--> Студия DV-PRO. Главная страница

Велопутешествие Невьянск - Екатеринбург

Направление по Старотагильскому тракту нами освоено было уже давно, но только от Екатеринбурга до села Красный Адуй, мы не раз ездили на озера Вашты и Шитовское, о них есть материал на сайте. Но нам хотелось продолжить маршрут до города Невьянск. Тем более что до Невьянска можно доехать на электричке, а вот обратно в Екатеринбург - на велосипедах через множество интересных объектов. Перед поездкой мы внимательно изучили карту, и наметили план, что нужно посетить.

Самый первый объект в списке - конечно, падающая Невьянская башня, которой уже больше 270 лет. Дальше - удивительный резной и расписной дом кузнеца Кириллова в селе Кунара, стоило посмотреть на это чудо своими глазами. Потом - озеро Аятское, один из крупных водоемов в окрестностях Екатеринбурга, река Аятка. Достаточно много населенных пунктов вдоль дороги, каждый из которых мы планировали посмотреть - Шайдуриха, Пьянково, Мостовское, и уже знакомый нам Красный Адуй. Ну, и по пути еще масса небольших объектов - нежилые поселки, старые карьеры, фермерское хозяйство, воинская часть, старая узкоколейка, база отдыха...

И мы не пожалели, что проделали это путешествие. Площадь в Невьянске, где стоит знаменитая башня Демидовых, оказалась очень красивой, как и вид на городской пруд от подножия горы Лебяжья. Очень порадовало то, что по дороге от Невьянска до Мостовского встречается совсем мало машин, так что ехать на велосипеде комфортно и не шумно. Качество асфальта приличное, ям и кочек практически не встречается. Вокруг дороги живописная, довольно разнообразная местность - есть открытые поля, и сосновые и березовые леса, и небольшие озерца и речки.

На села и деревушки, мимо которых проезжали, интересно было смотреть, а озеро Аятское порадовало живописным простором и хорошим местечком в лесу для стоянки. Были еще интересные пункты чуть в стороне от нашего маршрута, куда в эту первую поездку мы заехать не смогли из-за нехватки времени, так что обязательно прокатимся туда еще разок.

Это вторая часть рассказа, начало тут

Шайдуриха, Пьянково, Первомайский, Верхотурка, Мостовка, Мостовское, Красный Адуй

Но вот настало утро, рассвело, потеплело. И еще по озеру начали ходить моторки, так что можно было и просыпаться. Я вышла из палатки и удивилась, что снаружи совсем не холодно, и на тенте даже нет конденсата, и трава сухая, и дрова, собранные вчера, тоже. А солнечные лучи уже пробивались сквозь ветки к нам на полянку.

Мы первым делом развели костерок и поставили кипятиться котелок, а сами стали делать зарядку. Потом позавтракали, умылись, собрали вещи - все это не торопясь, наслаждаясь утренним весенним лесом. Небо снова было синим и чистым. Даже болото при ярком солнце выглядело красивым. Прямо среди деревьев кружились два больших канюка, высматривая не то добычу, не то чем мы занимаемся. Кстати, после умывания мы обнаружили на моей кофте, снятой и упакованной на багажник, маленького клеща, первого в этом сезоне. Мы его быстренько уничтожили в остатках костра. Сегодня нам нужно было доехать примерно до Красного Адуя и где-то там заночевать. А по пути планировали посетить еще всякие интересные места.

Выехали уже в двенадцатом часу утра. Притормозили еще у пирса, сделали фотографии озера при дневном освещении. Проезжая по Шайдурихе, мы остановились у колодца имени Бажова и набрали воды, там она была не желтая, нормального цвета. Еще заглянули в магазин, купили половинку черного хлеба на всякий случай. Шайдуриха тянулась вдоль шоссе еще долго. Нам встретился дом, возле которого были выставлены на продажу деревянные садовые скульптуры какого-то местного мастера. Мельницы, часовенки, избушки на пеньках, плетеные заборчики и т.п., все очень милое, размером метр-полтора. Но цены были неслабые - избушечка стоила 9 тысяч рублей.

На выезде из Шайдурихи справа от дороги начиналось большое поле, а за ним - река Аять, запруженная у поселка. Из створа плотины хлестал бурный поток, хорошо заметный даже с дороги. Потом была развилка, где расходились пути на Реж и Екатеринбург. Мы поехали в направлении Екатеринбурга, через Пьянково. Следующая точка, которую мы хотели посетить, было фермерское хозяйство, и там надо было узнать, есть ли дорога на деревню Сосновка, которая на карте значилась, как нежилая.

Доехали до поворота к этому хозяйству быстро, даже сначала его проскочили. Вернулись и заехали в лес слева от дороги (если стоять спиной к Шайдурихе). Грунтовка оказалась вполне приличной, она вела сначала по лесу, а потом по большому полю, на котором сразу стала заметна жара. Так как колеи на полевой дороге стали глубокие и корявые, я шла пешком, чтобы не упасть с велосипедом вместе.

На дальнем краю поля виднелось несколько построек: пара домов, сарай, навесы. Еще лежала высокая куча рыжих, новеньких бревен, явно приготовленных для строительства. Стояла легковая машина, ходил какой-то человек. А по левой кромке поля гуляли неопознанные белые, довольно крупные животные. Мы поначалу приняли их за коров, но потом разглядели, что это козы.

Мы подъехали к дому, на нас лаяла собака на привязи. Александр спросил у фермера, есть ли отсюда дорога на Сосновку, а тот ответил, что она называется не так, местные зовут ее Аятка. И она не заброшенная, там даже зимой живут несколько человек. А вот дороги отсюда туда он не знает - не ходил, лучше возвратиться по шоссе к развилке, повернуть на Реж, и оттуда по грунтовке пилить километров 15 до этой Сосновки-Аятки. Александр удивился: как так, живет человек в лесу, а тропки-дорожки что в округе, не знает.

Пока они общались, у нас под ногами с хозяйским видом ходил, гордо подняв хвостик, полугодовалый котенок, при рождении, наверное, белый, а сейчас серого от пыли цвета. Мы поняли, что здесь интересного ничего нет, а в эту Аятку ехать далеко и незачем, раз не заброшенная она. Так что почесала я котейку, да и пошли мы обратно к шоссе по солнцепеку. Налево от нас мы заметили еще одно строение непонятного назначения, половина его была под крышей, а половина - просто под навесом.

На дороге мы взяли курс на деревню Пьянково, чье название подтвердили своим появлением двое нетрезвых граждан в сопровождении собаки, которые нас поприветствовали. Первые дома показались уже сразу за поворотом. Но еще перед домами справа красовалась большая контейнерная площадка, вся заваленная мусором, а над ней возвышалась табличка "Пьянково".

Но сама деревня, на удивление, оказалась вполне респектабельной и чистой. Дома все больше добротные, машины возле них иномарки... А на другом конце деревни, у моста через реку Аять, весь берег был утыкан новенькими домиками - то ли под жилье, то ли под гостевые дома. На некоторых висели надписи "Продается". Часть территории была отгорожена под базы отдыха. На реке, на островке, была выстроена беседка, к которой вел подвесной мостик. Виднелись и маленькие рыболовные мостки.

На мосту через Аять рыбачили два мужчины, жалуясь один другому на плохой клев - одну рыбку всего с утра и поймали. Мы решили остановиться на полянке за деревней, чтобы пообедать. Там было где присесть и где руки помыть. Расположились и стали есть пирожки и овощи. Пока обедали, на небо набежали облака, и поднялся довольно холодный и резкий ветер.

После обеда Александр планировал заехать на территорию ракетной части, я его пыталась отговорить тем, что нас все равно туда не пустят, но он оптимистично предполагал - а вдруг она заброшенная. Тогда можно будет там полазить! Ну, что делать, проехали эти шесть километров, и увидели своротку направо. Как я и предполагала, дорога утыкалась в забор, ворота и шлагбаум. Я притормозила не доезжая туда, а Саша поехал пообщаться с караульным. Поснимал там на фото какое-то кирпичное укрепление с бойницами у ворот, деревянный противотанковый еж с колючей проволокой и ворота с российскими гербами. Внутри еще был виден трехэтажный дом, на балконе которого курил мужчина.

Караульный впустить Александра на территорию и комментировать что-либо с улыбкой отказался - мол, не положено. Я тем временем удалилась по неотложному делу в лесок, и там обнаружила у себя на ноге под штанами еще одного клеща. Попробовала его скинуть, но не вышло - поэтому я подумала, что он уже впился. Расстроилась. Позвала Сашу - вытаскивать. Но пока он доставал "противоклещевой комплект" - нитку и пинцет, я взяла бутылочку йода и плеснула на клеща. Он немедленно отпал, болтая ногами в воздухе. Не успел, значит, присосаться. Обрадовалась. И поехали мы дальше.

Там по программе следовал поселок Первомайский и карьер "Камушки". Оставалось проехать километра 4-5 и повернуть налево. По указателю повернули, и помчались под горку. У меня в голове возникла мысль, что ведь возвращаться-то придется в гору... Возле знака "50" обозначилась небольшая своротка налево, предположительно на карьер Камушки. Мы проехали по ней метров 200 и уткнулись в какое-то разрытое место, окруженное елочками. В недоумении огляделись, пожали плечами, и уже хотели уезжать, но по другой дорожке, ведущей вверх. И тут нам открылась полянка со скамейкой, деревянным настилом и костровищем, а на краю полянки обрыв в небольшой залитый водой карьер. Видимо, это и были Камушки.

Вокруг карьера и полянки стоял высокий сосновый лес, заглушающий звуки с дороги, так что здесь была тишина. Мы сели на скамью погрызть семечек, передохнуть, и послушать тишину. Александр сверился с картой, и выразил сомнение в том, что это тот самый карьер, что-то там у него не сходилось. Мы посидели полчаса, а потом решили поискать еще другую дорогу на эти Камушки. Ткнулись по лесным тропам туда-сюда, но так ничего и не нашли. По какой-то дороге с колеями вышли снова на шоссе к Первомайскому. Въехали в поселок, явно дачный, и стали искать кого-нибудь, у кого можно спросить про карьер.

По улице катались подростки на велосипедах, но Александр решил спросить у взрослых. У ворот одного дома стоял мужичок, вот к нему он и подошел. Разговор у них затянулся минут на пятнадцать, к нему присоединились еще один пьяненький гражданин и тетенька, но толку от этого было немного - они все говорили всякую чушь, пытаясь отправить нас к другим населенным пунктам, что подальше, или обратно, а также выяснить - зачем же нам карьер? И вообще, чего нам дома не сидится? И явно не понимали, о каких "Камушках" Александр говорит, только женщина вроде бы припомнила, что они туда купаться ездили, но дорогу указать не могла.

Мне надоело слушать весь этот бред, и я тихонько поехала на выезд из поселка. Александр догнал меня, мы обратились к девочке на велосипеде, показали ей на фотоаппарате фотографии карьера, на котором были, и она с уверенностью сказала, что это и есть Камушки. Александр успокоился, и можно было ехать дальше - программа выполнена.

Дальше мы должны были проехать мимо деревни Верхотурка, смотреть в которой было нечего. Где-то там значились остатки узкоколейной железной дороги, но по факту мы увидели лишь просеку, которая вела в Ольховку, мимо заболоченного озера Ельничное, из которого вытекает река Ельничный Исток.

Еще дальше по дороге располагалась деревня Мостовка, обозначенная на карте как нежилая. Но на самом деле жизнь там просто кипела - новые хорошие дома, куча гуляющего народа с детьми у небольшого водоема в карьере. А в конце деревни, на лужайке пониже дороги, у одного из последних домов, паслось большое стадо домашних животных - гуси, штук сорок, овцы, козы, куры... И везде висели таблички, а точнее плакаты "Продаются яйцо, куры, гуси, молоко, сыр" и т.д. Вот тебе и нежилая.

Мы проследовали дальше, в село Мостовское, где надо было заехать на базу "Солнечный остров", и, может, даже там и заночевать, если будет подходящее местечко. Ехать было довольно прилично, так что мы настроились на долгое движение. При этом приоделись потеплее, потому что температура воздуха сильно упала, и ветер дул просто ледяной. Правда, пока едешь, вроде тепло.

Мостовское оказался большим поселком, больше Шайдурихи. Недалеко от въезда мы мечтательно полюбовались маленьким светлым коттеджем, выставленным на продажу. Он почему-то нам очень понравился, уж больно уютный. На другом конце поселка мы свернули к базе отдыха, дорога началась плохая, разбитая, и я вдруг почувствовала сильную усталость, мне не хотелось туда ехать, и все! Но кое-как мы доехали, прямо по дороге маячил забор с большой надписью "Солнечный" - так назывался пионерский лагерь, который был здесь раньше. А вот направо была большая стоянка, где уже находились штук 30-40 машин, и ворота на базу "Солнечный остров" с огромным лозунгом "Добро пожаловать!".

Охрана, два немного поддатые мужичка, на территорию нас не пустили - без путевки запрещено, вопреки лозунгу. Просто прогуляться и то платно. Но затем Александра без велосипеда впустили, чтобы он мог найти администратора и посмотреть, как там внутри - а то как без этого коттедж-то заказывать? Я осталась у ворот сторожить велосипеды и грызть семечки. А машины с людьми все продолжали подъезжать. Когда Александр вернулся минут через 15, он рассказал, что на территории стоит пара двухэтажных каменных корпусов, несколько хозяйственных зданий, летняя сцена, качели...

Вышел он на берег маленького пруда, там были крытые беседки - то ли кафе, то ли еще что. Перед пляжем был забор, калитка которого была закрыта на замок, так что попасть к воде невозможно. С боков пляжика все было заболочено, так что поставить палатку за территорией базы, но у пруда не получалось. Справа от пруда виднелась маленькая плотина, на противоположном берегу был просто луг, на нем стояла машина. Осмотрев все это, Александр пошел обратно.

Мы сели на велосипеды, и поехали дальше. Покинули Мостовское, и стали искать место, где бы остановиться на ужин. Саша предлагал встать раньше, недалеко от базы "Солнечный остров", но мне то место так не понравилось, что я отказалась. А вот после Мостовского мы долго не могли найти ничего подходящего - то вдоль дороги развороченные механизмами поля, то сырой лес...

Через километр-другой попался поворот узкой дорожки к коттеджному поселку, туда мы и свернули. Прямо на обочине этой грунтовки мы расположились, достали еду и начали трапезу. Это было очень кстати, так как на улице сильно похолодало. Пока ели, у меня даже руки замерзли. Так что перед тем, как ехать дальше, мы как следует утеплились, шапки-капюшоны надели, перчатки.

Я позвонила Наташе, выяснить - дома ли они, на даче? Но они уехали в гости, так что ночлег в Красном Адуе отпадал. Поначалу решили поискать здесь в округе место для ночлега. Мы немного подустали, наши филейные части болели от жестких седел, особенно у Александра. Это особенно чувствовалось на неровностях асфальта. Поэтому он периодически ехал стоя...

Проследовали мимо поворота на Кедровку, где есть старая железная дорога, и даже еще осталась станция. Александр хотел было съездить, чтобы посмотреть на эту станцию Исетка, но путь туда вел по земляной насыпи, где невозможно ехать, и нам расхотелось. Еще там рядом стоял закрытый лагерь имени Федорова, принадлежавший УЗТМ. Мы подъехали, поглядели - там действительно стояли запертые корпуса, но стекла везде были целы, ворота на замке, видно, что лагерь охраняется. Мы отправились дальше.

Ехали мы в сторону Красного Адуя, смотрели, где же нам можно заночевать, чтобы утром заехать еще в гости на дачу к знакомым. Но, чем дальше мы ехали, тем меньше нам хотелось здесь оставаться на ночь. Во-первых, никаких красивых мест или многообещающих свороток в лес не попадалось. И сам лес везде стоял смешанный, преимущественно из берез, внизу - какие-то кочки, и все это просматривается метров на двести вглубь - палатку не поставить. Во-вторых, на дороге в разы увеличилось количество машин, прямо как на большой трассе. В-третьих, сильно похолодало, дул ледяной ветер порывами.

Пока доехали до Красного Адуя, так и не нашли ничего подходящего для стоянки. Переглянулись мы, и Александр внезапно предложил - А может тогда поедем домой? Тут всего километров 30 осталось... Я понимала, что это самое верное решение, но достаточно сильно устала, и не знала, смогу ли проехать столько. В конце концов, подумав, я решила, что надо ехать, а палатку поставить, в крайнем случае, всегда можно. Тем более что до Красного Адуя мы уже не раз ездили, и все интересное уже видели.

Приняв решение ехать домой, мы не стали заезжать смотреть на снесенный замок Хабарова в Красном Адуе, и аэродром Балтым перед поселком - отложили на следующий раз. Так что снова сели на велосипеды, и со всей возможной скоростью погнали к Екатеринбургу. Александр подбадривал меня комментариями типа "Уже немного осталось, сейчас Половинный проедем" или "Скоро уже Балтым".

У Половинного мы чуток отдохнули у остановочного комплекса, и вовремя, потому что минут за пять до этого я неожиданно потеряла педали. Ноги соскользнули, сначала одна, а затем и другая, и я не сразу сообразила, что надо просто затормозить. Вот до чего уже устала, мозг просто отключился. Мы двинули дальше, торопясь до темноты попасть в город, по темной трассе ехать как-то не хотелось. Начались повороты на базы отдыха вдоль озера Балтым, всякие "Шишки", "Ромашки", "Звездочки". Дорога шла либо прямо, либо под горку, так что ехалось легко.

Так незаметно мы добрались до поселка Балтым. Вот здесь машин было уже просто как в Екатеринбурге, дикое количество. А в конце Балтыма начиналась высокая горка, ее мы прошли пешком. Затем большой участок трассы шел все время под горку, асфальт был ровный, так что мы прямо летели, одно удовольствие! Да еще ветер дул попутный, в спину. Александр притормаживал, чтобы далеко от меня не отрываться. Мы планировали проехать путь до дома часа за три, но получилось гораздо быстрее...

Потом Александр подсчитал километраж нашего марш-броска, и оказалось, что за этот день, выехав в половине двенадцатого, да еще со всякими заездами и остановками, мы проехали 83 километра. Для меня - абсолютный рекорд, да еще учитывая, что это первый выезд в сезоне. При этом я не так уж и устала, могла бы и сотку проехать при необходимости. Это прямо-таки подняло мою самооценку...

Маршрут нам понравился, это интересное направление с хорошими дорогами, машин там мало, асфальт приличный, для велосипеда просто раздолье. Да и посмотреть есть на что, и места сами красивые, разнообразные, с лесами и полями.

Поездка оказалась приятной, хотя и окончилась раньше на целый день. Даже за эти два дня мы увидели много увлекательного и симпатичного. Но самым главным напоминанием о поездке стала долгая боль в Сашиной попе, сильно пострадавшей от велосипедного седла... Он еще несколько дней с трудом садился...


Полезная информация о Невьянске и окрестностях

Окрестности Невьянска богаты на достопримечательности, и, конечно, за одну поездку мы не смогли охватить все. В том же Невьянске можно посетить историко-краеведческий музей, он прямо рядом с башней, и его сотрудники водят экскурсии.

На улице Красноармейская 2 находится Дом невьянской иконы - одной из самых интересных российских школ иконописи.

На улице Крылова 20, стоит Свято-Троицкая церковь, пять куполов которой были снесены в советское время, сейчас в этом красивом здании находится архиерейское подворье.

Для любителей старины в селе Быньги недалеко от Невьянска есть удивительной красоты храм Николая Чудотворца, которому больше двухсот лет.

В Верхних Таволгах действует музей гончарного мастерства, и для туристов проводятся мастер-классы с настоящим гончарным кругом.

Возле поселка Красный Адуй, находится маленький аэродром.

Еще окрестности Невьянска интересны тем, что там все речки изрыты драгами, поскольку земля в тех местах золотоносная, и добыча золота ведется и в наши дни.

Карта:
Невьянск, Кунара, Шайдуриха, Пьянково, Верхотурка, Мостовка, Мостовское, Красный Адуй

Фотографии с поездки по окрестностям Невьянска

Собор Спаса Преображения
Краеведческий музей Невьянска (слева)
Вагонетка с прииска
Невьянский историко-архитектурный музей
Стрельбище в бывшем поселке Горельский
Дом кузнеца Кириллова в селе Кунара
Разноцветные узоры
Прудик в селе Кунара
Развалины в Шайдурихе
Озеро Аятское
Плотина на Аятском
Лодочная станция
Наша ночевка
Майское утро
Народное творчество
В деревне Пьянково вполне прилично
Турбаза на берегу Аяти (возможно продается...)
КПП ракетной части
Прудик на базе Солнечный остров
База Солнечный остров

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества