Студия DV-PRO. Главная страница

Велопутешествие Алапаевск - Нижний Тагил

На этой странице я предлагаю Вашему вниманию рассказ об одном из велопутешествий, по маршруту от Алапаевска до Нижнего Тагила. Чтобы Вы понимали, на что планируете потратить время, читая сей рассказ, коротко изложу основные моменты. Я неоднократно бывал в районе Режа, изъездил там все вдоль и поперек, и мне было очень интересно.

Для путешествия на велосипеде, важно, что там есть дороги, с нормальным асфальтовым покрытием (грузовиков там ездит немного, так что покрытие разбивать особо некому), да и легковых машин мало, места-то ненаселенные. Встречаются села и деревни, где можно пополнить запасы еды и воды, прочувствовать спокойную деревенскую жизнь, и посмотреть старинные церкви и храмы, которые там сохранились. Причем эти храмы настоящие, не новоделы наподобие Верхотурья или Тобольска. Да, новые конечно красивы, но не хватает там духа истории, времени, они пустые. Поэтому в те края я буду ездить еще не раз. А сейчас решил заехать чуть подальше, до Алапаевска.

Общий километраж маршрута получился около 200 км, забрасываться и сниматься с него удобно, все поездами и электричками. Дороги, в основном асфальт, но был и непонятный участок, от Верхней Синячихи до Нижней Салды, и там было самое интересное. То, что называется глубинка. На маршруте присутствовали знаковые объекты: Верхне-Синячихинский музей под открытым небом, Алапаевская узкоколейка - некогда самая протяженная в России, Забытый поселок Шайтанский рудник, где некий московский богатей хочет купить целую деревню, видел уникальный мост через речку, никогда такого не видал, Верхнесалдинский металлургический комбинат, который в 90-годы прославился на всю Россию своими темными делами, ну и УралВагонЗавод Нижнего Тагила.

Получилось много интересных снимков. Надеюсь, рассказ и фотографии доставят Вам удовольствие, и Вы узнаете что-то новое об истории нашего края, а может, и сами захотите там прокатиться. Если соберетесь и побываете в тех местах, мне будет любопытно узнать, каковы Ваши впечатления, где Вы побывали, и что там увидели.

День первый
Супер-электричка, Алапаевск, музей в Синячихе, монастырь, Алапаевская узкоколейка, урочище Ясашная

В воскресенье в середине июля я глянул погоду - прекрасная, жара уже спадет, но будет тепло и сухо. И подумал, что сделаю еще одну попытку во вторник, а то до этого уже несколько раз не получалось. Правда, закупать еду не стал, на маршруте места людные, магазины есть, куплю что-то, в конце концов. Вечером за час все собрал, завел будильник на 5 утра, и лег спать.

Но проснулся даже раньше. Сложил в рюкзак еду, ну и всяких консервов взял, овощей, так что должно хватить на все дни. Велорюкзак пришлось увеличить за счет второго этажа, вещей немало получилось. Отметил еще, что на улице очень прохладно, а я в одной футболке и шортах... Потихоньку поехал на Аппаратную. Решил ехать именно отсюда, а не с вокзала, потому что поезд в расписании вообще указан был с начальным пунктом Шарташ. Билеты хотел покупать у кондуктора, но вовремя заметил, что там работает касса. Поезд стоит всего 2 минуты, надо было успеть загрузиться. Велорюкзак надел на спину, и стал ждать.

Когда подъехал паровоз, в нем оказалось всего два вагона, но зато каких! Я был просто потрясен! Таких удобных я отродясь не видел - комфорт выше всяких похвал! Двери вагона посередине, широкие, раза в полтора шире обычных. Выезжает подножка, чистые поручни. Даже с велосипедом удобно было заходить. У входа туалет, и можно проходить в вагон в обе стороны. Проход широкий, места - с одной стороны два, с другой три в ряду. И кресла мягкие, с углублениями для тела, есть высокие подголовники, да еще все ярких красивых цветов. Прямо настроение поднимается от такого дизайна!

Пространство вагона только наполовину заполнено сидячими местами, и очень просторно, можно свободно ставить детские коляски, хозяйственные тележки, большие сумки, велосипеды. А для инвалидов даже специальные мягкие опоры под спину, с ремешками и крючками. Есть и опускающиеся места, которые появляются только по необходимости. Вероятно, эти вагоны импортные. Я расположился с комфортом, прикрепив надежно велосипед. Ехать надо было долго, около пяти часов. Воздух в вагоне был свежим - то ли утром еще не нагрелся, то ли кондиционер работает.

Проехали озеро Щучье, Березит, Кедровку. Путь мне уже знакомый. Чуть подальше начались станции, где я давно не бывал, и появилось чувство, что уже далеко уехал. Часов в 10 я съел на второй завтрак банан. Потом боролся со сном, вертел головой, глядя в окно. Красиво было - не описать! Чуть не в каждом месте, где солнечные пятачки под соснами, тянуло остановиться отдохнуть. И как-то неожиданно быстро доехали до Режа. Там постояли две минуты, и поехали дальше, в сторону Егоршино. Миновали села, в которых я бывал на велосипеде - Покровское, Трифоново...

В Егоршино стояли долго, минут 20-30. Видимо, ждали другой поезд, Тавда-Егоршино. И после Егоршино на нескольких станциях в нашем вагоне двери не открывались, машинист объявлял, что неисправны. Я еще подумал, как же я в другой вагон переходить с велосипедом и рюкзаком буду, проходы между ними узкие. Но пришел работник, и двери исправил, мне сказали, что в Алапаевске их откроют. От Егоршино до Алапаевска было еще 4-5 остановок, между которыми длинные отрезки безлюдных лесов.

А еще я сходил в туалет - еще один шок испытал. Он оказался просто царским! Огромный, человек 10 войдет, наверное. Предусмотрено место для инвалидов-колясочников. Унитаз новой конструкции - маленький и высокий, вода сливается не так, как обычно. Чаша наливается полностью водой, стоит несколько секунд, а потом вода как-то удергивается вниз, как от вакуума! Кругом чисто, никакого запаха, есть зеркало, вода в кране течет от нажатия кнопки, и как из душа, струйками, рукомойник только маленький. Мыло есть, салфетки, туалетная бумага - короче, для белых людей.

Перед прибытием в Алапаевск я приготовил вещи, намазал кремом от солнца лицо и руки, и мы еще долго ехали по самому городу, он довольно длинный. Вдоль реки Нейва множество живописных развалин заводов и цехов. Жаль, что я не был готов сделать снимки, не знал что тут такие колоритные достопримечательности будут. Ничего, маршруты в эти места есть, в другой раз сфотографирую.

Ну вот, поезд прибыл в Алапаевск, и я без проблем вышел. Удивился, что вокзал здесь совсем маленький и очень старый, обшарпанный, не то, что в Егоршино - большой, из кирпича, аж в три этажа, хотя Алапаевск вроде побольше, и народу здесь не меньше чем в Артемовске. Подошел к скамейке, там поставил на багажник рюкзак, включил навигатор, и поехал. Сначала выехал по улице Павлова налево, в сторону собора и Кукуйской ямы, переехал по мостику речку Алапаиха. Свернул направо, к Храму.

Как проехал Кукуйскую яму - старый железный рудник, даже не заметил. Видел пустырь какой-то, но не понял, что это она. Мне потом уже женщина местная сказала, что яма эта вся заросла, да еще местные жители туда теперь мусор сваливают. Сфотографировал собор Святой Троицы Живоначальной, каменную статую святой. Дальше поехал по улице Ленина в сторону выезда из города, и у Пятерочки притормозил, чтобы купить квасу или газировки. Было примерно 12.30 или чуть больше. В магазин зашел прямо с велосипедом, прислонил его внутри. Купил за полтинник двухлитровку обуховской минералки.

Потом, около часа дня, я нашел небольшую площадку со скамейками и колодцем с водой, и решил там пообедать. Это оказался колодец милосердия, рядом со Зворыгинским сквериком. Отобедал перцами фаршированными, закусил конфетами из жевательного мармелада, в виде червячков, очень мне нравятся. Набрал воды в бутылку из колодца, на всякий случай, и отправился дальше. Проехал мимо второго храма, у кладбища, церковь Святой Екатерины, и двинулся к выезду из города.

Выехал из Алапаевска, борясь со встречным ветром, сильным и упорным, было полвторого. Движение по дороге по ветке Салда-Алапаевск мне показалось более оживленным, чем на Режевском направлении. Асфальт был далеко не идеальный, но был, ехать можно. Проехал стелу "Алапаевск", убогую и запущенную. Она и так-то простенькая, да еще и вся заросла бурьяном. Даже не интересно фотографироваться рядом. Ни герба, ни эмблемы...

