Студия DV-PRO. Главная страница

Невьянск и окрестности

Направление по Старотагильскому тракту нами освоено было уже давно, но только от Екатеринбурга до села Красный Адуй, мы не раз ездили на озера Вашты и Шитовское, о них есть материал на сайте. Но нам хотелось продолжить маршрут до города Невьянск. Тем более что до Невьянска можно доехать на электричке, а вот обратно в Екатеринбург - на велосипедах через множество интересных объектов. Перед поездкой мы внимательно изучили карту, и наметили план, что нужно посетить.

Самый первый объект в списке - конечно, падающая Невьянская башня. Дальше - удивительный резной и расписной дом кузнеца Кириллова в селе Кунара, стоило посмотреть на это чудо своими глазами. Потом - озеро Аятское, один из крупных водоемов в окрестностях Екатеринбурга, река Аятка. Достаточно много населенных пунктов вдоль дороги, каждый из которых мы планировали посмотреть - Шайдуриха, Пьянково, Мостовское, и уже знакомый нам Красный Адуй. Ну, и по пути еще масса небольших пунктов - нежилые поселки, старые карьеры, фермерское хозяйство, воинская часть, старая узкоколейка, база отдыха...

И мы не пожалели, что проделали это путешествие. Площадь в Невьянске, где стоит знаменитая башня Демидовых, оказалась очень красивой, как и вид на городской пруд от подножия горы Лебяжья. Очень порадовало то, что по дороге от Невьянска до Мостовского встречается совсем мало машин, так что ехать на велосипеде комфортно и не шумно. Качество асфальта приличное, ям и кочек практически не встречается. Вокруг дороги живописная, довольно разнообразная местность - есть открытые поля, и сосновые и березовые леса, и небольшие озерца и речки. На села и деревушки, мимо которых проезжали, интересно было смотреть, а озеро Аятское порадовало живописным простором и хорошим местечком в лесу для стоянки. Были еще интересные пункты чуть в стороне от нашего маршрута, куда в эту первую поездку мы заехать не смогли из-за нехватки времени, так что обязательно прокатимся туда еще разок.

Невьянск, Кунара, Шайдуриха, Пьянково, Мостовское.

Начинались длинные майские выходные - нас ожидали целых 4 свободных дня. Гисметео обещал хорошую погоду, во всяком случае, для Урала. Это был удобный шанс осуществить давнюю задумку - проехать от Невьянска до Екатеринбурга по всяким интересным местам на велосипеде. Со всеми заездами в заброшенные деревни, на карьеры, озеро Аятское, и так далее. Маршрут примерно 120 км, так что мы отвели на путешествие 3 дня.

Я немного опасалась, смогу ли так запросто проехать этот маршрут, все-таки первый раз в сезоне, я еще после зимы и на велосипед не садилась, да и колено побаливает... Но все же решилась. Так что с вечера последнего рабочего дня мы приготовили еду, собрали рюкзаки, и узнали расписание электричек в сторону Нижнего Тагила.

Александр брал с собой велорюкзак на 90 литров, а я - маленький школьный рюкзачок, в который по максимуму входит 12 кг веса, и на новый багажник - завернутую в два наших туристических коврика палатку. Сашин рюкзак даже не пришлось дополнять расстегиванием верхнего отсека, и так все вошло. Мой рюкзачок был легкий, а вот здоровая бобина на багажнике заставила меня садиться на велосипед, каждый раз задирая ногу, как в балете. Хорошо хоть, на движение велосипеда она никак не влияла.

За полчаса, не спеша, доехали, купили в кассе билеты на себя (по 136 рублей) и на велосипеды (они обошлись всего в 25 рублей штука, даже кассир удивилась, что так дешево). До отправления электрички оставалось еще 30 минут, и можно было надеяться спокойно влезть в вагон и поставить удобно велосипеды.

Действительно, в тамбурах еще было свободно, а вот в вагонах люди уже занимали последние сидячие места. Мы заняли одно на двоих, все равно кому-то придется в тамбуре ехать с велосипедами, потому что в вагоне были очень маленькие пространства рядом с последними сидениями, ничего туда не поставить. Так вот, за полчаса до отправления успело в электричку набиться столько людей, что просто изумительно. Это активизировались в первый майский выходной садоводы. Поезд тронулся, и на следующих остановках ВИЗ и Электродепо еще подсело по небольшой толпе, так что уже стало нечем дышать.

Я уступила место маме с маленьким мальчиком, и стояла рядом. Александр держал велосипеды в тамбуре. Многие люди ругались на железную дорогу за то, что они не соизволили добавить дополнительных вагонов, хотя знают, что обязательно будет полный аншлаг. Мы понимали, что такая давка ненадолго - почти все пассажиры выйдут до остановки Калиново, и дальше будет почти пустой вагон. Так и получилось. В Мурзинке мы поменялись - я отправилась в тамбур, а Александр - в вагон, посидеть, чтоб ноги отдохнули. За окном пролетали красивые виды лесов и солнечного теплого весеннего дня.

