--> Студия DV-PRO. Главная страница

Река Вижай (Пермская область, город Чусовой)

Как Вы поняли из названия, это не тот Вижай, который на севере Свердловской области, за Ивделем. Эта река Вижай начинается на западных склонах Среднего Урала, протекает по территории Пермской области и впадает в реку Вильва (приток Чусовой). И попасть на нее значительно легче. На коми-пермяцком языке слово Вижай означает вежа - святой, ай - отец. Протяженность реки Вижай составляет 125 км, при среднем уклоне 2 метра на 1 км. Летом Вижай сильно мелеет и становится труднопроходимым из-за отсутствия воды. Оптимальное время для похода по Вижаю - весна. Однако в некоторые годы Вижай может не успеть полностью очиститься ото льда к 1 мая, впрочем, это редкий случай.

Сюда едут открывать сезон любители водного туризма. В этот период по спортивным меркам река имеет вторую категорию сложности. На маршруте Вы сможете преодолеть многочисленные перекаты, самый известный из которых называется "Пашийский прижим". Также можно увидеть несколько достопримечательностей: скала Альпинист, Пашийская пещера.

Река Вижай имеет несколько основных притоков, реки: Косая, Скальная, Пашийка, Рассольная. Населенные пункты, расположенные на реке: поселки Сараны, Пашия, других населенных пунктов нет. Летом река Вижай не проходима ввиду сильного обмельчания. Между прочим, в этих местах в конце сороковых годов были открыты алмазоносные районы, особенно перспективные по рекам Вижай, Пашийка, Танчиха. С пятидесятых годов там работала драга.

Если Вам интересно узнать о пожаре в поселке Вижай, это там, где течет наша река Вижай - читайте материал на страничке «Почему сгорел поселок Вижай».

Дневник похода по реке Вижай

Сплав по реке Вижай:
От поселка Сараны до впадения в Вильву и далее по ней до г. Чусовой. При ограниченности времени группа может завершить маршрут в поселке Пашия, откуда уехать в г. Горнозаводск на электричку. Из Пашии возможна также автомобильная заброска на реку Вильва, в этом случае группа не проходит нижнее течение Вижая.

Основные достопримечательности маршрута: скалы на Вижае и Вильве, порог "Пашийский прижим", Пашийская пещера. Категорийность маршрута по весне - 2 КС. Течение быстрое, но препятствий мало. Для целей тренировок Вижай не очень подходит, а вот отдохнуть на реке можно хорошо, что мы и собирались делать в те майские праздники. Средство сплава - катамаран-четверка очень большой длины и грузоподъемности.

30 апреля
В Чусовом мы выгрузились из поезда в 20.29, здесь нам предстояла пересадка на ночную электричку на Нижний Тагил (идет в 3.15 утра). Оставили Сашу на вокзале вместе с рюкзаками, а сами отправились гулять по Чусовому. Когда вернулись через пару часов, обнаружили, что весь зал ожидания забит туристами, завален грудами рюкзаков, все скамейки и все проходы между ними заняты спящими людьми. Весь этот народ прибыл на вечерней электричке из Перми, здесь было не меньше 10 групп.

Как выяснилось, часть из них собиралась идти на Койву, часть на Вижай и Вильву. По прибытии мы успели занять только одну скамью на тогда еще пустом вокзале, поэтому большинству из нас пришлось спать на полу на своих рюкзаках, впрочем, далеко не всем удалось заснуть. Рядом шумела еще одна компания, которая уже успела изрядно напиться (наутро их ждало запоздалое раскаяние).

1 мая
В 3 утра мы успешно сели в электричку, в которой досыпали еще часа 2 с половиной. Вышли на станции Лаки, здесь уже толпились туристы, приехавшие на встречной электричке из Нижнего Тагила. Сесть в автобус-вахтовку у нас не было никаких шансов, пришлось идти пешком. Пришли в Сараны, спустились к реке. На поляне нам открылось замечательное зрелище: здесь стапелилось десятка полтора групп. Кто-то уже отплывал, кто-то бродил по окрестностям и выламывал сухие жердины для постройки рамы катамарана из оград местных жителей.

Повсюду дымились костры, все это напоминало какой-то турслет. Причем по мере отплытия групп их число не уменьшалось, так как постоянно прибывали новые. Стоять посреди этого табора нам совсем не хотелось, решили поискать место получше и поспокойнее. По колено в снегу пробрели вдоль реки еще около полукилометра, где и нашли подходящую полянку над обрывчиком у излучины реки.

С лесом для строительства рамы катамарана здесь пока проблем нет, но еще несколько таких массовых сезонов, и его в округе не останется. Остаток дня собирали катамаран. Погода стоит прекрасная, светит солнце. Снег по берегам постепенно тает, а уровень воды поднимается.