Дальше справа и слева начались просторные красивые поля, засеянные чем-то желтоватым. Небо широкое, с облаками и синими прорехами. И вдруг раз - через поле уже виден Храм в Нижней Синячихе! Надо же, уже приехал, а я-то настроился долго пилить. Обрадовался - меньше часа ехал. Доехал до развилки: направо - Нижняя Синячиха, налево - монастырь и Салда. Проехал направо, и прибыл в Синячиху. Тут я уже бывал. На сайте есть подробный рассказ о музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе.

Я помнил, что поселок небольшой, и половина - это территория музея под открытым небом. Увидел я кафе, где мы обедали, декоративную каменную стенку с нишей, что есть у нас на фото. Рядом был магазин "Ирина". Народу нигде никого. Храм совсем не изменился с прошедших времен - как был облупленный, так и есть. Но все равно, по-своему красивый. Уж всяко лучше чем новодел.

И вот я въехал на территорию музея, и мне показалось, что все здесь не так грандиозно, как сохранилось у меня в памяти. Обычные деревенские домики, и не скажешь, что историческое наследие. Видимо, сказалось то, что я уже все это видел, и фотографировал, да еще был с экскурсией, и слушал интересные факты, заходил внутрь изб и дворов, рассматривал разные предметы. А с тех пор побывал во многих богом забытых деревушках, где домиков таких не мало... Нашел я подветренную сторону возле избушки, сел, и стал говорить на диктофон.

Просидел целый час, отдохнул, в план вроде укладываюсь. Небо, кстати, больше затянули облака. Около четырех часов дня я спустился к плотине, осмотрел дорогу, ведущую через дамбу, на горку и вправо. Там множество мелких деревушек, туда у меня тоже есть маршрут, когда-нибудь съезжу. Посмотрел на скалу на противоположном берегу, где стоит зеленая часовня Александра Невского, сделал пару фотографий, и поехал обратно к выезду, в сторону Верхней Синячихи. Проезжая мимо кафе, обратил внимание, что оно, кажется, закрыто. Видимо, работает только в выходные и по предварительной записи для экскурсий.

По дороге был еще большой комплекс мужского монастыря, туда тоже заехал. Все там прекрасно, красиво сделано, территория большая. Но, поскольку он стоит прямо у трассы, то, где бы ни находился человек, он будет слышать шум машин. Внутри нашлась выкошенная поляна с надписью "место для палаток", и там стояли два больших армейских шатра. Видимо, это все для паломников. Дальше был симпатичный садик с декоративными елочками, кустарниками, цветами. Высажено все любовно, ухаживают за растениями аккуратно.

В глубине территории было еще несколько зданий - трапезная, жилые корпуса монахов. Еще дальше хозяйственные постройки, стройматериалы, дрова, лошадка в загоне пасется. И уже в лесу виднеются несколько домиков, где тоже кто-то живет. Собака на привязи громко лаяла, но при этом активно виляла хвостом - наверное, приглашала пообщаться, скучно ей одной. Удивили меня маленькие окна во всех помещениях, как бойницы, - неужели монахи так не любят свет, и им не интересно смотреть на окружающий мир? Спросил у одного монаха, он объяснил, что это сделано специально, ведь цель монахов не на мир смотреть, а с Богом общаться, так что ничто не должно отвлекать от молитвы.

Посмотрел я небольшую часовенку, декоративный мостик, рядом десятка полтора могил - монастырское кладбище. Тоже все очень ухоженное. И строилась недалеко новая колокольня. И еще в нескольких местах видно было, что кое-что недостроено, недоделано... Выезжал я с территории монастыря через большие деревянные ворота, массивные, тяжеленные, как в древней крепости. В них сделана дверца, но там порог сантиметров 20, с велосипедом неудобно. Ворота были не заперты, так что я их открыл, выехал, и обратно закрыл. Было около пяти.

Проехав некоторое время по дороге прямо на солнце, я увидел дома Верхней Синячихи. Дорога шла направо, и я раздумывал, то ли туда свернуть, то ли ехать дальше вперед. Достал карту, посмотрел, и решил ехать вперед. Скоро дорога чуть повернула налево, и перешла в улицу Ленина. У меня в этих местах значился заброшенный храм. Но ничего похожего не видать. Слева заметил магазин "Монетка", спросил у мужчины про храм, он ответил, что да, был такой, но его давно перенесли в другое место, а куда, он и не знает.

Пока с ним общался, стоя у магазина, понял, что меня отчего-то тянет на плюшку, надо зайти, купить. Так же, как раньше, закатил велосипед прямо внутрь, и купил булочку с джемом, "Смак", всего за 26 рублей, вкусная оказалась. Недалеко музей был, но у меня на это времени не было. Поехал я направо к плотине пруда. А рядом находился железнодорожный переезд и здание станции Алапаевской узкоколейной дороги. И снаружи стоят интересные скульптуры.

Я подъехал посмотреть - домик вокзала был словно игрушечный, совсем маленький, и рельсы тоже напоминали детскую железную дорогу. А скульптуры рядом были сварены из деталей паровозов и вагонов, и назывались "Любовь", "Счастье", и в таком роде. В здании никого не было. И вокруг нет людей, чтобы попросить меня сфотографировать на этих игрушечных рельсах. Так что пришлось найти подходящий поребрик, поставить туда фотоаппарат, настроить автоспуск, и сделал несколько кадров. Как раз и солнце вышло.

Дальше я поехал в горку, увидел небольшую площадь, и рядом руины большого старинного храма Пресвятой богородицы. Остались только стены, и они все заросли молодыми деревьями и кустами. Еще там были монумент павшим в войне, администрация, спортивный комплекс и дальше расходятся улицы. Я вернулся обратно, проехал по плотине, и повернул направо, в сторону Салды, Нижней и Верхней. Но до них еще было далеко, даже завтра не доберусь.

Перед выездом из Верхней Синячихи, я съехал с дороги, поставил к ограде велосипед, и надел штаны и кофту, а то уже вечерело, да еще свежий ветерок обдувал, холодновато. Но минут через 10 активной езды стало снова жарко. И как только миновал последние дома Верхней Синячихи, машины на дороге совершенно пропали! Тогда я не обратил на это особого внимания, подумал, видимо жители Салды чаще ездят в Нижний Тагил, чем в Алапаевск. Было уже 18.30, небо стало чистым, солнце светило уже спокойно.

Я подъехал к узкоколейной дороге, и присел отдохнуть. Идет эта железка в сторону Санкино. Я изумлялся, как держится паровоз на таких узеньких и тонких рельсах, как не падает? Ужинать решил позже, надо еще проехать немного до конца дня. Около семи вечера поехал дальше, предварительно расстегнув кофту и закатав штаны. Дорога шла по смешанному лесу, много было каких-то больших луж по обочинам. Иногда попадались съезды в сторону метров на 20, и дальше он обрывается, и видно, что никто в лес уже давно не ездил. Интересно, для чего так сделано? Я предположил, что это для водителей, чтобы сворачивали при поломке починиться, а то дорога узковата.

Также видел маленькую беседку, по углам у нее столбы, есть крыша, столик и скамейка. И она совсем новая, еще дерево не потемнело. Но поставили ее внизу, под насыпью дороги, и все заросло травой по пояс. И таких беседок встретилось мне уже штуки три. Ясно, что никто такими беседками не пользуется, туда же не подойти! Кто это понастроил, непонятно, деньги на ветер. Машин было очень мало, так что ехать хорошо. И что удивительно, за весь сегодняшний день я не видел вообще ни одного овода!

Примерно в половине восьмого вечера я увидел очередной съезд и беседку, до которой не добраться, и решил здесь поужинать. Нет, не в беседке, а прямо на дороге. Прислонил велосипед кое-как к пластиковому столбику, достал еду, и поел огурку, помидорку, жареную колбасу и хлеб. Запил минералкой. Вот и весь ужин. Поехал дальше. Как уже упоминал, отсутствие машин объяснял тем, что уже вечер, да и места тут малонаселенные.

На 42 километре асфальт закончился! И началась грунтовка не самого лучшего качества, было впечатление, что основу положили, а асфальтовое покрытие забыли. Были там и булыжники, и ямы. Может, ее хотели ремонтировать, и старый асфальт сняли, а новый сделать денег не хватило - поворовали. Пошла трясучка, как по стиральной доске. И, хотя машин было мало, за каждой тянулся столб пыли. Скорость моя упала до пешехода. Так вот почему машин тут нет. Стал думать, участок ли это такой, или до самой Салды будет такая ерунда. Но думал не долго, мои сомнения развеял знак с изображением машины с вылетающими из-под колес камнями, и надписью "25000 метров". Это почти до Салды! И главное, не 25 км, а 25 тысяч метров, чтоб уж напугать как следует.

Но я не из пугливых, даже наоборот, подумал, вот приключения будут, и двигался неспешно вперед. Выехал на открытое пространство с полянами, и понял, что это урочище Ясашная. Когда-то давно здесь была деревня, и довольно близко к дороге подходит речка. Увидел дорожку, как раз ведущую к берегу, но определил, что ехать придется далеко, дальше река будет ближе к дороге. Так что пока продолжил путь по основной грунтовке. Справа в поле работал трактор, кажется, косил сено. Слева стояли будки лесозаготовителей и штабеля бревен. Впереди вправо шло понижение, наверное, к речке Синячихе.

На поляне самого урочища тоже лежали высокие штабеля бревен, некоторые метра 3-4 высотой. И туда был съезд, а навигатор показывал брод через речку. Вот туда я и поехал, где брод, там дно твердое, как правило. Подъехал, посмотрел на речку - она не глубокая, сантиметров 40 максимум. Есть остатки деревянного моста. На перекатах вода журчит. Купаться удобно будет, а вот хороших мест для палатки на поляне не попадалось. Или голая земля, или травяные заросли. Походил я, и нашел подходящий пятачок на возвышенности, рядом с кучей бревен, и эта куча отгораживает местечко от дороги.

На земле насыпано много сухих опилок, тоже хорошо. До речки метров сто. Вот здесь я и решил поставить палатку. Нарезал немного травы, подстелил под дно. Поставил свой домик, накинул тент, открыл оба входа. Кругом вились мелкие мошки. Некоторые садились на меня, но укусов не было. Велосипед прицепил замком к палатке, рюкзак и вещи из него закинул прямо в палатку, я же в этот раз один, место есть. Утром сегодня я встал очень рано, и потому не сделал свои природные дела, и весь день было не до того. А вот сейчас, на стоянке, подумал, что пора. Забрался на штабель бревен, где нет мошек, и там присел. Красота...

Потом взял мыло, полотенце, кружку, обулся в тапки, и отправился к реке. Помылся там хорошенько, и чистенький вернулся в палатку. Забрался туда в 21.15, попил чаю, и стал набалтывать на диктофон события уходящего дня. Говорил до 21.45, солнце к этому времени уже зашло. Можно было спать, чтобы наверстать недосып. Будильник завел на 6 утра. Поскольку я в чистом поле, солнце меня согреет сразу, как взойдет.

За этот день я проехал 47 км, немного больше, чем рассчитывал. В палатке было тихо, машин нет, до реки далеко, так что журчание не слыхать. На небе маленькие облачка с розовой подсветкой... Примерно в 10 вечера я забрался в мягкий спальник, и заснул.

День второй
Ночной дубак, деревня Ясашная, разобранная узкоколейка, трудный участок пути, Акинфиево, речка Юрка, лесной блиндаж

Почему-то будильник не прозвенел в 6 утра. Но, может и к лучшему, потому что ночь была кошмарная! Со мной такого давненько не бывало... Вечером, когда лег, спокойно заснул в спальнике, хотя уже было довольно прохладно. Палатка у меня стояла одним выходом к реке, до которой довольно далеко, больше ста метров точно, а другим - к штабелю бревен и дороге, и там лежит велосипед. К реке открывался красивый вид на поле, с другой стороны лежали пакеты с продуктами, прикрытые тентом.

Проснулся я через какое-то время от шороха. Вскочил, выглянул в окно - вижу, по дороге едет со стороны Синячихи грузовая машина, вот у нее шины и шуршат. Увидел еще тонкий месяц над дорогой в голубоватых сумерках. А прямо над рекой, в низинке, уже стоял густой туман, и висел полоской над водой, но над перекатом тумана почему-то не было. Красиво... Таинственно... Я снова забрался в теплый спальник, и заснул. А потом началось - стало холодно, затем еще холоднее, и наконец, пришел полный дубак.

У меня замерзло все - голова, нос, спина, колени, ступни. Они были прямо ледяные! Я все время просыпался - то от ночных шумов, то от холода. И каждый раз чувствовал мороз еще яснее, как будто в холодильник лег. Все старался унять дрожь, чтобы все-таки заснуть. То пытался напрягать мышцы, то наоборот, пытался их расслабить, но все бесполезно. Спальник абсолютно не грел, и казался вообще влажным. Я, кстати, летний взял, июль же блин, лето...

Уже и дверцы палатки закрыл. Потом надел вторую футболку. Потом накрылся еще кофтой и штанами. Потом придумал выпить горячего чая - вдруг поможет? Но нет, я постоянно просыпался от собственной дрожи, меня просто колотун одолел, и так всю ночь. Уснул - проснулся, зубами постучал, и так всю ночь в забытье провел. В полусне я все ждал прихода спасительного утра и солнца. Потом вспомнил, как много лет назад мы также на Чусовой вдвоем с другом мерзли, пол ночи тогда у костра просидели...

Так и мучился я до самого рассвета. Это хорошо, что я не поставил палатку прямо у реки, а то в холодном тумане я бы вообще до утра не дожил... В очередной раз выглянув из палатки, я заметил в тумане пятно встающего солнца, и у меня появилась надежда на спасение. С этими мыслями я заснул, и постепенно действительно согрелся, точнее оттаял. Утром удалось немного нормально поспать, до половины восьмого. Теперь можно было вылазить наружу, сделать утренние снимки, потом зарядку, умывание и завтрак. Такой был у меня план.

Утро было замечательное! Конечно, если солнышко на небе. Когда вышел из палатки, сфотографировал урочище - оно впечатлило меня намного больше, чем монастырь или музей в Синячихе. Обширные поляны, накрытые огромным чистым небом с маленькими трогательными облачками. Солнечные лучи все четко освещают. С высокого штабеля бревен можно сделать хорошие кадры во все стороны. Сделал зарядку, наблюдая за множеством птичек - трясогузки, луговой чекан, серые птички с желтоватой грудкой...

Затем сел завтракать бутербродами с чаем, который еще оставался достаточно горячим. И все еще не было кусачих насекомых, даже клещей! Просто идеальное место! Потом я умылся в речке Синячихе. Вода в ней, конечно, не такая прозрачная, как в северных реках, но довольно чистая, умыться можно. Поплескался я, в сланцах перешел на другой берег, поднялся на пригорок - вдруг что интересное есть? Но ничего особенного не обнаружил. Вернулся к палатке, собрал ее, взял фотоаппарат, и пошел опять к реке, ее и остатки моста поснимать.

Вот удивительно, мост без всяких механизмов строили лет сто назад, а бревна - лиственница около метра в диаметре! Как их ворочали... Пришла мысль, что в это место можно просто приехать на отдых на несколько дней - поселился, и живи себе! Дров куча, вода есть, комаров нет. И красота кругом! Цветов - видимо-невидимо, ковры огромные, и пахнет все это ароматами... Ну, да ладно, мне в путь надо. Начал собирать вещи. Рюкзак поставил на бревно подходящего размера - удобно, он не падает. Провозился долго, выехал только в половине одиннадцатого. На самом деле я просто не хотел уезжать с этого чудесного места. Вот и не спешил.

Я ехал, любуясь обалденными полями. Настолько там было красиво, что слов нет описать. Везде травы разного цвета, все цветут сиреневым, розовым, желтым, белым... Но самым удивительным был нежный медовый аромат, разлитый над полями, наверное, цвели донник и таволга. Городской житель никогда такого не ощутит. Было по пути еще пара съездов к речке. А скоро начался асфальт - старый, выщербленный, но довольно ровный, хотя бы крупных камней нет. Я обрадовался, но рано - через пять километров он снова кончился.

Пока ехал по асфальту - машин не попадалось, тишина, покой. Как только снова началась грунтовка - немедленно появились машины, вздымающие клубы густой пыли. Потихоньку ехал, изумляясь, куда девались целые километры асфальта? Водой, что ли, смыло? Там, где стоял лес, уже было видно, что зелень не весенняя, а уже темная, летняя. Летали бабочки-траурницы, и еще какие-то желтые, но не лимонницы. Вот ту я впервые заметил оводов, но они вели себя не активно, и меня не кусали. Однажды в полях ко мне подлетел шмель, и какое-то время летел рядом со мной и впереди, будто показывая мне дорогу. Может, он меня разглядывал?

В 11.50 я доехал до речки Полуденка. Попил водички, немного отдохнул на мостике, и поехал дальше. Сегодня ехать было легче, я вошел в режим путешествия. Мне уже не так важно было доехать до следующего пункта, важнее было само движение - я путешествую! Наконец-то!

Дорога шла все с колдобинами, да еще в горку стала подниматься, так что скорость была у меня не большая. Видел по пути странный тягач - наверное, для валки или перевозки леса. Трактор с двумя колесами и натянутыми на них гусеницами. Диаметр колес большой, расположены они близко друг к другу, вид получается забавный. Есть еще прицеп с такими же колесами и гусеницами. Вот интересно, у прицепа тоже есть мотор? Тянулись по сторонам дороги леса, полян не было.

Вот появился знак "Деревня Ясашная. 7 км". Стал думать, ехать ли туда? Крюк немаленький, время там потеряю, а будет ли что интересное, неизвестно. Но, посмотрев на часы, половина первого, понял, что еще успеваю. Дорога туда была ничуть не хуже основной, так что решил съездить - час туда, час обратно, ну и там часок. А потом до Акинфиево, где буду ночевать, всего 16 км остается.