Через два часа мы прибыли в Невьянск. Быстро выгрузили велосипеды, и стали карабкаться с ними на пешеходный мост через пути, по-другому там не пройти, все огорожено. Александр немного запыхался со своим тяжело груженым велосипедом. Мы сделали несколько снимков на память у вокзала Невьянска, спросили дорогу до падающей башни (она лежала прямо по улице от вокзала), и поехали вперед.

Сначала вдоль дороги стояли многоэтажные дома, но вскоре пошли только частные 1-2 этажные. Вообще, Невьянск скорее походил на поселок городского типа, чем на город. Все очень тихо, спокойно, скромно. Только в одном месте видели необычную картину: большой кирпичный дом, а вместо второго этажа стоят ульи, то есть пасека на крыше... Но вот мы подъехали к площади, где стоит и сама Невьянская башня, и большой храм с золотыми куполами, и новое здание то ли краеведческого музея, то ли Дома невьянской иконы. На площади были припаркованы два больших туристических автобуса - они привезли экскурсии. Александр снял общий план площади, и мы вошли на ее территорию.

Площадь была огорожена красивой металлической решеткой, кроме зданий храма и музеев здесь еще размещались детская игровая площадка, подобие деревенского огорода с тыном и горшками на нем, площадочка с названием "Прииск" - типа уменьшенного макета, состоявшего из маленького водоема, заборчика из камней и каких-то приспособлений старателей. Стояла и старинная черная вагонетка. Также с другой стороны площади был установлен памятник Петру I и Никите Демидову, где они стояли на нескольких стволах пушек, отлитых из уральского металла. Автор, кажется, Гринберг. С той стороны за забором виднелось очень старое, из красного кирпича, колоритное такое здание, с надписью "Депо", с красной звездой над воротами. За оградой площади виден был городской пруд, довольно обширный.

От памятника лучше всего был заметен наклон башни влево. Мы ее как следует рассмотрели - белая, высотой примерно с девятиэтажный дом, она состояла из трех ярусов и нижнего помещения типа конторы, но с окнами, похожими больше на бойницы, их откосы сужались внутрь, окна были закрыты черными решетками. Башню венчал острый купол в виде пирамиды, а на нем - невысокий шпиль с многолучевой звездой. Ярусы, один уже другого, были огорожены перилами, к которым робко подходили туристы, пришедшие в башню на полуторачасовую экскурсию. Основанием башни служило двухэтажное здание со сводчатыми проемами, и от него вверх надо было подниматься по железной винтовой лестнице.

Башню эту Демидовы построили в 18 веке не просто так, а с чисто деловыми целями, она должна была служить сторожевой площадкой, укреплением, наблюдательным пунктом, часовней, колокольней. Ну, и как известно, в ее подвале тайно чеканили монеты, нарушая закон. Для устойчивости и прочности башню при постройке стягивали железными конструкциями, верхушки которых идут по всему белому фасаду черными заклепками. Между прочим, на башне есть даже часы! И они работают. Поначалу я даже не поняла, что это часы - снизу видно было ржавый металлический прямоугольник. Если приглядеться, можно еще было различить слабый намек на римские цифры по кругу. Стало ясно, что это такое, когда раздался звон - часы били половину первого дня.

На фоне голубого неба, и башня и храм с золотыми куполами, смотрелись великолепно. Мы сфотографировались на фоне этих красот, сели на велосипеды, и выехали на набережную. Было настолько тепло, что на одной из скамеек сидел раздетый по пояс мужчина и блаженно загорал... Мы проехали к плотине, прямо над которой возвышался дом с адресом "улица Демидовых, 9". Плотина была старой, интересной, но под ней в воде прибилось столько мусора, что даже не очень приятно смотреть.

Прямо от плотины крутая улочка вела на гору Лебяжья, куда мы тоже хотели забраться, чтобы увидеть Невьянск сверху. Гора вроде и не такая уж высокая, но с нагруженными велосипедами вползать туда было непросто, так что мы ограничились половиной подъема, вышли на край скалистого обрыва над Нейвой, и нам открылся хороший обзор и на набережную, и на площадь Невьянской башни, и на противоположный берег, весь покрытый частными деревянными домами. Среди них выделялся лишь один - он был светлый, каменный, в два этажа и с фигурным фасадом - видимо, клуб, школа или что-то в этом роде. Вода в пруду искрилась и играла на солнце так, что глазам больно. На обрывчике прилепился новый, каменный, еще недостроенный дом. Александр отметил, что вид из него будет шикарный, только участок маленький и неудобный. Мы решили, что уже хотим есть, так что устроили обед прямо здесь.

Достали пирожки, овощи, чай, стали закусывать, и тут проходящая мимо женщина нас спросила - пикник у дороги? Может, горячей водички надо? Я не растерялась, и ответила, что надо холодной, в бутылку налить. Она сказала, что живет в доме, который стоял рядом с нами, взяла бутылку, и вынесла нам ее уже наполненную. Мы похвалили ее дом (первый этаж каменный, второй - деревянный), поведали, что сами туристы из Екатеринбурга, и от Невьянска поедем дальше на Шайдуриху.

