Гора Шунут

Это вторая часть нашего велопутешествия. Начало рассказа читайте на странице «Платонида»

Гора Шунут (Шунут-Камень) самая высокая в окрестностях Екатеринбурга, высота около 725 метров, длина, порядка 15 км. Является самой высокой точкой Коноваловского увала. Высота скал от 25 до 70 м. Склоны Шунута покрыты хвойным лесом, открыты лишь несколько вершин. Если не знать ориентиров, Шунут найти не просто - он практически не виден с окрестностей, но на гору ведет несколько дорог.

Добраться до скал можно с разных сторон: по грунтовой дороге от Мариинска, по лесной дороге от Краснояра, или от Верхних Серег. Шунут весьма популярен среди туристов. У вершины горы раскинулись живописные поляны, есть родник, со скал открывается красивый вид. С Шунута берет начало небольшая речка Козя, образующая в поселке Верхние Серги Козинский пруд.

Название Шунут предположительно образовано от калмыцких слов шун - существо и ут - огонь. Вероятно, на вершине горы, как самой высокой точке, часто разводили костры - с ритуальными целями или для предупреждения об опасности. Также калмыцкое название речек, текущих в окрестностях Шунута - Ик (Малый и Большой Ик). В прежние времена в окрестностях горы Шунут, Старик-Камень, Азов были поселения староверов. В глухих лесах располагались их потаенные скиты, в которые вели неприметные тропы.

В легенде о горе говорится о великане Шунуте, которому отрубили голову, и теперь она образует скалы Старик-Камень (иногда их называют Голова Шунута). Между ними и вершиной Шунута видна еще группа скал, достаточно высоких, и гораздо менее посещаемых людьми, из-за отсутствия дорог. О походе на Старик-Камень Вы сможете прочитать на соответствующей странице этого сайта.

Гора Шунут на велосипеде

Бодренько отправились мы по тропе, которая вела налево, хотя Шунут был направо. Я шла первой, и мне повезло увидеть большого зайца, метнувшегося от нас в лес. Метров через 500-700 среди леса увидели деревянный дом, кажется, немного недостроенный, но довольно большой. Перед домом было подобие двора, там горел костер, или очаг, кипятился какой-то самовар с котелком наверху, были разложены разные вещи. Даже походный душ на лесине был подвешен. И все это в лесу, среди деревьев.

Как только мы подошли ближе, с верхнего этажа дома послышался старческий голос: "Куда это вы собрались", и мы увидели дедулю очень колоритной внешности: весь седой, волосы давненько не стрижены, клетчатая рубаха, штаны старенькие, и рука одна, видно, не работает - парализована. Мы стали спрашивать старичка, правильно ли идем на Шунут, но вместо ясного и прямого ответа он нес какую-то галиматью. Что на Шунут в этом году еще никто не ходил, что тропы нет, потом - что она заросла травой и нам ее самостоятельно не найти, и так далее. Затем дедок стал собираться идти с нами - зашнуровал кроссовки. Мне почему-то не очень хотелось такого компаньона, уже через пять минут от его болтовни голова болела, я предложила пойти по одной из тропинок, отмеченных цветными фантиками, приклеенными к деревьям. Старичок обрадовано воскликнул - ну вот, сразу и пошли не туда! Я все-таки вас провожу. И мы пошли вместе.

Тропа действительно шла в довольно густой и высокой траве, но была прекрасно видна. К тому же фантики не давали ее потерять. В одном месте со склона отрога Шунута открылся вид на лежащие вдалеке горы - Азов, Марков Камень, Соколиный Камень, и другие. По пути наш проводник вещал без умолку: мы узнали, что зовут его Владимир, он пенсионер, был мастером в ПТУ, а сейчас живет в этой глуши совершенно один, и сотрудничает с Мариинским лесничеством, вроде как следит за тропой, клеит фантики, водит на Шунут туристов. При этом в его рассказах бурная фантазия хлестала через край - он сообщал, что его заставляют работать силой, грозясь оторвать башку, регулярно крадут деньги, одежду, а туристы просто бесчинствуют, особенно 15 человек из института связи из Екатеринбурга - пытались давить его мотоциклом. Потом выяснилось, что это были девушки с двумя преподавателями. И еще множество небылиц. Понятно было, что одинокая жизнь в лесу не пошла ему на пользу, и плохо отразилась на психическом здоровье деда. Было его жалко.

Затем тропа стала плохо различима в густой траве, но даже без провожатого мы ее нашли бы, надо только внимательно смотреть на деревья, где фантики. Там, где тропа выходила на лесную дорогу, старичок с нами попрощался и повернул назад - а то, говорит, на дороге грязно, чего я туда потащусь. По дороге (и правда грязноватой) мы быстро вышли к вершине горы Шунут, причем путь был совсем пологий, видимо, на нужную высоту мы поднялись еще раньше и постепенно. Прошли мы великолепную большую поляну, заросшую высоченной цветущей травой - тысячелистником и кислицей, распространявшей головокружительный аромат.

Среди елей и сосен виднелись скалы. Дальше по дороге слева был родник-колодец, обустроенный и даже с книгой отзывов (на обратном пути мы сделали там запись). Сфотографировались у живописной, нависающей над дорогой, скалы. И вот показалась вершина Шунута. Под скалами стояли несколько палаток, валялись вещи, навстречу нам вышел парнишка, мы с ним поздоровались и он показал, какой дорогой лучше подняться наверх.

Подъем был несложный, вскоре мы уже стояли на одной из вершин Шунута и созерцали окрестности. Видно было далеко, до самого горизонта во все стороны, погода-то была хорошая. Можно было наблюдать и Мариинск, и еще какие-то поселки, возможно, Ревду, Красный Яр, Верхние Серги. Конечно, еще фотографировали, потом Александр взобрался на соседние вершины, потом все вместе - на самую высокую (там загорали молодые люди). Затем мы перекусили и отправились в обратный путь, чтобы успеть приготовить обед. Шли мы по дороге, а не по тропе. Она вела довольно круто вниз, была тенистая и вся в глубоких колеях. И через каждые 300-400 метров на ней стоял мотоцикл. Всего их насчитали мы четыре штуки. Так что в здешних лесах можно собирать не только грибы и ягоды, но и технику.

Вышли мы к месту нашего вчерашнего ужина, пошли до Платониды. По пути мы еще раз завернули к старичку, поблагодарили его за помощь и дали денежку (он отказывался, говорил, что кругом видеокамеры все снимают, и у него деньги отнимут, но мы все равно оставили купюру на завалинке). Вдоль дороги было множество грибов - красноголовики, белые. Прямо обидно было, что их не довезти до дома, а то я, грибной маньяк, собрала бы их немало. На Платониде мы с Гошей занялись костром и приготовлением рисовой каши с тушенкой, а Александр стал фотографировать - и родник, и речку, и могилки, и алтарь.

Пока обедали, рядом с нашей поляной появились те самые мотоциклисты, транспорт которых мы нашли на дороге от Шунута. Поскольку нам надо было решать, по какой дороге отсюда выбираться, Александр спросил у них, как они приехали. Оказалось, по дороге, ведущей через Старик-Камень на Лавровку и Полевской, но дорога в таком же состоянии, как и наша, а в одном месте на километр - просто болото, где они тащили мотоциклы на руках. К тому же ехать гораздо дальше, чем до Мариинска.

Гоша съездил на моем велосипеде (чтобы не разгружать свой) на разведку по тропе на Краснояр, там оказалось все плохо. Поэтому ему очень захотелось поехать по дороге на Полевской. Но я-то понимала, что такой путь мне не под силу, тем более за один вечер. А это значит, что придется ночевать в болоте. Короче, мы с Александром стали убеждать Гошу вернуться по известной нам дороге, пусть ужасной, но точно проходимой и известно какой длины. Георгий сердился. Ему не хотелось снова ждать, пока я буду тащиться пешком. Но, в конце концов, он смирился.

В восемь вечера мы двинулись в обратный путь. Сначала, как и договаривались, ехали в пределах видимости, но через несколько километров Гоша нас удивил - он рванул так, что быстро скрылся из виду. Поэтому мы преодолевали этот кошмар вдвоем, я помогала Саше вытаскивать велосипед в особо трудных местах, каждые 10 минут снова мазала его от комаров, короче, хлебнули опять по самое не хочу. Александр промочил обе ноги в местных лужах.

Про Георгия Александр решил, что он нас оставил и уехал домой один, даже не предупредив. Я в этом сомневалась. Мне думалось, что он просто не хочет тащиться по таким местам медленно. В общем-то, так и оказалось. Когда до трассы на Ревду оставалось пару-тройку километров - впереди показался Гоша, он ехал нам на встречу. Выяснилось, что он доехал до Мариинска и разведал, где можно помыться и заночевать. Хотя, конечно, так не делается... Вместе мы доехали до дороги, причем по пути встретили табунок лошадей, их вожак стал посередине, и устрашающе храпел на нас, пытаясь не пропустить. Ночевать решили на противоположном берегу Мариинского водохранилища.

