Студия DV-PRO. Главная страница

Шегультан

Летом мы хотели отправиться в путешествие по реке Вишера. Но наши спутники располагали ограниченным количеством времени, поэтому пришлось скорректировать планы. Нам всем очень понравилось одно из предыдущих путешествий по Ваграну и Сосьве, где удобно было добираться до места спуска на воду и сниматься с маршрута, а уж о красоте тех мест никогда не забыть. Огромные, монументальные скалы, дикие леса и чистая вода, обилие рыбы и почти полное безлюдье - о чем еще можно мечтать на отдыхе. Александр даже снял фильм о нашем сплаве, посмотреть клипы из него, а также почитать рассказ, Вы можете на странице «Путешествие по Ваграну и Сосьве». Вот мы и решили повторить часть того сплава, но начать не с Ваграна, а с реки Шегультан.

О существовании этой реки мы узнали изучая карту, было видно, что на Шегультане также много скал, как и на Вагране, так что сплав обещал быть не менее интересным. К тому же наш рассказ о Вагране и Сосьве прочитал Александр Федорович Меркер, Действительный член Русского географического общества. Из Германии он написал письмо нам на сайт, в котором сообщал, что в молодости сплавлялся по Сосьве, начиная от моста через Шегультан, и восторженно отзывался о природе тех мест. Вот мы и отправились к Шегультану, который протекает в окрестностях Североуральска. От железнодорожного вокзала нужно просто взять машину, и по дороге на Ивдель доехать до моста - это всего полчаса, не больше. А под мостом прекрасный спуск к воде. Кстати, с водителем машины "Баргузин" мы договорились заранее, позвонив ему из Екатеринбурга. У него цены вполне разумные, по сравнению с другими.

Рассказ наш условно поделен на две части, первая из них «Шегультан» описывает события до впадения в Сосьву реки Вагран, а вторая часть - о дальнейшем путешествии до деревни Денежкино.

По реке Шегультан

Наступило долгожданное время отпуска. Мы собирались в очередное путешествие с Леонидом и Наташей по рекам Сосьва и Шегультан. По Сосьве до этого наша компания уже сплавлялась, а вот с Шегультаном знакомы еще не были. Собирались мы по-разному. Я - не торопясь, аккуратно, ничего не забыв. Александр - очень быстро, в последний вечер, поэтому забыв кое-что. А Леня с Наташей - несколько дней, поэтому вещей у них на двоих вместо разрешенных к перевозу бесплатно 72 килограммов оказалось 100! Я очень смеялась, когда заметила торчащие из одной сумки наших друзей… напольные весы! Правда, их потом забрала дочка Леонида и увезла домой, на них просто хотели взвешивать багаж.

Леонид сходил к проводнице договориться, чтобы не стоять в кассу, заплатить за лишний багаж ей в поезде. У меня рюкзак весил всего 15 кг. У Саши - 25, и лодка 23, так что мы спокойно вписались. Поезд отправлялся в восемь вечера, так что у нас еще было время и обустроиться, и поболтать. Хотя такое количество рюкзаков нелегко было распихать по купе. Мы даже заняли вещевые места у соседей - благо, нижние полки сначала пустовали, потом на них пришли солдатики, а уже в Гороблагодатской - такие же трое туристов, как мы. Только они ехали не на реку, а в горы, на хребет Кваркуш и Жигаланские водопады, куда путь лежит из того же города Североуральск. Один из них был из Лысьвы, а двое других из Перми.

Вечером, попив чайку, все собрались спать, но сразу заснуть не удалось, сначала по вагону носились ребятишки лет 5-6, а потом, уже часов в 12 ночи, концерт закатила маленькая двухлетняя девочка, мама которой даже не пыталась ее успокоить. Но, в конце концов, все успокоились, и мы заснули. Вот только спать было неудобно - полки почему-то явно были короче, чем обычно, висели на неудобных цепях, да еще оборудованы металлической загогулиной, чтобы пассажиры не падали сверху, и в нее все время упирались то руки, то бока, то колени… И еще было душно.

День 1. Коварный Шегультан

Утром мы проснулись под Ленин храп и вопли все той же капризной девочки. Выяснилось, что в этот раз поезд идет только до Бокситов, а в Североуральск надо будет как-то добираться. В 10.05 мы вышли с вещами из вагона. Только успели расположить все на перроне - смотрим, автобус на Североуральск быстро отъезжает от вокзала, захватив только тех пассажиров, что успели первыми до него добежать. Мы перетащили наш багаж на скамейки у станции, и Леня стал искать машину до города. Но никто везти нас не собирался. А мы тем временем наблюдали выгрузку из спецвагона заключенных - за ними подъехал фургон с решетками, охранники выстроились коридором, и по одному с вещами пропускали арестантов. Конечно, Александр немедленно захотел запечатлеть это на фото, но на всякий случай спросил разрешения. И хотя по закону фотографировать можно, но охрана была естественно против, и он угрюмо спрятал фотоаппарат.

Мы дружно его уговорили не связываться с правоохранителями из-за ерунды, да еще в начале такого интересного похода. Леня позвонил водителю Данилу из Североуральска, с которым договорился о заброске нас на Шегультан, объяснил, что придется забрать туристов в Бокситах. Данил обещал подъехать через часик. Машинка "Соболь" приехала вовремя, мы загрузились, и отправились в магазины за недостающими продуктами. В местном торговом комплексе "Мария" закупили все, что надо - хлеб, овощи-фрукты, минералку. Выбор и цены были примерно такие же, как в Екатеринбурге.

К Шегультану мы ехали по Североуральску мимо знаменитой шахты "Красная шапочка", мимо речек, заключенных в бетонные каналы. Между прочим, мы волновались, не окажется ли Шегультан слишком мелким - воды в этих речушках было совсем мало. Но Шегультан оказался большой рекой с сильным течением и прозрачной водой. Данил высадил нас у моста, рядом с которым возводился второй. Там стояла разная техника, ходили рабочие. Мы побеседовали с водителем, который нам всем очень понравился - молодой веселый парень, очень общительный. Он сказал, что немного нам завидует, и тоже хотел бы пойти в сплав, да работа не дает. Потом мы отдали ему денежки за провоз, попрощались и он уехал. А мы понесли вещи к берегу.

Леонид хотел собирать байдарку на песочке под строящимся мостом, но рабочие его попросили сместиться в сторону - они готовились двигать мост на опоры дальше. Мы с Александром быстро надули свою лодку, перекусили пирожками, понаблюдали, как двигают мост - то ли мотором за канаты тянут, то ли толкают чем-то. Интересно. У Лени что-то не получалось правильно собрать байдарку с первого раза, он немного нервничал. В конце концов, Александр сказал, что мы отплывем раньше, а товарищи нас догонят - а то на небе какие-то тучки пошли. Надо было до дождя найти хорошую стоянку. И вот в 14.45 мы отчалили.

Шегультан показал себя рекой с норовом - с крутыми поворотами, стремительным течением, многочисленными завалами из кустов и деревьев. Расслабляться здесь не стоило, как показало будущее. На речной развилке подождали мы Леню и Наташу, и дальше пошли гуськом. В одном месте пришлось делать обнос, но небольшой. Сфотографировали самую первую скалу на Шегультане - Козырек, небольшую, зато запоминающуюся. Мы с Сашей ушли несколько вперед от байдарки, и первыми заметили слева прекрасную отмель на повороте, где можно было остановиться на ночевку. Стали подруливать к ней, и тут, оглянувшись на какой-то звук, я увидела, что далеко по реке бежит то ли зверь, то ли человек, темное существо какое-то. Через мгновение я поняла, что это Наташа. Она стремительно двигалась поперек течения к берегу, упала, встала, снова побежала… В первый момент мы подумали, что она убегает от кого-то, но вот заметили, как она подхватила с воды весло и повернула к берегу. Я разглядела по пояс в воде Леню, а вот их байдарки видно не было. Еще я услышала крик "Лови ...!" Мы поняли - Титаник затонул, моментально выгрузили из нашей лодки вещи на берег, отплыли на середину реки, и стали ловить все, что проплывало мимо.

Поймали сиденье от байдарки, недоумевая, как оно могло вывалиться. Разорвало у них байдарку, что ли. Хотели плыть на подмогу, но у меня не хватало силы выгрести против течения. Тогда Александр предположил, что они перевернулись и вымокли, высадил меня разводить костер, а сам поплыл к терпящим бедствие. Неужели наше путешествие закончилось, не успев начаться? Шегультан быстрая река, и против течения плыть тяжело. Немного он до них не дошел, когда они сели в лодку и самостоятельно поплыли к нам. Все вещи, как выяснилось, им удалось спасти, кроме тележки для байдарки. Но все было мокрое насквозь. Перевернулись они из-за сильного течения на повороте, и коварной ветки в воде, на которую наехали - она спружинила, и байдарка оказалась вверх дном, а Наташа - прямо под ней, очень напуганная. Леня же просто слетел с лодки - он ведь сидит обычно сверху на досочке. За Наташу он переживал, и стыдился того, что ей пришлось, едва вынырнув из-под байдарки, еще и его весло ловить, которое выпало у него из рук от неожиданности.

Ребята причалили к отмели, вид у них был несколько потрясенный. Стали вытаскивать рюкзаки и другой скарб на бережок и оценивать масштабы бедствия. Очень обрадовались спасенной седушке, зато печалились о промоченном фотоаппарате. Хорошо, что погода стояла теплая, потому что ни одной сухой вещи у Лени с Наташей не осталось. На всякий случай у нас уже горел костер, можно было обогреться. С Наташей я поделилась своими красными шортами (Леня нашел ее в них ну очень сексуальной). Вскоре отмель являла собой довольно экзотичное зрелище - на всех ветках всех кустов висели-сушились спальники, штаны, рубахи… На гальке ровными рядами были разложены на просушку самые разнообразные вещи: картошка-морковка, сухари, хлеб, документы, деньги. Создавалось ощущение цыганского табора на привале. Жаркое солнце и ветер быстро делали свое дело - вещички подсыхали, и вроде жизнь налаживалась. И вдруг, в какой-то момент Леонид спросил в тишине страшным голосом: "А где байдарка?!" Все синхронно повернули головы к реке. Наша надувная лодка стоит, а байдарки нет. Немая сцена длилась секунд двадцать, а потом Леня, почему-то срывая по дороге с себя кепку и рубашку, подобно дикому лосю рванул через кусты туда, где река делала поворот круто налево. Александр побежал туда же. Буквально через минуту мы с Наташей услышали Ленин крик: "Нашел!"

Оказалось, что, на наше счастье, реку там перегородила упавшая береза, и байдарка застряла в ее ветках, а иначе долго пришлось бы плыть ребятам, течение то на Шегультане быстрое. Леонид привел беглянку, втащил подальше на берег, и задумчиво изрек: "Все, дальше мы не плывем. Это было второе предупреждение". Ну, потом все успокоились, стали ставить палатки, я варила супчик. Но на этом сюрпризы не кончились. Нарезая осоку под палатку, Александр порезался ножом, буквально воткнув его себе в руку. Пришлось бинтовать раненного.

После всех потрясений мы с аппетитом поели. И тут показалась черная туча, подул сильный ветер, который попытался унести платку Лени, а потом и нашу. А колышки закрепить в гальке было не так-то легко, это удалось только с помощью деревяшек, привязанных к веревкам и вкопанных в камни. Дождь так и не пошел, зато ветер высушил большую часть вещей. Мы попили чайку, полюбовались изумительным золотым закатом, долго полыхавшим прямо перед нами, убрали все на ночь под лодку и палаточный тент. Саша побрел в реку сполоснуться, но водичка была холодной, и он строил такие уморительные рожицы, что я просто погибала со смеху. У Натальи от обилия событий разболелась голова, и она ушла спать, а Леня бродил по лагерю в раздумьях - с ним первый раз такое. Проверял на сухость разные предметы, что-то убирал на место, что-то переворачивал. И у него все время что-нибудь улетало от ветра: то пакет, то полотенце, то еще что-то. Мы втроем еще долго не спали, сидели у костра, пили чай и разговаривали обо всем на свете. Было светло, несмотря на поздний час, практически "белая ночь". Издалека, ниже по течению, весь вечер доносился лай собак. Но вот откуда-то налетели комары, и пришлось эвакуироваться по палаткам. Ночь была теплая, спалось нам нормально.

День 2. Сушка на острове и поиски утопленного

Проснулись мы в 9 часов, я сразу вышла наружу, пошла умываться. Леня-то уже давно ходил по отмели. Между прочим, вещи у него продолжали улетать и в этот день - ветром унесло коврик, и Леонид бросился его догонять прямо в кедах и штанах. Потом пришлось ему снова сушиться. Оказалось, что вокруг много комаров, он и Наташа жаловались, что их кусают, мазались кремом, то с ванилином, то с гвоздичным маслом. На нашей палатке комаров сидели просто сотни, но, когда я вышла, на меня они почему-то кидаться не стали, а сели обратно на палатку ждать Александра. Ну, не любят меня эти насекомые, на мое счастье.

После зарядки и завтрака я решила быстренько сходить в лес, посмотреть грибочков. Но кроме нескольких поганок ничего не нашлось. Да еще множество мошек летало вдоль дорог. Хорошо, что я надела накомарник. Когда я вернулась из неудачного похода за грибами, то увидела, что к нашей отмели причалили рыбаки, которые угостили нас двумя щучками. Потом из одной мы сварили уху, а вторую запекли в фольге в костре. Рыбаки рассказали, что два года назад эта отмель и кусты вокруг были покрыты странным блестящим налетом, как будто тонкой корочкой льда или слоем масла, но не жирным на ощупь. Они тогда решили, что дело в визите инопланетян, не иначе. И сейчас, бродя по отмели, они пристально вглядывались в предметы - нет ли на них этого налета. Потом проплывали на катамаране три девушки и парень. Леня еще поприветствовал их криком "Привет, парни!", чем вызвал громкий смех и ответ "Хеллоу, девчонки!" Где-то через час к берегу пристали несколько лодок, в которых были дед с двумя внуками-подростками, его друг и какая-то женщина. Дед и внуки высадились у нас на отмели, поболтали с Леонидом о том, какая рыбалка на Шегультане. Я не очень-то вслушивалась в разговор, потому что читала "Архипелаг ГУЛАГ", а Александр валялся в палатке - в этот день было многовато комариков. Наташа и Леня все мазались кремом с добавлением гвоздичного масла, но он помогал недолго - час-полтора, а потом снова мазаться. Ну, а меня кусают меньше, так что я спокойно сидела у палатки.

Потом люди уплыли, а Леня и Наташа отправились искать в реке утопшую тележку, причем Леонид долго настраивался - предстояло бродить по пояс в довольно прохладной воде Шегультана. Я, стоя на берегу, комментировала все их действия Саше, который по-прежнему лежал в палатке. Вот они доплыли до места крушения, вытащили байдарку на берег, и стали искать - Наташа на мелководье, а Леня - где поглубже. И вот Леонид что-то блестящее достал из воды и радостно этой вещью потряс, причем это была явно не тележка. Я удивилась, а Александр заметил, что в том месте, вероятно, не одна лодка перевернулась, и на дне много чего интересного лежит. Поиски возобновились. Но вот ветер донес слова Лени "Я уже все обыскал, ничего нет". Наташа что-то сказала в ответ, и тут он закричал "Ура! Нашел!" и победно поднял над головой спасенную тележку. Александр даже из палатки вышел на радостях. Мы мгновенно сочинили приветственный танец и кричалку, и даже стихи об этом подвиге. Друзья причалили, и оказалось, что кроме своей тележки Леня нашел спиннинг с прикрепленным к нему воблером-рыбкой, и, судя по всему, абсолютно рабочий. Мы исполнили наш дикий танец и прочитали приветствие: О, достославные герои, тележку вы в реке нашли! Рискуя лодкой и собою, из бездны вы ее спасли! Короче, все радовались, особенно Наташа, потому что тележка в походе служила ей еще и стульчиком, на котором удобно обедать, например.

Леонид гордо рассказывал о поисках. Тележка, оказывается, застряла в каких-то корнях, и блеснула на солнышке в последний момент, когда они уже собирались уплывать ни с чем. Байдарку вымыли, вытащили на берег. Вещи все высохли, даже сахар и соль. Только фотоаппарат еще не досох, но Леня все равно карту памяти к нему потерял, когда плавал за тележкой. Карточка лежала в кармане рубахи и выпала при раздевании. Когда мы узнали, что она (карточка) синего цвета, то порекомендовали ребятам еще раз сплавать туда и поискать пропажу на отмели.

На ужин мы ели салат, потом мы с Натальей много и с удовольствием плавали в "бассейне" - отгороженном отмелью узком, но глубоком рукавчике реки, где вода была гораздо теплее. А наши мужчины от водных процедур наотрез отказывались. Александр ссылался на пораненную руку, а Леня сказал, что и так сегодня достаточно намок. Вечером долго беседовали у костра втроем (Наташа ушла спать пораньше) - о политике, о жизни, об убеждениях… Короче, увлекательная дискуссия. Этому способствовало уменьшение количества комаров. А какой был закат! Чистых и ярких золотых тонов, без розового оттенка, контрастируя с черными тучами, он полыхал долго, позволяя им вдоволь налюбоваться и сделать фотографии. Пока сидели, еще несколько лодок мимо нас проплыло, все с рыбаками. За день всего 8 плав. средств мы заметили. Еще по дороге на нашем берегу (вверху, в лесу) проехала машина. После этого перестали лаять собаки - видимо, их и людей увезли домой. Мы на следующий день проплывали мимо избушки, где они, как я предполагаю, жили. Там еще в заливчике высокий мосток для рыбаков был. Утром, часов в 11, мы планировали плыть дальше. Ночью прошел небольшой дождик, но я спала крепко и ничего не слышала. А к утру все высохло, не осталось и следа.

День 3. Первая щука

23 июля, на третий день сплава раньше всех встал Леонид, ходил по лагерю, что-то делал, периодически переговаривался с Наташей. Ну, и мы проснулись тоже, часов в 9 утра. Комаров было немного меньше, чем вчера. Небо ясное, безоблачное, солнце светило. После зарядки и умывания завтракали гороховым супчиком, который мастерски варит Леня. Кроме Александра, он-то всегда верен бутербродам с батоном и сыром. Потом все стали шустро собираться в дальнейший путь. Из-под рюкзаков и палаток вылетали все новые комары и радостно на нас набрасывались. И еще у нас с Сашей потерялся один колышек от палатки - все перекопали, но так и не нашли его среди гальки. А вот Леня с Наташей нашли - свою карту памяти от фотоаппарата. Они сплавали еще раз к месту, где перевернулась байдарка, и на бережку отыскали синий пластиковый квадратик. Вот было радости! Тем более что фотик просох и стал работать! Правда, иногда давал сбои, но редко.

Мы вышли от стоянки раньше, чем наши спутники, но они потом нас догнали. А надо сказать, что Шегультан везде несется, как сумасшедший, на поворотах струя воды бьется в берег и грозит еще раз перевернуть байдарку, внимания ослаблять нельзя. Так что мы, бдительно следя за течением и завалами топляка, шустро плыли часа полтора, постепенно отходя от городской суеты, привыкая к вольной жизни на реке.

Пообедать остановились на большой удобной отмели. Там мимо нас проплыли две лодки, ненадолго притормозив для беседы. В одной лодке были мужчина и женщина в годах. Причем дама возлежала на корме на подушках, на ней была надета кружевная панама, а при ней - крохотная черная собачка рядом на подушечке (карликовый пинчер), у которой одно ушко мило висело, ей было всего 4 месяца. Нам сказали, что это их сигнализация, поскольку лаем оповещает о посторонних. Картина выглядела очень мило и экзотично. Мы пообедали запеченной щукой, остатками ухи и горошницы. Леня и Наташа поплыли дальше, а мы задержались - Александр хотел сполоснуться.

Догнали наших спутников, когда они прогуливались по чудесной просторной отмели. Здесь, видимо, все останавливаются, и надолго - кто-то напилил чурбачков для сидения, сделал несколько костровищ, и даже изваял из большого бревна с корнем витязя в шлеме. Берег состоял из гальки и песка, нам хотелось здесь остановиться, но было еще совсем рано, так что мы просто осмотрели все там, сфотографировали бережок, и поплыли дальше. Путь наш лежал через завалы на реке, по петлям, до впадения Сосьвы в Шегультан. По дороге случилось, наконец, знаменательное событие. Леня и Саша кидали спиннинг прямо с лодок на ходу, и вот Александру улыбнулась удача, он поймал щуку! Причем она клюнула неожиданно, у самой лодки, когда Александр уже вытаскивал спиннинг. Он прокричал на всю реку "Ура!", пугая все живое. Но щука слишком глубоко заглотила воблер с крючком, и нам пришлось ждать, когда подплывет Леонид, у которого был специальный инструмент для извлечения крючков из глотки рыбы. И пристали мы его ждать как раз на впадении Сосьвы в Шегультан.

Место это выглядело как большое заболоченное пространство, замусоренное валежником. Вода в Сосьве была холоднее, чем в Шегультане, и еле двигалась. Кое-как Александр достал крючок у еще живой щуки, все время извиняясь перед ней - было видно, что ему очень неприятна такая процедура и жалко рыбу. Мы завернули ее в траву и положили в пакет к Лене, где уже лежали несколько рыбок. Ниже по течению по левому берегу, мы нашли хороший удобный ручей с чистой водой, где пополнили наши запасы. А до этого встречались только маленькие ручьишки, к которым не подобраться. Дальше нам попалась маленькая рыбацкая избушка, которую Александр и Леня отправились изучать. Берег был топкий, и Саша чуть не лишился тапка, увязнув по колено. Зато они запечатлели скромный быт местных рыбаков - самодельная печурка, нары, кривой стол, закопченный чайник, кроссовки, носки какие-то. Правда, пострадали от комаров все - и мужчины, и женщины, ожидавшие корреспондентов.

Начались скалы. Некоторые довольно крупные и высокие, высотой с пятиэтажный дом, серые, красноватые, бурые, все в лишайниках - очень живописные и монументальные. Зато закончились удобные отмели, пошли просто широкие прямые протоки, иногда мелковатые. Стоянку предстояло искать долго. В одном месте она была, но прямо рядом с дорогой и бродом. Справа там стоял стол, кресло с синей обивкой и стулья - довольно забавно, а на противоположном высоком берегу виднелись покосы, навес, и там были люди. По всем берегам шли луга, а мест, где пристать, все не было. Уже было довольно поздно, и есть хотелось, поэтому мы решили пристать к одному из лугов - там был выход на берег, виднелись скамьи и костровище.

Мы высадились. Комаров было многовато, зато есть место для палаток, рядом лес с дровами. Мы выгрузили вещи. Все остались ставить палатки, а я пошла за дровишками. Нашла избушку-времянку, со столом, диваном и скамейкой. Дверь закрыта на замок. Когда я стала поднимать несколько лесин, от них взлетело столько комарья и мошек, что у меня в глазах потемнело. Я очень порадовалась, что на мне накомарник. На покос дорога вела с двух сторон. Видно было, что люди здесь были совсем недавно, скосили и вывезли сено, так что опасаться их скорого возвращения не приходилось. Мы поужинали салатом, быстренько искупались, и нырнули с Сашей в палатку - комаров было много даже для меня, так что и чай пили внутри. А вот бесстрашный Леня остался у костра, жарил щук на сковородке, потом достал и установил мишени и до ночи упражнялся в стрельбе из пневматического пистолета. Александр посмотрел по навигатору - по реке до впадения Ваграна оставалось километров тридцать, это из-за сильно извилистого русла, а по прямой гораздо меньше.

День 4. Шегультанские скалы

24 июля, на четвертый день сплава, у нас было ощущение, что плывем мы уже недели две - так все привыкли к тишине и покою природы. Небо было серое, но местами уже голубели просветы. Температура примерно около 20 градусов - не холодно, и не жарко. Грести в самый раз. В половине девятого мы проснулись, Леня уже ходил между костром и палаткой, но потом забрался обратно внутрь. А нам стало жарко в нашем переносном доме - на него попадали лучи солнца, так что решили выползать наружу. Я вышла первая, намазалась от комаров, чтобы не отвлекали от дел, и пошла умываться и греть чай на костре. Александр прямо внутри палатки собрал вещи, пока я готовила завтрак, потом мы унесли лодку к воде, позавтракали, сложили все вещи и отчалили. Нас подгоняли комары. К тому же собирался дождь, надо было до него успеть куда-нибудь проплыть.

У Александра в этом походе случались постоянные проколы - как только зажил прокол от ножа, он немедленно проткнул себе палец крючком от спиннинга, доставая рюкзак. И снова ходил израненный, как инвалид. Река стала совсем другая, больше похожая на Сылву - без выходов на берег, с обрывистыми берегами. Встречалось много уток с утятами, желтых трясогузок и необычного вида кедровок. Мне хотелось где-нибудь пристать, чтобы умыться (утром из-за комаров это не удалось сделать), и вот мы увидели маленькую отмель на повороте. Как раз выглянуло солнышко, мы помылись, сделали зарядку, но как только собрались плыть дальше - пошел дождь. Саша надел дождевик, на рюкзаки накинули мешки, и стали пережидать, грызя семечки, что очень скрашивало ситуацию. Скоро подплыли Леня с Наташей и присоединились к нам. Видно было, что наш друг нервничает и раздражается. Наташа по секрету сказала мне, что он решил бросить курить, поэтому ему сейчас несладко без сигарет. Дело в том, что, когда перевернулась байдарка, все сигареты уплыли, а Александр сознательно не стал их вылавливать ниже по течению, потом даже обрадовался, что у товарища есть такой шанс отказаться от дурной привычки.

После дождя отчалили и продолжили путь. По дороге видели смешное черное животное - то ли ондатра, то ли выдра, с розовым пятачком и большими ушами, она не убегала, а наблюдала за нами. Одну отмель, где можно было встать на обед, мы пропустили из-за течения (там еще рядом рыбаки стояли). А вот на следующей, у большой серой скалы с гротами, удалось пристать. А в гроте Леня нас даже сфотографировал. Наташа сварила кашу, а мы доели все, что надо было доесть срочно (курицу, например). Выпили чайку, и поплыли дальше, оставив Леонида, прилегшего вздремнуть, и Наталью, кипятившую очередную порцию воды на чай.

Плыли мы довольно долго, и всю дорогу нам попадались громадные скалы - то с одной стороны берега, то с другой, а то и просто каменным коридором. Высота отвесных серых камней достигала 5-7 этажей. Местами они отступали от воды в лес, скрываясь за деревьями, и снова выходили к реке, внушая уважение своими размерами. Везде в каменных стенах по нижнему краю были промыты кругленькие гроты, в некоторые спокойно входила наша лодка, так что основание у скал казалось ажурным. Часто встречались нам утки, шумно взлетавшие при нашем приближении, одна из них была интересной окраски - больше светло-бежевой, чем темной. А в одном месте мы увидели ласку (это зверек, похожий на миниатюрного соболя, черненький такой), которая плыла по реке, потом вышла на камушек, встряхнулась, посидела немного и удалилась в лес. Нас она даже не заметила, хотя было довольно близко.

Видели, как кедровка тащила кедровую шишку в клюве. Проплывали мимо впадения речки Калья по правому берегу, где когда-то давно стояла деревня. Теперь там только слегка наклонная большая поляна без каких-либо следов строений, лишь на берегу лежит старое-престарое бревно с зарубками. Еще ниже по течению впадает речка Конда, маленькая, живая, с очень холодной водой. Про температуру воды мы узнали, когда высаживались на берег - увидели стоянку, причем трехуровневую, очень симпатичную. Обрадовались, что будет, где переночевать - а то уже и устали, и подмерзли. Вышли, осмотрели там все - красота! Вид на реку замечательный, особенно с верхней части берега, рядом чистый поток журчит, есть костровище, дрова… Но вот Александру на щеку село маленькое насекомое. Потом еще одно - на шею. Потом стало заметно, что их уже довольно много кружится возле наших голов. Мы поняли, что это мошка, и что надо немедленно сматываться. Пока мы садились в лодку и отплывали, к мошкам присоединились комары и преследовали нас еще полкилометра. Мошки успели тяпнуть меня в ухо, в глаз, в шею… Короче, могло быть хуже, если бы вовремя не смылись с "очаровательной" полянки.

Решили мы плыть до победного конца - или найдем стоянку, или остановимся через два часа в устье Ваграна, а там точно есть отмель. Плыли, оглядывались - где там наши спутники, но их не было видно. Под вечер выглянуло солнышко, стало повеселее и потеплее. Еще мы заметили, что русло Сосьвы часто разделяется надвое - посередине отмель с водяными лопухами или остров, и два рукава его огибают. Несколько ручьев впадали в реку за то долгое время, что мы плыли. И только километров через 20 от места ночевки мы нашли подходящее место для стоянки. Заметили сначала кусочек отмели, вышли на берег, оказалось, что она загибается за поворот и продолжается далеко, метров на тридцать, так что места достаточно много и для двух палаток. Причем галька местами мелкая, удобная. Нашлось и костровище. Я пошла поискать дров - увидела, что на берегу, на краю леса стоит деревянный крест, а на нем табличка, что здесь преставился раб божий Кирпиченко Юрий в 2011 году, причем было ему всего 30 лет. Что с ним случилось - неизвестно.

Остановились мы здесь на ночь, и стали ждать Леню с Наташей. Соорудили костер, палаточку поставили (на мелкой галечке, с травкой для мягкости), чай уже вскипятили. Комаров было немного, что радовало. Саша закидывал спиннинг, перепробовал все наживки - попперы, воблеры, виброхвосты… Но все бесполезно - рыба не клевала. Только раз зацепил крючок и потом бегал по берегу - пытался отцепить, не заходя в воду. Отцепил только с лодки, переплыв на другой берег. Уже совсем вечером приплыли, наконец, Леня и Наташа. Они плыли не торопясь, тоже везде кидали спиннинг. Тоже выходили на стоянке со злыми мошками, и она тоже им сначала понравилась. Они еще думали - чего это мы не остановились там. Но быстро поняли - чего.

Александр на своей лодке отошел от нас подальше и рыбачил. Рассказал потом, что одна щука клюнула, но сорвалась, вернее, передумала хватать наживку. Я в это время лежала в палатке, читала книжку. Немного подзамерзла - вечерний воздух был очень свеж, знаете ли. А Леня с Наташей были почему-то расстроенные немного, и сразу ушли в палатку спать, даже не стали чай пить. А мы стали, да еще и погрелись у костра. Потом валялись, глядя на реку через сетку входа. Пролетели над водой штук восемь уток с противным протокольным кряканьем и громким свистом крыльев. Утром нас ждали уже знакомые места от впадения Ваграна.

День 5. Последний отрезок Шегультана

25 июля мы проснулись довольно рано, было ясно и солнечно. Я достала бумажку, где у меня был предусмотрительно записан прогноз погоды на все путешествие. Смотрю - а именно 25 июля весь день и всю ночь должно быть пасмурно, дождь - короче, засада. Я пошла, чтобы сообщить эту нерадостную весть спутникам. Они сказали, что если уж совсем зарядит - можно где-нибудь припарковаться, а так можно и под дождем плыть. Но плыть-то как раз они не спешили. Леонид попросил воды, чтобы вскипятить полную кастрюлю - у них запасы уже кончились. Я отнесла ему канистру, и мы по очереди следили за костром. В то же время мы с Александром умывались-собирались. Снова пролетел селезень, который и вчера так же пролетал, в том же направлении, с таким же свистом крыльев. Вода вскипела, я заварила чай для всех и кашку "Быстров" для себя, мы позавтракали. Как только доели-допили - пошел-таки дождь. Мы порадовались, что не сняли палатку. Быстро покидали вещи под лодку, сами забрались под крышу, и нас сморил богатырский сон. Я еще пыталась сопротивляться и читать книжку, но сладкое сопение Александра рядом совершенно деморализовало, и я тоже заснула.

Проспали мы около часа, открываем глаза - снова солнце. Подождали мы, пока снаружи подсохнет, и выбрались на бережок. Загрузили лодку, попрощались с Леонидом, который недавно тоже вышел из палатки и кидал спиннинг до того момента, как он зацепился за что-то в воде. Теперь наш рыбак размышлял, как его доставать. Мы сказали, что будем ждать их ниже по течению у камня Кораблик, обратили внимание на скалу между Ваграном и Сосьвой, и тропинку на нее, напомнили, что оттуда открывается прекрасный вид, который они так и не увидели в прошлый раз. Леня ответил, что у них с Натальей сегодня упадок сил, им все время хочется спать, поэтому не факт, что они вообще сегодня отсюда отплывут, но уж завтра утром обязательно нас догонят.

Мы отплыли и пошли к месту слияния с Ваграном. Прошли одни скалы, немного похожие на Усть-Вагранские. Саша даже подумал, что это именно они, но там был еще остров с двумя деревьями - а мало вероятно, чтобы его намыло за то время, что мы здесь не были. Еще берег этого острова был зачем-то укреплен бревнами, и между ним и берегом образовался рукав, отгороженный плотинками, хотя никаких следов людей больше видно не было. Вот следующие скалы оказались те самые. Мы с радостью узнали знакомую реку, струю из пузырьков от впадения Ваграна в водах Сосьвы, косу, намытую этим потоком.

Вторую часть рассказа о путешествии по Шегультану и Сосьве, читайте на странице «Сосьва»

Шегультан - фото

Скала на Шегультане

Подсекай!

Понравился рассказ - поблагодарите автора,

Может быть Вы тоже бывали в красивых и интересных местах Урала. Я с удовольствием пообщаюсь с людьми, любящими путешествовать. При желании мы можем разместить Ваши фотографии и видеоматериалы, отчеты о походах, чтобы их могли увидеть и оценить другие любители природы и истории Урала.