Женщина охотно с нами поговорила, сказала, что и второй, рядом стоящий деревянный дом тоже ее семьи, что ниже по берегу у них кладбище и два храма, можно зайти туда, раз уж Пасха. Еще сказала, что большой камень на берегу реки называется Мужским, а торчащий в воде подальше - Девичьим, потому что раньше мужчины и женщины купались раздельно, каждый у своего камня. Показала направление на Шайдуриху. Мы попрощались с ней, доели наш обед, и двинулись дальше, в сторону Кунары.

Путешествовать в такую чудную погоду было так приятно! Сделав небольшую петлю, выбрались на улицу Городская, которая вела как раз к выезду из Невьянска. И этот выезд весь был под горку! При этом дорога хорошего качества, машин совсем нет, так что мы неслись с ветерком, любуясь окрестными полями. Они еще не зеленели, но все равно было красиво. Мы проехали первую деревню на пути - Середовина, она была слева от дороги, а дальше шел отворот направо, в деревни Ребристый и Федьковка. Нам же нужно было добраться до нежилого пункта Горельский.

До него проехали километра четыре, при этом дорога все время шла теперь с небольшим подъемом. Вот справа показался поворот - там и был Горельский. Мы въехали в лес, проехали остатки каменных ворот, как в пионерский лагерь, и у развилки остановились под большой сосной. Дорога вела дальше прямо, а мы свернули направо, к развалинам дома. Александр пошел дальше по лесной дороге мимо этих развалин, а я гуляла, разминала ноги. Вернувшись, Саша сказал, что нашел хорошее место, чтобы позагорать. Мы взяли велосипеды, и пошли.

Вот впереди показалась большая поляна, на ней стояли три каких-то не то сарайчика, не то будки. Одна поднята над землей на полметра. Я посмотрела налево, и увидела два ряда мишеней - поближе и подальше. Это было стрельбище, о чем говорили гильзы, валявшиеся везде в траве. А ближе к правому краю поляны разместился деревянный помост - идеальное место для солярия. И ровно, и сухо, и клещи не достанут. Мы разделись и улеглись на туристические коврики, подставив тела солнечным лучам. Жара стояла почти летняя, разве что прохладный ветерок иногда напоминал, что еще только начало мая.

Часа полтора наслаждались отдыхом и теплом. Поляну окружали буйно зеленеющие сосны и ели, и немного лиственных деревьев, еще с голыми ветками. Вот трава молодая уже выросла, и в ней тут и там мелькали желтые огоньки мать-и-мачехи и кустики сиреневых первоцветов. Летали бабочки и шмели, а ко мне даже подлетел первый в этом сезоне комар.

Отдохнув, мы оделись, и стали собираться ехать дальше. Я сразу пошла обратно под большую сосну - там случайно обронила свои солнечные очки, надо было их найти. А Александр еще побродил по стрельбищу, прочитал на табличке, что оно принадлежит какой-то исправительной колонии. Потом он присоединился ко мне, и мы поехали дальше по дороге вглубь Горельского. Ничего особенного там не оказалось, лишь большая поляна, развалины домика и здоровая насыпь высотой примерно в полтора-два этажа.

Саша поднялся туда, и обнаружил, что эта насыпь с трех сторон окружала какое-то строение, а с четвертой стороны шел ряд прямоугольных железобетонных арок. Это немного напоминало вход в пожарное депо. Налево и вперед от поляны было то ли болотце, то ли озерцо. Вот и все объекты. На выезде справа от дороги, еще до ворот, в лесу виднелся какой-то холмик с темным отверстием вроде входа в бункер. Возможно, здесь был холодильник, а может и что-то другое.

Мы выехали на шоссе, и продолжили путь к Кунаре. Проехали мимо маленькой мутной речки Горелки. Снова пошли участки дороги с небольшим подъемом, но это не помешало нам быстро преодолеть километров пять. Ехать-то было комфортно - машин мало, ветерок обдувает, не жарко и не холодно, тихо. Весенний лес радует взгляд. Он все больше был светлый, березовый. У правого края дороги показались стела с надписью «Совхоз Аятский» и рисунками колосков и коровы с бидоном, и табличка "Шайдуриха 7, Нагорное 53, Екатеринбург 68". Мы возле нее притормозили, чтобы сфотографироваться.

По навигатору Александр определил, что до Кунары осталось всего километр и двести метров. Но оказалось, что она еще ближе - сразу за поворотом пошли дома. И тот красивый дом кузнеца, что мы хотели посмотреть, был то ли третьим, то ли четвертым. Его видно издалека, уж больно яркий. Александр немного пожалел, что мы приехали сюда уже к вечеру - освещение дома гораздо лучше в первой половине дня, а сейчас свет падал сбоку, и фасад дома был в тени. Но даже при таком освещении краски просто ослепляли.

Основной цвет дома был синим, а декор поражал количеством мелких деталей, окрашенных в красные, желтые, зеленые, розовые и оранжевые цвета. У дома был фигурный, резной фасад, ставни, наличники, ажурный балкончик, оконца, изукрашенные водосточные трубы, а на крыше стояли скульптуры детей - пионеров и октябрят, с голубями в руках. Был там и всадник на коне с букетом цветов, и ракеты, и знамена, и гербы СССР, и красные звезды. И все густо увито гирляндами из ярких, вырезанных из дерева, цветов, листьев и виноградных гроздьев. А у дома еще палисадники с красивой оградкой, и металлический вазон с металлическими же цветами, тоже ярко раскрашенными.

Надписи на лентах вдоль крыши и на воротах гласили, что украшение дома начато в 1956 году, а окончены в 1967, в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. 11 лет человек трудился! Раньше на покраску дома регулярно выделяли средства и краску, а сейчас только от случая к случаю. Нам повезло, Губернатор Свердловской области как раз в прошлом году осчастливил семью автора (уже умершего) помощью на ремонт и реставрацию дома, так что он сиял свежими красками. Просто праздник какой-то! (Подробнее о доме можно почитать на страничке «Дом кузнеца Кириллова в селе Кунара»).

Напротив стоял гораздо более скромный домик, но тоже с рисунками - на воротах и скамейке неумело были намалеваны кошка с собачкой и цветочки. Видимо, люди пытались не отставать от знаменитых соседей... И дальше, продвигаясь по деревне, мы отметили, что здесь достаточно много домов, которые хозяева старались всячески украсить резьбой и яркими красками. В деревне было очень чисто, все обочины убраны, все палисадники подметены и ухожены.

Улица была одна - Ленина, на повороте я заметила еще крохотную улочку Чапаева. Был и малюсенький прудик на речке Кунарка - Александр там руки помыл. Сложилось впечатление, что в Кунаре проживают все больше дачники, а коренных жителей не так много. И мы не видели заброшенных или развалившихся домов. Мы продолжили путь, теперь уже к Шайдурихе и озеру Аятскому, где планировали заночевать. По навигатору туда значилось семь километров, но нам показалось, что меньше. Наверное, потому, что часто дорога шла под горку.

Шайдуриха намного больше, чем Кунара, она раскинулась по обеим сторонам дороги, справа далеко уходя в поля, почти до самого озера Аятское. В деревне тоже много домов, где живут дачники. Есть коттеджи солидного вида. Есть несколько магазинов, и продуктовых, и промтоварных. Видели мы и несколько колодцев, некоторые - новые, резные, покрашенные, а некоторые - очень старые, потемневшие от времени. При нас парни набирали воду в колодце с названием «Ветеранский», она оказалась желтовато-болотного цвета, так что пить там мы не стали.

Перед продуктовым магазином был поворот к озеру Аятское, мы поехали туда, на часах - около семи. Через полкилометра кончился асфальт, и началась грунтовка, вся усеянная ямами и ямками, как после бомбежки. Ехать там нам было затруднительно, так как попы наши уже болели с непривычки от езды на велосипеде. Начался лесок с болотцем, где на нас повеяло сырым холодом...

Вот начались базы отдыха, потом заросли тростника, а потом показалось и само озеро. Оно было явно заболочено по берегам, обрамлено густыми камышами, золотисто-желтыми после зимы. Сама гладь воды отливала глубокой синевой, отражая небо. Слева на берегу стояла полоса коттеджей, довольно внушительных размеров. Еще дальше, напротив большого пирса, мостков и стоянки для лодок, стоял коттедж, огороженный забором, с табличкой "Артель "Северная чего-то там" Видимо, здесь сдавались места для частных лодок, а также можно было взять лодку напрокат для рыбалки. Все лодки назывались "Нейва" с разными порядковыми номерами.

Мы решили здесь остановиться для ужина, а потом проехать дальше по берегу, до соснового лесочка, поискать удобное место для ночевки. Как только скрипнули под нашими ногами мостки, открылись ворота, и вышел охранник. Убедился, что мы не крадем лодки, и нам от него ничего не нужно, и снова закрыл ворота. Мы прошлись по всему пирсу, Саша поснимал просторы озера Аятское, и вернулись на берег. Там достали продукты из рюкзаков, я стала накрывать ужин, а Александра отправила фотографировать плотину с бурным потоком воды - она шумела метрах в 150-200 дальше.

После возвращения Александра мы сели ужинать на лодку, установленную на досках мостков. От озера уже тянуло вечерней прохладой, так что мне пришлось застегнуть ветровку. Мимо в сторону Шайдурихи проехали несколько машин рыбаков, они возвращались домой.

Закончив трапезу, мы сели на велосипеды и поехали к лесу. Проследовали мимо еще одной базы с лодочной стоянкой, а дальше начался смешанный лес, полный птиц. Они чирикали и свистели на всех ветках, а потом мы и вовсе вспугнули большого тетерева - удивительно, что он оказался так близко к жилью. В камышах возились утки, над озером летали чайки и кулики.