Дорога шла по насыпи, поднятая над местностью. Из щебенки на обочинах торчали ромашки. Через 2 км дорога стала хуже, камней больше, началась тряска. Хорошо, что винт у багажника недавно поменял. А потом еще и в горку подниматься пришлось. Точно к часу дня до деревни не доеду... Ехал я, ехал, и тут раздался резкий звук, как будто что-то заело в велосипеде, или что-то трется друг о друга со скрежетом. Затормозил, и оказалось, что у меня авария.

У велорюкзака есть лямка, которой я его привязываю к подседельному штырю, чтобы назад не съезжал. И застежка этой лямки приходилась у меня в районе копчика, так что при движении я туда попой нажал, и ее расстегнул! Задняя часть лямки сползла, ее затянуло в цепь, и намотало на звездочку вместе с пряжкой. Я удивился, что пластиковую пряжку не оборвало, и не размололо в звездочке совсем. Стал доставать лямку, отмахиваясь от оводов. Пришлось повозиться, еле-еле размотал! Лямка потрепалась, стала грязная, но осталась целой, и ее можно было использовать. Понял, что пряжку надо ниже застегивать.

Вскоре после этого я приехал в деревню Ясашная. Слева по навигатору значился где-то в лесу пруд на речке Полуденка, но его с дороги было не видно. Впереди послышался гудок паровоза, и я подумал - вдруг это узкоколейка? Вот бы снять кадры с настоящим мини-паровозиком! Я заторопился, но увидел, что идет обычный тепловоз, нормального размера по обычной железной дороге. Потом узнал, что узкоколейку здесь разобрали, она осталась только в Верхней Синячихе.

Деревня Ясашная оказалась довольно большой. Миновал я кладбище и железнодорожный переезд, полуразобранное старое здание из красного кирпича, колодец (надо на обратном пути воды набрать). Дома были старые, многие заброшены. Был и магазин, и рядом костел вроде, не православная церковь. Слева стояла местная администрация с флагом России, дальше клуб и почта. И еще вдалеке торчала водонапорная башня.

Поговорил я с женщиной, заходившей в магазин. Она рассказала, что раньше, еще в позапрошлом веке, деревня Ясашная была там, где сейчас урочище (где я ночевал), и жили там, вроде бы, углежоги. А эта деревня появилась, когда здесь проложили железную дорогу, и поставили станцию Ясашная. Три раза в день привозят в магазин продукты, но все дороже, конечно. Кстати, в магазине все полки были заполнены товаром, пустых не было. Есть отсюда поезд до Тагила, но сейчас что-то сломалось, и пока сообщения по железке нет. Автобусы сюда давно не ходят, так что жители здесь не живут, а выживают.

Поехал я дальше. У пруда с маленькой плотинкой, нашел пятачок со старым креслом и костровищем, и сел там обедать второй порцией перцев. Погода стояла хорошая, небо чистое. Сделал несколько фотографий, вдалеке виднелся новый храм, маленький, как обычный домик, смотреть его я не поехал, и так времени много потерял. Сейчас уже было около половины третьего. На обратном пути хотел еще снять клуб, водонапорную башню, купить в магазине печенья и набрать в колодце воды.

Глянул в навигатор - отчего-то там значилось две станции Ясашная. Вторая была дальше, в конце поселка, и я понял так, что это станция узкоколейной железной дороги. И подумал, что неплохо бы туда прокатиться. Поехал я по переулку, и увидел девушку, судя по одежде, городскую. Спросил у нее про станцию, есть ли она там вообще? Она сказала, что мне направо, и показала на обычную станцию, где я уже был. На мои слова, что я ищу другую, с узкоколейкой, девушка сделала удивленные глаза, не слыхала о такой, видимо. А меня спросила, что я вообще здесь делаю? И очень изумилась, услышав, что путешествую.

Поехал я по улице в сторону предполагаемой станции. Дома все были нежилые, только в предпоследнем во дворе залаяла собака, да и белье там висело. Я решил уточнить, а то здесь дорога уже кончается, только неприметные колеи дальше идут, да травой все поросло. В доме мне никто не ответил, и я повернул обратно, подумав, что все равно от станции ничего уже не осталось. Проехал по улице Советской мимо клуба и почты, водонапорной башни.

На завалинке сидели местные маргиналы. Я прислонил велосипед возле магазина, и вошел внутрь. Купил там сметанник, приличного размера, и всего за 35 рублей. Спросил у продавца про узкоколейку, но она была не местная. А вот маргиналы мне доложили, что станцию и рельсы давно разобрали, и они в этом немного участвовали, а сейчас там ничего нет. Вот странно, здесь ее разобрали, а дальше - еще нет. Я отправился в обратную сторону, уже было около трех часов.

Перед кладбищем я еще завернул направо, к речке Полуденка. Она была маленькой, со стареньким мостиком. Видов красивых нет, лесовозная дорога теряется в лесу... Рядом еще типа поселочек Полуденка, да прудик маленький. Но судя по всему, там уже никто не живет, дороги туда не нашел. Семь обратных километров дались легче, ведь я уже знал, сколько ехать. Выпил там теплого чая, чтобы освободить термос. В Акинфиево попрошу воды, чтобы заварить новый, а костер делать не буду.

Участок от Ясашной до Акинфиево оказался самым трудным. От 82 километра на дороге начались бетонные плиты, никак между собой не скрепленные. Они торчали кто выше, кто ниже, так что велосипед только и скакал то вниз, то вверх, как на поребрик. Не разгонишься, надо внимательно смотреть, как лучше проехать, где меньше перепад высоты у плит. Хорошо, что тянулись они всего метров 700. Там, кстати, дорогу перебегала белка, а потом, через несколько километров, еще кто-то из куньих - величиной с кошку. А может, и заяц, я не разглядел.

Примерно на 84 километре пропала щебенка, и дорога стала из земли и глины. Ладно хоть погода была сухая, а то здесь бы и застрял! Миновал еще одно урочище, Северка вроде называется. Дальше видел стелу "Алапаевский район", и табличку, что дорогу эту обслуживает "ОАО Свердловскавтодор", и даже телефон указан. Постыдились бы это вешать - ясно же, что никто эту дорогу не обслуживает вообще! Позорники... Еще видел узенькую просеку в лесу, оставшуюся от узкоколейки, которая от Ясашной шла - там даже для автомобиля тесно!

И вот эти 16 или 17 километров я мучился, они мне стали, как все 30. Трясет так, что зубы стучат. Оводы еще донимают. И ноги, и задница устали. Да и психологически все так монотонно - лес одинаковый, ухабы одинаковые. Хорошо, что запас времени был, потому что трясся я здесь целых два часа. Только в 17.05 заметил признаки близкого жилья, там осталось всего 2 км до начала Акинфиево. Съел я на полдник вареное яйцо, закусил вкусным и сытным сметанником. Стало веселее. Вот теперь можно и в Акинфиево.

Двигался я не спеша, вертел головой во все стороны - искал натуру для фотосъемки, любовался видами, и подсекал дороги, которые могли привести меня куда-то в интересное место... Въехал я в Акинфиево, и стал искать людей, чтобы попросить кипятка для термоса. Завернул в первую улицу, увидел, что там стоит машина, значит, есть кто-то. Позвал хозяев - никто не вышел. Ладно, найду в другом месте... На перекрестке с главной улицей Центральная повернул направо (а сама она шла в сторону Салды). Покатался еще по деревне - нигде никого. Набрал воды в колонке, да термос сполоснул.

Вернулся на перекресток, и увидел двоих на скамеечке, мужчина и женщина, и девочка на качелях качается. Вот у них я и спросил кипятка. Они сказали, что дать-то дадут, только придется подождать, потому что электричество в деревне вырубили, так что на газовой плите воду подогреют. Я пока болтал с мужчиной, и доставал из рюкзака заварку. Ничего особо интересного, просто откуда да докуда. Им очень понравилось, что я путешествую на велосипеде, интересно же! Заварил я термос, поблагодарил, и поехал дальше.

Вечерело, но времени у меня еще было достаточно, чтобы найти хорошую ночевку. В навигаторе было указано, что улица, по которой я еду, продолжается за деревню, и ведет к речке Юрка. Вот там и поищем место. Дорога за поселком раздвоилась, часть ее вела налево на территорию животноводческой фермы с разной техникой. И на въезде в Акинфиево я видел круглые стога сена. А направо дорога вела в сторону реки, и к кладбищу. Ну, раз уж поехал, надо проверить - может, она через кладбище к реке идет.

Могилы были только справа, а слева какая-то просека. Кругом были сосны, под колесами хрустели шишки. А еще в лесу появились оводы, странно, в сосновом. Дорога кончилась, и остались только земляные колеи, поросшие травой. Доехал я до конца кладбища, там стоял большой деревянный короб непонятного назначения, но не гроб, точно. И дороги дальше не было. Я прислонил велосипед, и отправился искать речку пешком, хотя уже понимал, что ничего хорошего здесь не найду - рельеф подсказывал. Комары и оводы меня уже погрызли порядком, я же в шортах.

По высокой траве через несколько десятков метров я вышел на небольшой обрывчик, и под ним в овраге текла речка Юрка. Но была она шириной полметра, текла в глубокой земляной канаве, а кругом трава - не подойти. Я понял, что ночевать здесь никак, и задумался, где же тогда? Ну, что-нибудь придумаю, еще только около шести часов. Вернулся быстро к велосипеду, подгоняемый кладбищенскими вампирами, и пошел обратно, ведя велосипед рядом - там было в горку. И тут обнаружил, что мой зеленый резиновый шнур оборвался, потеряв крючок. Видимо он за ветки зацепился, пока я тут продирался. Блин, и в траве теперь его не найдешь. Ну ладно, новый куплю.

В деревне повернул направо, но снова никого не увидел. Проехал остановку, и в конце поселка остановился посмотреть по карте, течет ли Юрка через деревню. Речка текла, я ее пересек. На выезде увидел здание храма, весьма колоритное, в чистом поле, сфотографировал, и покинул Акинфиево. Была еще надежда встать где-то в полях за деревней, если найду съезд к воде, или просто ровное место. Но ничего подходящего не нашел. А дорога снова стала колдобистой. Ехал тихо, смотрел, куда приткнуться, чтоб не у самой дороги.

Пару съездов я видел, один вел к забору из колючей проволоки, ограждавшему лес. Я так и не понял, то ли это чтобы в лес нельзя было войти, то ли из лесу выйти. Тянулся забор всего метров 20, не больше, и исчезал. Метров 150 от основной дороги стоял домик из обрезков досок (горбыля), рядом еще навес, лавочка буквой Т, доски. Тоже не знаю, для чего домик сюда поставили. Но здесь летали комары, палатку поставить особо некуда, травы и кустов заросли, так что я не остался. Поехал искать дальше.

Проверил дорожку налево. Метров 50 проехал, а там мусор вывален. Снова неудача. Проехал речку, была она узенькая, с земляными берегами, и в буйных зарослях травы. Скоро дорога уже должна была поворачивать на Шайтанку. Заехал направо по дорожке, поставил велосипед, и пешком пошел смотреть, что там дальше. Прошел метров 50, и увидел небольшой домик из досок, окруженный двумя рядами колючей проволоки, а перед ним почему-то блиндаж, прямо с бойницей! Вот так... В зарослях заметил не сразу большую яму, а края у нее укреплены жердями, и в ней стоит вода. А в стороне от ямы трава совсем низкая, и земля там ровная, сухая. Можно ставить палатку!

Вот здесь я и решил остаться. Правда, комары-оводы кусают, но это ничего, в палатку заберусь. Зато воды можно набрать, помыться. До дороги здесь недалеко, но за деревьями ее не видно и не слышно. Прикатил велосипед, стал доставать штаны и кофту, и тут обнаружил на себе первого в этих краях клеща. Он прямо на брови сидел! Снял его не с первого раза, и выкинул подальше. Оделся, нацепил накомарник, чтоб не кусали комары, и стал ставить палатку. Жарковато было в одежде, конечно...

Привязал велосипед к палатке, разложил вещи, пакеты с продуктами повесил на ручку велосипеда, да на сучки, и наконец-то забрался внутрь. Ноги уже гудели от усталости, проехал вроде не так много, но по сложной дороге, колдобистой да ухабистой. Было 19.45. Поужинал прямо в палатке, закусил вкусными мармеладными червячками, и в 8 вечера стал наговаривать на диктофон. На навигаторе у меня было 108 км от начала пути.

Отдохнул я немного, посидел, в ожидании вечерней прохлады - чтоб комары уже попрятались. Затем вышел наружу, и отправился с бутылкой к яме с водой. Но вот набирать там воду было неудобно, когда рыли эту яму, землю складывали по краям, так что со всех сторон получились бортики из достаточно рыхлой земли, а спуск сам крутой. Неграмотно сделали. В общем, я кое-как приспособился, наступил на жерди, склонился к воде, и стал набирать бутылку. Вода, кстати, была коричневатая. Пока сидел неподвижно, комары меня все-таки немного покусали.

Набранной водой я помылся с мылом, и на это ушла вся бутылка, два литра. Пришлось еще набрать, чтобы сполоснуть тело. И стало намного комфортнее, можно и в палатку лезть. Посмотрел - хотя утром я и намазался кремом от солнца, руки хорошенько подкоптились за день. Ну ладно, буду спать, чтобы завтра встать пораньше, пока мошкара не проснулась. Выпил еще чайку, и часиков в 10 лег уже в спальник. Машины по дороге иногда проезжали, но редко.

Ночью мне было тепло, спалось довольно хорошо, даже шума машин ни разу не слышал. Только сны тревожные нарушали мой покой несколько раз. И разок слышал то ли лай, то ли рык - наверное, лось или косуля. И еще ночью по тенту еле слышно пошуршали пару минут мельчайшие капельки дождика.

День третий
Шайтанка, чудо-мост, нижняя и верхняя Салда, Рашен боинг и титановая долина, поселок Северка, поиск стоянки

На третий день моего путешествия я окончательно проснулся ровно в 8 часов. Выспался, отдохнул. Встал, надел штаны и кофту, вышел - насекомых еще было мало. Палатка моя пока в тени, нежарко. Я собрал часть вещей, позавтракал, и продолжил сборы. Рюкзак с палаткой и спальником повесил на багажник, чтоб удобнее было собирать. Умылся водой из этой земляной ванны, ноги сполоснул. Намазался кремом от загара.

И тут на поляну бодрым шагом вошел человек в камуфляжной форме. Он дошел до столба, и переписал с него какие-то цифры, затем подошел, поздоровался. Я у него спросил о назначении всех этих построек, он ответил, что строят это военные, и приезжают иногда на сборы, в войну поиграть. Пригоняют технику, проводят учения... В 10.00 я выехал со стоянки, настроение было хорошее. Думалось - какие приключения мне приготовил новый день?

По той же колдобистой дороге добрался до поворота на Шайтанку. Поехал по лесу, по щебеночной дороге, вполне твердой, без луж и грязи. Переехал маленький ручей в траве, Солоник называется, он в речку Шайтанку впадает. Скоро увидел и домики Шайтанки, очень маленькой деревушки - прямо от начала был виден ее конец. Все дома были построены далеко друг от друга, с большими земельными участками. Стояла пара машин перед домами, бродили коровы, козы, бараны.

А потом еще увидел вагончики и строительную технику. Поехал поближе, и тут случилась такая картина: бычок подошел к легковому автомобилю, видимо кого-то из рабочих, обнюхал его, и уже почти начал есть зеркало. В это время из вагончика выскочил мужик и ринулся спасать авто. Бычок примеривался, как бы сразу укусить побольше, но человек уже подбежал ближе и криками отогнал поедателя автомобилей. Причем был он в одних носках, видимо в окно увидел эту опасность.

Мы разговорились, он посетовал, что скотина тут вольная, и от нее можно чего угодно ожидать. Вышли еще два работяги, посмеялись. Я спросил, чем они здесь занимаются, они ответили, что бурят землю в поисках полезных ископаемых. Ну да, когда-то здесь был Шайтанский рудник, потому и ищут, вдруг еще что есть? Он точно не знает, но судя по всему, очень много чего осталось. Остатки больших старых карьеров в этих местах встречаются. Один из карьеров как раз было видно от этой площадки, но он весь заросший. Кстати, пока мы разговаривали, уже к моему транспорту подошел какой-то козел, и стал проявлять интерес, но я был начеку.

Поехал я дальше, проехал всю деревню, выбрался на земляную лесную дорогу со щебеночной основой. Вот там уже были лужи и грязь. Проехал мимо маленького пруда со стаей гусей, еще одного места со строениями военных и колючкой. Ехал медленно, обходя особенно большие и грязные лужи. Увидел ответвление дороги направо, видимо в сторону того карьера. Там все в траве, но решил попробовать проехать. Через несколько десятков метров пришлось оставить велосипед перед непроезжаемой засадой, и дальше пошел пешком.

Вышел на край карьера, и сумел сделать несколько снимков. Дальше решил уже не ходить, берега все заросшие и крутые. Вернулся, и поехал к следующим карьерам. Доехал до речки Шайтанка, там был мостик, и стояла зеленая "Ока", дальше машина проехать не могла. Речка весело шумела по камням, была с коричневатой водой, как квас, а по берегам были земляные обвалы, затрудняющие к ней подход. Все обрывы крутые, много поваленных деревьев. Видимо, речка в половодье несет нешуточный поток воды.

Мост через речку являл собой удивительное зрелище - на дно реки были положены три трубы, через которые течет вода. На них насыпаны булыжники, дальше из шпал была сложена пирамида, и на нее сложены в один ряд шпалы, по которым надо проезжать. Такого я нигде не видел. Но мост не доставал метра полтора до берега, видимо, земля обвалилась уже после строительства. Здесь были положены три бревна, чтобы можно было как-то перебираться. Я и перебрался, аккуратно, по шпалам. Там впереди значились еще карьеры, да и хотелось прокатиться по глухим местам.

Скоро доехал до поворота к большому пруду на Шайтанке, непонятно кем и зачем устроенному. А основная дорога шла на ж/д станцию Встреча, до нее было около 2 км, но туда я решил не ездить, там ничего нет, не буду время терять. Подъехал к пруду, нашел там небольшую полянку, прямо для палатки. Там же проходила дорога, намекая, что это, может и не пруд, а бывший карьер. А вдалеке на маленькой лодочке маячил рыбак, наверное, приехавший на той маленькой машинке.

Дно было твердое, так что я еще и искупался слегка. Выпил воды и вспомнил, что на обед надо будет кипяток, лапшу заваривать. Но пока еще рано для еды. Хорошая полянка, тихая, уютная, мусора нет никакого. Потихоньку поехал обратно, постоял еще на мосту, поговорил на диктофон. Внизу по бревну гулял куличок - местный хозяин.

Снова проехал по Шайтанке, сфотографировал гусей на пруду, видел какой-то насос, качающий воду из реки на другом берегу. Забрался на насыпь у вагончиков бурильщиков, но ничего особо интересного сверху не увидел. Спустился, ко мне пошел работник, и показал проход через речку до карьера, но я туда не пошел, все равно там уже был, да и по его словам, там ничего интересного нет.

Почти на выезде из деревни увидел двух местных, и с ними поболтал. Они рассказали, что Шайтанка появилась в 1939 году, потому что в этих местах нашли полезный минерал, и стали его добывать открытым способом. Вот и остались большие карьеры. А в перестройку все забросили. Ближний к поселку пруд стоял на речке Шайтанка, но ее отвели в другое русло, чтоб выработку не заливала. Есть здесь два фермера, держат коров. Скотинка вся пасется на территории поселка, в лес не ходят, там оводы. И от этого разные казусы - и лепешки под ногами, и бычок раз мужику машину пободал, зато трава вся подстрижена, косить не надо.

Рассказал, что недавно приезжал какой-то богатей из Москвы, хотел скупить все дома. Наверное, узнал, что здесь полезные ископаемые, вот и хотел все прибрать. Но продали ему только 4 дома, остальные жители отказались, хотя вроде предлагал не мало. Про станцию Встреча сказали, что раньше там был хуторок, а сейчас только сама станция. Но поезда иногда там останавливаются, и некоторые люди идут 3 километра до Шайтанки. В лесу и медведи, и волки, и рыси есть, но скотину не трогают особо, да та и не ходит в лес, травы и тут хватает.

Кстати, эти люди и меня приняли сначала за скупщика деревень, но потом поняли, что такие на велосипедах не ездят... Мы попрощались, и я поехал обратно. Радовался, что вообще заехал сюда, не поленился сделать крюк, много интересного увидел, много любопытного узнал.

Доехал до трассы, там уже был асфальт, вернее, его участки, и покрытие более твердое, можно скорость больше развивать. Но отчего-то оводов стало гораздо больше. Хорошо, что при быстрой езде они кусать не успевают. Ехал я до той поры, когда настало время обедать. Свернул на обочину, но сразу понял - не вариант, оводы загрызут. Придется ехать до Нижней Салды.

Через какое-то время увидел железнодорожный переезд, и рядом открытое пространство, над местностью приподнятое. Заехал туда - ветерок продувает, жужей вроде нет, вокруг красота - просто ковер из цветов, и железка вдаль уходит, манит. Ладно, думаю, попробую пообедать. Здесь были столбики, куда можно велосипед прислонить, тоже удобно. Достал консервы, "Мясо цыпленка", с удобной открывашкой на крышке. Еда оказалась вкусной, костей практически нет, сочное мясо. Съел его с хлебом, закусил мармеладом. И довольный отправился дальше.

Скоро уже выехал к Нижней Салде. Там сначала шли поля, потом кладбище, а потом начался и сам поселок. Я въехал в него по улице Строителей, потом повернул на Карла Либкнехта. В 15.20 попал к пруду, рядом стоял храм на пригорке. Но он был так окружен деревьями, что почти и не разглядишь. Пруд тоже заурядный, ничего особенного. У самой плотины находилась городская площадь, Свободы. Сама плотина крупная, ее как раз ремонтировали в данный момент - подкрашивали.

Еще там был парк Металлургов, рядом мемориал Великой Отечественной войны. В парке можно было погулять, посидеть на скамеечке, книжку почитать... Это хорошо, но был он не в лучшем виде. Тянулся парк вдоль берега, и между парковыми дорожками и водой проходили трубы, когда-то завернутые в минеральную вату. А сейчас она свисает с труб грязными лоскутами. Ну неужели местные власти не могут хоть просто убрать эти лоскуты? Посреди парка есть маленький фонтан, летняя эстрада, несколько скульптур, и еще мостик через овраг.

Мостик тоже очень странный - из больших, толстых жердей, солидный такой. Но между краем земли и краем моста сантиметров 30 - он поднят высоко, как ступенька. Так что пешеход-то перешагнет, а вот с коляской или велосипедом неудобно. Тоже видно криворукий проектировщик делал. Там, кстати в крапиве я увидел птенца, вроде трясогузки, пока крапиву руками раздвигал, ужалился, но сделал несколько забавных фотографий, птенца этого.

На площади, вымощенной брусчаткой, был памятник Ленину, Дом культуры, красное кирпичное здание, и отсюда широкая дорога уходит, прямо проспект, и тротуары тоже широкие... Следующим пунктом у меня был храм Александра Невского, я его увидел еще издалека, он стоял на пригорке и сам был большим, высоким. Интересно, что у него все купола были как бы с позолотой, а главный, в центре - зеленый. Я подумал, что во всех селах и деревнях всегда самое видное, лучшее и удобное место отводилось под храм.

Асфальтированной дороги наверх к храму не было, поднимался по колдобинам, зато набрал там в колонке свежей воды. И поехал дальше по центральной улице Фрунзе. Она вела как раз в Верхнюю Салду. В одном из переулков я съехал с основной дороги, где было шумно, чтобы наболтать немного на диктофон, там ко мне еще два уркагана подошли, типа кто, да откуда. Ну я ответил, они видят что не труханул, и отвалили. На выезде слева стоял магазин "Монетка". Хотел я туда зайти за сладкой плюшкой, но вспомнил, что кошелек засунул глубоко в рюкзак, и поленился его доставать, проехал мимо.

Вся дорога до Верхней Салды оказалась в прекрасном состоянии, с гладким асфальтом, так что 12 км туда я проехал в рекордно короткий срок - за полчаса! Видимо, сказалось и то, что было слегка под горку. И вот в 16.00 я был уже в Верхней Салде. Слева на въезде в город стоял большой торговый комплекс, а справа - крупный завод ВСМПО. Он тянулся чуть ли не на два километра вдоль дороги, по улице Парковой. Была и проходная, и ворота. У проходной припаркованы несколько десятков велосипедов. А автомобиль, выезжающий за ворота, тщательно досматривали - даже зеркало было, осматривать дно машины!

Помнится, в 90-ых годах этот завод прогремел на всю Россию своими криминальными делами. Отсюда много редкоземельных металлов утекло. Когда разбираться стали, чуть ли не у каждого жителя все огороды перепахивали, огурцы-картошку портили, но у многих находили мешочки с металлом ценным. Воровали многие, да не все могли его сплавить, а те, у кого продать получалось, сказочно богаты становились. Парни в армию еще не сходили, а у них уже джипы да коттеджи были. Россель к этому тоже имел отношение, губернатор тогдашний...

Я доехал до заводоуправления. Перед ним был небольшой сквер, и в нем памятник и звезда. Здесь я скушал яичко варенное, да чаю попил в тенечке. А потом поехал осматривать остальные достопримечательности Салдинские. По той же Парковой улице попал к парку имени Гагарина. Там был водоем, прогулочная зона, беседка - все красиво, ухожено. Стояли аттракционы, была скейт-площадка, скамеечки.

Оттуда я поехал к ДК имени Огаркова, перед которым находилась большая площадь с фонтаном "Данила-мастер" (правда, из-за струй воды трудно было рассмотреть Данилу с Каменным цветком), крупный магазин. Вообще, Верхняя Салда больше Нижней, и вся расположена на холмах.

Потом я проехал по Энгельса, повернул направо на Ленина, и доехал до большого красивого храма Иоанна Богослова. Конечно, он стоял на пригорке и был из красного кирпича. Сделал его снимки, и отправился к плотине пруда. Обогнул снесенный завод - кучи земли, развалины на целый квартал. Сфотографировал плотину и пруд, и поехал по улице Розы Люксембург, кажется, в сторону Нижнего Тагила - по крайней мере, туда шел основной поток машин.

На окраине города решил разжиться кипятком - термос заварить. Увидел парня, который возле дома ремонтировал навес над воротами, у него и попросил, дом 75 вроде. Он мне любезно вскипятил чайник, и я сделал чай на вечер и утро. Спросил я парня, на Тагил ли ведет эта дорога. Он что-то замялся, нет, говорит, дорога в другой стороне, по этой доехать тоже можно, но она идет вокруг пруда, получится лишний крюк. Лучше вернуться к храму.

А куда же тогда едут все эти машины? Оказалось, что в этой стороне много садов и мелких деревень. Так что пришлось мне вернуться к плотине, и ехать по основной дороге. Шла она все петлями, так что выезжал из Верхней Салды долго. На выезде увидел колонку, и вспомнил, что воды надо набрать, а то всю почти выпил. Потом еще пилил по частному сектору, и вот, наконец, с улицы Чкалова покинул Салду. Притормозил у стелы с названием города, сфотографировал ее.

Поехал дальше, и увидел непонятный объект - здоровый ангар, окруженный двумя рядами колючей проволоки, и на нем надпись "Рашен Боинг мануфактуре". А через пару километров справа - еще какую-то хрень - здание в виде трубы метров 20-30 высотой, со скошенной крышей. К нему ведет дорога, написано "Титановая долина", внизу стеклянные двери. Выглядит презентабельно, а стоит в чистом поле! Ничего кругом нет, бурьян один. Еще через два километра - снова "Титановая долина", и пара офисных зданий в поле, автопарковка, а кругом опять заросли травы. Глупость какая-то. Кто-то построил все это, совсем не подумав.

Дальше был поворот немного налево, и скоро я доехал до Северки (точное название - Северная). Поселок этот тянулся вдоль дороги с хорошим асфальтом. Я проехал мимо магазинчика по левой стороне, там дальше шла дорога до Никитино, тоже на удивление хорошая, на нее я и повернул. Там я остановился прямо в чистом поле поужинать овощами с хлебом и шоколадным батончиком. И в этот момент вспомнил, что забыл купить на завтрак батон. Блин, столько магазинов по пути было... Придется что-то другое придумывать, бутербродов не будет.

Пока я размышлял, возвращаться ли в магазин, который в Северке, или он уже закрыт, ко мне на большом внедорожнике (Тойота Хеликс, кажется) подрулил мужчина, поздоровался, и спросил, не нужна ли помощь. Я ответил что все в порядке, просто на перекус остановился. Он стал расспрашивать - откуда я, как путешествую, где ночую, не страшно ли мне в лесу в палатке спать... А чего бояться в лесу? Людей надо опасаться. Он сказал, что сильно мне завидует, что я такой свободный, могу ехать куда хочу. Я говорю, так вот же, машина мощная, на ней тоже можно по лесам кататься... Ну в общем, поболтали немного.

Простоял я на этом месте примерно минут сорок, на диктофон еще наговорил. Дальше поехал по полевой дороге вдоль речки Северка, искать место для ночевки, надев предварительно штаны, чтоб комары не покусали вечером. Еще в этих местах протекала речка Иса. Вот где-то здесь я и хотел заночевать. Ехал полем, вдоль кромки леса. Поля были большие, широкие. Надеялся, что найду съезд к речке. Видел даже несколько раз эту речку, но она текла глубоко внизу, берег обрывистый, земляной, да еще в зарослях травы.

Понял, что к ней спуститься не выйдет. Стал примечать пятачки на кромке леса, где можно палатку приткнуть. Видел несколько таких - от дороги далеко, машин не слышно. И утром солнце сюда быстро дойдет, согреет. Проверил один съезд к реке, но там не было ни места для палатки, ни места для купания. Поехал дальше. Объехал я в результате все это поле, километра четыре, да еще в темпе, вспотел в штанах, ничего подходящего не нашел. Доехал до самой Исы. Выехал обратно на дорогу, там, где она через речку идет. Решил еще там посмотреть.

Видел еще одну военную постройку с колючкой, там тарахтел какой-то механизм, ходили солдаты, дым шел от костра... Ясно, что под такой шум мне не уснуть, так что я решил вернуться на поле. По пути еще видел мостик через реку Иса, и там, к моему удивлению, кучу машин, в том числе уже в лесу. Но людей нигде не видно. Наверное, это все машины рыбаков, которые где-то дальше по течению в кустах рыбачат.

Итак, вернулся я на поле, и поехал обратно до примеченного места, нашел пятачок на опушке, хотел там остановиться, но обнаружил чью-то нору - то ли мышь, то ли крот... Нет, здесь не вариант, помню я ту наглую мышь, что на Платониде ко мне ночью пожаловала, когда в Ревдель ездил, потом снова палатку штопать.

Проехал чуть дальше, нашел еще один подходящий пятачок. Поставил палатку, чтобы из выходов вся дорога просматривалась, пакеты с продуктами развесил на сучках деревьев, чтоб никто не добрался. Пока возился, солнце уже почти село, и на меня налетели насекомые - комары и мошки. Закинул я вещи в палатку, забрался внутрь в 21.10. Стал ждать, когда мошки попрячутся от вечерней прохлады, и пить чай с печеньем.

Потом вылез, ополоснулся водой из бутылки, привязал велосипед, и отправился на боковую. Со стороны Нижнего Тагила светил месяц, и часть неба была затянута облаками. А палатка моя стояла прямо под березовыми ветками, так что если будет дождь, меньше промокну. А так я не стал весь тент закрывать, только с той стороны, где вещи лежат. На счетчике у меня было уже 170 км, больше даже, чем я рассчитывал дома. И задница у меня уже побаливала от седла... Ну, завтра проехать осталось немного.

Заснуть долго не мог, не понятно почему. А когда заснул, то спал неглубоко, часто просыпался. Наверное, разные отдаленные звуки будили, да и сны снились прямо-таки театрализованные... Да еще под утро подмерз опять. Но надевать дополнительную одежду мне было лень. Так что пришлось терпеть.

День четвертый
Село Покровское, огромный УралВагонЗавод, неудобный Тагил и дурацкий вокзал

Будильник я поставил на семь утра, проснулся раньше. Хотел сразу выходить наружу и начинать двигаться, но выглянул из палатки, и увидел, что солнце еще за деревьями, место мое все еще в тени, так что и фотографий не сделать. Решил еще немного поваляться, я же на отдыхе. Даже подремать удалось, согрелся, и проснулся уже от солнечных лучей. Зарядка сегодня была сложнее чем обычно, оводы меня кусали, поэтому после каждого упражнения пришлось делать паузу на их истребление. Затем пошел завтракать.

К сожалению, вкусных бутербродов с сыром не было, так что пришлось есть зеленый горошек с зерновыми хлебцами и сыром. Так себе завтрак получился. Запил чаем, и стал собираться в путь. Перед отъездом еще сполоснулся из бутылки, поменял батарейки в навигаторе. И очень изумился одной странности - вечером там значилось, что я проехал 170 км, а сейчас - уже 228! Что ночью произошло, непонятно, навигатор по полю еще 60 км набегал... В 10 с копейками я выехал со стоянки. Кстати, ночью дождя так и не было, и к утру все облака куда-то делись.

Вернулся в поселок Северка, чтобы набрать в дорогу воды. Увидел дедушку, спросил его, где тут есть колодец. Он показал. Я радостно поднял ведро, и обнаружил, что вода - просто коричневая муть. Блин, надо у кого-то дома просить, сейчас у всех скважины есть. Дальше по улице встретились мужчины, которые строили то ли дом, то ли гараж, вот у них и набрал воды. Попил, сказал им спасибо, и поехал к селу Покровскому. Асфальт был хороший, по сторонам были то лес, то небольшие поля. Солнце уже было высоко.

Въехал я в село Покровское, оно было большое, длинное, тянулось вдоль дороги. Стояли там и каменные двухэтажные дома, и длинные одноэтажные, на три хозяина. Дома многие довольно новые, покрашенные в зеленый цвет. Встречались и дома, уже похожие на коттеджи, сказывалась близость Нижнего Тагила, видно, состоятельные люди строили себе здесь загородные виллы. Видел магазин "Пятерочка", за ним - храм интересной архитектуры. Его сфотографировал.

Еще был старинный дом из красного кирпича, и в нем местная администрация. Окна там были пластиковые, современные. И рядом - памятное место - три или четыре обелиска, посвященные и гражданской, и Великой Отечественной войне, со свежими венками. Еще недалеко школа со спортивным залом и небольшим стадионом. Под деревьями здесь была тень, и я посидел немного, отдохнул, наговорил на диктофон. Пока сидел, над стадионом школы низко летал коршун, что-то высматривая.

Перед выездом я снял футболку, чтобы плечи загорали. Проехал мимо пруда на речке Салка, небольшого совсем, неблагоустроенного, с заросшими берегами. Выехал из села, проехал слева Нижнетагильскую птицефабрику, откуда пахнуло на меня специфическим, не сильно приятным запахом. Потом, тоже слева, был танковый испытательный полигон "Салита", а вдали уже виднелись трубы предприятий Нижнего Тагила. Затем слева начались сады, а справа - ограда УралВагонЗавода. Попахивало здесь тоже не фиалками... И как здесь садоводы что-то растят? Как это потом есть?

Въехал я в Дзержинский район Нижнего Тагила по Восточному шоссе, поражаясь размерам УралВагонЗавода. Много было заброшенных зданий, складов, ветхих и неприглядных конторских зданий. После одного завода начался другой - Уралкриомаш. Жилых домов очень долго не было, а ведь я тут собирался попросить воды, лапши заварить на обед. Потом справа начался Нижнетагильский металлургический комбинат. Сколько же их здесь?

Потом была транспортная развязка, дорога от нее уходила налево. Я ориентировался на пруд, вокзал где-то там должен быть, поехал дальше. Промзона все не заканчивалась... Потом начались торговые центры, куда люди приезжают, в основном, на машинах. Улица Индустриальная, по которой я ехал, потихоньку уходила вправо, а мне левее надо. Все не мог найти съезд в сторону вокзала. Наконец увидел над дорогой навесной мост, типа перехода, про него мне сказал один водитель.

Рядом была столовая, шиномонтаж, и там стояли два парня. Они тоже отправили меня на этот переход, больше путей к вокзалу нет, объезжать очень далеко. Видно это промышленный район, жилья тут нет, а территории заняты заводами и базами. Я понял, что придется подниматься, но подойдя, был очень удивлен - пандусов не было. Парень в утешение сказал, что мост выведет прямо на вокзал.

Ну, пришлось как следует покорячиться, поднимая по лестницам велосипед, но зато сразу на другом конце увидел здание вокзала. Пока поднимался, ступенька за ступенькой, ни один из проходящих мужчин не предложил помощь с моим тяжело груженым велосипедом. Люди у нас только в себе замкнуты. Эх, вот в Турции, наверное, предложили бы...

Наконец забрался наверх, перешел по мосту почти 200 метров, и теперь спускаться надо, но это уже полегче. Наконец мои занятия гиревым спортом закончились, и то, что я увидел на привокзальной площади, было не иначе, как насмешкой над пассажирами. Там была фотозона "Я люблю Нижний Тагил", с традиционным сердечком. Тагил то может и любят, но не любят дебилов, которые вокзала руководители. На эту бесполезную ерунду деньги нашли, а на пандусы для колясок и велосипедов на мосту - нет! Вот она - железная дорога...

Пошел в здание вокзала. Там меня ожидало очередное препятствие - двухстворчатая дверь, каждая половинка - больше метра, железная, массивная, и надо было тянуть их на себя, причем одновременно, да еще груженый велосипед чем-то держать. Вот и пришлось мне исполнять разные акробатические номера, чтобы туда попасть. Прямо, полоса препятствий...

Только прошел это испытание на ловкость, а администрация вокзала мне уже следующее подготовила - на гибкость. Металлическая рамка, страшное оружие выявлять. И обойти ее нельзя, ленточками все затянуто. Протиснулся через нее, она весело зазвенела, у меня ведь железа куча, но никто не отреагировал. Зачем же она тогда вообще здесь? Просто для красоты? А, я забыл - полоса препятствий. Посмотрел я, где кассы, глянул расписание, ближайшая электричка в 15.36, обычная, не Ласточка. Идет она 3 с лишним часа. У меня осталось 45 минут до поезда, как раз успею пообедать.

Купил сначала билет на себя и на коня железного. Потом пошел в зал ожидания, там возле буфета прислонил велосипед, и хотел было попросить кипятка у продавщицы. Буфетчица, похожая на цыганку, аж в трех золотых цепях, красноречиво говорящих о ее зарплате, разрешила мне налить воды из титана. Но потом потребовала за кипяток деньги! Я охренел от такой наглости, хотел ей деньги бросить, но не стал, пусть подавится... Залил лапшу, но тушенку добавлять не стал, так съел. Дома уже нормально покушаю.

Скоро объявили, на какую платформу придет моя электричка. Я потихоньку вышел, и решил идти на третий путь, не спускаясь под землю, потому что по прошлой поездке помнил, сколько там еще неудобств для пассажира приготовлено. Велорюкзак надел на спину, чтобы было удобно переходить рельсы. Перешел, сел в электричку, занял места слева по ходу движения, чтобы солнце не жарило в окно. Вагон был старый, неудобный, но я расположился довольно комфортно.

На ходу ветерок продувал, не жарко, но посредине пути, где-то у Невьянска, стали прибывать пассажиры, и вагон постепенно набился полным, примерно к Таватую. На Исети поезд наш простоял минут 30! Там нас обогнала тагильская "Ласточка" и грузовой состав. И вот у Таватуя мне пришлось встать, чтобы два места не занимать, и не убирать рюкзак с сиденья, мне уж легче постоять немного. Вот тут стало жарко - и вагон нагрелся, и люди надышали. Я несколько раз выходил в тамбур, и там поливал голову из бутылки.

Наконец мы прибыли на вокзал, я вышел наружу, надев рюкзак на плечи. Повезло, что электричка остановилась у первой платформы. Там я нашел лавочку, снял рюкзак, погрузил его на велосипед, и поехал до дома. Солнце потихоньку садилось, моя поездка тоже заканчивалась.

Дома почувствовал, что очень хочется пить и есть. Но там ни хлеба, ни батона... Нашел один фаршированный перец, который с собой не взял, он просто не влез в контейнер пластиковый. Съел его, закусил йогуртом и шоколадкой. Ну а че, тоже нормально. А продукты уже завтра куплю, да и не это главное...


Мои мысли на тему этого путешествия

Сам маршрут получился интересный, за 4 дня я наездил 204 км, в первый день - 47 км, во второй - 60 км, за третий день - 63 км, за четвертый - 34 км.

Видел много разных деревушек и симпатичных мест. Погода была сухая. Цветущие поля, ароматы трав... Больше всего мне понравилось урочище Ясашная - красота, тишина, речка чистая рядом, дров навалом, насекомых нет. Кстати, оводов и комаров вообще было крайне мало, только после Салды они появились. Чем ближе к Тагилу, тем больше жужей, непонятно почему.

Темп движения у меня был комфортный, без спешки, примерно по 50 км в день. Вставал я не рано, ходового времени немного. В населенных пунктах можно было пополнять запасы еды и воды. А вот почти все речки, встреченные мной, были непригодны для купания - маленькие, в глубоких земляных руслах и зарослях травы. Хорошо, что с собой были бутылки, можно воды набрать, и поливаться.

В этот раз я ни разу не разводил костер, обходился тем кипятком, который просил у людей, чтобы заварить термос. Интересно было общаться с людьми, особенно в глухих местах, узнавать от них историю их поселений, всякие интересные факты. Из этого путешествия я привез много фотографий, но вот себя практически не снимал, а зря.

Вообще, в тех местах еще много приличных дорог, по которым можно путешествовать на велосипеде, много сел и деревень, которые можно посмотреть, всяких карьеров, рудников, храмов, прудов... Между прочим, храмы - всегда самое выдающееся сооружение, что есть в деревне. У них и архитектура необычная, красивая, и построены на века, и расположены в лучших местах.

Жаль, что почти все деревни умирают, люди там доживают свой век, ничего не производя. Странная политика у государства, ведь раньше столько выращивали овощей, столько скота держали... Все свое было, покупать за границей не надо... А теперь ничего, одна зависимость... Ну, вот, как-то так...

Карта моего велопутешествия от Алапаевска до Нижнего Тагила

Фотографии из путешествия Алапаевск - Нижний Тагил

Алапаевск - провинциальный городок
Собор Святой Троицы Живоначальной
Алапаевск
В монастырь мне еще рано...
Музей деревянного зодчества
в Нижней Синячихе
Крестьянский конемобиль
В монастыре житье не худо...
Алапаевская узкоколейка (АУЖД)
Речка Синячиха
Урочище Ясашная
Лето в разгаре
Глухие дороги Уральской глубинки
Забытая деревня Ясашная
Урочище Северная
Пруд на реке Юрка
Храм в селе Акинфиево
Военная "база"
Любознательный козлик
Искатели земных богатств
Чудо инженерной мысли
Шайтан-мобиль
Цветочные ковры
Нижнесалдинская плотина
Площадь Свободы в Нижней Салде
Храм Александра Невского
Парк им. Гагарина в Верхней Салде
ДК имени Огаркова в Верхней Салде
Храм Иоанна Богослова
Плотина на реке Салда
Храм в селе Покровское
Нижнетагильский УралВагонЗавод

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

 
1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества