Путешествие по Ваграну и Сосьве

Собираясь в очередное путешествие и прикидывая новый маршрут, мы рассматривали реки Северного Урала и Башкирии, потому что на ближайших к Екатеринбургу интересных и доступных реках уже побывали. Из отчетов других туристов стало понятно, что в Башкирии вдоль рек множество населенных пунктов, а значит - и людей, и сплавщиков... К тому же все-таки Башкирия - это уже не совсем Урал.

И наши взоры повернули на север. Нам показалось, что удобная заброска и несложный сход с маршрута есть на Вагране и Сосьве. Из нескольких вариантов выбрали сплав от Североуральска до поселка Марсята. Река Вагран привлекла тем, что вдоль нее много скал и мало (вернее, совсем нет) деревень-поселков. Хотя был риск, что в июле река окажется слишком мелкой для нашей лодки, мы как раз купили современную двухместную лодку из ПВХ - "SOLO-290" производства Санкт-Петербурга. На Вагране нас ждали скалы и пещеры, а также чистый воздух и прозрачная вода.

Река Вагран начинает свой бег со склона Казанского Камня на границе Свердловской области и Пермского края. Длина реки 137 км, ширина 30-40 м, а глубина летом в среднем 40-50 см. В переводе с языка манси Вагран значит "бурлящий, клокочущий". В границах города Североуральска Вагран течет по бетонному руслу, чтобы вода не просачивалась в бокситовые шахты. И хотя в последнее время предприятия Козицина отравили весь Вагран, но нам повезло - первый раз мы плыли еще по чистой реке.

Дальше идут лесистые берега с множеством галечных отмелей и скал. Кое-где встречаются известняковые пещеры, есть довольно крупные. Так как по Ваграну путешествует совсем немного людей, частенько путь преграждают древесные завалы. Берега очень живописны, иногда напоминают красоты Чусовой. Впадает Вагран в реку Сосьва.

Часть первая - По реке Вагран

Ура! Снова отправляемся в плавание. С Александром и нашим другом по предыдущим сплавам Леонидом выбрали цель, доселе неизвестную реку Вагран, впадающую в Сосьву. Сегодня без двадцати десять вечера выехали к началу маршрута - городу Североуральск. Вагран предложил Леня, а Саша раздобыл в интернете дополнительную информацию: какие там достопримечательности, особенности, как доехать, нашел и распечатал подробную карту. Судя по всему, нас ожидали разные красоты природы: скалы, пещеры, чистый воздух и прозрачная вода. До слияния с Сосьвой надо было проплыть по Ваграну 55 км, а потом еще по самой Сосьве до Марсят около 100 км.

День 1. Дорога до Североуральска

Первый сюрприз ждал прямо у вагона: хмурый проводник сказал, что наш груз (4 рюкзака и две лодки на тележках) кажется ему подозрительным, и надо его взвесить и предоставить справку, что груз не превышает 36 кг на человека. Мы все его убеждали, что укладываемся в норму, и в конце концов он пустил нас в вагон. Купе было последнее, у туалета, зато целиком наше, туристам надо учесть, что летом билеты покупать лучше за 3-4 дня, а то остается самое неудобное.

Мы долго рассовывали вещи по полкам, было очень жарко. Когда поезд тронулся, стало немного прохладнее, мы сели чуть передохнуть. Леня представил нам свою спутницу Наташу. Мы еще немного посидели, закончили обустройство в купе и легли спать, отложив на утро обсуждение маршрута и инструктаж по видеосъемке. Дело в том, что Александр взял с собой видеокамеру и планировал снять фильм о нашем путешествии.

День 2. Здравствуй Вагран

Утром мы проснулись часа за три до прибытия. К нам подошла проводница, уже другая, и предложила доплатить 30 рублей, если мы хотим выйти в Североуральске (ведь в кассе нам продали билеты только до Бокситов). Мы отдали деньги, а взамен попросили открыть нам ближний тамбур, чтобы не тащить вещи через весь вагон. Александр изложил суть плана по съемке фильма, народ согласился участвовать. У Лени даже оказался кое-какой опыт обращения с видеокамерой.

Вышли мы в Североуральске, остались Леня с Александром на привокзальной площади договариваться с транспортом, а мы с Наташей посетили местные магазины и купили недостающие продукты: хлеб, пряники, овощи, колбасу. Потом все сели в Газель и через 15 минут уже были на берегу реки Вагран, заключенной в бетонные берега канала. Совет: водителю нужно объяснять, что вам нужно к концу канала, где уже лес, потому что по каналу плыть не очень интересно и опасно - глубина маленькая, на дне стекла, железки, обломки и еще черт знает что. В Североуральске Вагран течет в таких бетонных каналах, чтобы грунтовые воды не заливали местные шахты.

Следующий час мы провели, собирая байдарку и надувая нашу новую лодку «Соло-290», складывая вещи и изнывая от жары. Наташа даже искупалась. Берега канала были пыльные, безжизненные, несмотря на загорающих местных жителей. Детишки катались по быстрому течению реки на надувных матрасах. А нам хотелось скорее покинуть это место. Мы набрали воды в колонке, договорились обедать там, где кончится канал и город, и отплыли. Конечно же, засняв этот исторический момент.

Вагран тянулся в канале километра полтора, если не два, пару раз из больших труб в него вливались более мелкие речки. Мы очень обрадовались, когда наконец пошла нормальная река. По ее берегам иногда встречались рыбаки. А вообще частенько было мелко, иногда приходилось выскакивать из лодки и вести ее по мели пешком. По левой стороне попадались роскошные большие поляны, где можно устроить пикник человек на сорок, и не будет тесно.

Вскоре стали встречаться и скалы, как на Чусовой, довольно высокие и красивые. Про одну из них мы знали, что она называется "Три брата". После нее была еще скала, пониже, зато очень живописная, с маленькими гротами-выемками по основанию. Напротив этого камня мы и остановились пообедать. Тут впервые оценили удобство Лениной газовой горелки, он быстро вскипятил нам чай к пирожкам. Но искупаться там рискнул только Александр, мне вода показалась слишком холодной, да и дно было усеяно посторонними предметами. После нашего позднего обеда мы отчалили в половине четвертого вечера.

Вскоре мы снова встретили речку, впадающую в Вагран из трубы, тянущейся откуда-то сверху, с горы. Это был целый водопад. Дальше на полянке виднелся домик, заборчик. Видимо, это был какой-то пригород Североуральска. А когда мы отплыли уже далеко от того места и оглянулись - увидели, что над лесом возвышается башня необычных очертаний этажей в 5-6, с окнами и антеннами на крыше. По небу побежали облачка, и даже тучки, несколько раз принимался брызгать дождик, так что часам к восьми вечера мы решили уже становиться на ночь. Нашли отмель с выходом на полянку, где было место для лагеря.

Только мы выгрузили вещи из лодок, пошел дождь. Мы с Сашей в пожарном порядке поставили палатку, накрыли вещи лодкой и спрятались от ливня. Пока возились со всем этим, основательно промокли, так что внутри пришлось переодеваться в сухое. Леня и Наташа не успели сделать себе искусственное укрытие, поэтому воспользовались естественным: сели в плащах под елку на пенек. За вещи они не переживали, так как почти все у них сложено в гермомешки.

Я проспала весь дождь и еще час после него, потому что у меня ужасно болела голова, и пришлось выпить таблетку. Так что я выбралась из палатки, когда уже был готов ужин: каша с луком и колбаса. Тут же на меня обрушились причитания товарищей по поводу дикого количества мошки, которая их грызла. Она действительно после дождя ошалело моталась над поляной, лезла в нос и уши - везде. Народ жаловался, что даже одежду прокусывают. Александр ел свой ужин, бегая по берегу. Наташа очень быстро забралась в палатку. Леня развел костер, чтобы дымом распугивать насекомых. Одну меня, похоже, никто не кусал, но я тоже ушла в палатку долечивать больную голову. Короче, все скоро легли спать. Ночью снова шел дождь, но было тепло и спалось нам прекрасно.

День 3. Веселый бурундук

Утром в восемь часов прозвенел будильник, но я уже полчаса как не спала. Судя по звукам, Леня тоже. Он бродил по поляне мимо палатки к реке и обратно. Когда я выбралась наружу, он сидел у костровища, весь закутанный. Сказал, что вместо мошки теперь тучи комаров и полез в палатку. Потом оказалось, что он вечером и с утра успел покидать спиннинг, но ловиться никто не захотел. Я сходила к реке умыться и стала сооружать костровище. Знала, что у Лени есть металлическое, но не стала беспокоить, он о чем-то разговаривал с Наташей в палатке. Костровище получилось слегка скособоченное, но вполне устойчивое, и я поставила кипятиться воду на чай. Леня предложил сварить еще и кашу, воткнул железные стоечки и добавил второй котелок.

Пока было сухо, но в небе ходили серые тучки, правда, с просветами. Александр давно проснулся, но все нежился в палатке, наслаждаясь отсутствием насекомых, как, впрочем, и Наташа. Леня сварил кашу, мы сделали чай, черный и зеленый, бутерброды. Народ вышел завтракать. Повторилась вчерашняя история, только теперь кусались комары, а не мошка. Как мне везет - ко мне эти звери почти равнодушны, так что я страдала меньше всех. Ну, и штаны надо в лес надевать правильные - у меня вельветовые джинсы например, никто не прокусывает.

Мы поели, накипятили чаю в дорогу, и пока он остывал в котелках в реке, стали собирать вещи. Что-то получалось это медленно, у нас все терялось: то колышек от палатки, то кружка… С неба иногда капали намеки на дождь. Наконец, в половине двенадцатого дня мы отплыли. При этом Александр дал страшную клятву больше не вставать на ночевку на полянах с кустами и травой - только на открытых местах. С Леней и Наташей договорились, что далеко друг от друга не уплываем, вчера пытались общаться с помощью свистков - не вышло, их совсем недалеко слышно. Так что придется просто ждать товарищей, если что интересное. Чаще, конечно, ждут Леня с Наташей, байдарка все-таки быстрее надувной лодки.

Плыть по реке Вагран было уж точно не скучно - сюрпризы на каждом шагу. То мели и перекаты, то узкие места, то завалы, то водоросли. Так что только успевай смотреть. Через несколько километров от ночевки, например, мы наткнулись на березу, почти целиком загородившую проход по реке. Байдарка еще смогла протиснуться в узкую щель, а нам пришлось отпиливать часть ствола, хорошо еще там не очень глубоко, Саша разделся и подошел по дну. Выпрыгивать на перекатах и крутых поворотах привыкли быстро, благо вода в Вагране теплая. Но иногда в воде можно было оказаться и не по своей воле, пока Александр пилил березу, Леню метров на 50 ниже сбило с байдарки наклоненной елкой, он поздно ее заметил.

После распила завала мы догнали Леню с Наташей, они ждали нас на зеленой поляне, Леня сушился. Мы проплыли чуть дальше, до еще одной поляны, и решили встать на обед. Сделали салатик, порезали колбаску. Поели, искупались, и тут пошел неслабый дождь, целый ливень. Наши спутники накрыли вещи в байдарке полиэтиленом, а сами стояли на берегу, держа над головой туристический коврик. Я торчала под деревом в купальнике, прикрывая пакетом видеокамеру, а Саша вообще зашел по пояс в воду. Наши рюкзаки были предусмотрительно засунуты в пластиковые мешки по 160 литров. Только снизу у Александра рюкзак подмок вместе со спальником, потом сушили.

Когда дождь кончился, байдарка отплыла раньше нас. Мы задержались, чтобы протереть воду в лодке, а то она с бортов скатывалась на дно. Догнали мы товарищей не скоро, а когда встретились с ними, Саша дал Лене камеру и попросил снять, как мы гребем вдоль отмели. Леня снял. Александр пошел забирать у него камеру, а я стояла рядом с лодкой у края галечной косы, ждала и скучающим взглядом окидывала камешки. Вдруг смотрю - на отмели метрах в десяти от меня стоит столбиком бурундук. Я негромко крикнула Саше, что вижу. Он тихонько взял у Лени камеру и стал снимать. В какой-то момент мне показалось, что бурундук сейчас убежит, но зверушка запрыгала в нашу сторону, я стояла не шевелясь. Александр подходил все ближе.

Грызун, бодро подергивая пушистым хвостиком, скакал к лодке. Вот осталось 3 метра, 2… Мне почему-то было очень смешно, и я старалась не фыркнуть. Бурундук допрыгал до лодки и остановился, глядя черными глазками то на меня, то на борт. Он был серенький, с темными полосками на спинке, рыжеватым хвостиком, меньше белки размером. На хорошенькой мордочке читалось выражение любопытства. Дальше я не поверила глазам - он запрыгнул на весло, оттуда на борт лодки, посидел несколько секунд, посмотрел, что есть внутри, и спрыгнув, поскакал по отмели в кусты. Народ просто остолбенел от такой смелости зверька. Я немедленно достала из рюкзака орешки и вяленые фрукты, и разложила угощение на камнях, в благодарность за исполненный трюк. Смеясь и обсуждая маленького гостя, мы сели в лодки и поплыли дальше.

Слева вскоре показался длинный покос, у двух берез была сколочена скамейка из жердей. Мы пристали посмотреть, что там наверху. Там в траве были наезженные колеи - видимо, косари или рыбаки приезжали на машине. Леня и Наташа остались на бережку, а мы отчалили. Но только отплыли, увидели на краю покоса ручей, крикнули спутникам и снова пристали набрать водички. Наполнили наши бутылки, а тут и товарищи по берегу подошли со своими. Я подумала, может быть это обмелевшая речка Даньша, судя по карте, где-то здесь должна впадать в Вагран. После отплытия нам встретились трое рыбаков, они сказали, что до Даньши мы еще не дошли, что она будет после скалы по правому берегу, и что до Сосьвы еще два-три дня пути. Часов до семи вечера мы плыли по Ваграну, наслаждаясь хорошей погодой. Часто вспугивали целые стайки разных куличков, они с печальными криками носились над водой. По берегам в кустах было много дроздов и маленьких птичек типа крапивников.

Для второй ночевки мы нашли красивую длинную отмель, причалили, хотели уже выгружать вещи из лодки, но тут из кустов вышли опять те же рыбаки. Спросили, будем ли мы рыбачить. Мы ответили, что только заночуем. Тогда они предупредили, что будут нам немножко мешать, и пошли с сетями к реке. Перспектива иметь под боком троих незнакомых мужиков что-то не улыбалась. Решили поискать для стоянки другое место, без людей. Плыли недолго, и увидели наконец речку Даньша и поляну со стоянкой. Вышли посмотреть - речка была симпатичная, но прямо к ней выходила грунтовая дорога и повсюду виднелись следы пребывания людей: стоянки с костровищами, мусор, какой-то железный трос… Вставать здесь на ночлег мы тоже не стали.

Вскоре нашли другую хорошую отмель на краю большой поляны, заросшей двухметровой осокой. Подниматься и заходить в траву не стали, чтобы не будить насекомых. Александр предложил ставить палатки прямо на камнях, они были мелкие и плотно утрамбованные. Для мягкости мы подстелили травы и ночью даже не чувствовали никаких неудобств. Дров вокруг было много, плавник лежал на отмели и торчал из кустов.

Вечер прошел отменно - на открытом месте и правда не было ни комаров, ни мошек. Леня сварил вкуснейший гороховый суп с тушенкой, а мы с Наташей нашли хороший способ принимать ванну: намылиться и лечь в речку, где сильное течение, как под душем все смывает! И вода не холодная. Саша снимал эту мирную походную жизнь, все время радуясь, что его не кусают. Ну, а Леонид пел песни, как всегда. Утром он признался, что сначала с недоверием отнесся к идее ночевки на открытой косе, но оценил все ее преимущества и теперь сторонник таких стоянок.

День 4. Вагранские скалы

Мы позавтракали вчерашним супчиком и бутербродами, собрали вещи, искупались еще раз в быстрых водах Ваграна, поскольку уже была жара, и отчалили. Мы плыли первыми, байдарка далеко отстала, и Александр иногда жалел, что некому нас снять в особо живописных местах. А таких было немало: то у леса вдруг покажется почти белая высокая скала, то целая россыпь крупных белых валунов вдоль берега... За одним из поворотов показался высокий и длинный утес. Казалось, что река заворачивает от него сразу и вправо и влево. Но направо был только заливчик, мы заплыли туда и сняли живописные камни. Потом вырулили снова на реку, байдарки все еще не было видно. Дальше шел сложный участок - отмель посередине реки, разделенная маленькой протокой. Огибать ее надо было по узкому каналу с крутым изгибом, быстрым течением и поваленной елкой на выходе. На отмели стояла лодка Уфимка, такая же, как была у Саши раньше, дымился костерок, лежали рюкзак и спиннинг, но самого рыбака не было видно. Мы сосредоточились и прошли опасное место.

Дальше открылся красивый камень, Саша его заснял, а тем временем показались Леня и Наташа. Мы направились к скале - в круглом камне виднелась пещера. Леня немного задержался, они въехали в ту елку, которую мы успешно обошли. Байдарка длиннее, и поворачивать ее труднее. Подплыли мы к скале, высадились на берег, и я пошла на разведку. Подняться к пещере было совсем несложно, в траве виднелась заросшая тропинка. Все присоединились ко мне. Внутри пещерка была небольшая, с боковым лазом. Из него неожиданно раздался не то треск, не то скрипучий визг. Летучие мыши? Непохоже. Мы заглянули туда с фонариками - сверху выпорхнула птичка, и еще одну, мертвую, мы заметили на дне расщелины, похожа на синичку. Потом мы с Александром взобрались на скалу и снимали вид Ваграна сверху. И еще увидели, что соседняя скала намного выше, да еще и пещера в ней чернеет довольно большая, и чудная отмель напротив. Мы спустились вниз и предложили пообедать на отмели и посетить пещеру.

Покушали, и наши мужчины отправились в экспедицию: сначала Александр разведал, где там что, сказал, что подъем нетрудный и пещера интересная, с двумя выходами и заколоченной шахтой внутри. Пока Саша и Леня ползали по горам, мы с Наташей замечательно поплавали, под скалой место было глубокое, с хорошим дном. Минут через сорок парни крикнули, что спускаются, вернулись довольные, но уставшие и сразу пошли купаться - жара.

По карте теперь стало понятно, где мы находимся. Скоро слева в Вагран должна была впадать речка. Мы снова то плыли, то тащили лодки через перекаты. И вдруг увидели впереди над лесом большой столб желтоватого дыма - пожар! Мне стало не по себе, а вдруг горит у самой реки. Но гарью пока вроде не пахло. Из-за поворота слева показалась полянка со стекающим вниз ручьем. Мы решили выйти и посмотреть, ручей оказался довольно крупной бойкой речушкой - просто основное русло было скрыто за горкой. К речке вела дорога, на поляне за дорогой стоял Жигуленок, привезший на отдых семью с детьми. Леня с Наташей перебросились парой слов с ними и отплыли. Мы еще набрали водички в бутылку и тоже отчалили.

В воздухе теперь явственно запахло дымом. Видно было, что деревья вдалеке покрыты как будто легкой пеленой. Я все ждала, что сейчас Леня выгребет против течения из-за поворота с криком «Пожар!». Но мы обогнали байдарку без всякого экстрима, и огня нигде не было видно. Послышались незнакомые голоса, и мы увидели целую компанию загорелых людей в плавках и купальниках на самодельном плавсредстве из досок и автомобильных камер, причем одна из них была спущена. Они стояли у берега, рядом еще две надувных лодки. Горел костер, они что-то готовили. А напротив этой группы высилась изумительно красивая и мощная серая скальная стена. Как прирожденный оператор Александр немедленно стал снимать все это, а туристы загомонили - нас снимают, смотрите, у него камера! Нас хором поприветствовали, спросили, откуда мы и куда. Сами представились североуральцами, плывущими до Старой Самы. Они пожаловались, что везде очень мелко, и приходится часто тащить плот на руках. Мы пожелали им удачи и поплыли, а к ним подошли Леня и Наташа.

Через некоторое время мы услышали новый взрыв восторженных голосов - это компания прощалась с нашими спутниками. Восхищенные, мы прошли мимо этой каменной громады, как будто установленной на фигурные ножки, по низу тянулась цепочка маленьких овальных гротов. И снова свернули в узкий проток направо, как всегда с течением и крутыми поворотами. Ну, и с сюрпризом, как же без него. Наискосок, перегораживая поток, лежали пучком три здоровые березы. Пройти здесь было невозможно, пилить - долго. Мы решили высадиться на отмель и подождать Леню. Когда он подплыл, то предложил просто обрубить крайние стволы, чтобы освободить хотя бы узенький проход. Так мы и сделали.

После этого байдарка прошла, а вот нам пришлось вытащить из лодки часть вещей и провести ее в таком виде, чуть приподнимая. Так мы и миновали этот сумрачный рукав-тоннель, скрытый ветками ракит и заваленный упавшими деревьями. И снова потянулись мимо красивые берега Ваграна, сменяли друг друга ароматы цветущих водных растений, нагретого хвойного леса, речной свежести… На одной из небольших отмелей еще один бурундучок посмотрел на нас и прыжками удалился - видно, не такой любопытный.

Вечерело, скоро надо было ужинать. Пора искать стоянку. Одно место было подходящим, но туда ветром приносило запах гари от пожара, и мы поплыли дальше, тем более что за ночь огонь мог приблизиться. Довольно долго тянулись скалы, но потом река раздвоилась, а посередине оказался большой остров-отмель. На одном его конце росли кусты, а второй был открытый. И галечка некрупная, так что мы снова поставили палатки на подстеленную траву и замечательно переночевали. Саша перешел речку вброд и принес несколько сухих лесин для костра. Леня быстро развел огонь, и наш лагерь принял тот уютный вид, который всегда придает очаг. Я для скорости не стала заморачиваться, и сделала пюре с консервами, а Леня с Наташей варили рыбный супчик, тоже из баночки.

Александр после ужина ходил по нашему острову и увлеченно снимал бурлящую воду на перекатах, стрекоз-красоток над листьями, облака, наши палатки… Стрекозы-красотки и вправду очень эффектно выглядят, крылья у них немного короче и шире, чем у обычных стрекоз, непрозрачные, зато непередаваемого ярко-синего цвета с отливом в зелень и металлическим блеском. Они больше похожи на бабочек, чем на стрекоз. После заката мы еще долго сидели у костра, пили чай, беседовали, любовались бурлящими водами реки Вагран и розовыми облаками.

День 5. Неожиданная встреча Ваграна с Сосьвой

Ночью я очень хорошо спала и проснулась только в девять утра. Когда мы отплывали утром, у нас была суперзадача - определить, где мы находимся и далеко ли еще до впадения Ваграна в Сосьву. Там где-то ожидалась скала, с которой одновременно видно обе реки, и Вагран, и Сосьву, причем текущие в противоположных направлениях. Нам очень хотелось посмотреть, как это выглядит. Мы вертели карту и так и сяк, пытались соотнести с ней острова и скалы на реке, но в натуре их было в несколько раз больше, чем на карте. Тогда мы решили плыть до впадения речки слева.

Теперь нам часто стали попадаться на пути красивые скалы, как на Чусовой. Александр только успевал снимать. Но еще было много мелких мест, где лодка периодически скребла по торчащим камням и даже иногда стукалась об них передней пайолой (это так называется доска, которая кладется на дно лодки). Мы переживали, как лодка выдержит такое издевательство. Ближе к обеду на небо стали наползать серые тучи и поднялся ветер. На открытых участках реки он сбивал скорость, но не сильно. Зато плыть было не жарко. Под крутым бережком увидели еще одного бурундучка, он заметался, не зная, куда скрыться, наконец, запрыгнул в траву над берегом. По дороге нам встретилось несколько бродов - видимо, по этим дорогам ездят на покосы. Еще попались два хороших ручья, оба по левому берегу, в них мы пополнили запасы воды.

Скоро мы вошли в полосу густых водорослей, по ним приходилось не плыть, а ехать, зато в них мелькали, разбегаясь от лодки, стаи рыб, некоторые сантиметров по 20-30, вполне годные для ухи. Справа проплыли величественные скалы, высокие и светлые, вдоль них Вагран наполовину зарос нежной зеленой травкой. В воде часто встречались большие камни. Уже хотелось есть, и мы причалили к неширокой каменистой косе по правому берегу. Небо хмурилось все больше, поэтому решили вытащить все из лодки и сложить на земле, чтобы не пришлось сломя голову прятать вещи от дождя. Леня и Наташа разгружать байдарку не стали, только прикрыли пленкой и натянули в кустах тент, на всякий случай.

Обедали, как всегда, салатом из огурцов и помидоров, да открыли банку паштета. Дождь так и не пошел, поэтому мы, безуспешно попытавшись еще раз выяснить наше местонахождение, стали собирать вещи. Леня отплыл раньше, а мы еще раз осмотрелись, сняли живописную скалу… Вдруг Леня что-то закричал, потом еще раз, мы посмотрели - он машет рукой на левый берег, и смогли разобрать слова "Здесь впадает река". Я сразу поняла, где мы находимся. Отсюда до Сосьвы уже немного, километра 2-3. От радости даже закричала "Ура!" и подпрыгнула. Сказала об этом Александру, и мы поплыли. Но Леня с Наташей повели себя странно. Вместо того чтобы повернуть направо и плыть, они покрутились на одном месте и пристали к правому берегу. Когда наша лодка поравнялась с ними, они сидели на берегу с озадаченным видом...

Продолжение рассказа читайте на страничке "Сосьва"

Как добраться до реки Вагран

Есть несколько вариантов начала сплава. Первый - с самых верховий - через Карпинск и Сосновку, в район горы Юртинская. Либо через Волчанск до озера Узкое. Но добираться в те места очень трудно, нужен проходимый транспорт, да и река там совсем мелкая.

Самый удобный вариант - начать сплав прямо в городе Североуральск. Но и тут не все просто. Раньше туда ходили паровозы, но с 2013 года сначала предприятие "Севуралбокситруда" отказалось финансировать содержание путей, которые им принадлежали, и поезда стали ходить только до станции Бокситы, а затем и вовсе только до Серова.

Вот тогда у людей, особенно местных, начались настоящие трудности. Железная дорога решила, что слишком маленький навар с Североуральцев, Краснотурьинцев и Карпинцев, и отрезала их от большой земли. Поэтому до Североуральска доехать можно только на автобусе.

Прямой рейс выполняется с Северного автовокзала Екатеринбурга. Билет плюс багаж выйдет не дешево. И ехать довольно долго, 8 часов. Поездка рискованная, так как выполняется частником, и бывает, то водитель запил, то автобус сломался, ну и конечно аварии бывают, как-то раз автобус просто перевернулся и пострадало около 40 человек, а так как частник, то страховых выплат люди не увидели...

По железной дороге дешевле, но еще дольше, и гораздо неудобнее по времени прибытия-отправления. Сначала паровоз до Серова, а потом электричка до станции Бокситы. Но между рейсами временной разрыв довольно приличный, ну и с вещами потаскаться придется. Да и от Бокситов на такси до Североуральска. Там на станции никакой цивилизации нет. Кстати, можно плыть прямо с Бокситов, но не советую.

Ну а в Североуральске, можно от привокзальной площади, там останавливаются автобусы из Екатеринбурга, дойти прямо до Ваграна. Идти по улице Мира, затем бульвар Моисеева, мимо стадиона Горняк, прямо на берег. По пути и продуктов прикупить можно, а воду из колонки набрать, в частном секторе.

По городу Вагран течет в бетонном канале, идти около двух км. Плыть по этому каналу 3 км, но это не безопасно, там на дне чего только нет, а глубина маленькая, в общем, риск лодку пропороть.

Можно доехать до реки на такси, но тогда лучше ехать в сторону сада Шахтер, это всего 4 км, так что не дайте себя обмануть, ну типа далеко ехать - дорого... И уже там, в конце города стать на воду. Это самый лучший вариант.

Кстати, по пути, на улице Чайковского 21, есть краеведческий музей, можете заглянуть.

Карта Ваграна и Сосьвы

Ловля живцов
Очередной перекат
Затерянный мир
Забрался на одну из скал