Доехали мы до развилки, где главная дорога с колеями сворачивала налево в лес, наверное, на какие-нибудь вырубки, или далеко вокруг Аятского, а менее наезженная шла прямо по берегу. Она была сухой, это радовало. Александр отправился на разведку, оставив меня ждать с велосипедами. Пока я стояла, наблюдала за полетом какого-то крупного хищника, коршуна, что ли. Так вот, он кого-то маленького поймал, не то рыбку, не то птичку, я не успела рассмотреть. Еще везде порхали и скакали трясогузки, синички и прочая мелюзга. Пролетел и дятел...

Минут через пять Александр возвратился и сказал, что там хорошо. Мы пешком пошли с велосипедами, кинув поперек дороги большую упавшую ветку - типа, здесь проезда нет, и никто давно не ходил. И правда, там было хорошо - сухой сосновый лес, слева тянется симпатичная заболоченная тихая часть озера, вокруг как-то спокойно и уютно.

Прошли несколько полян с костровищами, годных для стоянки, но остановились только у последней, метрах в 300 от места, где дорога уже заканчивалась и начинались болотины. Здесь было ровное место, окруженное молодыми сосенками, там мы и поставили палатку. Еще до темноты мы набрали сучьев на костер, их валялось на дороге множество. Но потом жечь его передумали, отложили это до утра, ведь горячий чай у нас был в термосе, а вот на завтрак можно и свежего заварить. Комаров пока еще не было, разве что один-два случайных и вялых. В тишине иногда раздавался шум моторных лодок на озере, но далеко и он не мешал.

Мы выпили чайку с пряниками, умылись, велосипеды привязали к палатке, затем еще прогулялись вдоль берега, и забрались внутрь - делать-то все равно больше нечего, так хоть отдохнем. Вечерело, но температура воздуха сильно не падала, видимо, ночь ожидалась не холодная. Но все равно мы утеплились. Небо было чистым до самого заката, в болотце квакали лягушки. Я наговорила на диктофон события за день, и мы довольно быстро заснули.

Ночью было тихо, даже ветер не шумел. Но в середине ночи Александр разбудил меня, и настойчиво рекомендовал выглянуть наружу - там что-то необыкновенное на небе. Я с неохотой высунулась из теплого спальника и взглянула наверх. Действительно, чудная картина - крупные и яркие, как лампочки, звезды, сверкали, напоминая елочную гирлянду. "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна..." Но долго смотреть не было сил, хотелось спать. Так что я забралась поглубже в спальник, и снова погрузилась в сон. Саша еще какое-то время сокрушался, что я на такое фантастическое зрелище так мало полюбовалась.

Но вот настало утро, рассвело, потеплело. И еще по озеру начали ходить моторки, так что можно было и просыпаться. Я вышла из палатки и удивилась, что снаружи совсем не холодно, и на тенте даже нет конденсата, и трава сухая, и дрова, собранные вчера, тоже. А солнечные лучи уже пробивались сквозь ветки к нам на полянку.

Мы первым делом развели костерок и поставили кипятиться котелок, а сами стали делать зарядку. Потом позавтракали, умылись, собрали вещи - все это не торопясь, наслаждаясь утренним весенним лесом. Небо снова было синим и чистым. Даже болото при ярком солнце выглядело красивым. Прямо среди деревьев кружились два больших канюка, высматривая не то добычу, не то чем мы занимаемся. Кстати, после умывания мы обнаружили на моей кофте, снятой и упакованной на багажник, маленького клеща, первого в этом сезоне. Мы его быстренько уничтожили в остатках костра. Сегодня нам нужно было доехать примерно до Красного Адуя и где-то там заночевать. А по пути планировали посетить еще всякие интересные места.

Мы выехали уже в двенадцатом часу утра. Притормозили еще у пирса, сделали фотографии озера при дневном освещении. Проезжая по Шайдурихе, мы остановились у колодца «Имени Бажова» и набрали воды, там она была не желтая, нормального цвета. Еще заглянули в магазин, купили половинку черного хлеба на всякий случай. Шайдуриха тянулась вдоль шоссе еще долго. Нам встретился дом, возле которого были выставлены на продажу деревянные садовые скульптуры какого-то местного мастера. Мельницы, часовенки, избушки на пеньках, плетеные заборчики и т.п., все очень милое, размером метр-полтора. Но цены были неслабые - избушечка стоила 9 тысяч рублей.

На выезде из Шайдурихи справа от дороги начиналось большое поле, а за ним - река Аять, запруженная у поселка. Из створа плотины хлестал бурный поток, хорошо заметный даже с дороги. Потом была развилка, где расходились пути на Реж и Екатеринбург. Мы поехали в направлении Екатеринбурга, через Пьянково. Следующая точка, которую мы хотели посетить, было фермерское хозяйство, и там надо было узнать, есть ли дорога на деревню Сосновка, которая на карте значилась, как нежилая.

Доехали до поворота к этому хозяйству быстро, даже сначала его проскочили. Вернулись и заехали в лес слева от дороги (если стоять спиной к Шайдурихе). Грунтовка оказалась вполне приличной, она вела сначала по лесу, а потом по большому полю, на котором сразу стала заметна жара. Так как колеи на полевой дороге стали глубокие и корявые, я шла пешком, чтобы не упасть с велосипедом вместе. На дальнем краю поля виднелось несколько построек: пара домов, сарай, навесы. Еще лежала высокая куча рыжих, новеньких бревен, явно приготовленных для строительства. Стояла легковая машина, ходил какой-то человек. А по левой кромке поля гуляли неопознанные белые, довольно крупные животные. Мы поначалу приняли их за коров, но потом разглядели, что это козы.

Мы подъехали к дому, на нас лаяла собака на привязи. Александр спросил у фермера, есть ли отсюда дорога на Сосновку, а тот ответил, что она называется не так, местные зовут ее Аятка. И она не заброшенная, там даже зимой живут несколько человек. А вот дороги отсюда туда он не знает - не ходил, лучше возвратиться по шоссе к развилке, повернуть на Реж, и оттуда по грунтовке пилить километров 15 до этой Сосновки-Аятки. Александр удивился: как так, живет человек в лесу, а тропки-дорожки что в округе, не знает.

Пока они общались, у нас под ногами с хозяйским видом ходил, гордо подняв хвостик, полугодовалый котенок, при рождении, наверное, белый, а сейчас серого от пыли цвета. Мы поняли, что здесь интересного ничего нет, а в эту Аятку ехать далеко и незачем, раз не заброшенная она. Так что почесала я котейку, да и пошли мы обратно к шоссе по солнцепеку. Налево от нас мы заметили еще одно строение непонятного назначения, половина его была под крышей, а половина - просто под навесом.

На дороге мы взяли курс на деревню Пьянково, чье название подтвердили своим появлением двое нетрезвых граждан в сопровождении собаки, которые нас поприветствовали. Первые дома показались уже сразу за поворотом. Но еще перед домами справа красовалась большая контейнерная площадка, вся заваленная мусором, а над ней возвышалась табличка «Пьянково».

Но сама деревня, на удивление, оказалась вполне респектабельной и чистой. Дома все больше добротные, машины возле них иномарки... А на другом конце деревни, у моста через реку Аять, весь берег был утыкан новенькими домиками - то ли под жилье, то ли под гостевые дома. На некоторых висели надписи "Продается". Часть территории была отгорожена под базы отдыха. На реке, на островке, была выстроена беседка, к которой вел подвесной мостик. Виднелись и маленькие рыболовные мостки.

На мосту через Аять рыбачили два мужчины, жалуясь один другому на плохой клев - одну рыбку всего с утра и поймали. Мы решили остановиться на полянке за деревней, чтобы пообедать. Там было где присесть и где руки помыть. Расположились и стали есть пирожки и овощи. Пока обедали, на небо набежали облака, и поднялся довольно холодный и резкий ветер.

После обеда Александр планировал заехать на территорию ракетной части, я его пыталась отговорить тем, что нас все равно туда не пустят, но он оптимистично предполагал - а вдруг она заброшенная? Тогда можно будет там полазить! Ну, что делать, проехали эти шесть километров, и увидели своротку направо. Как я и предполагала, дорога утыкалась в забор, ворота и шлагбаум. Я притормозила не доезжая туда, а Саша поехал пообщаться с караульным. Поснимал там на фото какое-то кирпичное укрепление с бойницами у ворот, деревянный противотанковый еж с колючей проволокой и ворота с российскими гербами. Внутри еще был виден трехэтажный дом, на балконе которого курил мужчина.

Караульный впустить Александра на территорию и комментировать что-либо с улыбкой отказался, мол, не положено. Я тем временем удалилась по неотложному делу в лесок, и там обнаружила у себя на ноге под штанами еще одного клеща. Попробовала его скинуть, но не вышло - поэтому я подумала, что он уже впился. Расстроилась. Позвала Сашу - вытаскивать. Но пока он доставал "противоклещевой комплект" - нитку и пинцет, я взяла бутылочку йода и плеснула на клеща. Он немедленно отпал, болтая ногами в воздухе. Не успел, значит, присосаться. Обрадовалась. И поехали мы дальше.

Там по программе следовал поселок Первомайский и карьер "Камушки". Оставалось проехать километра 4-5 и повернуть налево. По указателю повернули, и помчались под горку. У меня в голове возникла мысль, что ведь возвращаться-то придется в гору... Возле знака "50" обозначилась небольшая своротка налево, предположительно на карьер Камушки. Мы проехали по ней метров 200 и уткнулись в какое-то разрытое место, окруженное елочками. В недоумении огляделись, пожали плечами, и уже хотели уезжать, но по другой дорожке, ведущей вверх. И тут нам открылась полянка со скамейкой, деревянным настилом и костровищем, а на краю полянки обрыв в небольшой залитый водой карьер. Видимо, это и были Камушки.

Вокруг карьера и полянки стоял высокий сосновый лес, заглушающий звуки с дороги, так что здесь была тишина. Мы сели на скамью погрызть семечек, передохнуть, и послушать тишину. Александр сверился с картой, и выразил сомнение в том, что это тот самый карьер, что-то там у него не сходилось. Мы посидели полчаса, а потом решили поискать еще другую дорогу на эти Камушки. Ткнулись по лесным тропам туда-сюда, но так ничего и не нашли. По какой-то дороге с колеями вышли снова на шоссе к Первомайскому. Въехали в поселок, явно дачный, и стали искать кого-нибудь, у кого можно спросить про карьер.

По улице катались подростки на велосипедах, но Александр решил спросить у взрослых. У ворот одного дома стоял мужичок, вот к нему он и подошел. Разговор у них затянулся минут на пятнадцать, к нему присоединились еще один пьяненький гражданин и тетенька, но толку от этого было немного - они все говорили всякую чушь, пытаясь отправить нас к другим населенным пунктам, что подальше, или обратно, а также выяснить - зачем же нам карьер? И вообще, чего нам дома не сидится? И явно не понимали, о каких "Камушках" Александр говорит, только женщина вроде бы припомнила, что они туда купаться ездили, но дорогу указать не могла.

Мне надоело слушать весь этот бред, и я тихонько поехала на выезд из поселка. Александр догнал меня, мы обратились к девочке на велосипеде, показали ей на фотоаппарате фотографии карьера, на котором были, и она с уверенностью сказала, что это и есть Камушки. Александр успокоился, и можно было ехать дальше - программа выполнена.

Дальше мы должны были проехать мимо деревни Верхотурка, смотреть в которой было нечего. Где-то там значились остатки узкоколейной железной дороги, но по факту мы увидели лишь просеку, которая вела в Ольховку, мимо заболоченного озера Ельничное. Еще дальше по дороге располагалась деревня Мостовка, обозначенная на карте как нежилая. Но на самом деле жизнь там просто кипела - новые хорошие дома, куча гуляющего народа с детьми у небольшого водоема в карьере. А в конце деревни, на лужайке пониже дороги, у одного из последних домов, паслось большое стадо домашних животных - гуси, штук сорок, овцы, козы, куры... И везде висели таблички, а точнее плакаты "Продаются яйцо, куры, гуси, молоко, сыр" и т.д. Вот тебе и нежилая.

Мы проследовали дальше, в село Мостовское, где надо было заехать на базу "Солнечный остров", и, может, даже там и заночевать, если будет подходящее местечко. Ехать было довольно прилично, так что мы настроились на долгое движение. При этом мы приоделись потеплее, потому что температура воздуха сильно упала, и ветер дул просто ледяной. Правда, пока едешь, вроде тепло.

Мостовское оказался большим поселком, больше Шайдурихи. Недалеко от въезда мы мечтательно полюбовались маленьким светлым коттеджем, выставленным на продажу. Он почему-то нам очень понравился, уж больно уютный. На другом конце поселка мы свернули к базе отдыха, дорога началась плохая, разбитая, и я вдруг почувствовала сильную усталость, мне не хотелось туда ехать, и все! Но кое-как мы доехали, прямо по дороге маячил забор с большой надписью "Солнечный" - так назывался пионерский лагерь, который был здесь раньше. А вот направо была большая стоянка, где уже находились штук 30-40 машин, и ворота на базу "Солнечный остров" с огромным лозунгом «Добро пожаловать!».

Охрана, два немного поддатые мужичка, на территорию нас не пустили - без путевки запрещено, вопреки лозунгу. Просто прогуляться и то платно. Но затем Александра без велосипеда впустили, чтобы он мог найти администратора и посмотреть, как там внутри - а то как без этого коттедж-то заказывать? Я осталась у ворот сторожить велосипеды и грызть семечки. А машины с людьми все продолжали подъезжать. Когда Александр вернулся минут через 15, он рассказал, что на территории стоит пара двухэтажных каменных корпусов, несколько хозяйственных зданий, летняя сцена, качели...

Вышел он на берег маленького пруда, там были крытые беседки - то ли кафе, то ли еще что. Перед пляжем был забор, калитка которого была закрыта на замок, так что попасть к воде невозможно. С боков пляжика все было заболочено, так что поставить палатку за территорией базы, но у пруда не получалось. Справа от пруда виднелась маленькая плотина, на противоположном берегу был просто луг, на нем стояла машина. Осмотрев все это, Александр пошел обратно.

Мы сели на велосипеды, и поехали дальше. Покинули Мостовское, и стали искать место, где бы остановиться на ужин. Саша предлагал встать раньше, недалеко от базы "Солнечный остров", но мне то место так не понравилось, что я отказалась. А вот после Мостовского мы долго не могли найти ничего подходящего - то вдоль дороги развороченные механизмами поля, то сырой лес... Но через километр-другой попался поворот узкой дорожки к коттеджному поселку, туда мы и свернули. Прямо на обочине этой грунтовки мы и расположились, достали еду и начали трапезу. Это было очень кстати, так как на улице сильно похолодало. Пока ели, у меня даже руки замерзли. Так что перед тем, как ехать дальше, мы как следует утеплились, шапки-капюшоны надели, перчатки.

Я позвонила Наташе, выяснить - дома ли они, на даче? Но они уехали в гости, так что ночлег в Красном Адуе отпадал. Поначалу решили поискать здесь в округе место для ночлега. Мы немного подустали, наши филейные части болели от жестких седел, особенно у Александра. Это особенно чувствовалось на неровностях асфальта. Поэтому он периодически ехал стоя...

Мы проследовали мимо поворота на Кедровку, где есть старая железная дорога, и даже еще осталась станция. Александр хотел было съездить, чтобы посмотреть на эту станцию Исетка, но путь туда вел по земляной насыпи, где невозможно ехать, и нам расхотелось. Еще там рядом стоял закрытый лагерь имени Федорова, принадлежавший УЗТМ. Мы подъехали, поглядели - там действительно стояли запертые корпуса, но стекла везде были целы, ворота на замке, видно, что лагерь охраняется. Мы отправились дальше.

Ехали мы в сторону Красного Адуя, смотрели, где же нам можно заночевать, чтобы утром заехать еще в гости на дачу к знакомым. Но, чем дальше мы ехали, тем меньше нам хотелось здесь оставаться на ночь. Во-первых, никаких красивых мест или многообещающих свороток в лес не попадалось. И сам лес везде стоял смешанный, преимущественно из берез, внизу - какие-то кочки, и все это просматривается метров на двести вглубь - палатку не поставить. Во-вторых, на дороге в разы увеличилось количество машин, прямо как на большой трассе. В-третьих, сильно похолодало, дул ледяной ветер порывами.

Пока доехали до Красного Адуя, так и не нашли ничего подходящего для стоянки. Переглянулись мы, и Александр внезапно предложил - А может тогда поедем домой? Тут всего километров 30 осталось... Я понимала, что это самое верное решение, но достаточно сильно устала, и не знала, смогу ли проехать столько. В конце концов, подумав, я решила, что надо ехать, а палатку поставить, в крайнем случае, всегда можно. Тем более что до Красного Адуя мы уже не раз ездили, и все интересное уже видели.

Приняв решение ехать домой, мы не стали заезжать смотреть на снесенный замок Хабарова в Красном Адуе, и аэродром Балтым перед поселком - отложили на следующий раз. Так что мы снова сели на велосипеды, и со всей возможной скоростью погнали к Екатеринбургу. Александр подбадривал меня комментариями типа "Уже немного осталось, сейчас Половинный проедем" или "Скоро уже Балтым".

У Половинного мы чуток отдохнули у остановочного комплекса, и вовремя, потому что минут за пять до этого я неожиданно потеряла педали. Ноги соскользнули, сначала одна, а затем и другая, и я не сразу сообразила, что надо просто затормозить. Вот до чего уже устала, мозг просто отключился. Мы двинули дальше, торопясь до темноты попасть в город, по темной трассе ехать как-то не хотелось. Начались повороты на базы отдыха вдоль озера Балтым, всякие "Шишки", "Ромашки", "Звездочки". Дорога шла либо прямо, либо под горку, так что ехалось легко.

Так незаметно мы добрались до поселка Балтым. Вот здесь машин было уже просто как в Екатеринбурге, дикое количество. А в конце Балтыма начиналась высокая горка, ее мы прошли пешком. Затем большой участок трассы шел все время под горку, асфальт был ровный, так что мы прямо летели, одно удовольствие! Да еще ветер дул попутный, в спину. Александр притормаживал, чтобы далеко от меня не отрываться. Мы планировали проехать путь до дома часа за три, но получилось гораздо быстрее...

Потом Александр подсчитал километраж нашего марш-броска, и оказалось, что за этот день, выехав в половине двенадцатого, да еще со всякими заездами и остановками, мы проехали 83 километра. Для меня - абсолютный рекорд, да еще учитывая, что это первый выезд в сезоне. При этом я не так уж и устала, могла бы и сотку проехать при необходимости. Это прямо-таки подняло мою самооценку...

Маршрут нам понравился, это интересное направление с хорошими дорогами, машин там мало, асфальт приличный, для велосипеда просто раздолье. Да и посмотреть есть на что, и места сами красивые, разнообразные, с лесами и полями.

Поездка оказалась приятной, хотя и окончилась раньше на целый день. Даже за эти два дня мы увидели много увлекательного и симпатичного. Но самым главным напоминанием о поездке стала долгая боль в Сашиной попе, сильно пострадавшей от велосипедного седла... Он еще несколько дней с трудом садился...

Фотографии с поездки Невьянск - Екатеринбург

Понравился рассказ - поблагодарите автора,

Может быть Вы тоже бывали в красивых и интересных местах Урала. Я с удовольствием пообщаюсь с людьми, любящими путешествовать. При желании мы можем разместить Ваши фотографии и видеоматериалы, отчеты о походах, чтобы их могли увидеть и оценить другие любители природы и истории Урала.