Студия DV-PRO. Главная страница

Гора Большой камень (Уфалей)

Каждую весну я составляю список маршрутов на лето, причем стараюсь, чтоб мои путешествия были разноплановые по продолжительности, способу передвижения и объектам посещения. Короткие, на два-три дня, длинные на неделю и больше, к озерам и рекам, горам и скалам, на лодке, пешком, на велосипеде... Удобно, когда вся необходимая информация уже есть, и надо только выбрать, куда направиться в свободное время. Вот и этот объект ждал меня уже несколько лет, и наконец, дошла очередь и до него.

Маршрут на гору Большой Камень сложностью не отличается, так как место прямо рядом с городком Верхний Уфалей, и пойти туда может любой человек, даже без подготовки. Но, к моему удивлению, гора оказалась намного интереснее, чем я ожидал. И высота скал, и их форма, и виды с вершины позволяют занести эту гору в число других достопримечательностей на моем сайте и представляющих интерес для других туристов.

Теперь о самой горе - она находится примерно в трех с половиной километрах от железнодорожной станции Верхний Уфалей, ее высота 570 метров над уровнем моря. На горе есть несколько довольно высоких и крутых скальных выступов до 20 метров высотой, практически на все из них можно забраться и полюбоваться окрестными лесами. Видно оттуда и Верхний Уфалей, и поселок Черемшанка, и Черемшанские карьеры. Скалы протянулись метров на пятьсот.

В одной из скал есть небольшая пещерка, не слишком интересная, пригодная лишь для того, что спрятаться в ней от дождя. С восточной стороны скалы более обрывистые, и под ними находится обширная поляна, видимо, на месте вырубки. Каких-то благоустроенных стоянок нет, но мест для установки палатки предостаточно. На полянах у вершины горы летом множество цветов, в том числе и редкие, вроде сибирского василька и лесных лилий-саранок. Гора Большой Камень имеет статус памятника природы.

Неожиданно Большой камень

Гора Большой камень находится недалеко от города Верхний Уфалей, маршрут сюда я разработал уже давно, и вот пришел удобный момент его реализовать. Занимает он всего два дня, потому что идти до скал всего пять километров. То, что походик короткий, хорошо, лето-то у нас на Урале снова выдалось дождливым, так что больше двух дней сухих найти затруднительно. Вот и отправился я в начале июля на эту горушку. Когда собирал рюкзак вечером накануне, опять забыл, как засовываются алюминиевые опоры системы Х, полчаса бился, так и сяк их вертел, но все же нашел правильное положение.

Расписание электричек было не удобным. В ту сторону еще ладно, в 9.40 отправление, в 12.30 прибытие. А вот обратно только в 14.10 идет электричка - ни к селу, ни к городу. Выходить придется рано, полдня пропадает. Что делать, направление не популярное, народу ездит немного. Так то за день можно всю гору обойти, но расписание электричек не позволяет, а на два дня - нормально.

Утром встал я в 7 часов, на сборы было два часа, можно не спешить. Успел и зарядку, и душ, и завтрак. Надел рюкзак, который получился не тяжелым, поклажи мало - палатка, летний спальник, сланцы, термос, еда на пару дней, да бутылочка воды. Погода с утра была хорошая, небо синее, но постепенно набежало много облаков, и двигались они с большой скоростью.

В метро ждал паровоз довольно долго. Стал опасаться, что могу и опоздать на электричку... Приехал я в 9.39, по моим расчетам осталось всего 9 минут до отправления, а надо же еще билеты купить и до вагона добежать. Стал я двигаться активнее.

В 9.41 купил билет у кассира возле входа и быстрым шагом двинулся к платформе. У табло притормозил, глянул, на каком пути поезд, и оторопел - платформа 7, самая дальняя, а отправление-то не в 9.49, как я думал, а в 9.43! Чувствую, не успею. Насколько возможно, побежал с рюкзаком к перрону. Взбежал по лестнице, боясь не увидеть поезда вообще. Думаю, если опоздаю, поеду на ближайшей электричке куда-нибудь в другое место... Но гляжу - стоит мой поезд, не ушел еще. Метра два осталось до вагона - и о-па, двери закрылись. Но видимо, машинист увидел, что безумный турист с рюкзаком выскочил из тоннеля, и двери снова открыл. Я с облегчением забрался в вагон.

Подумал еще, что раз здесь повезло, то и с погодой, может, повезет, обойдет меня дождик стороной. Я еще на будущее решил запомнить, что не стоит долго копаться со сборами, даже если времени предостаточно. Ну, и конечно, поточнее смотреть расписание. В вагоне было чисто, сидения обиты тканью. Я устроился, и сел отдышаться - скакал-то быстро.

На остановке Первомайская в вагон зашел Денис, мы иногда вместе по лесам ходим. Он как всегда был с пакетом в руке - никак у него все не влезает в рюкзак, хоть и 90 литров. Он собрался тоже до Уфалея, а там на Шихан. Стал меня агитировать, но я понимал, что туда два дня - слишком мало, да еще в нестабильную погоду... Постепенно за несколько остановок вагон заполнился садоводами, вошла и компания молодежи с маленькими рюкзачками. Я потом у них спросил, куда направляются - сказали, что на Шихан. Вот мы проехали Кладовку, Коркодин, Полдневую... Везде здесь я уже бывал.

В Верхнем Уфалее вышли - жарко и душно. На платформе заметили, что исчез симпатичный деревянный паровозик, который видели в прошлый раз. Зато в другом месте появилась композиция с теремком, мельницей и паровозиком, но не понятно, тот переставили, или другой сделали...

На привокзальной площади стояла куча машин с водителями - частные такси. Денис сразу направился к ним, спросил, сколько будет стоить поездка до Силача. Ему назвали безумную цифру в 500 рублей, но товарищ с ценами не знаком, потому согласился, решил ехать на машине, а не ждать 2 часа электричку, хоть это и в десять раз дешевле. Я зашел в магазин, купил воды, чтоб питья и на завтра хватило. Взял еще сладкий пирожок на перекус. И зашагал в обратном направлении, до вагона, и на Красный камень.

Компания ребят в ожидании электрички решила тоже подняться на эту гору, и теперь они шли рядом, в ту же сторону, что я. У зеленого вагончика в конце станции я сделал пару снимков, и свернул на тропинку на гору Красная. Дул достаточно сильный ветер, приятно охлаждая и отгоняя насекомых. Вскоре тропа затерялась на травянистом склоне. По пути я несколько раз останавливался полюбоваться окрестностями, поснимать и передохнуть.

Со склона открывались отличные виды на городской пруд, на Верхний Уфалей и леса за ним, на бело-голубой храм на одной из улиц, на железнодорожные пути с составами, старое кирпичное депо и станцию, на какой-то завод с высокими трубами. Надо всей этой мирной картиной раскинулось небо с живописными быстро бегущими облаками. На вершине горы, поросшей невысокой травкой, стояла вышка, обвешанная всякими антеннами и тарелками, рядом маленький домик, служебный, наверное. Внизу на склонах росли молоденькие пушистые сосенки.

А мой телефон здесь уже не ловил, видимо, Челябинская область, и Мотива здесь нет. Так что я его выключил, чтоб не разряжался. Постоял я на горе, поглядел на окрестности, и стал спускаться по противоположному склону. Там шла дорога к вышке на вершине, по ней я и шел. Внизу вышел на улицу Северная, и увидел колонку, где сполоснул руки. А потом двинулся налево по этой улице, отметив еще одну колонку - можно перед походом на Большой камень здесь воду набирать, а то на горе никаких источников нет.

Через несколько домов окраина кончилась, и дорога пошла в лес. Вообще их было две, одна ниже, другая выше. Я шел по нижней, решив, что потом они соединятся. Как только я вошел в лес, прямо у дороги, и даже на ней, стали попадаться маслята. Я сделал привал, глотнул водички, и надел куртку и штаны, несмотря на ветер, появились комары, в шортах стало некомфортно. Заодно штаны заправил в носки и побрызгал от клещей. Зашагал дальше, по пути рассказывая в диктофон о событиях дня.

Дорога была довольно слабо выражена, просто колея, да еще все время она раздваивалась, растраивалась, потом снова сходилась... Приходилось быть внимательным, ориентируясь на выбранное направление. Неожиданно в полуметре от моей ноги я увидел птенца дрозда. Он, кажется, спал, сидя в колее и засунув голову под крыло. То ли выпал из гнезда, то ли родители его бросили, непонятно. Я чуть не наступил на него. Заметил только потому, что он, когда я шагнул, чуть шевельнул головой.

Я сфотографировал пичужку. Он задрал головенку вверх и уставился на меня, и как только я наклонился к нему с фотоаппаратом, широко раскрыл желтый клюв, и запищал. Может, думал, что я его сейчас покормлю, а может, напугать хотел. И вот, когда я разгибался, он клюв зарывал, как наклонялся - снова разевал. Я хотел присесть, чтобы еще с боку его снять, но умный птичка понял, что кормить его я не стану, и с писком побежал вперед по колее, спотыкаясь и иногда падая. А мне ведь идти-то в ту же сторону, вот он и бежит прямо передо мной, а свернуть в травку не догадывается. Чтобы его не пугать, я его просто обогнал, а то еще ноги себе переломает. Тут он и спрятался, наконец, под кустик.

Я зашагал дальше, и скоро вышел у небольшой, но крутой горки, на просеку. Там проходила ЛЭП. И вот там я нашел странную вещь - пластиковая ручка, а из нее выдвигается суставчатый металлический стержень. У его основания - кнопочка имеется. Я так понял, что это сломанная селфи-палка. Было смешно найти ее в таком месте. Взял ее с собой - она легкая, и пригодится в лесу паутину перед собой сбивать.

Дорога стала забирать все выше, все круче. Кстати, в дождливую погоду ходить здесь неудобно - земляное покрытие становится скользким, да и трава тоже. Лес вокруг был смешанный, но, чем выше я поднимался, тем больше было берез. На одной, как диковинные белые цветы, во все стороны торчали по стволу тонкие пластинки грибов. Сквозь деревья показались скалы, и я понял, что уже пришел. Так что по лесу идти всего пару километров. Была жара, в одежде я запарился, тем более круто в горку. Так что шел я медленно.

Уже рядом со скалами меня догнали люди - молодой парень с грудным ребенком на руках, девушка, жена наверное, и маленькая девочка лет четырех-пяти. Подкрались как-то незаметно. Рюкзаков у них не было, видно, просто прогуляться до Большого камня решили. Парень спросил, не по левой ли дороге я шел, и можно ли там проехать на машине. Я ответил, что смотря какая машина. Он сказал, что они ехали по правой, и машина застряла там в колее, так что они решили дойти сюда пешком. На вершину мы пришли почти одновременно.

Все подходы к скальным вершинам заросли густой пышной травой, в которой пестрели самые разные цветы: ярко-розовые гвоздики, пятнистые лилии-саранки с загнутыми вверх лепестками, фиолетовые метелки мышиного горошка, белые зонтики тысячелистника, нежные голубые незабудки, вездесущие желтые лютики, и еще множество цветов, названий которых я не знаю. Особенно интересный вид был у сибирского василька, совершенно белые косматые лепестки, словно легкие перышки. Где-то там из травы прямо из-под ног выпрыгнула крупная лягушка.

Сами скалы высотой с 4-5 этажный дом кое-где возвышались над деревьями. Вблизи стало видно, что они образуют отвесную стену, довольно внушительную. Дальше влево виднелась еще группа скал, повыше. Вышел я к месту, где лежало несколько бревен, на которых можно посидеть, и прошел дальше влево. Там обнаружилась относительно ровная каменистая площадка, подходящая для привала. Было уже около двух часов. Я скинул рюкзак и куртку, и присел отдохнуть.

Здесь постоянно дул сильный ветер, под ним я быстро проветрился. Достал еду, пообедал курицей с картошкой, вот только обнаружилось, что хлеб дома оставил. На стол мне его не выложили, а сам я не вспомнил. Ну, еды и так было достаточно, так что не страшно. Посидел я еще, давая возможность спине и ногам прийти в норму. В это время люди, которые подошли вместе со мной, уже стали собираться обратно. Парень поднялся на скалы, там сделал несколько фотографий, и все. Говорят - ну все, до свидания, мы пошли обратно. Я удивился, что так мало они здесь пробыли, а парень сказал, что сюда приближается туча, может начаться дождь, поэтому они и уходят.

Я влез на скалу, чтобы глянуть на небо. Оно уже было затянуто, и невдалеке было видно, как из большой тучи идет дождь. Но я предположил, что эти дождевые тучи обойдут гору. Я спустился, на всякий случай достал зонт и пакет, чтобы укрыть рюкзак. Надо было определяться, где буду ставить палатку. Надел рюкзак, и пошел искать ровное место, здесь-то ничего подходящего не было. Прошел метров сто вдоль скал, решил рюкзак снять, а то неудобно с ним ходить.

Двинулся дальше, и чуть не наступил на змею, которая свернувшись клубком, лежала на дороге. Нога моя прошла в 10 сантиметрах от черной рептилии, она спокойно могла меня тяпнуть, но не стала - сама обалдела от неожиданности. Помешал я ей греться на камушках. С этой стороны ничего хорошего я не нашел, вернулся, взял рюкзак, и снова пришел к самой высокой из вершин. Надо было пройти теперь в другую сторону - но там тоже ничего. Ладно, палатку ставить я пока не собирался, мне еще хотелось обойти скалы по кругу, сделать их фото и снизу тоже, но ближе к вечеру, а то сейчас погода пасмурная, снимки получатся тусклые.

На центральной полянке я снял рюкзак и прилег отдохнуть и разглядеть скалы получше. Камни лежали пластами, как слои в пироге. Вокруг летала бодрая бесстрашная трясогузка, приближаясь ко мне метра на два. Сверху пролетали черные вороны. И справа, и слева от горы шли дожди, а здесь было сухо. В этом месте было очень спокойно, хоть и Верхний Уфалей недалеко. Сочная зелень радовала глаз. Хорошо здесь размышлялось. Вот только ветер был уж очень прохладный, почти как осенью.

В ожидании улучшения погоды, я то поднимался посидеть на вершину и понаблюдать за движением облаков, то спускался побыть на полянке. Наверху долго не просидишь - холодный ветер не даст. В какой-то момент даже появилась мельчайшая морось, и сгустился сумрак. Я спустился в очередной раз, перенес рюкзак под березы, чтоб не мок, а сам сел на чурбачок.

Но вот непогода закончилась, основные тучи прошли и небо начало проясняться. Было около шести вечера. Настала пора действовать. Я решил обойти полностью всю скальную гряду, посмотреть, откуда хорошие виды. Рюкзак спрятал в папоротнике подальше от тропы. С собой взял только сумку с фотоаппаратом, и пошел против часовой стрелки, рассчитывая за час пройти этот круг.

Скалы были разбиты примерно на три условные группы - одна, самая крутая и самая высокая, слева от нее маленькая скала, затем провал, и третья скала, центральная, довольно высокая, на ней установлен тур, железобетонный блок с металлической трубой. На него удобно забираться. Вообще вся гряда Большого камня была похожа на Юрьев Камень под Нижним Тагилом. Здесь тоже с одной стороны можно на скалы подняться, а с другой - отвесная стена над большой бывшей вырубкой, поросшей молодыми березками и ольховником.

По верхней тропе, у подножья скал, росло огромное множество цветов - мелкие, с булавочную головку, крупные, синие, красные, белые, сиреневые. Это немного затрудняло движение - приходилось смотреть, куда ставить ноги, чтобы не потоптать это великолепие. Зато воздух от них очень ароматный и приятный.

Прошел я вперед метров на 500, больших скал там уже не было, но обрыв сохранялся. Сверху было видно что-то вроде небольшого поля, и на нем стоят рогатины для держания сена. Дальше я спустился ниже, завернул налево, вышел на поляну, и пошел к скалам с другой стороны, где вырубка. Вид оттуда был не очень, потому что у подножья скал росли уже большие деревья, которые не стали рубить, и они закрывают основную часть стены. К этому времени небо расчистилось, выглядывало солнце, бежали облака.

Идти внизу было нелегко, трава очень густая, примерно по колено, а под ней скрывались камни и поваленные бревна, можно и ноги поломать. Надо было двигаться внимательно. Дошел я почти до самого начала гряды, и увидел между скал ложбинку, по которой можно было подняться на другую сторону. Решил так и сделать, поскольку все равно почти замкнул круг. А вообще-то длина этого скального хребта примерно с километр.

Поднялся я по тропе на западный склон, где основная дорожка, и пошел в сторону от Уфалея и от своей стоянки. Хотел посмотреть, надо ли мне завтра идти на другой конец гряды, есть ли там что-то интересное для фотографии. Пока ходил, небо опять заволокло облаками, так что фото на закате сделать не вышло. Поднимался я еще на более мелкие вершинки, дошел до конца, дальше шло понижение, тропа вела на Черемшанку. Пора было возвращаться, и так полтора часа бродил, уже почти восемь вечера, а мне еще палатку ставить.

Всего я прошел за сегодняшний день километров восемь. Пять от Уфалея до горы, и потом три - вокруг скал. Прошел мимо таблички, где была надпись с просьбой к туристам не оставлять мусор и беречь природу. А рядом куда-то тропинка. Я прошел по ней, увидел костровище, и впадину между невысокими скалами. Тропа вела туда. И вот там обнаружилась маленькая пещерка, выходила она не на склон, а именно в ложбинку. Так что, глядя на скалы со стороны, ее не увидишь.

Глубиной она была метров пять, после первых двух метров сужалась. Стены ее были закопченными и с множеством надписей типа "Здесь был Вася". Изнутри веяло сыростью. От пещерки я вернулся за своими вещами, и принес их к скале с бетонным блоком на вершине. Мне уже было жарко, я же оделся в штаны, куртку и накомарник. Теперь все это снял, налил себе чаю, съел на ужин несколько пирожков. Передохнул. Пока сидел, ко мне опять подлетела трясогузка, причем с совершенно явным желанием рассмотреть получше, кто это пришел. Она присела на камень рядом и прямо-таки таращилась на меня.

На небе ситуация опять поменялась - надо мной и к западу просто бежали облака, а вот на востоке тянулись низко над лесом темные дождевые тучи. И часть их приближалась ко мне. Пришлось скорее ставить палатку, а торопиться было непросто - ступни, расслабившись на отдыхе, теперь отзывались болезненными ощущениями при каждом шаге, а коленки им поддакивали.

Я выбрал маленький пятачок 5 на 2 метра, здесь между костровищем и камнем было относительно ровно, вот я и поставил палатку. Все вещи затащил прямо внутрь - когда один, места там достаточно и для рюкзака. Сел на пороге, обтерся весь влажными салфетками, освежился немного. Достал спальник, улегся в него, и стал читать журнальчик. Как раз в это время и мелкий дождик по тенту зашуршал. Хотя было еще рано, но снаружи стало уж больно неуютно - сыро, холодный ветер. Так что решил я попить чаю в палатке, да и лечь спать пораньше. Лелеял надежду, что завтра погода будет лучше, и я смогу сделать хорошие снимки.

Примерно в половине одиннадцатого вечера я еще разок выглянул, посмотреть, не улучшилась ли погода. Нет, не улучшилась. С тем и заснул. Ночь прошла спокойно и хорошо. Лежать было удобно, мягко на травке.

Утром проснулся очень рано, наверное, из-за криков воронов, любят они спозаранку поговорить. Это родители со своим птенцом подросшим общались. Повернулся я на другой бок, и снова заснул. Потом опять проснулся, услышав трещание крыльев трясогузки. Уснул. Снова проснулся от криков воронов... Теперь уже была половина восьмого, так что и вставать можно.Лежал я в палатке, разглядывал на тенте капельки после ночного дождика. На небо уже вкатилось солнце, и светило в просветы облаков. Но воздух пока был достаточно прохладный. Решил я еще полежать, пока потеплее станет. А потом на солнышке уже и сделаю зарядку. Облачность была переменная, а травка пока что вся мокрая - то ли от дождика, то ли роса.

После зарядки я позавтракал бутербродами с чаем, как всегда. Планировал я снова пройти вокруг всего хребта, чтобы сделать фотографии при хорошей погоде. Но для этого надо было все вещи собрать. А палатка-то мокрая. Пришлось тряпочкой ее обтереть, тент на траве разложить, чтобы просох. Потом уже все сложил в рюкзак, нарядился в штаны и кофту, чтобы не кусали насекомые и не кололи всякие шипы-колючки. Рюкзак спрятал, как вчера, в папоротнике, и пошел, теперь уже по часовой.

Когда спускался по камням, колени отзывались чувствительно, ослабли видимо, за зиму. Зато виды и запахи радовали - цветов море кругом, пчелы-шмели жужжат. Поднимался на одну вершинку, потом на другую. Наверху было очень хорошо - простор неба, зеленый ковер леса внизу, очень располагали к неторопливым размышлениям. На третьей меня заметили хищные птицы, канюки, наверное. У них здесь где-то гнездо, вот они и волновались, надрывались-кричали надо мной. Но мне надо было поторапливаться, чтобы успеть к 14.00 на электричку в Верхний Уфалей (чудом не опоздал на поезд по дороге сюда!).

Кроссовки, одежда, особенно штаны, у меня промокли от травы. Я дошел до пещерки, что видел вчера, сфотографировал ее, взобрался на скалу, и потом пошел вниз. Продолжил путь у подножья скал. А идти там было очень трудно - в высокой траве не видны были камни и коряги, приходилось ноги высоко поднимать, и осторожно ставить, чтобы не сломать вообще. Да еще все кругом заросло деревьями по 3-5 метров, довольно густо.

И еще допекали мухи в огромном количестве, целыми тучами лезли они в рот, в глаза и в уши. Пришлось закрыть рот и дышать только носом, а то проглотишь ненароком... Хорошо хоть, они не пытались кусать, просто садились на все подряд, даже на фотоаппарат. Перед съемкой их надо было разгонять, чтоб в кадр не лезли. Так что продвигался я медленно, а снимков сделал немного. По пути вспугнул куропатку, и она выпорхнула из травы у меня из-под ног. Да, еще здесь было множество следов каких-то копытных, небольших, типа косули или кабанчика.

Пройдя вырубку, я увидел низинку, и по ней поднялся на тропу. Влез на скалу рядом с самой высокой, сфотографировал гору Красная возле Уфалея, сам городок и часть пруда, гору Волчья по пути на Иткуль, деревню Черемшанка... И леса, до самого горизонта.

Спускаясь вниз, с грустью и печалью отметил низкую культуру и интеллектуальный уровень людей, посетивших эти скалы, все было расписано именами и фразами типа "Я здесь был". Подумал, а что если узнать, где живут такие Патрушевы, приехать к ним, и на их входной двери тоже написать "Я здесь был". И на реакцию посмотреть. И ведь эти остолопы не соображают, что портить надписями красивые места это глупо и безобразно, да и фамилию свою только позорят.

Вернувшись на свою стоянку, я напился водички, спасаясь от жары, скинул мокрую одежку, и прилег позагорать и посушиться. Через какое-то время заметил, что мне на руку с одежды заполз клещ - вот я ведь и вчера бродил по дебрям вокруг скал, но этих паразитов не обнаружил, а сегодня походил - и пожалуйста. Хорошо, укусить не успел.

Через полчаса надо было уже выходить в обратный путь, полтора часа на дорогу мне хватит. Рюкзак уже был собран, лежал в папоротнике. Я наслаждался коротким покоем, слушал шелест листвы. Уже и подремать захотелось... Но пора было собираться. Я еще поснимал разные цветы, чтобы дома их определить и написать названия в рассказе. Еще разок влез на скалу, на прощание осмотрелся. Вдалеке у Черемшанских карьеров заметил странный дом, похожий на замок с башенками. То ли коттедж такой, то ли турбаза. Сделал и свое фото, а то нет ни одного из этого места.

Уже был час дня, и я снова рисковал опоздать, на дорогу оставалось всего час, впритык к отправлению поезда. Попрощавшись с местом отдыха, вышел к Верхнему Уфалею. Прошел метров 100, и вспомнил, что не проверил стоянку на предмет оставленных вещей. Вернулся, проверил. Пошел снова, уже 10 минут второго. Когда уже спустился с горы, внизу начался чисто сосновый лес, березы почти совсем пропали. И сосны под ветром мне шептали - не уходи, останься, смотри, как тут тихо, спокойно...

Шагать было хорошо. Навстречу попались два мужичка на велосипедах, наверное, за грибами поехали. Вот уже показался край леса, дома Верхнего Уфалея. Между прочим, лес здесь был очень чистым, его явно убирали от хвороста и бурелома. Все это было сложено в кучки. Было приятно, что лесничество работает так, как надо, бережет лес от пожара.

Без десяти два я был у горы Красная, и мне надо было ее быстро обойти или преодолеть. Решил, что быстрее будет подняться на нее и потом спуститься. Пошел бодрым шагом к вышке, с вершины увидел уже вокзал. Надо было спуститься. Но вот спуск оказался для меня труднее - колени болели немилосердно при каждом шаге, нагрузка-то на них большая. Шаги я старался делать поменьше и ступать на носки, амортизируя. Направился я напрямик к вокзалу, а не к зеленому вагончику, где шел вчера.

На привокзальной площади никого не было. В здание я вошел и купил билет в 14.03. До электрички оставалось еще 11 минут, так что зря я волновался. Сел я в паровоз, людей было мало, мест много. Отдышался я, выпил воды, достал еду и пообедал.

Обратный путь прошел как-то дольше, потому что ехал уже один, поговорить не с кем. Сидел, смотрел в окно и тихо радовался, что лето только начинается, впереди много теплых и солнечных дней, и будет еще время съездить в разные хорошие места, побродить по лесам, по полям, испить свежей водицы в ручьях, подышать чистым воздухом.

Как добраться до горы Большой камень

Так как Большой камень находится рядом с городом Верхний Уфалей, то понятно, что сначала нужно добраться до него на электричке, машине, или автобусе. А уже от Уфалея пешком. От вокзала нужно идти налево, в сторону Екатеринбурга, дойти по дороге до зеленого вагона, установленного на постамент, его знают все жители. От него поворачивать в гору Красная, идти по склону вверх, к вышке сотовой связи. С вершины открывается прекрасный вид на город, Уфалейский пруд, леса и частный сектор.

От вышки идет вниз, на другую сторону горы грунтовая дорога. По ней Вы попадете на окраину, в частный сектор, там поворачиваете налево, и в лес. В лесу дорога часто раздваивается и петляет, чтобы не заблудиться, надо либо все время держать прямое направление, либо иметь при себе компас или навигатор. Этот путь самый удобный и короткий, около трех с половиной километров от станции до подножья скал.

Обратно можно идти или тем же путем, или перевалив по тропе через вершину горы Большой камень в сторону поселка Черемшанка, с горы его видно. А уже оттуда уехать на электричке. Сложность только в том, что на этой станции поезд стоит всего 1 минуту.

Карта горы Большой камень и окрестностей Уфалея

Гора Большой камень - фотографии

На вечной стоянке
Вокзал Уфалея
Центральная часть города Верхний Уфалей
Птенец дрозда, который убегал от меня по дороге
В этой скале справа - пещера
Скалы горы Большой камень
Пещера в скале
называется почему-то "Пугачевская"
Одна из скал на горе
Вид на скалы с востока
По зарослям ходить не просто, но кадр эффектный...
Вид на Уфалей со скалы
Скальные вершины горы Большой камень
Вдали - Черемшанка, справа видны карьеры
Тур на вершине скалы
У подножия этой скалы
я нашел место для палатки

Понравился рассказ - поблагодарите автора,

Может быть Вы тоже бывали в красивых и интересных местах Урала. Я с удовольствием пообщаюсь с людьми, любящими путешествовать. При желании мы можем разместить Ваши фотографии и видеоматериалы, отчеты о походах, чтобы их могли увидеть и оценить другие любители природы и истории Урала.