Проехав через поселок, уже в сумерках нашли место на берегу в сосновом лесу, где был хороший спуск к воде. Поставили быстренько палатки, и я пошла мыться. На бережку разделась, облачилась в купальник и заметила, что на правом плече у меня снова впившийся клещ. Кроме того, второй клещ полз по майке. Его я утопила. Потом искупалась. Выхожу из воды, а от палаток идет Александр и машет рукой - тоже клещ. Тут мы повторили всю процедуру удаления животных при свете фонарика. Клещей мы складировали в отдельные бумажки, Сашиных и моих, чтобы в городе сдать их на анализ - не больны ли чем. Потом парни умывались, а я уже в темноте собрала дров, сделала костерок и поставила котелок. Ужинали и пили чай очень уютно, комаров не было, светил костерок, мы вспоминали Платониду, Шунут, лесного старичка...

Спали в эту ночь замечательно, только собачки в Мариинске лаяли долго, да Александр возился - видимо преодолевал грязюки по дороге, во сне. Рано утром была небольшая гроза и дождик. Саша разбудил меня еще до дождя и попросил, как следует закрыть вещи тентом. Я еще и дрова по тент спрятала. Но когда я вышла из палатки часов в девять, вокруг было почти сухо, то ли дождь был слабый, то ли сосны нас укрыли. В общем, костер спокойно разожгли и позавтракали. Место было очень красивое, да еще и грибочки попадались. Пока я ходила искать их, Гоша вымыл свой велик. Мы собрались, доехали до плотины, там с Сашей тоже вымыли свои велосипеды, и двинулись по дороге к Ревде.

Дорога была очень живописная: то река видна, то поля, то лес, то поселочки. Красота! Машин почти нет, ехать одно удовольствие. По пути на въезде в Ревду мы пообедали. Ревда оказалась длинным городом, пилили до вокзала мы долго. Удивительно, но воздух сразу после въезда стал похож на городской - пыльный, душный и противный, вот что значит промышленность. На вокзал мы прибыли через пять минут после отхода электрички на Екатеринбург, пришлось ждать еще час. Пока сидели, Александр наговаривал на диктофон хронику нашего путешествия. А на его рюкзаке сидел, шевеля усами, большущий жук-усач, или скрипун. Долго сидел, до самого нашего отъезда. Погрузились мы в поезд и через час уже были в Екатеринбурге, где и разъехались по домам, договорившись созвониться для организации следующих совместных путешествий.

Как добраться до горы Шунут

Из Екатеринбурга нужно сначала доехать до Ревды. Если Вы на машине, в Ревде нужно двигаться в южном направлении по ул. Горького и далее до Мариинска. Если у Вас подготовленный для бездорожья автомобиль и Вы не прочь рискнуть, то перед Мариинском поворачиваете направо. И по этой разбитой дороге двигаетесь 13 километров до отворотка направо. Там машину оставляете и еще 3 км. на гору пешком. Если автомобиль застрял, возвращаетесь в Мариинск и ищите тракториста. Он знает, что делать.

Если Вы пешком, то электричка до Ревды, затем либо прямо от ж.д. вокзала автобус до Краснояра, но они ходят пару раз в день и расписание неудобное. Либо на местном автобусе доезжаете до остановки Совхоз. И там голосуете на трассе. Возможно, этот автобус тоже придется подождать. Если ноги хорошие, можно пройти всю Ревду, это 4 км, и уже там голосовать. Ехать нужно до Краснояра.

Из Краснояра есть два варианта. Первый по улице Зеленая, и далее по тропе в лес. Эта тропа приведет Вас на грунтовку, которая от Мариинска, до нее 5 км. По грунтовке налево и до своротка вправо на Шунут, еще 6 км. И там 3 км. в гору.

Второй вариант. В Краснояре двигаться дальше, через так называемые "Родовые поселения", до речки Большой Ик. Перед речкой свороток направо, в поля, и примерно через 6 км. тропа приводит на Платониду. Ну а там выйти на грунтовку, по ней 2 км. до поворота на Шунут, и там 3 км. по лесу. Вроде все понятно, если что, звоните.

Кстати, на машине можно проехать в сторону Лавровки, до речки Большой Ик, там заехать на пару сотен метров до лесочка, оставить машину, и пешком через Платониду.