетали все новые комары и радостно на нас набрасывались. И еще у нас с Сашей потерялся один колышек от палатки - все перекопали, но так и не нашли его среди гальки. А вот Леня с Наташей нашли - свою карту памяти от фотоаппарата. Они сплавали еще раз к месту, где перевернулась байдарка, и на бережку отыскали синий пластиковый квадратик. Вот было радости! Тем более что фотик просох и стал работать! Правда, иногда давал сбои, но редко.

Мы вышли от стоянки раньше, чем наши спутники, но они потом нас догнали. А надо сказать, что Шегультан везде несется, как сумасшедший, на поворотах струя воды бьется в берег и грозит еще раз перевернуть байдарку, внимания ослаблять нельзя. Так что мы, бдительно следя за течением и завалами топляка, шустро плыли часа полтора, постепенно отходя от городской суеты, привыкая к вольной жизни на реке.

Пообедать остановились на большой удобной отмели. Там мимо нас проплыли две лодки, ненадолго притормозив для беседы. В одной лодке были мужчина и женщина в годах. Причем дама возлежала на корме на подушках, на ней была надета кружевная панама, а при ней - крохотная черная собачка рядом на подушечке (карликовый пинчер), у которой одно ушко мило висело, ей было всего 4 месяца. Нам сказали, что это их сигнализация, поскольку лаем оповещает о посторонних. Картина выглядела очень мило и экзотично. Мы пообедали запеченной щукой, остатками ухи и горошницы. Леня и Наташа поплыли дальше, а мы задержались - Александр хотел сполоснуться.

Догнали наших спутников, когда они прогуливались по чудесной просторной отмели. Здесь, видимо, все останавливаются, и надолго - кто-то напилил чурбачков для сидения, сделал несколько костровищ, и даже изваял из большого бревна с корнем витязя в шлеме. Берег состоял из гальки и песка, нам хотелось здесь остановиться, но было еще совсем рано, так что мы просто осмотрели все там, сфотографировали бережок, и поплыли дальше. Путь наш лежал через завалы на реке, по петлям, до впадения Сосьвы в Шегультан.

По дороге случилось, наконец, знаменательное событие. Леня и Саша кидали спиннинг прямо с лодок на ходу, и вот Александру улыбнулась удача, он поймал щуку! Причем она клюнула неожиданно, у самой лодки, когда Александр уже вытаскивал спиннинг. Он прокричал на всю реку "Ура!", пугая все живое. Но щука слишком глубоко заглотила воблер с крючком, и нам пришлось ждать, когда подплывет Леонид, у которого был специальный инструмент для извлечения крючков из глотки рыбы. И пристали мы его ждать как раз на впадении Сосьвы в Шегультан. Место это выглядело как большое заболоченное пространство, замусоренное валежником. Вода в Сосьве была холоднее, чем в Шегультане, и еле двигалась.

Кое-как Александр достал крючок у еще живой щуки, все время извиняясь перед ней - было видно, что ему очень неприятна такая процедура и жалко рыбу. Мы завернули ее в траву и положили в пакет к Лене, где уже лежали несколько рыбок. Ниже по течению по левому берегу, мы нашли хороший удобный ручей с чистой водой, где пополнили наши запасы. А до этого встречались только маленькие ручьишки, к которым не подобраться. Дальше нам попалась маленькая рыбацкая избушка, которую Александр и Леня отправились изучать. Берег был топкий, и Саша чуть не лишился тапка, увязнув по колено. Зато они запечатлели скромный быт местных рыбаков - самодельная печурка, нары, кривой стол, закопченный чайник, кроссовки, носки какие-то. Правда, пострадали от комаров все - и мужчины, и женщины, ожидавшие корреспондентов.

Начались скалы. Некоторые довольно крупные и высокие, высотой с пятиэтажный дом, серые, красноватые, бурые, все в лишайниках - очень живописные и монументальные. Зато закончились удобные отмели, пошли просто широкие прямые протоки, иногда мелковатые. Стоянку предстояло искать долго. В одном месте она была, но прямо рядом с дорогой и бродом. Справа там стоял стол, кресло с синей обивкой и стулья - довольно забавно, а на противоположном высоком берегу виднелись покосы, навес, и там были люди. По всем берегам шли луга, а мест, где пристать, все не было. Уже было довольно поздно, и есть хотелось, поэтому мы решили пристать к одному из лугов - там был выход на берег, виднелись скамьи и костровище.

Мы высадились. Комаров было многовато, зато есть место для палаток, рядом лес с дровами. Мы выгрузили вещи. Все остались ставить палатки, а я пошла за дровишками. Нашла избушку-времянку, со столом, диваном и скамейкой. Дверь закрыта на замок. Когда я стала поднимать несколько лесин, от них взлетело столько комарья и мошек, что у меня в глазах потемнело. Я очень порадовалась, что на мне накомарник. На покос дорога вела с двух сторон. Видно было, что люди здесь были совсем недавно, скосили и вывезли сено, так что опасаться их скорого возвращения не приходилось.

Мы поужинали салатом, быстренько искупались, и нырнули с Сашей в палатку - комаров было много даже для меня, так что и чай пили внутри. А вот бесстрашный Леня остался у костра, жарил щук на сковородке, потом достал и установил мишени и до ночи упражнялся в стрельбе из пневматического пистолета. Александр посмотрел по навигатору - по реке до впадения Ваграна оставалось километров тридцать, это из-за сильно извилистого русла, а по прямой гораздо меньше.

День 4. Шегультанские скалы

24 июля, на четвертый день сплава, у нас было ощущение, что плывем мы уже недели две - так все привыкли к тишине и покою природы. Небо было серое, но местами уже голубели просветы. Температура примерно около 20 градусов - не холодно, и не жарко. Грести в самый раз. В половине девятого мы проснулись, Леня уже ходил между костром и палаткой, но потом забрался обратно внутрь. А нам стало жарко в нашем переносном доме - на него попадали лучи солнца, так что решили выползать наружу. Я вышла первая, намазалась от комаров, чтобы не отвлекали от дел, и пошла умываться и греть чай на костре. Александр прямо внутри палатки собрал вещи, пока я готовила завтрак, потом мы унесли лодку к воде, позавтракали, сложили все вещи и отчалили. Нас подгоняли комары. К тому же собирался дождь, надо было до него успеть куда-нибудь проплыть.

У Александра в этом походе случались постоянные проколы - как только зажил прокол от ножа, он немедленно проткнул себе палец крючком от спиннинга, доставая рюкзак. И снова ходил израненный, как инвалид. Река стала совсем другая, больше похожая на Сылву - без выходов на берег, с обрывистыми берегами. Встречалось много уток с утятами, желтых трясогузок и необычного вида кедровок. Мне хотелось где-нибудь пристать, чтобы умыться (утром из-за комаров это не удалось сделать), и вот мы увидели маленькую отмель на повороте. Как раз выглянуло солнышко, мы помылись, сделали зарядку, но как только собрались плыть дальше - пошел дождь. Саша надел дождевик, на рюкзаки накинули мешки, и стали пережидать, грызя семечки, что очень скрашивало ситуацию.

Скоро подплыли Леня с Наташей и присоединились к нам. Видно было, что наш друг нервничает и раздражается. Наташа по секрету сказала мне, что он решил бросить курить, поэтому ему сейчас несладко без сигарет. Дело в том, что, когда перевернулась байдарка, все сигареты уплыли, а Александр сознательно не стал их вылавливать ниже по течению, потом даже обрадовался, что у товарища есть такой шанс отказаться от дурной привычки.

После дождя отчалили и продолжили путь. По дороге видели смешное черное животное - то ли ондатра, то ли выдра, с розовым пятачком и большими ушами, она не убегала, а наблюдала за нами. Одну отмель, где можно было встать на обед, мы пропустили из-за течения (там еще рядом рыбаки стояли). А вот на следующей, у большой серой скалы с гротами, удалось пристать. А в гроте Леня нас даже сфотографировал. Наташа сварила кашу, а мы доели все, что надо было доесть срочно (курицу, например). Выпили чайку, и поплыли дальше, оставив Леонида, прилегшего вздремнуть, и Наталью, кипятившую очередную порцию воды на чай.

Плыли мы довольно долго, и всю дорогу нам попадались громадные скалы - то с одной стороны берега, то с другой, а то и просто каменным коридором. Высота отвесных серых камней достигала 5-7 этажей. Местами они отступали от воды в лес, скрываясь за деревьями, и снова выходили к реке, внушая уважение своими размерами. Везде в каменных стенах по нижнему краю были промыты кругленькие гроты, в некоторые спокойно входила наша лодка, так что основание у скал казалось ажурным. Часто встречались нам утки, шумно взлетавшие при нашем приближении, одна из них была интересной окраски - больше светло-бежевой, чем темной. А в одном месте мы увидели ласку (это зверек, похожий на миниатюрного соболя, черненький такой), которая плыла по реке, потом вышла на камушек, встряхнулась, посидела немного и удалилась в лес. Нас она даже не заметила, хотя было довольно близко.

Видели, как кедровка тащила кедровую шишку в клюве. Проплывали мимо впадения речки Калья по правому берегу, где когда-то давно стояла деревня. Теперь там только слегка наклонная большая поляна без каких-либо следов строений, лишь на берегу лежит старое-престарое бревно с зарубками. Еще ниже по течению впадает речка Конда, маленькая, живая, с очень холодной водой. Про температуру воды мы узнали, когда высаживались на берег - увидели стоянку, причем трехуровневую, очень симпатичную. Обрадовались, что будет, где переночевать - а то уже и устали, и подмерзли. Вышли, осмотрели там все - красота! Вид на реку замечательный, особенно с верхней части берега, рядом чистый поток журчит, есть костровище, дрова… Но вот Александру на щеку село маленькое насекомое. Потом еще одно - на шею. Потом стало заметно, что их уже довольно много кружится возле наших голов. Мы поняли, что это мошка, и что надо немедленно сматываться. Пока мы садились в лодку и отплывали, к мошкам присоединились комары и преследовали нас еще полкилометра. Мошки успели тяпнуть меня в ухо, в глаз, в шею… Короче, могло быть хуже, если бы вовремя не смылись с "очаровательной" полянки.

Решили мы плыть до победного конца - или найдем стоянку, или остановимся через два часа в устье Ваграна, а там точно есть отмель. Плыли, оглядывались - где там наши спутники, но их не было видно. Под вечер выглянуло солнышко, стало повеселее и потеплее. Еще мы заметили, что русло Сосьвы часто разделяется надвое - посередине отмель с водяными лопухами или остров, и два рукава его огибают. Несколько ручьев впадали в реку за то долгое время, что мы плыли. И только километров через 20 от места ночевки мы нашли подходящее место для стоянки. Заметили сначала кусочек отмели, вышли на берег, оказалось, что она загибается за поворот и продолжается далеко, метров на тридцать, так что места достаточно много и для двух палаток. Причем галька местами мелкая, удобная. Нашлось и костровище. Я пошла поискать дров - увидела, что на берегу, на краю леса стоит деревянный крест, а на нем табличка, что здесь преставился раб божий Кирпиченко Юрий в 2011 году, причем было ему всего 30 лет. Что с ним случилось - неизвестно.

Остановились мы здесь на ночь, и стали ждать Леню с Наташей. Соорудили костер, палаточку поставили (на мелкой галечке, с травкой для мягкости), чай уже вскипятили. Комаров было немного, что радовало. Саша закидывал спиннинг, перепробовал все наживки - попперы, воблеры, виброхвосты… Но все бесполезно - рыба не клевала. Только раз зацепил крючок и потом бегал по берегу - пытался отцепить, не заходя в воду. Отцепил только с лодки, переплыв на другой берег. Уже совсем вечером приплыли, наконец, Леня и Наташа. Они плыли не торопясь, тоже везде кидали спиннинг. Тоже выходили на стоянке со злыми мошками, и она тоже им сначала понравилась. Они еще думали - чего это мы не остановились там. Но быстро поняли - чего.

Александр на своей лодке отошел от нас подальше и рыбачил. Рассказал потом, что одна щука клюнула, но сорвалась, вернее, передумала хватать наживку. Я в это время лежала в палатке, читала книжку. Немного подзамерзла - вечерний воздух был очень свеж, знаете ли. А Леня с Наташей были почему-то расстроенные немного, и сразу ушли в палатку спать, даже не стали чай пить. А мы стали, да еще и погрелись у костра. Потом валялись, глядя на реку через сетку входа. Пролетели над водой штук восемь уток с противным протокольным кряканьем и громким свистом крыльев... Утром нас ждали уже знакомые места от впадения Ваграна.

День 5. Последний отрезок Шегультана

25 июля мы проснулись довольно рано, было ясно и солнечно. Я достала бумажку, где у меня был предусмотрительно записан прогноз погоды на все путешествие. Смотрю - а именно 25 июля весь день и всю ночь должно быть пасмурно, дождь - короче, засада. Я пошла, чтобы сообщить эту нерадостную весть спутникам. Они сказали, что если уж совсем зарядит - можно где-нибудь припарковаться, а так можно и под дождем плыть.

Но плыть-то как раз они не спешили. Леонид попросил воды, чтобы вскипятить полную кастрюлю - у них запасы уже кончились. Я отнесла ему канистру, и мы по очереди следили за костром. В то же время мы с Александром умывались-собирались. Снова пролетел селезень, который и вчера так же пролетал, в том же направлении, с таким же свистом крыльев. Вода вскипела, я заварила чай для всех и кашку "Быстров" для себя, мы позавтракали. Как только доели-допили - пошел-таки дождь. Мы порадовались, что не сняли палатку. Быстро покидали вещи под лодку, сами забрались под крышу, и нас сморил богатырский сон. Я еще пыталась сопротивляться и читать книжку, но сладкое сопение Александра рядом совершенно деморализовало, и я тоже заснула.

Проспали мы около часа, открываем глаза - снова солнце. Подождали мы, пока снаружи подсохнет, и выбрались на бережок. Загрузили лодку, попрощались с Леонидом, который недавно тоже вышел из палатки и кидал спиннинг до того момента, как он зацепился за что-то в воде. Теперь наш рыбак размышлял, как его доставать. Мы сказали, что будем ждать их ниже по течению у камня Кораблик, обратили внимание на скалу между Ваграном и Сосьвой, и тропинку на нее, напомнили, что оттуда открывается прекрасный вид, который они так и не увидели в прошлый раз. Леня ответил, что у них с Натальей сегодня упадок сил, им все время хочется спать, поэтому не факт, что они вообще сегодня отсюда отплывут, но уж завтра утром обязательно нас догонят.

Мы отплыли и пошли к месту слияния с Ваграном. Прошли одни скалы, немного похожие на Усть-Вагранские. Саша даже подумал, что это именно они, но там был еще остров с двумя деревьями - а мало вероятно, чтобы его намыло за то время, что мы здесь не были. Еще берег этого острова был зачем-то укреплен бревнами, и между ним и берегом образовался рукав, отгороженный плотинками, хотя никаких следов людей больше видно не было. Вот следующие скалы оказались те самые. Мы с радостью узнали знакомую реку, струю из пузырьков от впадения Ваграна в водах Сосьвы, косу, намытую этим потоком...

Вторую часть рассказа о путешествии по Шегультану и Сосьве, читайте на странице «Путешествие по реке Сосьва или жизнь на острове»

Как добраться до начала сплава по Шегультану

Для того чтобы начать сплав по Шегультану, сначала нужно доехать от Екатеринбурга до Североуральска, это около 440 км, и уже оттуда до моста через Шегультан. Но тут все не так просто. Добираться довольно сложно. До 2013 года все было в порядке и люди могли без пересадок доехать из Екатеринбурга до Североуральска. Затем сначала предприятие "Севуралбокситруда" отказалось финансировать содержание ж.д. путей, которые им принадлежали, и поезда стали ходить только до станции Бокситы, а оставшиеся 8 км. люди добирались кто как мог. А затем поезд вообще перестал туда ездить, только до Серова. Вот тогда у людей, особенно местных, начались настоящие трудности. Железная дорога решила, что слишком маленький навар с североуральцев, краснотурьинцев и карпинцев, и отрезала их от большой земли. Капитализм, однако...

Сейчас существует несколько вариантов. Первое - это автобус. Прямой рейс выполняется с Северного автовокзала Екатеринбурга. Билет плюс багаж выйдет не дешево. И ехать довольно долго, 8 часов. Этот рейс довольно рискованный, так как выполняется частником, и бывает то водитель запил, то автобус сломался, ну и конечно дорога трудная, поэтому и аварии бывают, как-то раз автобус просто перевернулся и пострадало около 40 человек, а так как частник, то страховых выплат люди не увидели...

Второй вариант - по железной дороге. Это дешевле, но еще дольше, и гораздо неудобнее по времени прибытия-отправления. Сначала паровоз до Серова, а потом электричка до станции Бокситы. Но между рейсами временной разрыв довольно приличный, ну и с вещами потаскаться придется.

Третий вариант, пожалуй самый удобный - это "Бла-бла-кар". На этом сайте можно найти водителя едущего в том же направлении, и за вполне себе разумную плату доехать с ним, ну типа как такси, только в разы дешевле. До Североуральска, на мой взгляд, такой вариант самый удобный. Направление популярное, и можно найти удобный вариант и по времени отправления и по стоимости, и договориться с водителем, чтобы он Вас прямо от дома забрал со всеми лодками-рюкзаками. А если водитель едет дальше, в сторону Ивделя, то можно с ним прямо до моста через Шегультан доехать.

Ну а коль Вы все-таки добрались до Североуральска, то там на такси доехать до моста через Шегультан не составит проблемы, машину можно поймать прямо на площади, рядом с вокзалом. Только не дайте себя обмануть, ну типа ехать далеко, поэтому так дорого. Там всего 40 км. по отличной дороге.

А еще лучше проехать до бывшей деревни Шегультан, это через Всеволодо-Благодатское, мимо озера Светлое. Добираться, конечно дальше, сложнее и дороже, но зато Вы попадете в верховья реки.