2 мая
Отплыли часов в 10 утра. Наш несхоженный экипаж, наполовину состоявший из чайников, поначалу управлялся довольно неумело. Через несколько минут мы прошли мимо виденной вчера поляны, где народ с прежней активностью занимался строительством судов. С берега нам закричали о том, что ниже по течению полузатопленные остатки разрушенного моста. Естественно, что с непривычки мы налетели прямо на эти остатки, где развернулись на 180 градусов на потеху десяткам зрителей. Впрочем, постепенно экипаж сыгрался, так что более проблем с управляемостью у нас не было.

Сразу за поворотом после полянки начались шиверы со стоячими валами до 0,5 м, на которых мы с удовольствием покачались и слегка намокли. Такие шиверы со стоячими валами периодически попадаются на реке и ненадолго выводят экипаж из состояния блаженного безделья. Далее Вижай на всем протяжении до Пашии течет довольно быстро в живописных берегах, часто встречаются скалы, с которых водопадами текут небольшие ручейки.

Наш флаг, развевающийся на корме катамарана, привлекает внимание всех встречных. Вскоре встретили группу из Перми на катамаране-четверке, в самом начале потерпевшую аварию. Выпитое так крепко ударило ребятам в голову, что они забыли о том, что на катамаране еще и веслами рулить полагается. В результате они влетели в завал на повороте, пропороли баллон и потеряли весло. Они выпросили у нас одно из запасных весел.

Вечером встали на небольшой полянке по правому берегу Вижая, за которой растет слегка заболоченный лес. Поставили свою гигантскую палатку - хорошо в "Зиме" вшестером, просторно! Весь остаток дня наблюдали проплывающие по реке многочисленные группы туристов. Многие из них без спасжилетов, а в касках мы, по-моему, вообще были на реке единственные. Впрочем мы об этом не жалели, особенно когда проходили под расческами на нижнем Вижае. Из ориентиров на участке, пройденном за день, можно отметить железнодорожный мост на однопутке, ведущей от ст. Вижай в Среднюю Усьву. Погода весь день была пасмурная, но теплая и без дождя.

3 мая
Утром дошли до размытого моста дороги, ведущей к ст. Койва. Чистый проход среди остатков моста - у левого берега. Сразу за мостом находится первое заметное препятствие реки Вижай - на крутом правом повороте прижим к левому берегу с сильным навалом воды на наклонную каменную плиту. После моста от прижима надо уходить вправо. Если не знать о наличии препятствия, можно и не успеть повернуть, так как прижим находится сразу за мостом. До обеденного чая мы шли под моросящим дождем. Скалы по берегам попадаются все чаще. После обеда дождь прекратился, установилась хорошая погода.

За 8 км. до Пашии встретился еще один обвалившийся мост на уровне воды, пришлось обнести. Во время разведки моста Шустов упал с него в реку - весь промок. Часам к 17 дошли до Пашии, где подумали и решили пройти сегодня прижим и встать ниже поселка. Пашийский прижим - главное препятствие на Вижае - находится на территории цементного завода. Впрочем, доступ на эту территорию для осмотра порога совершенно свободный.

Сам порог находится на резком левом повороте реки. Правый берег обрывистый, с карманом; левый берег со стороны завода тоже имеет довольно большой уклон. На повороте значительный прижим к правому берегу с карманом, около правого берега стоячие валы до 1,5 м. и средние бочки. За порогом, до металлического пешеходного моста через реку, участок быстротока с косыми стоячими валами. За мостом можно зачалиться на левый берег.

Основную опасность представляет не столько прижим, сколько низкий мостик перед самым порогом. Возможность пройти под мостом зависит от уровня воды, при высокой воде мост придется обносить. Немало групп, по рассказам знакомых, было вынуждено экстренно прыгать в воду, не рассчитав сходу расстояние между водой и мостом. Шустову тоже пришлось несколько лет назад эвакуироваться с катамарана по этой причине, к счастью, катамаран был найден на следующий день в нескольких километрах ниже по реке.

На этот раз мы тщательно промерили расстояние между мостом и водой. Выходило, что если перед мостом лечь на баллоны, то вполне можно под ним пройти. Люду и Диму отправили на металлический мост фотографировать прохождение. Перед первым мостом все распластались по катамарану. Надо сказать, что вид металлических болтов и арматуры, проносящихся в десятке сантиметров от лица, далеко не самое приятное, что мне приходилось в жизни видеть. За мостом садимся в рабочее положение и отгребаем к левому берегу. В пороге брызгает изрядно, в остальном - ничего сложного.

За металлическим мостом многие группы разбираются и уезжают. Некоторые устраивают катанье, обнося суда за порог еще раз. При мне парень с девушкой прошли порог на резиновой одноместной лодке! Мы оставили Диму на катамаране, и пошли прогуляться по Пашии, купили всяких вкусных продуктов. После чего проплыли через весь поселок и встали на высоком левом берегу Вижая, чуть ниже скал Большие Воронки (или камень Журавлик).

Эти скалы - одна из достопримечательностей реки Вижай. У правого поворота на левом берегу возвышается высоченная каменная стена, отвесно обрывающаяся к реке. В глубине этой скалы находится Пашийская пещера, легкодоступная для посещения "спелеочайников". Вечером ниже нас встала группа из Нижнего Тагила на кате-четверке.

4 мая
Дневка. После завтрака отправились на скалы, к Пашийской пещере. Сначала залезли вверх на склон, и вышли на грунтовую дорогу, ведущую из Пашии в Чусовой. По дороге быстро дошли до указателя, показывающего на пещеру. Отсюда тропинка выводит на верхнюю площадку скалы. Полюбовались замечательными видами реки Вижай. Все изгибы реки отсюда видны как на ладони. По уступам скалы в верхней ее части можно свободно ходить.

Здесь находятся два входа-лаза в пещеру. Около них мы встретили одинокого спелеолога, кого-то озабоченно разыскивавшего. К сожалению, мы не захватили в поход ни одного фонаря, так что путь в пещеру нам был заказан. Ограничились тем, что на ощупь залезли до второго грота, послушали гул подземного ручья и сделали в полной темноте снимки со вспышкой.

Тагильцы, которые также ходили в этот день в пещеру, рассказали нам, что там есть ручей и озеро, в опасных местах навешены веревки и перекинуты мостки. Вечером жарили лепешки и играли в преферанс. Нижнетагильская группа разобрала катамаран и ушла вверх по склону на станцию Багул. Железная дорога здесь проходит совсем близко, ночью в тишине до нас доносится шум проходящей электрички.

5 мая
На реке ниже Пашии когда-то работала драга, намывшая посередине русла насыпь, теперь поросшую деревьями и кустарником. Река течет в двух руслах, разделенных этой насыпью. В насыпи регулярно встречаются разрывы, через которые основной поток с шумом перетекает из одного русла в другое. Этот участок продолжается почти до устья и называется "веселые перекаты", так как здесь постоянно приходится быстро маневрировать, чтобы уйти в нужное русло и не влететь в завалы и заросли кустов. В протоках нередки расчески, вот где пригодились наши каски.

Весь день идем веселыми перекатами, временами река снова собирается в одно русло. На всем участке до Вильвы, Вижай сильно петляет и временами поворачивает на 180 градусов, так что забравшись на гребень склона можно видеть реку и справа, и слева от себя. У бывшей деревни Косая Речка по левому берегу открывается большая холмистая безлесная поляна. Видны остатки бывших фундаментов домов - хороший ориентир. Здесь мы зачалились и переждали грозу, а заодно поразмяли ноги.

Позже остановились попить чаю у полуобвалившегося моста, справа впадает речка. Здесь на всех нашел какой-то необъяснимый приступ усталости, ничего не хотелось делать, даже шевелиться. Вечером долго искали подходящее место для стоянки. Почему-то все приемлемые варианты нас по каким-то причинам не устраивали. Кончилось это все тем, что впереди появился еще один полуразрушенный мост через Вижай. Чистый проход левее центра мы с воды не заметили, пришлось срочно чалиться к крутому правому берегу перед мостом, чтобы не быть затянутыми под него. Мост обнесли, для чего пришлось разгружать катамаран и лезть с ним по скале.

После моста с местами для стоянок стало совсем плохо: либо крутые берега, поросшие густым лесом и заваленные ветровалом, либо заболоченные поляны с густыми кустами по краям. Наконец остановились на каком-то полуострове, или даже острове, отделенном от коренного крутого берега мелкой протокой. Для костра свалили огромную сушину. Трудовой энтузиазм Димы и Саши в этот вечер был столь же необъясним, как и дневной приступ всеобщей слабости.

6 мая
С утра затяжной дождь. По причине дождя и наличия в запасе большого количества времени устроили дневку. Весь день сидели в палатке и играли в преферанс. Проигравшие и им сочувствующие отправились купаться в ледяных водах Вижая. Вода в реке постепенно поднимается из-за дождя и таяния снега по берегам. Люда сегодня удивляла нас цитированием огромных отрывков из Байрона.

Вечером мимо проплыли две байдарки. Мы помахали им и покричали. К вечеру дождь прекратился, но вода в реке сильно поднялась и стала мутной. Протока за нашим островом соединилась с основным руслом маленькой канавкой-водотоком, проходящей неподалеку от нашей палатки. Гул реки стал особенно силен, и мы засыпали с тревожным предчувствием.

7 мая
Ожидания нас не обманули. В 3 часа утра на полу палатки был обнаружен слой воды сантиметров 5 толщиной, который быстро прибывал. Нас затапливало. Последовала срочная эвакуация вещей и палатки; в темноте разожгли костер на небольшом холмике. Через час там, где еще недавно стояла наша палатка, я ходил в болотных сапогах в воде по колено. Костер тоже вскоре пришлось переносить на новое место, а затем еще раз. К 8 утра мы вшестером стояли на единственном сухом пятачке 1,5 на 2 метра у нагруженного катамарана. Пришлось отплывать в такую рань, когда над рекой еще стоял туман.

С утра было холодно, мерзнут пальцы рук, держащие весло. Идем в тумане, впереди почти ничего не видно. Проплыли километра 2-3 и встали в первом приличном месте, чтобы позавтракать и согреться. Вскоре после завтрака проплыли мимо днюющих ижсталевцев, они развесили свои вещи на просушку. Видимо их тоже застал врасплох подъем воды. Обедали на большой красивой поляне на левом берегу, по которой бегут два чистейших ручейка.

Сразу после обеда незаметно для себя вплыли в Вильву. Это широкая река с медленным течением, но по берегам часто встречаются очень красивые скалы, таких на Вижае нет (кроме Бол. Воронков). Вода мутная и грязная после половодья, по ней плавают клочья белой пены. Прошли под автодорожным мостом на Гремячинск и вскоре встали на левом берегу. Погода весь день была хорошая, без дождя.

8 мая
Дневка. Вода так сильно спала за ночь, что утром мы нашли катамаран лежащим на траве метрах в 5 от берега и долго удивлялись, как нам вчера удалось сюда заплыть. Набор развлечений дня стандартный для этого похода: лепешки, обжорство, преферанс. Днем от нечего делать залезли через жуткий бурелом на вершину склона речной долины, посмотрели на нее сверху. Мимо нас продолжают проплывать катамараны и байдарки.

Что интересно, ни одного каяка не видел я на этой реке. На Урале еще не распространилось каякерство. День выдался солнечный и теплый. Повсюду цветет множество маленьких очень красивых белых цветочков, которыми усыпаны все солнечные полянки. Появились и первые клещи, довольно активные. На месте нашей стоянки обнаружилось мощное эхо - звук отражается от противоположного залесенного крутого склона.

9 мая
Дежурные встали в 5 утра и разбудили народ. Быстро позавтракали, погрузились на катамаран и отплыли спозаранку. Однако впереди уже маячил чужой катамаран. За 2,5 часа мы доплыли до места окончания сплава. Долина реки неожиданно расступается, скалы и крутые склоны исчезают, местность приобретает равнинный характер. Здесь, у железнодорожной платформы, разбираем катамаран. Почти сразу приходит электричка, на которой мы уезжаем в Чусовой (ехать минут 25). Электрички здесь ходят из Березников, Кизела и Утеса.

В Чусовом купили билеты, пообедали в столовой, сходили на рынок. Сегодня праздничный день и в городе очень оживленно. Мой псевдовоенный вид вызывает подозрения у бдительного стража порядка на станции, но узнав во мне туриста, он быстро теряет интерес. Наш поезд проходит через Чусовой в 17.50. В поезде доедаем недоеденное, допиваем недопитое и весело проводим время. Погода прекрасная, настроение великолепное, впереди нас ждут новые пути, о которых мы пока еще ничего не знаем...

Автор: Алексей Мурынов


Как добраться до реки Вижай

Из Екатеринбурга добраться до реки Вижай можно только с пересадками в Тагиле, это если по железной дороге. Из Тагила есть электричка в сторону города Чусовой, ну а выходить нужно на станции Лаки. В сезон там местные таксисты подвозят туристов прямо к реке в поселке Сараны. Но знайте, что ехать всего 7.5 км. по хорошей дороге, так что и оплата должна быть соответствующая, а не как до Москвы...
На эту тему у меня есть отдельная статья «Заброска туристов». Из Перми тоже придется ехать с пересадкой в том же городе Чусовой.

Заканчивать сплав можно в поселке Пашия.

Можно плыть и дальше, за поселком будут скалы Журавлик и Большие воронки, в этих скалах есть Пашийская пещера. В этом случае придется делать обнос плотины, которая в поселке Пашия. После впадения Вижая в реку Вильва, через 800 метров будет автодорога Кунгур - Соликамск. Там можно заканчивать сплав, потому что вода в реке Вильва гораздо грязнее Вижая.

Либо, по Вильве доплыть до города Чусовой, ну а там хоть в Пермь, хоть в Екатеринбург.

Карта реки Вижай

Река Вижай

Река Вижай

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества